"Заколдованный замок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Молоткова Светлана Федоровна

Конспект по речевому развитию детей в старшей группе "Заколдованный замок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakoldovannyy_zamok.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

 «Заколдованный замок»

(образовательная деятельность по речевому развитию  детей

в старшей группе )

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи:

  • Закрепить понятие «Гласные звуки», «Согласные звуки »
  • Закреплять умение определять наличие гласного и согласного звука в слове
  • Формировать фонематический слух и  восприятие
  • Закрепить конструктивные навыки
  • Тренировать мимическую мускулатуру лица.
  • Тренировать глазодвигательные функции.
  • Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, сопереживания.

Оборудование. Компьютер, телевизор, пиктограммы-эмоции, сигнальные карточки (желтая и красная), фасоль или цветные камушки.

Ход занятия:

Дети на ковре, в кругу.

Воспитатель: Ребята, в стране звуков и букв случилась беда. Войско злых «ошибок» схватило королеву Грамоту и заточило в этом замке, закрыв на множество замков. И каждый замок заколдован. А открыть их можно только в том случае, если правильно выполнишь задания. Я, думаю,  вы с легкостью откроете все замки, выполните задания и мы освободим королеву Грамоту. Если задание выполнить  правильно появится  ключик и дверь откроется,  и мы сможем двигаться дальше.

Ну что, идем спасать королеву?

Слайд1. Серый замок.

Тренировка мимической мускулатуры и дыхательное упражнение.

Первая дверь открывается, если мы покажем наши эмоции. Печаль-от того, что замок заколдован, злость, радость. А теперь делаем глубокий вдох и тихо дуем на замок, еще раз и чуть сильнее.

(появляется первый ключ)

В-ль: Мы вошли в замок, а перед нами препятствие, снова дверь и какой-то сундучок. Я такой сундучок уже однажды видела,  сундучок этот не простой, называется он «Сундучок звуков», Необходимо внимательно слушать и сказать , что вы услышали.

(Звуки)

В-ль: Какие вы звуки услышали?, назовите их ( шум машин, шелест листьев, пение птиц, стрекотание кузнечика, гром, шум дождя, шум моря, чаек)

В-ль: Как вы думаете, эти звуки речевые или не речевые? (не речевые)

В-ль: Почему? (звуки издают предметы, а речевые произносятся с помощью рта)

Можем ли мы увидеть звуки?  (Нет, мы их только произносим)

А какой звук мы произносим самым первым (А),

А какой это звук гласный или согласный? (Гласный),

Какие еще гласные звуки вы знаете? (О,У,И,Э, Ы)

Почему они называются гласными? (они поются, нет никаких преград). Совершенно верно, гласные от слова –голос, гласят, они тянутся, поются, при произношении не встречают препятствий во рту.

А назовите согласные звуки,  какие вы знаете. Почему они согласные? (при произношении они встречают препятствия (язык, губы, зубы).

Вы успешно справились с этим заданием, вот и второй ключик (появляется ключик)

Слайд №2. Дверь (на экране дверь с буквами)

Открываем следующую дверь. А за ней…… опять дверь?

Что это? Это какие-то буквы-загадки?

Как вы думаете, что надо сделать? Отгадать загадки? Тогда слушайте внимательно.

Загадывание загадок

  1. Жеребенок с каждым днем

          Подрастал и стал… (конем)

  1. У порога плачет,

Коготочки прячет

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет (кошка)

  1. Сама пестрая, ест зеленое,

          дает белое (корова)

  1. Она не буренка,

          Но все же пока

         Дает ежедневно

         Кувшин молока.

         Ей дай только волю -

        Семь дней не пройдет -

        Повсюду с деревьев

        Кору обдерет. (Коза)

  1. Ночью он совсем не спит,

          Дом от мышек сторожит,

          Молоко из миски пьет,

          Ну конечно это - (кот).

  1. В капусту он забрался осеннею порой:

 Рогатый и лохматый и с длинной бородой (козел).

Воспитатель: Послушайте еще раз отгадки и скажите, какой звук встречается в этих словах чаще всего?  КОНЬ, КОШКА, КОРОВА,  КОТ, КОЗЕЛ.

(В этих словах чаще всего встречается звук К).

(Выпадает еще один ключик), А вот и наш ключик, Ой, что-то не открывается.

Еще один вопрос?  С какого звука начинается слово «ключик»? (К), Мы сможем крикнуть громко это звук в лесу (нет), значит звук «К» гласный или согласный?

(Согласный) (Выпадает ключик)

Слайд №3. (Длинный коридор).

Вот , и еще одна дверь открылась, а до следующей двери надо дойти, по длинному коридору.

Динамическая пауза. (Физкультминутки, Проект Л.А.Яртовой, студии «Ардис», «Идем друг за другом».

Воспитатель: Нам еще рано возвращаться домой, поэтому мы не будем поддаваться на уговоры и продолжим наше путешествие по замку. Присаживайтесь.

Дети присаживаются за столы, где разложены по два сигнальных знака-красный и желтый. Фасоль или камушки. 

Мы дошли до двери и присели отдохнуть. Какое же задание откроет этот замок.

Игра «Светофор»

Дверь реагирует на цвет. И если правильно будете поднимать сигнальные карточки, от вспышек должна открыться дверь.  В словах,  которые я буду произносить, затаился нужный сигнал. Он и открывает дверь. Это звук «У». Какого цвета мы будем поднимать карточку, когда его услышим (красный), А если этого звука в словах нет, поднимаем желтый  сигнал. (УТКА, УТЮГ, ЛЕС, МУКА, КОТ, МАК, УСЫ)

Воспитатель. Молодцы, мы успешно справляемся с заданиями, думаю,  мы уже недалеко от цели. Вот еще один ключ и еще одна открытая дверь.

Слайд №4 .

Игра : «Собери правильно» (Развитие мелкой моторики, конструктивных навыков, зрительного восприятия)

Эта дверь откроется , если мы немного поработаем руками. Необходимо собрать гласную букву «О» из камешков и фасоли. Это и есть шифр к нашей двери.

(дети работают).

Слайд  5:  Появляется королева Грамоты со словами  благодарности  детям.

«Спасибо вам, дорогие ребята, что вы не испугались и прошли все испытания, открыли все замки. Пока вы ходили по замку, на вас попала волшебная  пыль- «заклятие ошибок». Я дарю вам волшебную палочку, которая снимет с вас это заклятие . Надо внимательно следить за кончиком волшебной палочки.

(Воспитатель проводит зрительную гимнастику)

Слайд 6: Замок цветной. Вот такой был красивый замок, когда его захватили ошибки, пусть таким он остается всегда.

А поможет нам в этом еще одно задание. На карточке зашифровано слово, которое  закроет замок от нападения «ошибок».

Задание на карточке-ребус. (По первому звуку каждого слова на рисунке, надо отгадать зашифрованное задание)

Воспитатель: Вам понравилось сегодняшнее наше занятие? Какие трудности  вы встретили? А какое задание было самое легкое? А если случиться так, что ошибки снова нападут на замок, мы придем на помощь?

Дерево-самоанализ.

А сейчас я вам предлагаю украсить наше чудо дерево. Все кому было легко и  все понятно- берут зеленые листочки, у кого возникали трудности - берут желтые листочки, ну а кому было совсем тяжело- берет красные листочки. Посмотрим какое дерево у нас сегодня получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Заколдованный замок»

Занятие по формированию элементарных математических представлений(подготовительная к школе группа)...

Конспект занятия по обучению грамоте "Заколдованный замок"

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе  "Заколдованный  замок", Цельзанятия: сформировать у детей необходимую готовность к обучению в школе....

"Заколдованный замок"

Дети демонстрируют умение называть прилагательные и глаголы к существительным, а также знания о гласных и согласных звуках и умение делить слова на звуки и слога....

Конспект НОД по развитию речи "Заколдованный замок"

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Заколдованный замок"...

Конспект по развитию фонематического слуха "Заколдованный замок"

Конспект по развитию фонематического слуха "Заколдованный замок" в старшей группе...

Конспект НОД Развитие речи. Обучение грамоте. Тема: «Заколдованный замок»

Определить уровень овладения детей звуковым анализом (определение последовательности звуков в словах, порядкового места звука в слове, умение различать на слух звуки гласные и согласные, твердые и мяг...

«Путешествие в заколдованный замок».

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе...