Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Наши пернатые друзья"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель:

Развитие речевой деятельности детей в занимательной форме.

 

Задачи:

-Активизация и обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы».

-Развитие фонематического восприятия.

-Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

- Развитие координации речи с движением.

-Создание эмоционального настроения, доброжелательных отношений, воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_pernatye_druzya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №657 Дошкольное отделение 1

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи детей в подготовительной группе

 «Наши пернатые друзья»

                                                                               Подготовила и провела воспитатель

Романовская Е.Я.

Цель:

Развитие речевой деятельности детей в занимательной форме.

Задачи:

-Активизация и обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы».

-Развитие фонематического восприятия.

-Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

- Развитие координации речи с движением.

-Создание эмоционального настроения, доброжелательных отношений, воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

Игрушка «Синичка», картинки перелетных и зимующих птиц, схемы слогов в виде еловых веточек, медальки с изображением птиц, музыкальный центр, диск с записями музыкальных произведений П. И. Чайковского "Осень" из альбома "Времена года".

Методические приемы:

Беседа, загадки, рассматривание предметных картинок. Дидактические игры и упражнения, речевые игры. Сюрпризный момент. Музыкальное сопровождение.

Ход образовательной деятельности.

Организационный момент:

Дети сидят в группе, оформленной детскими рисунками по темам: «Птицы», «Времена года» и слушают музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года».

Воспитатель: Посмотрите, как красиво в нашей группе: у нас настоящая осень. С наступлением холодов осенью меняется жизнь птиц. Вот как об этом написано в стихотворении:

Скоро белые метели снег поднимут от земли.

Улетели, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет -

улетает, улетел.

О каких птицах написано стихотворение?

Дети: О перелетных.

В.: Почему мы так их называем?

Д.: Перелетные, потому что осенью эти птицы улетают в теплые края.

В.: Почему птицы улетают?

Д.: Птицы питаются насекомыми, многие из которых в конце лета пропадают. Водоплавающие птицы улетают, когда замерзают реки и озера.

В.: Но улетают не все птицы, есть и те, которые остаются с нами. Как называются такие птицы?

Д.: Зимующие.

В.: Почему они так называются?

Д.: Они зимуют в наших краях.

В.: Но есть и такие птицы, которые прилетают к нам зимовать. Как называют таких птиц?

Д.: Таких птиц называют кочующими.

В.: Сейчас я загадаю вам загадки, отгадку вы должны найти среди иллюстраций.

Озорной мальчишка

В сереньком пальтишке

По двору шныряет

Крошки собирает

(Воробей, он зимующий)

Непоседа птица эта

Одного с березой цвета.

(Сорока, она зимующая)

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют.

Гусениц мороженых яблоки клюют.

(Снегири, они кочующие)

На шесте — дворец,

Во дворце — певец,

А зовут его...

(Скворец, он перелетный)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка, она перелетная)

Он мороза не боится,

Не страшна ему зима.

Сосны, ели дарят птице

Золотые семена.

(Клёст, он зимующий)

В.: Молодцы, справились с заданием. А сейчас мы с вами поиграем с нашими птицами.

Игра «Улетают — не улетают».

(Педагог раскладывает картинки с птицами (изображением вниз) в центре круга. Дети под музыку бегут по кругу и делают взмахи руками. По окончании музыки дети поднимают картинки. Те дети, у которых зимующие птицы, приседают, а те дети, у которых перелетные птицы, делают взмахи руками.)

(Игра повторяется 2 раза. Дети садятся с картинками.)

В.: А теперь посмотрите на веточки для птиц. Вы должны разделить названия своих птиц на слоги. Если в названии птицы один слог, то птичка «сядет» на одну веточку, если два — на две веточки, три — на три веточки.

(Дети произносят названия птиц по слогам и помещают на соответствующую веточку свою картинку.)

В.: Птички на веточках сидят, а мы с вами поиграем с мячом.

(Дети становятся в круг.)

  • У сороки белые бока, поэтому её называют … (белобокая)
  • У синицы желтая грудь, поэтому её называют … (желтогрудая)
  • У дятла красная голова, он … (красноголовый)
  • У грача чёрные крылья, он … (чернокрылый)
  • У соловья звонкий голос, его называют … (звонкоголосый)
  • У аиста длинные ноги, поэтому его называют … (длинноногий)

В.: А сейчас мы поиграем с синичкой, которая прилетела к нам в гости. Расскажите, что она делала в лесу.

  • Синичка с веточки … (слетела)
  • Синичка от ёлки … (улетела)
  • Синичка к кормушке … (подлетела)
  • Синичка с ветки на ветку … (перелетела)
  • Синичка от кормушки … (отлетела)
  • Синичка вокруг кормушки … (облетела)

(Дети передают друг другу игрушку Синичку и заканчивают предложение.)

В.: Молодцы, ребята! А теперь внимательно послушайте слова и скажите, какое слово лишнее.

  • Лебедь, лебединый, лебеда, лебёдушка.
  • Журавли, журавлиный, журнал, журавушка.
  • Утка, утиный, уточка, минутка.
  • Голубь, голубок, голубизна, голубятня.
  • Сова, совушка, совет, совиный.

В.: Ну, ребята, молодцы! Всё вы знаете! А сейчас будьте особенно внимательны: вопросы «на засыпку».

  • Чего больше — крыльев или птиц?
  • Чего больше — крыльев или ног у птиц?
  • Чего больше — перьев или птиц?
  • Чего больше — клювов или хвостов у птиц?

В.: Какие вы молодцы! На все вопросы ответили, все задания выполнили! За это вам положена медалька с изображениями птиц, но на них нужно дорисовать то, чего не хватает.

(Дети выполняют задание.)

В.: дорисовали, молодцы, теперь их разукрасьте. Сравните с образцом. Молодцы, возьмите их себе на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи тема: "Я и мои друзья" 2 младшая группа

конспект занятия по развитию речи тема: "Я и мои друзья" 2 младшая группа...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Наши друзья — игрушки»

Программное содержание:В описании – определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним)Продолжить учить детей давать описание внешнего в...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Наши друзья — игрушки»

конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Книги-наши друзья!»

План-конспект занятия  по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Книги-наши друзья!»...