Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Пудовкина Людмила Георгиевна

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; закрепить навыки детей пересказа сказок. Расширить словарный запас; закрепить названия русских народных сказок.

Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_skazka.docx36.54 КБ
Файл skazka_szhataya.pptx2.78 МБ

Предварительный просмотр:


Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам».

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; закрепить навыки детей пересказа сказок. Расширить словарный запас; закрепить названия русских народных сказок.

Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Приемы здоровье сберегающих технологий Аветисова и В. Базарного (смена видов деятельности, элементы гимнастики для глаз, физминутка, мимическая гимнастика)

Оборудование:

Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.

Методы и приемы:

Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;

Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций

Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия;

дидактические игры; физминутка; мимическое упражнение.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся

Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа,  теперь улыбнитесь мне, а я вам.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? ( да) А кто их  придумывает , сочиняет  сказки?( писатели, поэты), А какие бывают сказки? ( народные,  авторские). Ребята , как вы думаете , почему сказки называют народными ( ответы детей потому что их сочинил  народ, Сказки передавались от одного человека к другому. А  что бывает  в сказках? (  Ответы: чудеса, волшебство, превращения)

Воспитатель:  Ребята, сегодня утром тоже произошло волшебство. Когда я пришла в детский сад, то обнаружила в группе   книгу сказок . Посмотрите  какая она красивая Решила дождаться вас, чтобы вместе ее посмотреть.. Хотите посмотреть? (  открываю , выясняется, что все страницы исчезли)  

Послание

                                                 Помогите, помогите!

                                                 Сказки вы назад верните!

                                                 Напугала нас старуха

                                                 И устроила разруху.

                                                 Перепутала все сказки,

                                                 Ветер сильный нагнала,

                                                 Книгу сказок порвала!

                                                 Вы, друзья, скорей спешите

                                                 Книгу сказок нам верните!

Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в сказочное путешествие? У меня есть волшебная палочка, с помощью её мы и отправимся в сказку. Но для этого вы все закроите глаза, а я буду считать до трёх и до каждого дотронусь своей Волшебной палочкой. На счёт три вы откроете глаза. И так начнём.

Звучит спокойная классическая музыка.

Дети открывают глаза.

Воспитатель: Вот мы с вами оказались в стране сказок! Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. Давайте его найдем.( ищут клубочек)

Обнаруживаем  черный конверт.

Читаем:  На метле в лесу летаю! 
                И в избушке там живу!
                Я детей всегда пугаю,
                Страх и ужас навожу!

                Сказки не люблю я с детства,

                С миром сказок не дружу,

                Если спросите, то лучше, я вам пакость покажу!

 

                                             

Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать.

 

Воспитатель: Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаете  один моток,  при этом называете название сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

 Игра «Назови сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку).

Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! Этот клубок укажет нам путь. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, путь дорожку укажи, страницы книжки нам верни!», клубочек покатился к домику).

Воспитатель: Здесь для нас задание. Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.

Сказка «Катя и три волка»

Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.

(Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)

Вот и нашлась одна страница!

Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги!

(Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги)

Письмо  от Бабы Яги  «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а посмотрите  на героев и узнайте   из какой они сказки .(  Теремок)  И расскажите  эту сказку. Получите еще одну страницу!» 

Сценка  « Теремок» дети садятся на пеньки  кружки

Воспитатель: Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?

 Проводится гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок). Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся).

Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки. Проводится игра «Помогите!». (3 -4). Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь.

  1. «Помогите, за мной гонятся три медведя!» - За кем гонятся три медведя? Как звали героя сказки? (Маша из сказки «Три медведя»)

2.«Помогите! Я сломал домик зверей!» ( медведь  из сказки «Теремок»)

3«Помогите! Я превратился в козленочка!» (Иванушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

4«Помогите, у меня оторвался хвост!» ( Волк из сказки «Лисичка сестричка и серый волк»)

5«Помогите! Я превратилась в облачко!» («Снегурочка»)

Воспитатель: Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась.  Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!

Воспитатель :Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Физкультурная минутка "Сказки"

 (проводят дети под руководством педагога)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")

Воспитатель: Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится. (Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам).

 Воспитатель : Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят" - Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)

- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Как называется эта сказка? Почему гуси-лебеди унесли братца? Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации?

 - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».)

- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)

Воспитатель: Вот мы и еще одну  страницу книги нашли.  А клубок ведет нас дальше.
                   Игровое упражнение «Кто я?»
Воспитатель : Сейчас вы услышите голоса героев сказок. Угадайте, кто из главных героев сказал эти слова .и из какой сказки
-Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою (Колобок)
-Ловись рыбка, большая и маленькая! (Волк)
-Слышим, слышим! Да не матушкин это голос. Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитывает! (Козлята)
-Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы. Котик - братик, спаси меня! (Петушок)
-Молочная река - кисельные берега! Куда гуси – лебеди полетели? (Аленушка)
-Ах, братец мой, Иванушка! Тяжел камень на дно тянет, шелкова трава ноги спутала, желтые пески на грудь легли. (сестрица Аленушка)
-Сяду на пенек, съем пирожок! (Медведь)
-Высоко сижу, далеко гляжу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! (Машенька)
-Битый не битого везёт (Лиса)
Воспитатель: Вот мы и еще одну  страницу книги нашли.  

Воспитатель :Клубок зовет нас вперед! Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу.   Предлагаю вам взять  по одной карточке  и встать  в кружок, Игра: « Из какое  сказки волшебный  предмет» Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками Узнай  волшебные предметы)

.  

(Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками Узнай  волшебные предметы)

Воспитатель: Молодцы, дети, правильно назвали!! Вот нашлась еще одна страница.

У нашей книги все страницы разноцветные. . Что вам напоминают эти цвета? Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап,снуре!». Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:

удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;

лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;

весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.

(Дети выполняют вместе с воспитателем)

Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Вы все молодцы! Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу.

Ребята закрывайте глаза, а я буду считать до трёх и до каждого дотронусь волшебной палочкой. На счёт три вы откроите глаза.

Звучит спокойная классическая музыка.

Дети открывают глаза.

Вот мы с вами вернулись в детский сад.

- Что объединяет сказки? (волшебные превращения, чудеса) .

- Чему учат сказки? (доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий) .

- В чём же сила и красота сказок? (добро побеждает зло) .

- Каждая сказка имеет свой сюжет, но все они в своей основе заканчиваются одинаково добро и правда всегда побеждает зло и ложь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему « Путешествие по русским народным сказкам». Воспитатель: Пудовкина Л.Г .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой образовательной ситуации по развитию речи в младшей группе на тему «Путешествие по русской народной сказке "Колобок"»

Игровая ситуация учит детей внимательно слушать сказку, развивает диалогическую речь, а также закрепляет умение использовать элементы дыхательных движений и артикуляционной гимнастики....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам».

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам»....

Конспект занятия по развитию речи (2 младшая группа) на тему: «Путешествие по русским народным сказкам»

Тема «Путешествие по русским народным сказкам»Задачи:1. Учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев).2. Развивать ...

Открытое занятие по развитию речи в средней группе на тему: «Путешествие по русскому народному фольклору»

Знакомить детей с малыми формами фольклора. Учить детей понимать содержание и значение пословиц. Учить произносить чистоговорки, скороговорки, считалки, хороводные песни. Повторить с д...