Статья по речевому развитию на тему: "Сказка в жизни ребёнка"
статья по развитию речи

Надеюсь, что моя статья окажется полезной мамочкам и воспитателям. Когда взрослый читает сказку малышу, то невольно и сам попадает в волшебный мир, полный приключений, в котором обитают фантастические существа, в котором живёт добро и зло.

Многие недооценивают роль и важность сказок в жизни ребёнка, а зря. Сказка занимает одно из главных мест. Она учит ребёнка распознавать добро и зло, учит не бояться сложных ситуаций, учит жизни. Сказка воспитывает в детях человечное, доброе.  Именно в сказках говорится о жизненных ценностях, которые закладываются в сознании ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Когда взрослый читает сказку малышу, то невольно и сам попадает в волшебный мир, полный приключений, в котором обитают фантастические существа, в котором живёт добро и зло.

Многие недооценивают роль и важность сказок в жизни ребёнка, а зря. Сказка занимает одно из главных мест. Она учит ребёнка распознавать добро и зло, учит не бояться сложных ситуаций, учит жизни. Сказка воспитывает в детях человечное, доброе.  Именно в сказках говорится о жизненных ценностях, которые закладываются в сознании ребёнка. Вспомним  Арину Родионовну Яковлеву, няню великого поэта России, Александра Сергеевича Пушкина. Она знала и рассказывала ему с самых ранних лет множество пословиц, поговорок и сказок.

Сказки необходимо читать с самого раннего возраста, начиная от небольшого содержания («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок» и др.). Чем старше ребёнок, тем больше в сказках  новых  персонажей со своими характерами (П. Ершов. «Конек-Горбунок», А. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и др.).

А что такое сказка? Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Как правило, сказка начинается со следующих фраз: «Жили-Были…», «В некотором царстве, некотором государстве…».

Выделяют народные сказки и авторские. У народных сказок нет автора,  сказка передавалась в народе из уст в уста и никто не скажет, кем же она была первоначально написана. У авторской сказки есть конкретный автор. Например,  Л.Н. Толстой ("Три медведя", "Еж и заяц", "Два брата"), и В. И. Даль ("Девочка Снегурочка", "Старик-годовик", "Война грибок с ягодами", "Журавль и цапля"), и К.Д. Ушинский ("Колобок", "Курочка Ряба", "Совушка-сова", "Репка"), и А.Н. Толстой ("Гуси-Лебеди", "Колобок"), и сказки А.С. Пушкина.

В свою очередь, народные сказки подразделяются на три вида: сказки про животных; бытовые сказки; волшебные сказки.

Сказки о животных. Животные всегда жили рядом с человеком, они часто являются главными персонажами народных сказок. Животным часто присущи человеческие качества. Например, «Репка» и «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса» и др.

В волшебных сказках герои действуют в фантастическом  мире. В такой сказке множество волшебных событий и приключений. Как правило, в волшебной сказке герой должен отправиться в неизведанную страну и сразиться со злым существом , например, со змеем, людоедом, великаном, ведьмой, чудовищем или злым волшебником, и обязательно одержать победу.

Герою в своих странствиях помогают волшебные предметы: ковёр-самолёт, шапка-невидимка, волшебная палочка, скатерть-самобранка и др.

Особенностью бытовых сказок является отражение повседневного народного быта и обыденной жизни. В них поднимаются социальные проблемы, высмеиваются отрицательные человеческие качества и поступки. В бытовой сказке могут присутствовать и элементы волшебной сказки. В бытовых сказках, как правило, высмеиваются жадные попы и глупые помещики, а герой сказки (мужик, солдат) выходит победителем из всех невзгод.

Попробуйте придумать свою сказку для своего чадо, поверьте, этот процесс будет  не только интересным  и занимательным, но и трудоёмким, т.к. вы задействуете всю свою фантазию! Ещё очень увлекателен процесс совместного сочинения сказки с ребёнком. Когда вы предлагаете придумать имя главному герою, придумать страну или государство, где он живёт, или куда ему придётся отправиться, придумать положительных и отрицательных персонажей, которые будут помогать или мешать герою в  достижении определённой цели, например, спасти принцессу от чар злого волшебника.

Русские народные сказки создаются следующим образом, сначала идёт присказка.

Присказка – это набор шуток, небылиц. Присказка – краткое вступление, не связанное с содержанием.

«Было это дело на море, на океане; на острове Кидане стоит дерево золотые макоуки, по этому дереву ходит кот Баюн – вверх идёт песню поёт, а вниз идёт сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть. Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. Будет сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведём…»

    Далее  зачин. Зачин – это начало сказки. Содержит сведения о главных героях, времени и месте событий. «Жил-был старик, и было у него три сына…». «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь».

Далее следует развитие действия.

В основной части сказки разворачиваются действия с главным героем. Ведется борьба добра и зла.

Далее происходит развязка событий. Преодоление потери или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

В конце сказки вставляют концовки: «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец», «Я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

Вашу сказку вы можете немного упростить, например, она будет состоять из следующих основных частей: зачин, основная часть, концовка.

Читайте больше сказок ребёнку, вместе пробуйте сочинять, фантазировать, потому что такие моменты не только  сближают, но влияют на развитие ребёнка, обогащают словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного педагогического мероприятия по образовательной области «Речевое развитие» На тему: сказка «Теремок»

План игровой развивающей ситуации.1.Внесение судучка2.Рассматривание. отгадывание загадок3.Просмотр сказки4.Вопросы5.Аппликация6.Итог...

Статья по речевому развитию на тему: «Сказка в жизни ребёнка»

Надеюсь, что моя статья окажется полезной мамочкам и воспитателям. Когда взрослый читает сказку малышу, то невольно и сам попадает в волшебный мир, полный приключений, в котором обитают фантастические...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: "Сказка петух да собака"

Представлен конспект НОД по речевому развитию детей с драмматизацией сказки "Петух да собака"....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию на тему:"Сказки А. С. Пушкина" в подготовительной группе

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе на тему: "Сказки А. С. Пушкина"...

Статья Познавательно-речевое развитие детей 3-го года жизни в контексте комплексно-тематического планирования образовательной работы

  В статье проедставлен опыт работы по познавательно- речевому развитию в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни   в контексте комплексно- тематического планиро...

Статья Познавательно-речевое развитие детей 6-го года жизни в контексте комплексно-тематического планирования образовательной работы

В статье подгобно рассказывается о познавательно-речевом развитии детей шестого года жизни в контексте комплексно-тематического планирования образовательной работы....

Конспект организационной образовательной деятельности Речевое развитие на тему: Сказка В.Г.Сутеева «Палочка-выручалочка» для воспитанников (6-7 лет)

Цель: Воспитывать у воспитанников положительные качества характера, мотивируя   на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей....