Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Шапило Екатерина Александровна

     В своей работе я использую здоровьесберегающие технологии:

  1. Логопедический массаж для детей с дизартрией
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Гимнастика для глаз
  5. Су-джок терапия
  6. Гимнастика коррегирующая
  7. Психогимнастика
  8. Кинезиотерапия
  9. Биоэнергопластика.

     Благодаря этим технологиям: повышается интерес к процессу обучения, снижается эмоциональное напряжение и тревожность, улучшается восприятие и внимание, повышается обучаемость, корректируется поведение. Также совершенствуется артикуляционная моторика, развивается двигательная активность и координация, развивается правильное речевое дыхание, сила голоса, формируется слоговая структура и ритмизация речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в системе работы логопеда

(из опыта работы учителя-логопеда Шапило Е.А.)

В своей работе я использую здоровьесберегающие технологии:

  1. Логопедический массаж для детей с дизартрией
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Гимнастика для глаз
  5. Су-джок терапия
  6. Гимнастика коррегирующая
  7. Психогимнастика
  8. Кинезиотерапия
  9. Биоэнергопластика.

Благодаря этим технологиям: повышается интерес к процессу обучения, снижается эмоциональное напряжение и тревожность, улучшается восприятие и внимание, повышается обучаемость, корректируется поведение. Также совершенствуется артикуляционная моторика, развивается двигательная активность и координация, развивается правильное речевое дыхание, сила голоса, формируется слоговая структура и ритмизация речи.

Остановимся на каждой технологии немного подробнее

Логопедический массаж при разных формах дизартрии предполагает механическое воздействие на различные участки лица и на язык. В итоге устраняется патологическая симптоматика в периферическом отделе речевого аппарата, меняется тонус мышц.

В результате у ребенка, снижается сила спазма мышц и их количество, происходит нормализация мышечного тонуса при дизартрии (артикуляционных и мимических мышц). Восстанавливается подвижность органов речи, улучшается кровоток в мягких тканях лица, головном мозге.

Эти факторы способствуют улучшению качества речи: она становится плавной, выразительной, понятной окружающим.

Логопедический массаж назначает только логопед после детального обследования. Специалист оценивает степень нарушения, и в зависимости от этого подбирает индивидуальную схему коррекции.

Массажем я занимаюсь, так как имею мед.образование и сертификат о прохождении курсов логомассажа.

Артикуляционная гимнастика

У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Помимо традиционных упражнений артикуляционной гимнастики, я использую упражнения с сушками, сладкой соломкой, котельными трубочками, бусинкой на нитке, логопедические ракетки.

Картинки для гимнастики и презентации на эту тему помогают мне в работе.

Дыхательная гимнастика

В логопедической работе важным является речевое дыхание, которое отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание—основа для нормального звукопроизношения и речи в целом.

Произношение слов является довольно сложной системой, к составным частям которой относятся органы дыхания, голосовые связки, полость рта и носа, язык, губы и прочее. Действия этой системы скоординированы между собой без приложения усилий говорящего человека. Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко - и голосообразование.

В моём кабинете есть картотека с играми, направленными на развитие правильного речевого дыхания, силу выдоха. Также используются шарики и котельные трубочки, вертушки, пёрышки, аэрофутбол, игру «Накорми гусеницу», «Бабочки летите», «Клоун жонглёр» и т.п.

Также для развития дыхания и голосоподачи я использую логопедические распевки.

Гимнастика для глаз.

В логопедическую группу часто попадают дети, имеющие, помимо общего недоразвития речи, нарушение зрения (амблиопия, дальнозоркость, близорукость и т.д.).  Мне, как учителю-логопеду, работающему с такими детьми, приходится не только реализовывать задачи и содержание логопедической работы, но и учитывать специфические требования к организации логопедического процесса в дошкольном учреждении к детям нарушениями зрения, а также выполнять требования офтальмологической службы.

Обязательно проведение зрительной гимнастики в сочетании с двигательной активностью, особенно на занятиях, имеющих монотонный характер и предполагающих большую зрительную нагрузку (составление рассказов по серии картинок или по одной сюжетной картине, раскрашивание карандашами сюжетных картинок и т.п.). Сочетание зрительных упражнений с двигательными играми, кроме того, обучает дошкольников ориентировке, но уже в пространстве помещения (кабинет логопеда, группа, музыкальный зал и т.п.). Закрепляются простейшие понятия: «лево», «право», «поворот», «разворот» и т.д., а также навыки направленного взгляда. Основными принципами проведения зрительной гимнастики являются: индивидуальный подход в зависимости от возраста, зрительных нарушений; состояние здоровья; регулярность проведения; постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени; сочетание зрительных упражнений с двигательной активностью; развитие интереса ребенка к этому упражнению.

В логопедическом кабинете есть тренажер для глаз в виде дерева с дорожками, по которым скатываются шарики трёх цветов, также используется расположение картинок и называние их в разных направлениях, ещё мною изготовлена игра попади в мишень.

Су-джок терапия

Су-джок - не простой мячик, его иголочки стимулируют моторные центры речи, а также активизируют иммунную систему. 


Внутри мячика находятся пружинные колечки, массаж пальчиков и ногтей путем надавливания и прокатывания специальных точек активирует и гармонизирует работу внутренних органов и систем. 

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. 

Колечки – пружинки я использую не только для стимуляции биоактивных точек на пальцев, но и одновременного проговаривания прямых и обратных слогов для автоматизации звуков.

Гимнастика корригирующая

В логопедической группе встречаются дети с диагнозом плоскостопие. Для того чтобы совместить речь с движением я использую массажные дорожки ручной работы. Ходьба по таким дорожкам способствует профилактике плоскостопия, а также помогает ребёнку выравнивать слоговую структуру, почувствовать границу между словами. Кроме дорожек мною изготовлены буквы алфавита с разными наполнителями. Наступая на букву и озвучивая её, ребёнок активизирует органы речи, учиться читать и одновременно происходит активизация точек стопы.

Психогимнастика

 «Психогимнастика - это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Через телесные превращения дети актуализируют и формируют представления о свойствах предметов, природных явлениях, повадках животных. У детей уточняются и формируются представления о различных эмоциональных состояниях и личностных особенностях человека; развивается воображение; расширяется словарный запас; снимается мышечное напряжение; формируются мимические навыки, невербальный навык общения.

С помощью выразительных средств - движений дети обучаются пониманию и выражению эмоций, что способствует преодолению барьеров общения.

С помощью выразительных движений мимики и пантомимики психогимнастика вводит детей в игровую терапию, оказывая тем самым психокоррекционное воздействие, улучшая социализацию. Осознавая свои телесные ощущения, состояния напряжения и расслабления, физически выражая те или иные эмоции, дети учатся понимать себя и свои чувства; настроение, эмоции, чувства других людей.

Я использую эту технологию в качестве физминуток на своих занятиях.

Кинезиотерапия

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать мозолистое тело. Они улучшают память и внимание, мыслительную деятельность.

В моей практике с помощью кинезиотерапии у детей страдающих смешением звуков, перестановкой слогов и букв легче происходит процесс усвоения правильного произношения слов и предложений. Сейчас в логопедических альбомах много картинок на одновременное произнесение слов с определённым движением пальцев или кистей рук. Также кинезиотерапия помогает ребёнку научиться ориентироваться на своём теле.

Упражнения могут проводиться под ритмически структурированную музыку.

Биоэнергопластика

Включает три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Таким образом, биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Эта технология помогает:

укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
-развивать силу, подвижность и точность движений органов, участвующих в речевом процессе;
-развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук;
-развивать память, произвольное внимание, межполушарную взаимосвязь.

Со своими детьми мы выполняем артикуляционные упражнения, совмещая движения языка с движением массажного мяча в руках. Также мною используется кукла бибабо, открывающая рот – для активизации внимания на гласных звуках. С помощью рук ребёнку легче усвоить правильную артикуляцию трудно произносимых звуков.

Таким образом, использование всех здоровьесберегающих технологий в комплексе помогает сохранить здоровье детей и в более короткие сроки справиться с задачами коррекционной работы логопеда.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требуе...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда

Я применяю в работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют развивать речевое дыхание, крупную моторику, формировать произношение, фонематический слух....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ.

  Так как здоровьесберегающие образовательные технологии - это воспитание культуры здоровья детей, то цель этих технологий, становление  осознанного отношения ребенка к здоровью и раз...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя - логопеда

Материал для учителей-логопедов, работающих с детьми имеющими нарушения речи. В материале представлены, какие задачи преследуют здоровьесбереающие технологии, на каких принципах строятся и классификац...

Материалы из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»

Материалы из опыта работы:«Здоровьесберегающие  технологии  в  работе  учителя-логопеда с детьми с ЗПР»...