Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста
статья по логопедии (подготовительная группа)

Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста

Полевода М.А., учитель-логопед,

                                                                                МБДОУ №1 «Звездочка»

г. Березовский, Кемеровская область – Кузбасс

Сегодня проблема профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач дошкольной логопедической науки. Актуальность этой проблемы связана с научно подтвержденной информацией о том, что ежегодно в школе растет число детей с разными видами дисграфии. По данным 2017 года, в Российской Федерации количество детей с дисграфией было выявлено около 10-25 %. В других зарубежных странах распространенность дисграфии составляет 5-15 % школьников.

Основной целью профилактики дисграфии является осуществление комплекса разного рода мероприятий, нацеленных на ее предупреждение либо коррекцию факторов риска. У детей в период дошкольного возраста обнаруживаются предпосылки возникновения дисграфии. Среди них можно отметить следующие:

- отсутствие и нестойкость слухового различения акустически близких фонем;

- замена в устной речи одних звуков другими, сходных по звукопроизношению;

-  несформированность элементарных форм фонематического анализа слов;  

- недоразвитие зрительно-пространственных  функций;

- несформированность навыков словоизменения и словообразования.

В литературных источниках различают два вида профилактики дисграфии – первичный и вторичный. Первичную профилактику дисграфии у дошкольников изучала Л.Г. Парамонова. В своих исследованиях автор говорит о формировании высших психических функций, участвующих в ходе усвоения навыка письма. Данная работа должна включать несколько этапов:

I этап – формирование общей и мелкой моторики, формирование графомоторных навыков;

II этап – формирование зрительного гнозиса;

III этап – развитие слухового восприятия, формирование фонематического анализа и синтеза.

IV этап – формирование пространственных и временных представлений [4].

Изучением вторичной профилактики занимался А.И. Корнев, который говорил о своевременном выявлении детей, входящих в категорию «группы риска». Он выделил следующие направления работы: устранение расстройств в устной речи; совершенствование функционального базиса письма [3].

По мнению Н.А. Щепеткиной, наиболее результативной профилактикой дисграфии у дошкольников является соблюдение таких условий как:

- четкое определение признаков, предпосылок возникновения  дисграфии у дошкольников;

 - разработка конкретных способов выявления предпосылок возникновения  дисграфии;

- владение определенными методическими приемами по устранению предпосылок возникновения  дисграфии [6].

Большинство исследователей (Е.А. Борутто, С.Г. Ситникова, О.Н. Шпигарева) отмечают, что профилактику дисграфии необходимо проводить с детьми уже с дошкольного возраста. Данная работа направлена на совершенствование вербальных и невербальных психических функций, составляющих процесс усвоения письма. Процесс логопедической работы по профилактики дисграфии необходимо реализовывать  с учетом преобладающих расстройств и их корреляции с другими частями, которые лежат в основе процесса письма. Вместе с тем,  при работе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности дошкольников [1; 5].

Для того, чтобы дети дошкольного возраста успешно овладели процессом письма у них должны быть достаточно хорошо развиты предпосылки письма. К ним относятся: навыки различения на слух всех звуков речи, произношение звуков, словарный запас, лексико-грамматический строй речи, фонетико-фонематические и зрительно-пространственные представления.

Методы профилактики дисграфии у дошкольников строятся с учетом механизмов и симптомокомплекса расстройств письма.

Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания и артикуляторно-акустической дисграфии выражается в заменах букв, которые соответствуют артикуляторно-акустически близким звукам, в неверном обозначении мягкости на письме, в заменах гласных букв. Профилактика данного вида  дисграфии включает в себя следующие направления: формирование вербальных навыков, развитие определенных предпосылок интеллекта, развитие фонематических процессов, развитие навыка поэтапного контроля за ходом и итогом процесса письма.

Дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов выражается в искажении звуко-буквенной структуры слов. Профилактику по данному виду дисграфии необходимо проводить по таким направлениям: формирование языкового анализа и синтеза, формирование слогового анализа и синтеза, формирование фонематического анализа и синтеза.

Оптическая дисграфия выражается в неузнавании и неразличении графически сходных букв, их смешении, в заменах одной буквы другой, в отрывах элементов букв, в зеркальном написании букв, написании лишних элементов букв. Профилактика по этому виду дисграфии  включает следующие направления: формирование зрительного восприятия и узнавания предметов, формирование зрительного анализа и синтеза, конкретизация и расширение объёма зрительной памяти, развитие пространственных представлений, развитие пространственных отношений, формирование  общей и мелкой моторики.

Аграмматическая дисграфия на письме выражается в нарушении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов; в изменении падежных окончаний; в искажении предложных конструкций; в изменении числа имен существительных, падежа местоимений; в искажении согласования; в искажениии синтаксического оформления речи. Профилактика данного вида дисграфии включает в себя следующие направления: формирование навыков словоизменения и словообразования, формирование навыков правильного понимания и употребления предлогов, пополнение лексики, формирование навыка составления  предложений, формирование связной речи.

Таким образом, профилактика дисграфии у дошкольников является одним из важным направлением логопедической работы в системе дошкольного образования. При профилактике дисграфии необходимо развивать зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, формировать навыки языкового анализа и синтеза, лексику, грамматический строй речи, устранять нарушения устной речи.

Литература:

  1. Борутто Е.А. Профилактическая работа по дисграфии в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте / Е.А. Борутто // Молодой ученый. – 2016. – № 10 (114). – С. 1179-1181.
  2. Карпушкина Е.А. Профилактика дисграфии у дошкольников на логопедических занятиях / Е.А. Карпушкина, М.А. Самохвалова // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы. Материалы XVII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – Пенза, 2021. – С. 331-333.
  3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2003. – 342 с.
  4. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Союз, 2001. – 237 с.
  5. Ситникова С.Г. Профилактика дислексии и дисграфии у дошкольников / С.Г. Ситникова, О.Н. Шпигарева // Школа XXI века: тенденции и перспективы: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»; «Харьковский государственный педагогический университет имени Г.С. Сковороды»; «Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова»; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». –2014. – С. 178-181.
  6. Щепеткина Н.А. Профилактика дисграфии в теории и практике логопедии / Н.А.  Щепеткина // Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: традиции и новации: сборник научно-методических трудов. – Армавир, 2014. – С. 113-119.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...

"Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста".

quot;Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста".Примерные виды игр совместной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Презентация "Игры и упражнения по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста"

         Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически оформленная у...

Статья. Кинезиологические упражнения как средство профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста.

Этот материал рассчитан на родителей детей старшего дошкольного возраста. О пользе простых упражнений для развития ребенка....

Полезные игры, упражнения и задания по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Вопрос подготовки дошкольников к овладению чтением и письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе, которая в связи с изменением содержания школьных программ с каждым годом становится...

Основные направления работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Основные направления работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста...