Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук Р. Буква Р."
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Алексеева Наталья Васильевна

Данная разработка позволит активизировать образовательную деятельность дошкольников, через стимулирование речевой, двигательной и познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_s_detmi_podgotovitelnoy_gruppy.docx99.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Звук [P], [P’] и буква Р»

 

Цель: обеспечить образовательную деятельность, стимулирующую речевое, социально – коммуникативное, познавательное и личностное развитие каждого ребенка.

Образовательные задачи: познакомить с согласными звуками [р.], [р. ’] и их изображением буквой, закрепить умение определять место звука в словах, умение делить слова на слоги, составлять схему предложения, совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.

Развивающие задачи: развивать слуховое внимание, умение дифференцировать твердые и мягкие звуки, мелкую и общую моторику, координацию речи с движениями, мышление, память, воображение.

Воспитательные задачи: воспитывать умение настраиваться на работу, понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Тип НОД: изучение и первичное закрепление новых знаний

Материал к НОД:

Математический планшет, фишки для звукового разбора слов, магнитная доска, магниты для звукового разбора, буквы на магнитах.

Используемая методическая литература:

Автоматизация сонорных звуков КоноваленкоВ. В., Издательство: Гном и. Д, 2006

Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические упражнения в рифмах. Издательство "ГНОМ и. Д" 2000

Пальчиковая гимнастика О. В. Узорова 2012

Логопедическая гимнастика Т. В. Будённая Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2001

Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М.: 1992г.

Используемое оборудование:

Интерактивная доска, компьютер, проектор, магнитная доска.

Используемые ЦОР:

http://logoportal.ru/

http://www.liveinternet.ru

https://fotki.yandex.ru

http://www.mobilmusic.ru

https://yandex.ru/images/search?text

https://yandex.ru/images/search?text

1. Организационный момент.

Прежде чем мы начнём нашу беседу, напомните, пожалуйста, правила поведения настоящих дошколят. Слайд №2

1. Ответишь хочешь не шуми, а только руку подними.

2. Отвечаем на вопросы чётко, внятно и понятно, полным предложением.

3. Мы друг друга уважаем, никого не перебиваем.

(Отгадывание загадки – развитие интереса к предстоящей деятельности, логического мышления)

Ребята! Я хочу вас познакомить, а с кем, надо догадаться.

Слайд №3

Кто спит с вами на кроватке,

Днём хватает вас за пятки?

Рыжий, в пятнах, как тигрёнок.

А зовут его?. (Котёнок).

Воспитатель:

Жил – был в деревне маленький котёнок

Он был ничей, без имени и без друзей.

Но он совсем не огорчался.

А только с поднятым хвостом по улице,

Что было мочи, мчался.

Слайд №4

К обеду туча солнышко закрыла,

Поднялся ветер и закапал дождь.

А наш малыш на улице остался.

И весь до ниточки промок. Слайд №5

Ребята, вам жалко котёнка? Давайте ему поможем. Ведь он совсем один. У него нет друзей, дома и даже имени. Подумайте, как можно его назвать?

Высказывания детей (решение назвать котёнка – Рыжиком)

Здорово! Молодцы! Теперь построим Рыжику дом.

Лексическое упражнение «Подбери слово» (активизировать словарь, совершенствовать умение образовывать однокоренные слова).

Давайте выберем, какой дом мы с вами построим: из кирпича – кирпичный, из брёвен – бревенчатый, из блоков – блочный.

 Пальчиковая гимнастика «Дом» (развивать мелкую и общую моторику, координировать речь с движениями) Слайд №7

Молоточком я стучу, (постукивать кулачками друг о друга)

Дом построить я хочу. (Соединить кончики пальцев обеих рук)

Строю я высокий дом, (поднять выпрямленные ладони вверх)

Буду жить я в доме том. (Похлопать ладонями)

Упражнение «Достроим дом» (уточнение и расширение словаря по теме «Мой дом», учить выбирать и проговаривать способы действия с предметами) Слайд №8, 9

Словесная игра «Кто самый внимательный?» (развивать слуховое внимание, определять место звука в слове, давать характеристику звуку)

Я сейчас произнесу слова. Ваша задача выделить общий звук, который встречается в этих словах (крыша, труба, забор, крыльцо, рама) – звук Р., дадим характеристику звуку, определим место звука в словах.

А теперь внимательно послушайте и назовите лишнее слово – забор, дверь, форточка, труба. Лишнее слово – дверь. В нём мы слышим звук (рь) Какой вывод мы можем сделать?

Звук (р.) может быть твёрдым и мягким.

Что – то наш Рыжик заскучал. Пора ему найти друзей. Слайд №10

Это девочка Рита и мальчик Рома. Они живут в соседнем доме. Думаю, что они будут замечательными друзьями для нашего Рыжика.

Подойдите к столам и сделайте звуковой разбор слов: мальчики – слово Рома, девочки – слово – Рита. (Два человека у доски). Ставим ударение. Проверяем правильность разбора.

Упражнение «Подбери схему» (закрепить умение подбирать схему к предложению – слайд№11

Звук Р. обозначается буквой (Эр) слайд№12

Работа с математическим планшетом – рисование буквы (Р)

Подводится итог занятия. Рефлексия.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по русской народной сказке «Лиса и козёл».

Цель: Развитие творческого воображения, творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Формы организации НОД: совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельности детей.

Материал и оборудование: мнемотаблица к сказке «Лиса и козёл»; бейджики с изображением животных, математический планшет.

Предварительная работа: чтение, пересказ сказки «Лиса и козёл», самостоятельное иллюстрирование сказки.

Образовательные задачи:

- формировать умение нестандартно мыслить; решать противоречия;

- способствовать установлению сходства между схематическим изображением и предметом;

- формировать умение брать на себя роль придуманных персонажей.

-формировать у детей чувства сотрудничества и взаимопомощи.

Развивающие задачи:

-развивать интерес к жанру сказки;

-развивать связную речь детей - активизировать и актуализировать речь (браниться, сдуру, насилу);

-развивать мелкую моторику пальцев.

1. Организационный момент:

Воспитатель обращает внимание детей на сороку, которая сидит на сосне. На хвосте у сороки письмо. Читаем:

Помогите мне, пожалуйста, ребята!

Обманула Патрикеевна меня.

Целый день в колодце ведь сижу.

Выбраться никак я не могу.

Прошу на помощь мне прийти

И от беды меня спасти!

С уважением козёл.

•Ребята, нас просят о помощи, мы же не можем отказать. Только нужно понять, кто мог прислать нам это письмо?

•Высказывания детей.

•Молодцы, ребята! Правильно! Это козёл из русской народной сказки «Лиса и козёл».

2.«Лексическое упражнение на активизацию словаря.

•Давайте вспомним, как шёл козёл по дорожке в начале сказки?

(Головой помахивает, бородой потряхивает). Объясните выражение – «сдуру прыгнул» – не подумав, «рассердилась лиса, бранится» – ругается, «насилу нашёл» – еле, еле.

3. Составление описательного рассказа по схеме.

•Давайте попробуем составить словесный портрет козла, используя мнемотаблицу.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по русской народной сказке «Лиса и козёл».

Порядок описания.

1. Дикий или домашний.

2. Какого цвета шерсть.

3. Длиннорогий или короткорогий.

4. Бородатый или безбородый.

5. Длиннохвостый или короткохвостый.

6. Глупый или умный.

7. Старый или молодой.

8. Добрый или злой.

4. Работа с математическим планшетом (рисование резиночками козла

а) А теперь пофантазируйте и нарисуйте глупого козла с помощью математического планшета и резиночек.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-139313-1455992759.jpg

•Ну, что друзья, хотите отправиться в страну сказок. Давайте скажем волшебное заклинание.

Чтобы в сказку нам попасть,

До трёх надо сосчитать.

Раз, два, три

В сказку попади.

6. Игра – драматизация «Придумай новый конец сказки».

Напомните мне, чем закончилась русская народная сказка «Лиса и козёл»? Давайте немного пофантазируем и придумаем свой конец сказки. Поможем козлу выбраться из колодца. Выберите, пожалуйста, бейджики с изображением зверей – кто кем хочет быть. Теперь построим колодец (три ребёнка берутся за руки) и поиграем.

7. Хороводная игра «Шёл козёл по лесу».

•Возвращение детей из сказочной страны в детский сад.

•Подведение итогов. (Что понравилось)

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Звук и буква «Ж»

Цель: Обеспечение коррекционно-развивающей, образовательной деятельности, стимулирующую речевое, познавательное и личностное развитие каждого ребенка.

Коррекционно-образовательные цели: Совершенствовать грамматический строй речи, синтаксическую сторону речи. Автоматизация правильного произношения и дифференциации в свободной речевой деятельности изучаемого звука.

Коррекционно-развивающие цели: развивать связную речь, фонематические процессы, речевой слух, слуховое внимание, дыхание, мелкую моторику.

Воспитательные цели: воспитывать инициативность, самостоятельность.

Оборудование: конверты с разрезными картинками, касса букв, магниты для звукового разбора, буквы на магнитах, палочки, мяч, интерактивная доска, трафареты буквы «Ж», загадки.

Предварительная работа: Знакомство с правильным произношением звука «Ж» и буквы «Ж».

Ход занятия. 1. Организационный момент. Сядьте, дети, чьи имена я назову. (шепотом называет имена детей)

2.У каждого на столе конверты с разрезными картинками слов на звук «ж» (дети составляют и называют их).

Логопед: Дети, послушайте какой общий звук в этих словах?

Дети: Звук «Ж»

Логопед: Кто лучше всех произносит этот звук?

Дети: Жук.

В группе появляется жук и жужжит ж-ж-ж. Жук проверяет детей, как они произносят этот звук. Жук просит произнести за ними чистоговорки.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа - Тут ежата у ежа.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу - Как-то уж пришёл к ужу.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи - Мне ежаток покажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа - Уж уходит от ежа

Жук предлагает отгадать загадки и определить место звука «Ж» в отгадках.

* Вот иголки и булавки выползают из - под лавки,

На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик).

* В золотой клубочек, спрятался дубочек. (Желудь)

* Два кольца, два конца, по середине гвоздик. (Ножницы).

* Он пятнистый великан, шея длинная, как кран,

Ходит голову задрав, а зовут его (Жираф).

Отгадки (картинки) ищут на интерактивной доске определяют место звука «Ж».

Логопед: Давайте расскажем жуку, что мы знаем о звуке «Ж».

Дети: Согласный, звонкий и всегда твердый. Мы его обозначаем синим кружком.

Логопед: Показ буквы «Ж». На что она похожа? Дети рассматривают букву, выясняют из каких элементов она состоит. Какие пройденные буквы можно увидеть в букве «Ж»?

Жук предлагает составить букву «Ж» из палочек.

Физкультминутка(с мячом)

Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Дети стоят в кругу. Жук бросает мяч, называет слово, дети бросив мяч жуку, должны назвать слово ласково так, чтобы в слове звучал звук «Ж».

Круг-кружок, рог-рожок, флаг-флажок, стог-стожок, творог-творожок, пирог-пирожок, друг-дружок, снег-снежок, луг-лужок, друг-дружок, утюг-утюжок, сапог-сапожок.

Логопед: Давайте выложим звуковыми символами слово ЖУК. Дети дают характеристику каждого звука. Работа на интерактивной доске.

Составление слова ЖУК из букв на магнитах. Логопед предлагает прочитать предложение в букваре. (Ужи живут в лесу).

Назвать слово со звуком «Ж». Напомнить правописания ЖИ. Напечатать в тетради слово ужи. Подобрать схему анализа этого предложения. Схемы показаны на интерактивной доске.

Итог занятия: Логопед: С каким звуком познакомились? Давайте придумаем слова со звуком «Ж».

Жук хвалит детей и на прощание дарит трафареты буквы «Ж» и улетает.

Конспект занятия «Весна. Перелетные птицы»

Цель: Обеспечение коррекционно-развивающей, образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие каждого ребенка.

Коррекционно-образовательные цели: Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Коммуникативная область: Развивать диалогическую и монологическую формы речи.

Социализация: Развивать эмоции в игровой деятельности.

Область здоровья: Формировать культуру здоровья через дыхательную гимнастику и упражнения на развитие мелкой и общей моторики.

Коррекционно-развивающие цели: развивать связную речь, фонематические процессы, речевой слух, слуховое внимание, закреплять знания геометрических фигур.

Воспитательные цели: воспитывать инициативность, самостоятельность, любвь и бережное отношение к природе.

Оборудование: Интерактивная доска, фланелеграф, картинки для рисования картины «Осень», картинки перелетных птиц, игра «От точки к точке», карандаши, птички для упражнений на дыхание, геометрические фигуры для постройки скворечников, загадки.

Предварительная работа: наблюдение за явлениями в природе, за птицами, заучивание стихотворений.

Ход занятия. Организационный момент.

Сообщение темы занятия.

Логопед: Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна.

Зовут меня…. (Весна).

О каком времени говорится в загадке?

Назовите весенние месяцы. Какой сейчас месяц?

Основная часть. Логопед: Весна- это время, когда все оживает, поднимается настроение. Поэты пишут стихи, художники пишут картины. А вы знаете стихи о весне? (Дети читают стихи о весне).

Логопед: А если вы были художниками, чтобы вы нарисовали?

Дети рисуют весну на фланелеграфе, используя картинки. (Я нарисовал на небе яркое солнце. Снег растаял и появились проталины. На деревьях распустились почки. Птицы прилетели с юга. На улице появились ручейки. Дети пускают кораблики. и. т. д.)

Нарисовали картину. Придумаем название картины.

Логопед : Мы все очень рады тому, что с юга к нам возвращаются птицы. Значит, весна вступает в свои права. Как называются эти птицы? (Перелетные)

Сейчас узнаем, как вы знаете перелетных птиц.

Игра «Птицы» (если называется зимующая птица - дети ежатся от холода, перелетные птицы - машут руками, как крыльями).

Отгадать загадки и найти этих птиц на доске.

Загадки(«Птицы»)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (грач)

Под дождем она гуляет.

Щипать травку обожает.

Кря!- кричит. Все это - шутка.

Ну, конечно, это (утка)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

На шесте – дворец,

Во дворце певец. (скворец)

Это старый наш знакомый

Он живет на крыше дома,

Длинноногий, длинношеей.

Он летает на охоту

За лягушками в болото (аист)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад

Ищет в речке лягушат. (цапля)

Вспомним пальчиковую гимнастику про цаплю. (с пуговицами)

Ходит цапля по болоту

Ей лягушек съесть охота.

-Чап, Чап!- цапля ходит,

На лягушек страх наводит.

Лягушонок громко квакнет

Лягушонка цапля цапнет.

Логопед: Как люди готовятся к прилету птиц? (делают скворечники)

Давайте с вами тоже сделаем для птиц скворечники.

Дети из геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) делают скворечник.

Логопед: Почему люди строят скворечники и вешают на деревья? (Скворцы охраняют сады и огороды от вредных насекомых.)

Логопед: А где же живут другие птицы? (птицы сами вьют себе гнезда и высиживают птенцов). Давайте подберем гнезда нашим птицам.

Игра «Подобрать птице гнездо»

Физкультминутка. Двигательные упражнения с речевым сопровождением.

Птички летали, (бегут на носочках по кругу по кругу друг за другом)

Крыльями махали, (размахивать руками, как крыльями

На деревья сели (приседают, развернувшись лицом в круг)

Вместе отдыхали.

Снова полетели, (кружатся, размахивая руками, как крыльями)

На дорожку сели. (приседают, опуская голову)

9.Логопед: Давайте подуем на птичек так, чтобы они полетели.

Игра на развитие дыхания «Птички» (дети дуют на птичек)

Логопед: Посмотрите, все ваши птички улетели и сели на дерево. Назовите их.

Сколько скворцов, сколько грачей? Каких птиц больше? Хватит ли скворечников скворцам?

Развитие мелкой моторики. Игра «От точки к точке» (соединить точки, узнать птицу).

Логопед: Назовите название птицы самое короткое, самое длинное. (гусь – короткое, один слог, ласточка длинное, три слога). Составьте предложения и выполните его схему.

12. Узнай на ощупь буквы и составь из них слово.

13. Звуковой разбор слова УТКА.

14.Логопед: Весной в лесу хорошо, особенно птичий хор. Узнать голоса птиц. Чей голос лишний? Какие птицы не являются перелетными?

15.Подведение итогов занятия. Оценка работы детей. Сюрпризный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе."БУКВА -Ь-"

Цель:познакомить с буквой -Ь-, научить читать слова с -Ь- в форме сказки....

конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Буква Б,б. Звуко-буквенный анализ"

В  ходе Нод дети знакомятся с буквой "Б" и тем. что она обозначает звук "Б", "Бь", и имеет парный звук "П". Продолжают учиться звуко-буквенному анализу, придумывают слова на определенный звук....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Буква "Щ щ "

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группеТема: Буква "Щ щ "Цели: Образовательные:·        познакомить со звуком [щ] и буквой, которая ег...

"Звуки б, б\' и буквы Б, б. Клоуны Бим и Бом". Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе....