Конспект по речевому развитию "Пожарная безопасность"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Кочелаева Наталия Евгеньевна

Совершенствование речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_0.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №37

       «Веснянка»  городского округа город  Октябрьский  Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по речевому развитию

на тему: «Пожарная безопасность»

для воспитанников  подготовительной к школе группе

                                                                                             Кочелаева Наталия Евгеньевна

                                                                воспитатель  высшей

квалификационной категории

Согласовано

старший воспитатель

____________ Ионова И.А.

2020-2021 учебный год

Цель: совершенствовать речь;

Задачи:

Образовательные:

-продолжать расширять и уточнять представления детей о пожарной безопасности, пожароопасных предметах, профессии пожарный;

-продолжать формировать умение пересказывать тексты с опорой на наглядную схему;

-совершенствовать фонематический слух: формировать умение определять место звука в слове;

-формировать умение различать гласные и согласные звуки;

-формировать умение составлять звуковую схему слова;

-совершенствовать умение образовывать по образцу однокоренные слова;

-закреплять умение делить двусложные слова на слоги;

- обогащать представления о огне, воде;

-активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими огонь.

Развивающие:

- развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы, формировать навыки применения диалогической и монологической речи;

-развивать память, внимание, смекалку, логическое мышление

Воспитательные:

оспитывать чувство осторожности и самосохранения;

-воспитывать уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем,

-воспитывать чувство благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Приоритетное направление: речевое развитие.

Интеграция: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Используемое оборудование: ноутбук, проектор, доска для слайдов, мольберт.

Используемый материал: плоскостной макет дома.

Раздаточный материал: карандаши, звуковые домики, заготовки буклета, картинки по пожарной безопасности, клей-карандаш, клеенка, салфетка (на каждого ребенка).

Форма организации деятельности: групповая.

Место проведения: групповая комната.

Предварительная работа: 

-беседы по теме «Пожарная безопасность», «Профессии».

-продуктивная деятельность: изготовление макета по пожарной безопасности, изобразительная деятельность «Пожарная безопасность»;

- рассматривание иллюстраций;

-экскурсия в пожарную часть;

-сюжетно – ролевые игры по теме «МЧС»;

-чтение художественной литературы.

Словарная работа: обжигающий.

Вводная часть: дети стоят в кругу.

Педагог: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Здравствуйте!

Педагог: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними тоже поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Педагог: А что значит слово «здравствуйте»?

Дети: Здравствуйте, значит «желаю здоровья».

Педагог: Ой, ребята, я же совсем забыла, к нам сегодня пришел еще один гость! Это наша старая знакомая - Монсик Хохотайка.

(на экране появляется Монсик, в руке держит огонь.)

Педагог: Ребята, что же Хохотайка держит в руках?

Дети: это «огонь».

Педагог: Правильно. А разве можно играть с огнем?

Дети: нет, играть с огнем нельзя.

Педагог: Ну, Хохотайка, хоть ты и живешь в волшебной стране, а правила пожарной безопасности все равно знать и соблюдать нужно!

Ребята, а давайте, сегодня вместе с Хохотайкой поговорим об огне и пожарной безопасности.

Дидактическая игра «Подбери прилагательное»

Педагог: Предлагаю Вам вспомнить, какой же бывает огонь. А помогут нам волшебные палочки (карандаши с ребристой поверхностью, на конце объемный огонек). 

Крутим палочку, смотрим на огонек, вспоминаем прилагательные, которые можно отнести к слову «огонь».

Дети: яркий, горячий, обжигающий (повторить, закрепить), опасный, красивый, красный и т.д.

Педагог: правильно.

Педагог: Знаешь, Хохотайка, огонь – это очень опасно!

Педагог: Ребята, расскажите, что бывает, когда огонь злой?

Дети: горит дом; горит лес; огнём можно обжечь руки, лицо; может загореться утюг, плита, розетка.

Звуковой анализ слов

На слайде дом с окошками.

Педагог: Когда горит дом, что это?

Дети: Это пожар!

Педагог: Сколько слогов в слове «пожар»? 

Дети: 2.

Педагог: Сколько звуков в слове «пожар»? 

Дети: 5.

Педагог: Какой первый звук?

Дети: «п»

Педагог: Какие гласные звуки в слове? 

Дети: о, а.

Педагог: Есть ли в этом слове мягкие согласные звуки? 

Дети: нет.

Дети совместно с педагогом выполняют звуковой анализ слова «пожар», отвечают на вопросы.

Педагог: Ребята, а чем можно потушить пожар?

Дети: огнетушитель, песок, вода и т.д.

Педагог: правильно. Но издревле, самым лучшим средством тушения пожара является вода.

Педагог: А какие свойства воды вы знаете? 

Дети: Вода – это жидкость. Она не имеет формы. Вода прозрачная, бесцветная, безвкусная. Вода тяжелее воздуха.

Педагог: Сколько слогов в слове «вода»? 

Дети: 2.

Педагог: Сколько звуков в слове «вода»? 

Дети: 4.

Педагог: Сколько гласных звуков?

Дети: 2, «о», «а»

Педагог: А сколько согласных?

Дети: 2, «в», «д»

Педагог: Ребята, обратите внимание, у вас на столах лежат звуковые домики. Я предлагаю Вам самостоятельно составить звуковую схему к слову «вода». Будьте внимательны.

Дети выполняют задание.

Педагог: Молодцы!

Дидактическая игра «Подбери однокоренное слово»

Педагог: Ребята, а теперь давайте подберем однокоренные слова к слову «вода»

Дети: водяной, водопад, водопровод, водохранилище, водянка, водица, водичка и т.д.

Физкультминутка

Вверх рука и вниз рука. 

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок.

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

Пересказ рассказа (по опорной схеме)

Педагог: А теперь, давайте послушаем рассказ и узнаем, что же произошло в доме, почему начался пожар.

В одном доме жила семья. Мама, папа и две дочери. Старшую сестру звали Таня, а младшую звали Маша. Мама с папой ушли на работу, а девочки остались одни дома. Старшая сестра села читать книгу, а младшая стала играть с игрушками. У неё было много игрушек, только все они Маше  уже надоели, и она решила придумать себе новую игру. А для игры взяла Маша спички. Увидела старшая сестра спички, испугалась и говорит:- Нельзя брать спички! Нельзя играть со спичками! Только младшая сестра её не послушала и потихоньку зажгла спичку. Начался пожар.

Пересказ рассказа (2-3 ребенка)

Дидактическая игра «Спасём дом от пожара».

Педагог: Ребята, огонь разбушевался, разыгрался! Давайте спасём дом от пожара. Для этого нам нужно выполнить задания. 

Педагог: Слушайте, думайте и правильно отвечайте. Если ответите правильно, огонь в окошке погаснет.

Дети слушают утверждения, вопросы, а затем по одному отвечают.

ЗАДАНИЯ:

1. Пожар – это страшно?

2. Вова поджигает сухие листья.

3. Таня играет с куклой.

4. Мама варит суп.

5. Какого цвета пожарная машина?

6. Номер телефона пожарных?

7. Девочка включила утюг.

8 Можно играть спичками?

9. Кто тушит огонь?

Педагог: Ребята, а кто знает, как вызвать пожарных?

Дидактическая игра «Вызываем пожарных»

Педагог: Представьте, что у вас горит квартира. Вам необходимо сообщить об этом пожарным. (Ребенок берет телефонную трубку и вызывает пожарных. Называют, что горит, адрес и фамилию. Например, 101- Меня зовут Маша Иванова. Помогите, у нас пожар. Улица Свердлова, дом 8, квартира 3)

Педагог: А можно ли ради шутки, звонить по номеру 101? Почему?

Дети: Нет,  ведь пока пожарные ездят в поисках несуществующего возгорания, кому-то может потребоваться настоящая помощь.

Педагог: Правильно, ребята. Пожарных нельзя отвлекать от работы без важных причин и в шутку.

Педагог: Ребята, а бывает ли огонь добрым?

Дети: Да.

Педагог: А что делает добрый огонь?

Дети: согревает, освещает (дарит тепло, свет), помогает приготовить пищу.

Художественно-продуктивная деятельность «Злой – добрый огонь»

Педагог: Ребята, посмотрите у вас на столах лежат буклеты, разверните их. Слева Вы должны наклеить изображения, где огонь злой, а справа – где огонь добрый. Картинки находятся в тарелочке на столе.

Не забывайте, нужно аккуратно пользовать клеем, наносить клей только на специальной клеенке, с обратной стороны; приклеенную картинку прогладить салфеткой.

Педагог: Все закончили? А теперь поменяйтесь буклетом со своим соседом по парте и давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание (изображение на экране).

Педагог: Молодцы!

Педагог: Ну вот и пришла пора Хохотайке отправляться обратно в страну Монсиков через свой волшебный портал. Пусть она расскажет всем своим друзьям монсикам про пожарную безопасность и покажет им наш буклет. До свидания, Хохотайка!

Дети: До свидания!

Подведение итогов

Педагог: О чем мы сегодня говорили?

Что вам больше всего понравилось?

Что было самым сложным?

Что нового вы узнали?

Дети: ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект НОД в средней «Безопасность нам нужна, безопасность нам важна» (безопасность в быту)

Закрепить знания детей об основных правилах безопасного поведения в быту...