мастер-класс для педагогов "Учимся сочинять синквейн"
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Вера Алексеевна Буянчикова

Познакомить педагогов с использованием технологии «синквейн» в образовательном процессе по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_uchimsya_sochinyat_sinkveyn.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС
«Учимся сочинять синквейн»

Подготовила: Буянчикова

Вера Алексеевна,

воспитатель МКДОУ

Детский сад «Сказка»

г. Вихоревка

2022-23 учебный год

Мастер-класс «Учимся сочинять синквейн»

Цель: ознакомление педагогов с   методом «Синквейн», как современной формой работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста».

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с использованием технологии «синквейн» в образовательном процессе по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста;
  2. Обучить участников мастер – класса методам и приемам составления синквейна для осуществления образовательного процесса по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста;
  3. Развивать интерес к инновационным способам в дошкольной практике, желание применять их в образовательной деятельности с детьми;
  4. Вызывать желание к сотрудничеству, взаимодействию, взаимопониманию.

Ход мастер-класса

  1. Теоретическая часть:
  1. Что такое синквейн;
  2. Актуальность синквейна;
  3. Правила составления синквейна;
  4. Схема составления синквейна;
  5. Виды синквейна.
  1. Практическая часть:
  1. Совместное составление синквейна педагогами.
  2. Самостоятельная работа педагогов по составлению синквейна.
  3. Обсуждение полученных результатов.
  1. Рефлексия. Подведение итогов.

I. Теоретическая часть.

 Представляю вашему вниманию мастер-класс «Учимся сочинять синквейн»

       Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Одним из эффективных   интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием дидактического синквейна.  Синквейны часто используются современными педагогами на занятиях в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам.  

В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи.

История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике синквейн стал использоваться с конца 1990-х годов.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

В дидактическом синквейне самое главное - это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

Актуальность использования синквейна.

1.Во-первых, это новая технология, открывающая творческие, интеллектуальные и речевые возможности.

2. Во-вторых, гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря.

3. В-третьих - является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

4. В-четвертых – носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

5. В-пятых- имеет игровую направленность.

 6.И в-шестых – самое главное достоинство – простота.

Синквейн могут составить все.  В ДОУ эту технологию применяют уже с 5 лет.

Синквейн состоит из 5 строк. По форме напоминает ёлочку.

 Правила составления синквейна.

  1. Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.
  2. Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.
  3. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
  4. Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
  5. Пятая строка — одно слово (ассоциация, синоним), характеризующее суть предмета или объекта.

 Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Возможно, в четвертой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, сможет быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Умение сочинить дидактический синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от педагога тщательно продуманной, планомерной работы.

Для того, чтобы правильно составить синквейн, необходимо

- иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

- владеть анализом, обобщением, понятиями: слово-предмет (живой, неживой), слово-действие, слово-признак;

- уметь подбирать синонимы;

- научиться правильно понимать и задавать вопросы;

- оформлять свою мысль в виде предложения, правильно согласовывая в нём слова.

Следовательно, перед составлением синквейна должна быть проведена предварительная работа по созданию речевой базы.

 При составлении синквейна нужно помнить о том, что его нужно составлять на темы, хорошо известные детям, например, в конце тематической недели. Но также нужно быть готовыми к тому, что не всем детям может понравится составлять синквейн, так как для этого нужен определенный лексический запас и умение выражать свои мысли. Поэтому детям нужно помогать, поощрять их в стремлении составлять в написании нерифмованных стихотворений и незаметно для них самих игра в синквейн станет занимательным занятием.

   Для наглядности, я подготовила для вас презентацию разных видов синквейна.

Синквейн можно составлять по индивидуальным картинкам.

Апельсин

Круглый оранжевый

Растёт, висит, зреет

Я люблю апельсины

Фрукт.

Синквейн можно составлять по прочитанному произведению, например, Корней Чуковский.

Айболит

Добрый, хороший

Путешествует, лечит, спасает

Айболит очень любит зверей

Доктор.

Составление краткого рассказа по готовому синквейну.
1.Заяц
2.Белый, пушистый 
3.Скачет, прячется, боится. 
4.Я жалею зайца.
5.Дикие животные.
  В зимнем лесу живёт белый, пушистый заяц.
Жизнь у зайца трудная. Он боится волка и лису, увидев их,
прячется или убегает. Мне жалко зайца.  Зимой диким животным жить трудно.

 Составление синквейна-загадки

?

 Робкий, тихий.

 Кружился, порхал, танцевал.

 Красиво опускался большими хлопьями.

 Зима!

?

Круглый, красный

Растет, зреет, висит

Растет на грядке в огороде.

Овощ

 Синквейн «Найди ошибку» (коррекция и совершенствование готового синквейна)

 Белка

Рыжая, косолапая

Прыгает, скачет, воет

Мне нравится ловкая белка    

   Дикое животное.

II. Практическая часть.

Сейчас я предлагаю вам составлять детский синквейн по картинке «Ёжик».

-Всем понятны правила составления синквейна?

Составление педагогами синквейна по картинке «Ёжик»

-Это была коллективная работа, а сейчас предлагаю вам составить синквейн по теме «Деревья».

В левой нижней части листа напишите в столбик цифры от 1 до 5. В середине листа нарисуйте дерево, о котором вы будете сочинять своё стихотворение-синквейн.

Рядом с цифрой 1 напишите название дерева, рядом с цифрой два-два признака дерева (Какое? Какая? Какой?), рядом с цифрой 3-действие, что делает ваше дерево, 4-предложение из четырёх слов о дереве, 5-слово-импровизация (дерево-это что?)

III. Рефлексия. Итог. Обсуждение полученных результатов.

Уважаемые коллеги, вам было интересно? Кто себя почувствовал настоящим поэтом или писателем?

Синквейн:

  • Обогащает словарный запас.
  • Учит формулировать идею (ключевую фразу).
  • Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
  • Активизирует и развивает мыслительную деятельность.
  • Получается у всех.

Это и есть педагогическая ценность данной технологии!

Я вас искренне благодарю, и надеюсь, что использованные мною методы в мастер-классе помогут вам в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти  и на уроках в...

Мастер-класс для родителей "Учимся составлять синквейн"

Мастер-класс для родителей "Учимся составлять синквейн"...

Мастер – класс для родителей «Применение метода синквейн в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Расскажу вам о синквейне.Синквейны помогают быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Сочиняем сказку" с использованием СуДжок терапии

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию ь как можно использовать   Су-Джок терапию в своей работе. Буду рада, если данные активные  методы пригодятся вам в жизни и...

Мастер-класс для родителей по технологии "Синквейн"

Форма проведения: Интегрированное (лекционно-практическое) занятие.Аудитория слушателей и участников: родители подготовительной к школе группы «Сказка», дети.Цель мастер класса:...

Мастер-класс для родителей "Как сочинить сказку"

Цель: обучать родителей приемам работы со сказкой для использования их в условиях семейного воспитания....