«Обучение глобальному чтению дошкольников с РАС»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Зыбина Наталия Николаевна

Обучение глобальному чтению дошкольников с РАС

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обучение глобальному чтению дошкольников с РАС»

Глобальное чтение — это один из способов альтернативной коммуникации, дополняющий или заменяющий обычную речь детям с РАС. Это так же составная часть работы по обучению детей с РАС навыкам чтения и письма.

Сильной стороной таких детей является зрительная и слуховая память. У них есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально), как на фотоснимке. Это особенность лежит в основе метода глобального чтения.

Автор метода «глобальное чтение» – американский нейрофизиолог Глен До- ман. За единицу глобального чтения принимается слово. Для работы используются красочные картинки с изображением предметов и действий и соответствующие таблички с надписями. Также таблички рекомендуют наклеивать на окружающие ребенка предметы.

Глобальное чтение развивает:

  • мышление, зрительное и слуховое внимание, память;
  • импрессивную речь (восприятие и понимание устной и письменной речи);
  • навыки коммуникации и общения.

В некоторых случаях глобальное чтение стимулирует развитие экспрессивной речи («вокальной», произносимой вслух), происходит «запуск речи».

При использовании метода глобального чтения возможно избежать «механического» чтения, так как картинки или предметы подписываются целыми словами, и слово всегда сочетается в зрительном поле ребенка с предметом, который оно обозначает.

В долгосрочной перспективе наиболее эффективный подход – обучать детей с РАС как распознаванию слов целиком (глобальному чтению), так и буквам, и чтению по слогам.

Какие материалы использовать для глобального чтения?

Для обучения ребенка глобальному чтению потребуются карточки с картинками и подписями к ним.

Заранее продумайте список «слов» для начального этапа обучения - используйте только те слова и выражения, которые ребенок чаще всего встречает в жизненной ситуации и сможет функционально использовать для общения.

Принципы обучения Глобальному чтению

принципы постепенность и последовательность

Слова, которым мы хотим обучить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия и явления. Первые слова, которые учится читать аутичный ребенок, относятся лично к нему, к его семье, предметам их любимой еды, одежды, знакомым животным, к тому, что повседневно происходит в жизни ребенка и его семьи.

принцип от простого к сложному

Постепенно увеличиваем количество слогов в словах и количество картинок, используемых на занятии. Сначала задание демонстрирует взрослый. Затем повторяет ребенок.

Этапы обучения глобальному чтению

Подготовительный этап

Сначала ребенок должен научиться:

  1. Соотносить парные картинки и предметы

Начинаем с обучения ребенка тому, как совмещать одинаковые простые формы (одного цвета) – положить круг на круг, положить квадрат на квадрат и так далее.

Затем переходим к тому, чтобы положить простой повседневный предмет, к такому же предмету (носок к носку, ложку к ложке).

Далее переходим к простым изображениям. Учим находить и сличать парные картинки, путем подбора (утка к утке, машина к машине и т.п.).

Можно создавать свои собственные изображения, купить готовое обучающее пособие или игру, использовать компьютерные игры на совмещение одинаковых изображений.

  1. Соотносить предмет и его изображение Первый этап: Чтение автоматизированных энграмм

(имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных)

Начинаем с местоимения «Я». Таким образом, мы работаем с таким специфическим речевым нарушением при аутизме, как «непонимание личного местоимения «Я» (такие дети о себе говорят во втором или третьем лице).

        Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими печатными надписями. На отдельных карточках надписи дублируются.

Второй этап: Чтение слов

Картинки (фотографии) находятся в конвертах. Вместе с фотографиями (картинками) в конвертах есть таблички с обозначающими их словами (фотография ребенка и слово «я», картинка с изображением сока и слово «сок»). Используются фотографии (картинки) небольшого размера (квадрат со сторонами 5-7 см) и таблички со словами (узкая полоска длиной 7-10 см). Чем меньше размер используемого материала, тем сильнее он концентрирует внимание аутичного ребенка. Небольшие по размеру картинки и таблички легко умещаются в руке ребенка, а весь учебный материал размещается в его зрительном поле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение глобальному чтению детей с РДА."

Консультация для родителейОбучение глобальному чтению детей с РДА....

Конспект занятия по обучению глобальному чтению детей аутистов

Индивидуальное занятие с ребенком аутистом 5 лет  по обучению глобальному чтению...

Обучение глобальному чтению

Обучение глобальному чтению позволяет развивать:Ø импрессивную речьØэлементарное мышление ребенка до овладения произношениемØ зрительное внимание и памятьØ пассивный словарь  Суть глобальног...

Использование "глобального чтения" как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями.

Статья посвящена проблемам обучения чтению детей с речевыми нарушениями. Автор раскрывает  проблемы, возникающие при традиционном методе обучения чтению и предлагает использование альтернати...

Обучение глобальному чтению детей с РАС

1. Обучение глобальному чтению.ОБУЧЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОМУЧТЕНИЮ.2. Подготовка к обучению.ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ.До обучения глобальному чтению необходимо,чтобы ребенок выполнял 2 вещи:1. Умел наход...

Развитие речи аутичных детей по методике Л.Г.Нуриевой "Обучение глобальному чтению"

Данный материал будет полезен учителям-логопедам, дефектологам, а также родителям детей, имеющих диагноз "РАС или РДА". В статье и презентации раскрываются основные этапы работы с воспитанни...

Обучение глобальному чтению детей с РАС.

Глобальное чтение позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением....