ИКТ для педагогического собрания
методическая разработка по развитию речи

Крусбах Евгения Николаевна

Введение

В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с речевыми нарушениями.  Коррекция речевых нарушений требует системный комплексный подход.

Работа ведется в следующих направлениях:

- развитие общей моторики.

- развитие мелкой моторики пальцев рук.

- развитие артикуляционной моторики.

- развитие фонематических процессов.

- развитие лексических навыков.

- развитие грамматического строя речи.

- развитие связной речи.

К традиционным методам воздействия, все больше добавляются нетрадиционные формы работы с целью достижения максимально возможных успехов. Использование нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс, такие методы принадлежат к числу наиболее эффективных средств.

Коррекционная работа с применением нетрадиционных методов становится эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными для детей, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Эти методы не являются самостоятельными или самодостаточными, их использование в совокупности с традиционными методами, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что в результате, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

У детей с нарушениями речи наблюдается недостаточное развитие познавательных и психических процессов: памяти, внимания, мышления. Происходит отставание в развитии творческих способностей, воображения,  наблюдаются нарушения эмоционально – волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук.

Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, эмоциональную сферу ребенка, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости.

Одним из наиболее интересных для детей методом, является литотерапия.

Попробуем разобраться – что же такое литотерапия и как можно использовать этот метод в работе учителя-логопеда

 

1.                  Литотерапия: сущность метода

Термин «литотерапия» происходит от греческих слов lithos — «камень» и therapeia — «лечение». Стремление человека к познанию заставляет обращаться к мудрости предков, не случайно современная медицина весьма успешно использует нетрадиционные методы лечения, не последнее место среди которых занимает литотерапия.

Еще в доисторические времена люди наделяли камни чудодейственной силой, свято веря, что они охраняют от злых духов, приносят счастье и здоровье. Особым почитанием магической силы камней отличалась древнеегипетская медицина. Об этом говорит содержание самого большого из известных медицинских папирусов, в котором подробно описано лечебное действие различных минералов.

Исследованиями минералов долгое время занимался Аристотель. Его ученик Теофраст написал труд, посвященный магическим минералам. Ранее существовала наука, посвященная основным правилам лечения посредством драгоценных камней, — гемматерапия (происходит от слова «гемма» (драгоценный камень), которое в свою очередь восходит к латинскому gemma — «почка на дереве»).

Целительную силу камней может испытать на себе каждый. 

Опыт работы учителей-логопедов  показывает, что использование литотерапии и игр с другим природным материалом дает положительные результаты:

-у детей повышается эмоциональный фон;

-значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

-дети чувствуют себя более успешными; 

-на занятиях нет места монотонности и скуке.

Успешная коррекция речевых нарушений зависит от высокого уровня развития тонкой, общей и речевой моторики, высокого уровня фонематического слуха и активной деятельности всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Применение литотерапии в логопедической практике – это контролируемое использование свойств минералов для коррекции речедвигатальной сферы, для профилактики и коррекции эмоционально – волевой сферы ребенка и коррекции отдельных черт его характера.

Камень – это лекарство, которое ощущают и чувствуют, трогают и слушают, удивляются и восхищаются.

2.                  Виды и направления литотерапии.

К видам литотерапии относят:

·         Гемматерапия – лечение драгоценными камнями.

·         Кристаллотерапия – лечение с помощью ношения кристаллов.

Для развития речи у детей, восстановления утраченных речевых навыков у взрослых (после инсультов), формирования правильного произношения, профилактики заикания в логопедической работе можно применять методы литотерапии. Их включают в занятия.

Средства литотерапии в логопедии используются в таких направлениях:

·                    Логопедический массаж и самомассаж ладоней. Для процедуры подходят натуральные округлые, гладкие на ощупь минералы. На руках расположены точки, которые связаны с речевыми центрами головного мозга. Стимуляция этих зон посредством перекатывания камня улучшает понимание и воспроизведение речи.

·                    Коррекция мелкой моторики;

·                    Автоматизация звуков и формирование слоговой структуры слова;

·                    Расширение атрибутивного словаря (цвета и оттенки, оттенки холода);

·                    Профилактика заикания; 

·                    Хождение по каменным дорожкам, выложенным на полу для массажа стоп;

·                    Выкладывание узоров и картин из минералов. Это развивает мелкую моторику, что положительно отражается на произношении;

·                    Созерцание камней для нормализации эмоционального состояния.

3.Примеры использования элементов литотерапии на коррекционных  занятиях с детьми с нарушениями речи

1) Игры для развития мелкой моторики:

·                     перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, форме, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно, фантазировать о том, на что похож тот или иной камень;

·                     в сочетании с песочной терапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков);

·                     массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками);

·                     пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии;

·                     речевые игры с использованием камней;

·                     камни можно смачивать водой и наблюдать за изменением цвета камней и своими ощущениями;

·                     камни можно раскрашивать и на камнях можно рисовать.

   2) Речевые игры для развития фонематического слуха:

·                     «Веселые камушки» (камни с нарисованными или наклееными картинками с изображением различных предметов, которые ребенок рассматривает и отбирает те, в которых есть заданный звук)

·                     «Звуковая мозаика» (ребенку предлагается слово, если он услышал нужный звук, то выкладывает белый камень на карточку, а если такого звука в слове нет, то кладет черный камень).

3)      Игры для развития связной речи:

·                     «Красивые картинки» (ребенок выкладывает отдельные предметы из камней на фоне, затем придумывает рассказ по этой картине).

4)      Игры для развития лексических навыков:

·                     «Мир предметов» (перед ребенком раскладывают камни с картинками, он должен выбрать те камни, на которых есть изображения на заданную тему и произнести название предмета или объединить картинки по общему признаку).

5)      Игры для развития грамматического строя речи:

·                     «Помощь идёт» (Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков с изображением предметов, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК.Например: мячик, столик, фантик и т. д.)

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с природными камнями стабилизирует эмоциональное состояние, что важно для коррекции речевых нарушений. Во-вторых, наряду с развитием тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе, к своим ощущениям. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Заключение

Нетрадиционные методы воздействия учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии – эффективные средства коррекции, все чаще применяемых в коррекционной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей с общим недоразвитием речи.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

На сегодняшний день методов традиционного воздействия известно достаточно много, но хочется остановиться на одном, который является целесообразным и эффективным: литотерапия.

Литотерапия – это лечение с использованием натуральных природных камней. Изучает влияние камней на организм человека. В более широком представлении — это использование природных минеральных веществ (камней, металлов, глины и т.д.) с целью их воздействия на организм человека.

В основе уровня сформированности речевой функции лежат дефектно функционирующие системы головного мозга. Нормализация процессов возбуждения и торможения является одной из точек приложения литотерапии. Предотвратить расстройства нервной системы, снять депрессию у детей и просто улучшить настроение можно с помощью массажа рук минералами.Эффективным оказывается массаж драгоценными камнями биологически активных участков на коже человека. Массаж обеспечивает расслабление мускулатуры, улучшает кровоснабжение тканей и органов, помогает снять внутреннее напряжение, способствует снятию болей и заживлению ран.

Знакомство детей с минералами имеет большое развивающее значение в жизни детей с нарушениями речи и интеллектуальной недостаточностью.

Игры с минералами благоприятно влияют на развитие познавательных способностей ребенка, плодотворно действуют на развитие мелкой моторики рук. Так же за счет увеличения словарного запаса (существительные, прилагательные, глаголы) развивается речь. Говорящие дети при игре проговаривают новые слова, а у неговорящих увеличивается пассивный словарь.

Терапевтические возможности нетрадиционной медицины — литотерапии содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_dlya_ped_soveta.pptx2.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литотерапия Составил – Крусбах Е.Н .

Слайд 3

Камни все разные и по цветам тоже. Но, если у вас простая галька, ее можно раскрасить вместе с детьми и использовать принципы цветотерапии.

Слайд 4

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, улучшает кровообращение, нормализирует работу пищеварительного тракта; оказывает благотворное действие на нервную систему при депрессии, стрессе, головных болях, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы. Используется при коррекции страхов, инертности, апатии.

Слайд 5

Оранжевый цвет используется при коррекции застенчивости, замкнутости и скованности движений.

Слайд 6

Желтый цвет используется при коррекции гиперактивности , формировании самоконтроля, повышении самооценки. Вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия

Слайд 7

Зеленый цвет успокаивает, повышает защитные силы организма. Используется при коррекции возбудимости, тревожности, гиперактивности.

Слайд 8

Голубой цвет используется при коррекции повышенной возбудимости, тревожности, агрессивности. Оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении

Слайд 9

Синий цвет стимулирует умственную деятельность, оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит . Используется при коррекции невротических реакций, беспокойства, возбудимости, агрессии

Слайд 10

Фиолетовый цвет рекомендуется при негативных психических состояниях: неврозе, отчаянии.

Слайд 11

Белый включает в себя все цвета и считается цветом очищения, единения, открытости. Белый оказывает тонизирующее действие на организм человека и эффективно используется для оживления любого другого цвета .

Слайд 12

Задачи, которые можно решать применяя технологию литотерапии : повышение уровня коммуникативности детей, их эмоциональной отзывчивости; обогащение сенсорного и эмоционального опыта детей; знакомство с приемами управления своими чувствами, формирование навыками самоконтроля. автоматизация и дифференциация исправленных звуков с помощью предметов различных цветов. совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи. развитие общей и мелкой моторики. обучение детей расслаблению в зависимости от окружающего их цветового пространства. развитие правильного дыхания. использование цвета для коррекции нарушений устной и письменной речи

Слайд 13

Влияние цветовой обстановки на поведение и результативность детей Успехи улучшаются при более рациональной окраске стен. в помещениях, где цветовой климат составляют белый цвет, кремовый, светло-салатовый, нежно-голубой, -лучше освещение, дети меньше устают, понижается отрицательный эмоциональный фон . Ведь белый цвет значительно повышает освещенность за счет того, что отражает до 80% дневного света. В отличии от других цветов белый цвет лишен эмоционального воздействия. Сумеречное же освещение вызывает у многих взрослых и детей состояние депрессии и, наоборот, яркий дневной свет повышает эмоциональный тонус. Также функциональное состояние нервной системы у детей бывает гораздо лучше, если панели в помещении окрашены в белый, голубой и зеленый цвета. Цветопсихология рекомендует в помещениях для детей гамму цветов от желтовато-зеленого через желтый до оранжевого. Синий и зеленый цвета тоже подходят для детских комнат, особенно ориентированных на юг, поскольку эти цвета создают ощущение прохлады.

Слайд 14

Мебель и оборудование Функциональное состояние зрительного анализатора и работоспособность детей выше при зеленой гамме цветов, чем при других (белая, черная, коричневая). Наилучшие показатели зрительной работоспособности у детей проявляются при окраске рабочих столов в светло-зеленый цвет и цвет натурального дерева, которые создают благоприятное распределение света в поле зрения ребенка. Желательно, чтобы и демонстрационная доска была зеленого цвета. Цвет способствует более точному и полному распознаванию предметов. Исследования ученых показали, что дети при дневном свете предпочитают писать или рисовать на белой бумаге, а при лампах накаливания выбирают бумагу светло-зеленого цвета.

Слайд 15

Цветовой день Интересна и увлекательна практика «цветного дня» в детском саду. Дети сами выбирают определенный цвет, и ему посвящается целый день: с цветом знакомятся, рассматривают, играют, воспроизводят в рисунках, создают фантастические игры, постройки. В цветовом пространстве подробно выделяется каждый цвет по отдельности: в группе собираются игрушки определенного цвета, меняется мягкий инвентарь (салфетки, скатерти, занавески), на занятиях используется мягкий фон из ширмы данного цвета. Педагоги заранее договариваются с родителями о назначенной по цвету одежде: «Завтра у нас - «желтый день», мы будем жить в желтом цвете. Предусмотрите, пожалуйста, в одежде какой-нибудь элемент желтого цвета». Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы, имеющие насыщенный, густой оттенок, выставляются дозировано — на 2—3 часа, а предметы нежного, приятного оттенка — на целый день.

Слайд 16

Упражнение «Ощущение цвета» (на расслабление). Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабиться. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии. Дети расслабляют плечи, опускают свободно руки, расслабляют лицо, глаза, и смотрят на предметы определенного цвета, например, синего. Какие чувства вызывает синий цвет? Какое настроение он создает? Какой он? (Мягкий, нежный, добрый, грустный, спокойный, холодный.) Далее педагог описывает - значение цвета, как он действует на организм.

Слайд 17

Консультация для родителей Одевая малыша в одежду определенного цвета, можно заложить основы будущего характера ребенка. Нужно стараться одевать ребенка разнообразно: в цветастом калейдоскопе одежды, игрушек и других предметов дети лучше развиваются. В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности. Взрослым, и педагогам, и родителям, необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в образовательном процессе и в жизни. В окружении красного или ярко-оранжевого ребенок первые 30 минут чувствует прилив энергии. Через 1 – 1,5 часа он уже гиперэнергичен, перевозбужден, а через 5 часов станет раздражительным и агрессивным. Но стоит сменить эту гамму на салатно-голубую, и буквально через 20 – 30 маленький злюка превратится если не в ангелочка, то в человека, с которым можно вести переговоры и надеяться на взаимопонимание. Бордовые колготки, красные рубашки и лиловые платья не стоит покупать для повседневной носки – ведь в этой одежде малышу предстоит провести в детском саду весь день!

Слайд 18

Сядьте в удобную позу. Закройте глаза. Дыхание ровное. Вы чувствуете, как по вашему телу разливается тепло. Тело мягкое и теплое. Представьте, что перед вами белая стена... Под ногами ведра с краской и очень большая кисть. Сейчас мы будем красить стену... Начнем с черного цвета. Красим всю стену, чтобы не осталось ни одного белого пятнышка. Краска засохла. Черная стена... Теперь красим красной краской , ни пятнышка черного. Краска засохла. Красная стена... Красим оранжевой краской . Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Оранжевая стена... Красим желтой краской . Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Желтая стена... Красим зеленой краской . Ни пятнышка желтого. Краска засохла. Зеленая стена... Красим голубой краской . Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Голубая стена... Красим синей краской . Ни пятнышка голубого. Краска засохла. Синяя стена... Красим фиолетовой краской . Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Фиолетовая стена... Красим белой краской . Ни одного фиолетового пятна. Краска засохла. Белая стена. Теперь открываем глаза и смотрим вокруг себя. Что изменилось вокруг? После того, как дети поделились впечатлениями можно уточнить, какие цвета им удавалось закрашивать с трудом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического педагогического собрания В форме устного журнала «Пернатая карусель»

Цель:  презентация методического сборника «Пернатая карусель», в который вошел материал о птицах.Формировать у педагогов потребность и желание сотрудничать с родителями по вопросам экологич...

Родительское собрание «Педагогическое сотрудничество детского сада и семьи по воспитанию у детей бережного отношения к миру природы»

Форма проведения: игра – путешествие.Цель: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формиро...

Родительское собрание как средство повышение педагогической культуры семьи

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Изучение состояния данной проблемы показывает...

Формы родительских собраний: психологический тренинг, педагогический ринг, круглый стол, КВН, творческая гостиная

Главной целью родительских собраний является взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении....

Родительское собрание на тему «Исправление отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов»

Тезисы к родительскому собранию на тему «Исправление отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов»Слайд №2.    Здравствуйте, уважаемые родител...

Родительское собрание в подготовительной группе " Педагогическое общение".

Родительское собрание в подготовительной группе " Педагогическое общение"....

Родительское собрание во второй младшей группе «Солнышко» Тема: «Гармонизация детско-родительских отношений» Форма собрания – круглый стол. Цель: обогащение родителей педагогическими знаниями. Задачи: вовлечь в обсуждение нюансов воспитания, вызвать жел

Родительское собрание во второй младшей группе «Солнышко»Тема: «Гармонизация детско-родительских отношений»Форма собрания – круглый стол.Цель: обогащение родителей педаго...