Конспект НОД "Путешествие по русским народным сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

НОД по развитию речи для детей среднего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_skazki.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Конспект НОД по развитию речи

на тему: «Путешествие по русским народным сказкам».

Цель. Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные:

  формировать знания детей о русских народных сказках;

совершенствовать умение узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам;

 прививать любовь к устному народному творчеству;

Развивающие:

  развивать память, мышление, наблюдательность, речь;

  способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы;

  вызвать положительный эмоциональный отклик в совместной деятельности.

Воспитательные:

  воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.

Предварительная работа:

  чтение русских народных сказок;

  рассматривание иллюстраций к сказкам;

  оформление выставки книг с русскими народными сказками.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Планируемый результат: закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Средства и оборудование: «Сундук со сказками», 2 книги, письмо, картинки к сказкам, клубок, проектор, баннерное полотно, дерево.

                                                  Ход НОД.

Дети и воспитатель находятся в групповой комнате.

Воспитатель. Дети, давайте поздороваемся. Становитесь в круг.

Воспитатель становится с детьми в круг и говорит:

Здравствуй, солнышко – дружок

(руки вверх, фонарики).

Здравствуй, носик – пяточок

(указательным пальцем показываем носик).

Здравствуйте, зубки

(показываем зубки).

Губками «почмокали» («чмок-чмок-чмок»),

Зубками «пощёлкали»

(щёлк-щёлк-щёлк).

Руки вверх подняли

(поднимаем руки вверх).

И ими помахали

(машем ладошками),

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали.

(хором здороваемся).

Воспитатель. Предлагаю отправиться в сказочное путешествие. А чтобы нам не заблудиться, дорогу укажет волшебный клубок. Готовы? (Да). Тогда отправляемся.

Звучит музыка «Сказки гуляют по свету», дети идут за клубочком друг за другом. Клубочек приводит детей к дереву, под которым стоит сундук. Воспитатель.  Ребята, посмотрите, сундук. Попробуем его открыть. Не открывается. Я догадалась, сундук волшебный. Нам нужно его расколдовать. Вам необходимо ответить на вопрос: «Чему учат нас сказки?» Как вы думаете, чему? (ответы детей).

Воспитатель. Ну вот мы с вами и расколдовали сундучок, и он открылся, а здесь книга сказок. Давайте мы сейчас её прочитаем. Ой, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Здесь есть какое-то письмо:

«Сказка – это чудеса и волшебная страна.

В сказках много приключений, много сказочных свершений.

Но чтоб сказки вам найти, нужно многое пройти: сложные задания, забавные свидания.

Эй, ребята, торопитесь, в сказках вы не заблудитесь!

И подпись: Ваши сказки».

Воспитатель. Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу? Дети. Готовы.

Воспитатель. Тогда отправляемся в путь за клубочком.

                                               Звучит музыка.

Воспитатель. Посмотрите, какое красивое дерево. Я вижу конверт. Здесь задание для нас. Вам нужно отгадать загадки.

Воспитатель. Я вам загадаю загадки, а вы постараетесь угадать название сказки.

1.Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая, голубая речка,

Все нам помогали, все нас укрывали,

К матушке и батюшке мы домой попали.

Кто унес братишку? Назовите книжку? (Гуси-лебеди)

Воспитатель. Дети, скажите, кто помогал Машеньке и Иванушке (печка, яблоня, река). А почему они помогли брату и сестре? А как вы думаете, смогли бы Иванушка и Машенька спастись без помощи печки, речки и яблони? Правильно. Так чему же нас учит эта сказка (дружбе).

2.По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат ведра. («По щучьему веленью»)

Воспитатель. Правильно. Назовите героев этой сказки. А что необычного было в сказке. Чему нас учит эта сказка? Молодцы.

3.Отворили дверь козлята,

И пропали все куда-то («Волк и семеро козлят»)

Воспитатель. Дети, расскажите, какие по характеру были герои сказки. Чему учит нас сказка?

4.Надо курочке бежать

Петушка скорей спасать

Он так торопился,

Бедный, подавился. («Петушок и бобовое зернышко»)

Воспитатель. А эта сказка чему нас учит?

Воспитатель. Молодцы, хорошо справились с заданием. Я вижу, что вы знаете сказки. А про какие сказки вы отгадывали загадки: про авторские или русские народные сказки? Почему они так называются? (Их написал народ). Правильно. Отправляемся дальше.

                                          Звучит музыка.

Воспитатель. Посмотрите, это волшебный ковёр, но рисунка на нём нет. Нужно вернуть рисунок ковру с помощью перевёрнутых картинок. Нужно угадать сказку по предметам (напольная игра на баннерном полотне).

Миски, кровать, стул– «Три медведя».

Коса, избушка – «Заюшкина избушка».

Избушка на курьих ножках, печка, река – «Гуси-лебеди».

Рыба, прорубь, тесто – «Лисичка – сестричка и серый волк»

Печь, щука, ведра – «По щучьему велению»

Ложка деревянная, лес, лопата – «Жихарха».

Скалочка, лавочка, хвост лисы – «Лисичка со скалочкой».

Воспитатель. Молодцы. Предлагаю отдохнуть.

                           Физкультминутка: «Теремок».

В чистом поле теремок

Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)

Звери разные там жили,

Жили дружно, не тужили (поклон)

Там и мышка (руки перед собой на носочках)

И лягушка (присели)

Зайчик (прыжки)

С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)

Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)

В дружбе знали они толк. (поклон)

Но набрел на теремок

Мишка косолапый (изобразить мишку)

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)

Звери очень испугались,

Поскорее разбежались (бег на месте)

А потом собрались снова

Чтоб построить терем новый. (сели).

Воспитатель. Отправляемся дальше в путь.

                                          Звучит музыка.

Воспитатель обращает внимание на волшебное зеркало (экран).

Воспитатель. В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, его характеризующее. Например, Иван … (Царевич). В волшебном зеркале появляется персонаж, а вы подбираете к нему характеризующее, сказочное слово:

Лягушка (Царевна)

Гуси (лебеди)

Мишка (косолапый)

Зайка (побегай-ка)

Василиса (Прекрасная)

Баба (Яга)

Кощей (бессмертный)

Петушок (Золотой гребешок).

Воспитатель. Хорошо. Отправляемся дальше. Посмотрите, какая красивая поляна. Предлагаю Вам отдохнуть и послушать следующее задание. Нужно отгадать, из какой сказки эта песенка.

1.Козлятушк – ребятушки,

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла – молока принесла.

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка – по копытечку,

Из копытечка – во сыру землю! («Волк и семеро козлят»).

2.Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка,

Выгляни в окошко, дам тебе горошку. («Петушок – золотой гребешок»).

3.Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати! («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

4.Ку-ку-реку!

Иду на ногах, в красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи.

Пошла лиса с печи! («Заюшкина избушка»)

Воспитатель. Молодцы. Ребята, мы с вами совсем забыли про сундук. Нужно вернуться на то место, где находится сундук.

                                               Звучит музыка.

Воспитатель. Давайте заглянем в него.

Дети подходят к сундуку и заглядывают в него. Воспитатель берёт в руки книгу со сказками.

Воспитатель. Посмотрите, а ведь в книге сказки появились.

                                                       Рефлексия.

 Воспитатель. Молодцы, дети, вы хорошо знаете сказки, поэтому они к нам вернулись! Ребята я вам дарю эту книгу сказок, ведь она волшебная. Она всегда поможет вернуться вам в мир детства, ведь именно там живут все сказки. Теперь нам нужно вернуться в нашу группу (звучит музыка).

Воспитатель. Я благодарю вас за вашу активность и старание. Если вам понравилось наше путешествие, предлагаю взять цветы жёлтого цвета, а если не понравилось, то взять цветы синего цвета. Я очень рада, что вам понравилось наше путешествие.

Если кто – то из детей возьмёт цветок синего цвета, то воспитатель спрашивает у ребёнка причину. НОД окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Модификация русской народной сказки «Репка»

Такие занятия учат решать проблемные ситуации; изменять сказку, придумав новую ситуацию: как репка спасла  деда.  Образовывать прилагательные от существительных (дерево,  стекло, пластм...

Конспект НОД "Рассказывание русской народной сказки Теремок"

Цель: формировать у детей интерес к игре - драматизации.Задачи: развивать внимание, память, логическое мышление.Способствовать развитию диалоговой речи, формировать умениеотчётливо и внятно произносит...

Конспект ПО СЮЖЕТУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ТЕРЕМОК»

Департамент образования города МосквыЮго-Восточное окружное управление образованияГосударственное образовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа 1420________...

Конспект ПО СЮЖЕТУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ТЕРЕМОК»

Департамент образования города МосквыЮго-Восточное окружное управление образованияГосударственное образовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа 1420________________________________...

Конспект НОД "Драматизация русской народной сказки "Репка"

Данный материал направлен на развитие речи детей и имуние драматизировать сказку  "Репка"....

Конспект «Путешествие по русским народным сказкам»

«Путешествие по русским народным сказкам»...