Методическая разработка. Конспект совместной деятельности в младшей группе "Маленькие исследователи".
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Петрова Маргарита Васильевна

Знакомя детей с продметами ближнего окружения мы способствуем развитию у них любознательности. Любознательный ребёнок развивается быстрее. В процессе эксперементирования ребёнок "добывает" знания самостоятельно под руководством педагога. Активизируется речь, расширяется кругозор. Задачей эксперементирования в младшей группе является развитие исследовательских навыков. Эмоциональная сторона взаимодействия педагога и ребёнка положительно влияет на развитие мотивации для дальнейшего обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной совместной деятельности детей 2-ой младшей группы.

«Маленькие исследователи».

Цель: Знакомство с древесиной и её свойствами.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Задачи :

  1. Научить детей узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять её качества (твёрдость, структура поверхности _гладкая, степень прочности; толщина) и свойства (не тонет, не бьётся, горит).
  2. Развивать пассивный словарь (обследовать, исследователи, поверхность. материал).

Учить подбирать слова противоположные по смыслу: мокрый-сухой; тяжёлый-лёгкий; прочный-хрупкий.

Активизировать речь детей прилагательными- деревянный, светлый, гладкий, твёрдый, прочный, лёгкий; глаголами- погладить, уронить, опустить в воду, плавает, горит; наши помощники-ручки, глазки.

  1. Способствовать развитию исследовательских навыков у детей; учить высказывать предположения.

Материал и оборудование: эмблемы «Маленькие исследователи», бумажные жетоны (картинки);

 Для игры: изделия из дерева и других материалов; небольшие деревянные брусочки, палочки деревянные, камни по количеству детей; спичка.  Карточки с изображением  свойства и качества древесины для составления алгоритма. Обручи 2-шт. или 2 коробочки. Ёмкость с водой. Деревянный конструктор (кубики и «кирпичики»). Мелкие игрушки для обыгрывания построек из деревянного конструктора. Машина.  Коробка. Входящий персонаж - Зайчик.  Магнитная доска. Стол. Музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:  чтение сказки «Три поросёнка», «Путаница» Чуковского.  Игра «Чудесный мешочек». Рассматривание деревьев и камней на улице. Игры с воздушным шариком.

                                        Содержание организованной деятельности детей.

  1. Создание игровой мотивации.

Воспитатель. Ребята к нам в гости пришёл Зайчик и принёс коробочку.

Зайчик: Здравствуйте, ребята! Я хочу, чтобы вы сегодня поиграли в интересную игру.

Воспитатель : в коробочке эмблемы. Ребята, мы сегодня будем играть в «маленьких исследователей»?

Воспитатель помогает детям надеть эмблемы.

  1. Совместная исследовательская деятельность.

Воспитатель достаёт деревянные брусочки из коробки.

Воспитатель: что это за предметы принёс нам зайчик? (предполагаемые ответы детей). Это предметы сделанные из дерева, они деревянные. Активизация речи: деревянные, сделаны из дерева.

Сейчас мы будем обследовать деревяшки, а помогут нам в этом наши помощники…Глазки. Ребята,  вы видите, какой формы эти предметы? ….(похожи на «кирпичики»).  Воспитатель выставляет на магнитную доску картинку с изображением формы предмета.  

Давайте подберём цвет, подходящий к этим «кирпичикам». Они блестящие или просто светлые? … Воспитатель предлагает выбрать из 2-х картинок одну и выставляет на магнитную доску.

Воспитатель: а теперь, наши помощники – ручки помогут обследовать деревянные «Кирпичики». Закройте глаза, потрогайте, сожмите, погладьте деревяшку. Что вы чувствуете? Что подсказывают вам пальчики?..(ответы детей).

 Наводящие вопросы  воспитателя к детям в случае затруднения. Детям предлагается для сравнения дощечка с мягкой, пушистой и неровной поверхностью.

 Воспитатель предлагает детям после обследования выбрать соответствующую картинку с изображением подходящего качества предмета. (поверхность ровная, гладкая, твёрдая).

Воспитатель: как вы думаете ребята, если уронить на пол деревянный предмет, что с ним будет? Он разобьётся или нет?..(ответы детей). Давайте проверим ваши предположения. Как можно сказать, если предмет не разбился?.. (крепкий, прочный).

Воспитатель предлагает выбрать из 2-х картинок одну с изображением соответствующего качества и выставляет на магнитную доску.

Затем воспитатель предлагает детям сломать тоненькую деревянную палочку, а затем ветку более толстую.

Воспитатель: одна палочка деревянная сломалась, а другая нет. Как вы думаете почему? (одна палочка тоньше, а другая потолще).   Правильно, тоненькую ветку сломать проще. Вот поэтому Волк в сказке «Три поросёнка» смог сломать домик из веток. И тогда  поросята спаслись в другом домике у своего брата. Кто помнит, из какого материала был домик Наф-Нафа? (из камней).

Активизация речи: каменный дом сделан из камней.

Воспитатель предлагает  каждому ребёнку камень для сравнения прочности.

Воспитатель: попробуйте сломать или разбить камень. Сравните, что тяжелее камень или деревяшка? (Ответы детей-деревяшка легче, камня).

Воспитатель предлагает детям после обследования выбрать соответствующую картинку с изображением подходящего качества предмета.

Воспитатель: ребята, что будет с камнем, если его опустить в воду? (Ответы детей) а если опустить деревяшку?  …..(Ответы детей).   Давайте проверим ваши предположения. Воспитатель предлагает ребятам по очереди опустить камень в таз с водой, потом деревянный брусок и посмотреть, что с ними произойдёт. Воспитатель предлагает детям после обследования выбрать соответствующую картинку с изображением подходящего качества предмета (плавает, не тонет или тонет).

Воспитатель: ребята, какие у вас сейчас руки? (мокрые). А были наоборот какие? (сухие). Камень был сухой, а стал наоборот  какой ?...(мокрый). Посмотрите, спичка тоже сделана из дерева, значит она какая? (деревянная).  Что будет с ней, если её зажечь? (она загорится, будет гореть, сгорит).

Воспитатель предлагает детям после показа эксперимента выбрать соответствующую картинку с изображением подходящего качества предмета.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, кому можно трогать спички? (взрослым). Когда вы подрастёте и будете взрослыми вас научат правильно пользоваться спичкам.

  1. Музыкальная пауза. Танцевальные упражнения «Скачут ножки по дорожке».
  2. Конструирование из строительного материала стола и стульчика.

Воспитатель: к нам в гости приехали на грузовике друзья Зайчика. Но куда мы их посадим?

Вы можете сделать стульчики и маленькие столики для наших гостей?

Воспитатель приглашает детей сесть за столы и сделать из строительного материала мебель. Затем, раздает по 2 кубика и 2 «кирпичика».  Индивидуальная работа  по активизации слов «кубики», «кирпичики», «стол», «стул», «диван».  1-2 минуты для обыгрывания построек мелкими игрушками. В случае затруднения показывание образца (индивидуально). Затем «гости» благодарят за гостеприимство, прощаются и уезжают.

  1. Игра на закрепление материала. Игра «Определи, где деревянные предметы».  Воспитатель: Ребята, в мешке у Зайчика игрушки. Они сделаны из разного материала. Давайте поможем Зайчику разобраться: где деревянные предметы? Воспитатель предлагает каждому ребёнку по очереди выбрать любой предмет из предложенных и, в зависимости от материала, разложить их в коробочки (или обручи) с соответствующей картинкой (картинка с изображением дерева, во 2-м обруче на картинке дерево зачёркнуто).  Привлечь детей к оцениванию результата игры. Дети с небольшой помощью воспитателя исправляют ошибки, если таковы имеются.
  2. Заключение, Зайчик благодарит детей за помощь, дарит жетоны (картинки) на память о встрече.

Воспитатель: Ребята, во что вы играли? Кем вы сегодня были? Кто такие исследователи, что они делают? Что вы сегодня строили из деревянного конструктора? Кому помогли разобрать игрушки? Из какого материала сделаны спички? Кому можно трогать спички?

Затем воспитатель показывает книгу «Кошкин дом» и предлагает почитать вечером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - Конспект совместной деятельности по экологии в старшей группе на прогулке "Муравьи".

Информация для детей о строении муравейника, стихи и загадки о муравьях, эстафета, игра с водой....

Учебно- методическая разработка. Конспект совместной деятельности с детьми и родителями "Кулинарный поединок"

Встреча проводится в игровой форме. Подбор игр, конкурсов, аттракционов направлен на приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни. Во время встречи знакомят родителей и детей с алгоритмами...

Методическая разработка "Конспект совместной деятельности по ознакомлению с природой"

Этот материал можно использовать и для развития речи, и для развития кругозора детей....

Методическая разработка" Конспект совместной деятельности с детьми по ПДД - Помоги Смешарикам"

Это конспект занятия для закрепления представлений детей о ПДД...

Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Знакомство с символами России"

Этот конспект поможет воспитателям познакомить детей с символами России, родного города....

Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Путешествие в страну русских народных сказок"

Этот конспект поможет воспитателям в интересной и увлекательной форме напомнить детям о героях их любимых сказок....

Методическая разработка "Конспект совместной деятельности с детьми в первой младшей группе «Собака - домашнее животное.»

Конспект совместной деятельности с детьми Собака - домашнее животное. Социально-коммуникативное развитие. Беседа....