Картотека Артикуляционных упражнений для речевого развития дошкольников
картотека по развитию речи

 Карпутенко Нина Александровна

Голосодыхательные упражнения подготавливают формирование шипящих и свистящих звуков. Для их произношения требуется плавная продолжительная воздушная струя. Необходимо ребенка правильно дуть: губы округлые и слегка вытянуты вперед. Глубоко вдыхаем носом и плавно вдыхаем ртом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikul.uprazh.docx529.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Арефьевская основная общеобразовательная школа»

Дошкольная разновозрастная группа

Картотека

Артикуляционных упражнений

для речевого развития дошкольников

https://papik.pro/uploads/posts/2021-12/1639263454_26-papik-pro-p-klipart-logoped-26.jpg

                 Выполнил воспитатель:   Карпутенко Нина Александровна

Упражнения на развитие дыхания

Голосодыхательные упражнения подготавливают формирование шипящих и свистящих звуков. Для их произношения требуется плавная продолжительная воздушная струя. Необходимо ребенка правильно дуть: губы округлые и слегка вытянуты вперед. Глубоко вдыхаем носом и плавно вдыхаем ртом.

«Снежинки»

(формируем плавный выдох)

Вырежьте из тонкой бумаги маленькие снежинки, положите их на свою ладонь и на ладошку ребенку. Проговариваем:

К нам снежинки прилетели,

на ладошку тихо сели.

Пусть снежинки улетают,

а не то они растают!

По окончанию, необходимо показать ребенку, как надо глубоко втянуть носом воздух и осторожно, медленно подуть на снежинку, чтобы она слетела с ладошки.

https://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/5/d/d/1512181444075dd0473be5dbbb9bad38fee24b246802.jpeg

«Праздничный шар»

Заранее приготовьте надутый шарик. Упражнение же выполняйте при помощи рук. Глубоко вдыхайте носом воздух и медленно, спокойно начинайте его выдыхать. Ладони, сложенные плотным шариком, постепенно раздвигаются и показывают, какой большой получился шар. Проделываем упражнение 2-3 раза, давайте ребенку поиграть приготовленным шариком. Это упражнение можно делать и на прогулке.

Для праздника веселого надуем шар большой,

Вдохни побольше воздуха, дуй в шарик голубой!

Он сначала маленький, невзрачный и худой,

https://s.pfst.net/2011.04/6094518806a6f7d7c99ac869a5b495ff30e4526b04_b.jpg

«Одуванчик»

Белый круглый одуванчик…

Чем-то он похож на мячик.

Стоит лишь слегка подуть –

Полетят пушинки в путь!

И в руке, где был цветок,

Лишь остался стебелек.

Глубоко вдыхаем воздух носом и плавно, медленно выдыхаем.

http://www.huriyevrimakdag.com/wp-content/uploads/2017/11/child-girl-blowing-dandelion-taraxacum-flower.jpg

«Чаепитие»

Для игры приготавливаем кукольную посуду и выполняем имитационные движения.

Вечер. Пыхтит самовар на столе,

(пых, пых, пых – все по три раза произносим на плавном выдыхаем, слово должно протягиваться)

Чаю налью я себе и тебе.

Чай ароматный,

(вдохнуть, закрыв глаза, на выдохе произнести: «Ах!»)

Но слишком горяч, выберем к чаю пока мы калач.

Чашечку чая к губам поднесем,

Тихонько подуем

(плавно дуем 2 раза)

И отопьем.

Глоток за глотком – наша чашка пуста.

Пить чай вечерком с калачом – красота!

(на выдохе протяжно произнсим: «Уф!»)

В конце игры можно спросить ребенка: «Может быть, выпьем еще по чашечке чая?». Повторяем игру

C:\Users\89504353342\Desktop\работа ДОУ\дети 2016-2017учеб.год. фото\IMG_20170202_111655.jpg

«Ветерок и Ветрище»

Для выполнения упражнения понадобиться полосочка елочного дождя и слегка его подрежьте:  более короткие полоски дождика будут меньше путаться. Перед началом упражнения рассказываем сказку:

Далеко на Севере живут помощники Деда Мороза: младший – Ветерок и старший – Ветрище. Старший брат редко выходил из снежного дома, потому что любил спать. Зато  младший был непоседа, постоянно летал над землей. Его все любили: он ласково кружил над землей снежинки, укачивал спящие елочки и деревья, украшал блестками кусты и ветки.

Но когда просыпался и выходил прогуляться Ветрище, поднималаст снежная буря, деревья гнулись так, что казалось вот – вот сломаются. Он любил морозить щеки и носы у людей, а на дорогах наметать огромные сугробы.

Просим ребенка показать, каким был Ветерок, а каким – Ветрище. Предложить ему дуть на дождик сначала легко, как это делает Ветерок, а затем сильно – как Ветрище.

https://i08.fotocdn.net/s24/66/public_pin_m/62/2597600577.jpg

«Море волнуется»

Необходимо приготовить миску с водой, лучше кипяченой, так как она может попасть ему в рот. Еще понадобиться соломинка для коктелей. Показать ребенку, как надо через нее выдыхать воздух, предварительно погрузив соломинку в воду. Дуть надо то сильно, то легко, согласовывая свои действия со словами. Упражнения выполняется 3-4 раза.

       Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

(слова сопровождаются сильной воздушной струей)

Буря на море, замри!

(прекращаем дуть)

Волны устали плясать,

Волны легли отдыхать,

ласково гладят песок.

(начинаем дуть легко, чтобы вода чуть колыхалась)

Снова шалун – ветерок

Сильно – сильно подул,

Бурю на море вернул!

(воздушная струя вновь очень сильная)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/630075/img10.gif

Упражнения на развитие речевого внимания

Умение внимательно вслушиваться в речь взрослого позволяет ребенку быстрее накапливать словарь, осваивать правильное звукопроизношение, словообразование, грамматический строй речи.

«Кто мне песенки поет?»

Для упражнения нам понадобиться звуковая  игрушка. Например: собачки, мишки, киски, зайки, поющие коротенькие куплеты. Возьмем несколько игрушек и закроем их ширмой. Ширму можно сделать самому, например, возьмем два стула, накрытые одеялом. Поочередно, включаем игрушки, а ребенок пусть угадывает и называет – кто ему песенку поет? Если игрушек мало, то для игрушек можно подобрать знакомые песни и исполнит их самим.

«Волшебный пакетик»

Возьмем красивый пластиковый пакет, и сложите в него несколько звучащих игрушек: погремушки, жестяные баночки с крупой или горохом, неваляшку, колокольчик. В пакете должно быть не более 5-6 предметов. Предложить ребенку опустить руку в пакет, но не заглядывать в него. Ребенок берет игрушки и, не вынимая, потрясет ее. Побуждать ребенка внимательно вслушиваться и говорить, что звучит.

«Внимательные ушки»

Расставьте игрушки на столе или на полу. Ребенок стоит спиной к вам, лицом к игрушкам. Отойти от ребенка на 4-5 шагов назад и очень тихо попросить показать вам ту игрушку, которую вы назвали, а потом попросите его выполнить различные действия. Например: посади собачку в машину, спрячь мячик в коробку, посади куклу на окно и т.п.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр и игровых упражнений в речевом развитии дошкольников

Использование игр экологического содержания, дидактического пособия для развития речи дошкольников....

Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях

На мастер-классе педагогом предложенны задания: соединить ритм произносимых слов с музыкально-ритмическими движениями, речевые игры с музыкальными инструментами, активное слушание, упражнения на разви...

Словесные упражнения для речевого развития дошкольников

В данном материала отражена важность применения словесных игр с детьми дошкольного возраста. А также раскрыты потенциальные возможности этих игр...

Выступление на методическом часе "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии дошкольников"

Значение артикуляционной гимнастики в речевом развитии дошкольников...

картотека «артикуляционной гимнастики по речевому развитию 3-4 лет»,

картотека «артикуляционной гимнастики по речевому развитию 3-4 лет»,...

"О пользе артикуляционной гимнастики в речевом развитии дошкольника"

Автором представлен материал о пользе артикуляционной гимнатики для развития речи детей дошкольного возраста....

Картотека игровых упражнений для речевого развития детей старшей группы.

Воспользуйтесь картотекой речевых упражнений для старших групп. В картотеке – подборка игровых упражнений для тренировки речевого аппарата детей, развития слухового внимания, фонематического слу...