Методическая разработка - Конспект совместной деятельности по экологии в старшей группе на прогулке "Муравьи".
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа) по теме

Флорова Марина Евгеньевна

Информация для детей о строении муравейника, стихи и загадки о муравьях, эстафета, игра с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_ekologii.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

                    Конспект занятия по экологии

                                                                Муравьи

Задачи:

-  Уточнить представления о муравьях и их характерных признаках;

- Уточнить представления о взаимосвязи в природе;                              

-  Уточнить представления о пользе насекомых;

- Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей;

- Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении

   какой- либо проблемной ситуации;

- Упражнять в составлении мнемотаблицы.

Предварительная работа:

- Чтение: Л. Толстой  «О муравьях», В. Бианки «Приключения Муравьишки»;

- Просмотр м/ф «

- Ознакомление с д/материалом «Насекомые»;

- Наблюдение за насекомыми на прогулке;

- Загадки и стихи о насекомых.

Материалы:

-разрезные картинки с изображением насекомых;

- 2 палочки для эстафеты;

- картинки муравья и муравейника;

- шапочка птицы;

-мелки.

                                     ХОД:

Вос-ль:  Сегодня утром по дороге на работу мне кое-кто встретился.

 Отгадайте, кто же это был:

        Шли плотнички без топоров,

         Срубили избу без углов. (Муравьи)

Правильно. А вы знаете загадки о муравьях?

Дети загадывают загадки:

 Кто они? Откуда? Чьи?

 Льются черные ручьи:

 Дружно маленькие точки

 Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

 Я работаю в артели

 У корней лохматой ели.

 По буграм тащу бревно –

 Больше плотника оно. (Муравьи)

Вос-ль:  А вам хотелось бы превратиться в муравьёв и познакомиться с их жизнью поближе?

Ответ детей.

Вос-ль.: Тогда закрываем глаза и медленно кружась произносим волшебные слова: вот я, вот я превращаюсь в муравья! А теперь открываем глаза – Ой, сколько вокруг меня муравьишек!

Что же изменилось для нас вокруг?

Ответы детей: трава стала высокая, люди огромные и т.д.

Вос-ль.: Нас так много, где же мы все живём?

Дети: В муравейнике?

Вос-ль.: А прочитать стихотворение о своём домике можете?

Дети читают:

 «Муравейник»

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна кладут.

Дело спориться бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встаёт на рассвете

Работящий лесной муравей.

Вос-ль.: Да, вот он – наш муравейник (показывает картинку).

А где же есть муравейник на территории детского сада? (подходят к муравейнику). Это, конечно, не такой большой дом, как в лесу. Но всё-таки мы с вами живём в большой многокомнатной квартире.

Покрытие из иголок и веточек. Защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

В нашем доме есть:

 "Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной забегаем сюда погреться.

 Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом.

 Зимовальная камера. Собираемся здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки

 "Хлебный амбар". Здесь храним зерна.

 Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.

 Камеры с яйцами, личинками и куколками.

 "Коровник", где  содержим тлей.

 "Мясная кладовка", куда мы приносим гусениц и другую добычу.

Вос-ль.: Несмотря на то, что мы такие маленькие, очень сильные. Каждый из нас может поднять в 20 раз больше собственного веса. А ещё очень дружные и трудолюбивые. Ведь не зря говорят про человека: трудолюбив, как муравей. Сейчас мы с вами будем  носить палочки в муравейник.

Разделимся на 2 команды.  Начинает один муравей. По сигналу он бежит к палочке, обегает её и возвращается. За него цепляется другой, и они продолжают бег вдвоём и т.д. В конце  берут палочку и приносят в свой муравейник. Победит та команда муравьёв, которая справится быстрее.

Эстафета.

  Вос-ль.: Сам муравейник — общежитие не только для муравьев, но и сотен различных мелких животных. И кого здесь только нет … Сейчас соберём разрезные картинки и тогда узнаем, кто же у нас гостит.

Дети собирают разрезные картинки.

Вос-ль.: Так кто же у нас гостит?

Дети перечисляют : паук, жук, гусеница, бабочка…

Вос-ль.: Как их можно назвать одним словом?

Дети: Насекомые.

Вос-ль.: Правильно.

 На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда “насекомые” - от слова “насекать”.

Их привлекают сюда быстрое разложение веществ высокая рыхлость почвы, стабильная температура, подходящая влажность.

А ещё мы – воины смело защищаем муравейник от непрошенных гостей – сверчков, кузнечиков, больших жуков…Иногда  ссоримся со своими соседями – муравьями из-за участков, на которых они охотятся и тогда начинаются настоящие муравьиные войны. Муравьи – победители уносят из другого муравейника всю добычу и даже забирают яйца. Когда из них появятся маленькие муравьишки, то они станут рабами-рабочими у победителей. Вот так. Но сегодня война у нас будет шуточная, и воевать будем с водяными пистолетами.

Игра с водой.

 Вос-ль.: Мы постоянно общаются между собой. Нередко можно увидеть двух муравьёв касающихся друг друга усикам. Но это не праздное время препровождение за болтовнёй, все их разговоры по делу. Наш язык - это язык запахов и жестов. Давайте пообщаемся на нашем языке с помощью жестов.

Дети разбиваются на пары и общаются жестами.

Появляется ребёнок в шапочке птицы и начинает ловить муравьёв. Муравьи разбегаются.

Вос-ль.: Сейчас посмотрим, удалось ли птице поймать муравьёв.

Но птицы не только употребляют муравьев внутрь, но и используют “снаружи”. Они принимают “муравьиный душ” — купаются в муравейниках, засовывают муравьев под крылья, давят о перья. Эти “ванны” освобождают птиц от паразитов и, возможно, укрепляют здоровье — ведь лечат же ревматизм муравьиной кислотой.

А нам пора возвращаться из волшебного путешествия. Поворачиваемся вокруг себя и произносим заклинание:

Ребята! Вам понравилось?

Знаю, что вы любите играть и предлагаю новую игру «Муравей». Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, относящееся к муравью: (трудолюбивый, полосатый, жужжащий, муравейник, соломинка, кровосос, мёдособирающий, воин, порхающий, хвоинки, …)

Вос-ль.: Как вы считаете, что бы произошло, если бы вдруг исчезли все насекомые?

(ответы детей)

Вос-ль.: А сейчас мы все вместе попробуем составить мнемотаблицу о муравье.

Дети вносят свои предложения, составляется мнемотаблица мелками на асфальте.

Вос-ль.: Муравьишки были уверены, что вы о них знаете много, бережно относитесь к природе и передали для вас подарок (наборы насекомых).

              Игры детей с наборами насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Знакомство с символами России"

Этот конспект поможет воспитателям познакомить детей с символами России, родного города....

Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Путешествие в страну русских народных сказок"

Этот конспект поможет воспитателям в интересной и увлекательной форме напомнить детям о героях их любимых сказок....

Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы "Русский народный костюм"

Дети так мало знают о том, что из одежды носили на Руси. Но им это очень интересно. Проверено)))...

Методическая разработка - "Конспект совместной деятельности с детьми по экологии на прогулке""

Конспект позволяет с помощью подвижных и дидактических игр, загадок, мнемотаблицы и интересного рассказа воспитателя расширить и углубить знания детей о природе, воспитывать бережное отношение к насек...

Методическая разработка. Конспект совместного с родителями занятия детей старшей группы « Азбука добра»

Цели:Ø  Углублять представления детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;Ø  Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказыва...

Методическая разработка конспекта квест -игры по экологии в старшей группе "Выросли на грядке, чтобы съели ребятки"

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии.Одной из таких технологий является квест-игра....