Главные вкладки

    Методическая разработка - Конспект совместной деятельности по экологии в старшей группе на прогулке "Муравьи".
    план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Флорова Марина Евгеньевна

    Информация для детей о строении муравейника, стихи и загадки о муравьях, эстафета, игра с водой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_po_ekologii.docx22.44 КБ

    Предварительный просмотр:

                        Конспект занятия по экологии

                                                                    Муравьи

    Задачи:

    -  Уточнить представления о муравьях и их характерных признаках;

    - Уточнить представления о взаимосвязи в природе;                              

    -  Уточнить представления о пользе насекомых;

    - Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей;

    - Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении

       какой- либо проблемной ситуации;

    - Упражнять в составлении мнемотаблицы.

    Предварительная работа:

    - Чтение: Л. Толстой  «О муравьях», В. Бианки «Приключения Муравьишки»;

    - Просмотр м/ф «

    - Ознакомление с д/материалом «Насекомые»;

    - Наблюдение за насекомыми на прогулке;

    - Загадки и стихи о насекомых.

    Материалы:

    -разрезные картинки с изображением насекомых;

    - 2 палочки для эстафеты;

    - картинки муравья и муравейника;

    - шапочка птицы;

    -мелки.

                                         ХОД:

    Вос-ль:  Сегодня утром по дороге на работу мне кое-кто встретился.

     Отгадайте, кто же это был:

            Шли плотнички без топоров,

             Срубили избу без углов. (Муравьи)

    Правильно. А вы знаете загадки о муравьях?

    Дети загадывают загадки:

     Кто они? Откуда? Чьи?

     Льются черные ручьи:

     Дружно маленькие точки

     Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

     Я работаю в артели

     У корней лохматой ели.

     По буграм тащу бревно –

     Больше плотника оно. (Муравьи)

    Вос-ль:  А вам хотелось бы превратиться в муравьёв и познакомиться с их жизнью поближе?

    Ответ детей.

    Вос-ль.: Тогда закрываем глаза и медленно кружась произносим волшебные слова: вот я, вот я превращаюсь в муравья! А теперь открываем глаза – Ой, сколько вокруг меня муравьишек!

    Что же изменилось для нас вокруг?

    Ответы детей: трава стала высокая, люди огромные и т.д.

    Вос-ль.: Нас так много, где же мы все живём?

    Дети: В муравейнике?

    Вос-ль.: А прочитать стихотворение о своём домике можете?

    Дети читают:

     «Муравейник»

    Сладко пахнут сосновой смолою

    Разогретые темные пни.

    Из иголочек высохшей хвои

    Строят терем лесной муравьи.

    Расторопно, с рабочей сноровкой

    Ставят балки и бревна кладут.

    Дело спориться бойко и ловко,

    Будут в доме тепло и уют!

    Будут в тереме малые дети

    Мирно спать под напевы дождей.

    Для того и встаёт на рассвете

    Работящий лесной муравей.

    Вос-ль.: Да, вот он – наш муравейник (показывает картинку).

    А где же есть муравейник на территории детского сада? (подходят к муравейнику). Это, конечно, не такой большой дом, как в лесу. Но всё-таки мы с вами живём в большой многокомнатной квартире.

    Покрытие из иголок и веточек. Защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

    В нашем доме есть:

     "Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной забегаем сюда погреться.

     Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом.

     Зимовальная камера. Собираемся здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки

     "Хлебный амбар". Здесь храним зерна.

     Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.

     Камеры с яйцами, личинками и куколками.

     "Коровник", где  содержим тлей.

     "Мясная кладовка", куда мы приносим гусениц и другую добычу.

    Вос-ль.: Несмотря на то, что мы такие маленькие, очень сильные. Каждый из нас может поднять в 20 раз больше собственного веса. А ещё очень дружные и трудолюбивые. Ведь не зря говорят про человека: трудолюбив, как муравей. Сейчас мы с вами будем  носить палочки в муравейник.

    Разделимся на 2 команды.  Начинает один муравей. По сигналу он бежит к палочке, обегает её и возвращается. За него цепляется другой, и они продолжают бег вдвоём и т.д. В конце  берут палочку и приносят в свой муравейник. Победит та команда муравьёв, которая справится быстрее.

    Эстафета.

      Вос-ль.: Сам муравейник — общежитие не только для муравьев, но и сотен различных мелких животных. И кого здесь только нет … Сейчас соберём разрезные картинки и тогда узнаем, кто же у нас гостит.

    Дети собирают разрезные картинки.

    Вос-ль.: Так кто же у нас гостит?

    Дети перечисляют : паук, жук, гусеница, бабочка…

    Вос-ль.: Как их можно назвать одним словом?

    Дети: Насекомые.

    Вос-ль.: Правильно.

     На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда “насекомые” - от слова “насекать”.

    Их привлекают сюда быстрое разложение веществ высокая рыхлость почвы, стабильная температура, подходящая влажность.

    А ещё мы – воины смело защищаем муравейник от непрошенных гостей – сверчков, кузнечиков, больших жуков…Иногда  ссоримся со своими соседями – муравьями из-за участков, на которых они охотятся и тогда начинаются настоящие муравьиные войны. Муравьи – победители уносят из другого муравейника всю добычу и даже забирают яйца. Когда из них появятся маленькие муравьишки, то они станут рабами-рабочими у победителей. Вот так. Но сегодня война у нас будет шуточная, и воевать будем с водяными пистолетами.

    Игра с водой.

     Вос-ль.: Мы постоянно общаются между собой. Нередко можно увидеть двух муравьёв касающихся друг друга усикам. Но это не праздное время препровождение за болтовнёй, все их разговоры по делу. Наш язык - это язык запахов и жестов. Давайте пообщаемся на нашем языке с помощью жестов.

    Дети разбиваются на пары и общаются жестами.

    Появляется ребёнок в шапочке птицы и начинает ловить муравьёв. Муравьи разбегаются.

    Вос-ль.: Сейчас посмотрим, удалось ли птице поймать муравьёв.

    Но птицы не только употребляют муравьев внутрь, но и используют “снаружи”. Они принимают “муравьиный душ” — купаются в муравейниках, засовывают муравьев под крылья, давят о перья. Эти “ванны” освобождают птиц от паразитов и, возможно, укрепляют здоровье — ведь лечат же ревматизм муравьиной кислотой.

    А нам пора возвращаться из волшебного путешествия. Поворачиваемся вокруг себя и произносим заклинание:

    Ребята! Вам понравилось?

    Знаю, что вы любите играть и предлагаю новую игру «Муравей». Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, относящееся к муравью: (трудолюбивый, полосатый, жужжащий, муравейник, соломинка, кровосос, мёдособирающий, воин, порхающий, хвоинки, …)

    Вос-ль.: Как вы считаете, что бы произошло, если бы вдруг исчезли все насекомые?

    (ответы детей)

    Вос-ль.: А сейчас мы все вместе попробуем составить мнемотаблицу о муравье.

    Дети вносят свои предложения, составляется мнемотаблица мелками на асфальте.

    Вос-ль.: Муравьишки были уверены, что вы о них знаете много, бережно относитесь к природе и передали для вас подарок (наборы насекомых).

                  Игры детей с наборами насекомых.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Знакомство с символами России"

    Этот конспект поможет воспитателям познакомить детей с символами России, родного города....

    Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Путешествие в страну русских народных сказок"

    Этот конспект поможет воспитателям в интересной и увлекательной форме напомнить детям о героях их любимых сказок....

    Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы "Русский народный костюм"

    Дети так мало знают о том, что из одежды носили на Руси. Но им это очень интересно. Проверено)))...

    Методическая разработка - "Конспект совместной деятельности с детьми по экологии на прогулке""

    Конспект позволяет с помощью подвижных и дидактических игр, загадок, мнемотаблицы и интересного рассказа воспитателя расширить и углубить знания детей о природе, воспитывать бережное отношение к насек...

    Методическая разработка. Конспект совместного с родителями занятия детей старшей группы « Азбука добра»

    Цели:Ø  Углублять представления детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;Ø  Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказыва...

    Методическая разработка конспекта квест -игры по экологии в старшей группе "Выросли на грядке, чтобы съели ребятки"

    В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии.Одной из таких технологий является квест-игра....