Долгосрочный проект "Дружные пальчики"
проект по развитию речи

Кираева Лилия Дамировна

  В данном пректе представлен комплекс занятий и упражнений для работы пальчиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhnye_palchiki.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект «Дружные пальчики» для детей второй младшей группы

Паспорт проекта: «Дружные пальчики»

Вид проекта: групповой, творческий, познавательно-игровой.

Сроки проведения: долгосрочный. (1 год) Проводятся 1 раз в неделю в пятницу.

Длительность - 10-15 минут.

Участники проекта: дети 2 младшей группы «Ромашка» ГБДОУ №95 «Ромашка», воспитатель Кираева Лилия Дамировна, родители.

Цель проекта:

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности; Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук, детей дошкольного возраста.

Актуальность проекта:

Одним из показателей хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Дело в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика рук и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи

Исходя из этого, в данном проекте представлен комплекс занятий и упражнений для работы пальчиков.

В реализацию проекта включены занятия пластинографии, тестомастики, пальчиковые игры, игры со специальным оборудованием (шнуровки, мозаики, пазлы, игры с кинетическим песком, с предметами) и др.

Данный проект разработан по принципу интеграции образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Образовательные области и задачи:

Социально-коммуникативное

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Познавательное развитие

Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности(на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и.т.д.);

Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями;

Знакомить детей с названием пальчиков;

Развивать умение различать правую и левую руку.

Речевое развитие:

Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение;

Обогащать словарный запас.

Художественно-эстетическое развитие:

Развитие чувства ритма и музыкального слуха;

Формировать умение договаривать строки стихотворения;

Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов;

Физическое развитие:

Развитие мелкой моторики;

Формировать умение согласовывать движение с речью;

Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.

Подготовительный этап:

Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

Подготовка наглядного материала:

Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых игр и т. д.

Пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста;

Взаимодействие с семьями детей

Работа с родителями через серию консультаций и бесед:

1. «Роль семьи в развитии речи ребенка»;

2. «Развитие связной речи и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»;

3. «Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни»;

4. «Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры».

Опрос родителей – анкета “Как развита моторика рук вашего ребенка?”

Участие в выставке рисунков «Озорные ладошки».

Выставка творческих работ «Наши пальчики могут всё!».

Результаты освоения программы:

- повышение интереса у воспитанников к пальчиковым играм и упражнениям;

- речевая активность детей, внимание более сосредоточенное;

- создана  развивающая среда в ДОУ, обеспечивающая развитие мелкой моторики рук детей;

- возросший интерес родителей к вопросам развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

- расширение словарного запаса детей;

- улучшение дикции, звукопроизношения;

- развитие памяти;

- повышение уровня развития мелкой моторики рук, улучшение координация движений.

План проекта

Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Этот пальчик в лес пошел», «Этот пальчик хочет спать».

2.Пальчиковая игра « Солнышко», «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Настольная игра «Мозаика», Конструктор «Лего».

5.Лепка с формочками кинетическим песком.

Январь

1. Пальчиковой игры «Засолка капусты».

2.Театральная игра «Шагающие сказки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

Февраль

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» (с пластилином).

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Мои игрушки».

4.Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

Март

1.Заучивание пальчиковой игры «Я хочу построить дом», повторение «Пирожки», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Лепка по замыслу из кинетического песка.

4.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Гномик», повторение «Апельсин».

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3. Пальчиковая игра «Человечек», «Веселая мышка».

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5.Настольные игры « Волчок», «Мозаика».

6. Театральная игра «Шагающие сказки».

Май

1.Закрепление пальчиковых игр «Ежик», «Апельсин», «Пирожки».

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Пальчиковые игры « Гном», «Паучки».

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация), «Международный женский день 8

марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и гороха).

6. Театральная игра «Шагающие сказки».

Июнь

1.Заучивание пальчиковой игры «Моя семья». Повторение знакомых игр.

2.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

3.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (продолжение работы)

4.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

Июль

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Апельсин», «Спокойного сна!».

2.Учить детей инсценировать руками стихи: «Маленький кролик».

3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

6. Театральная игра «Шагающие сказки».

Сентябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Рыбки».

2.Продолжать учить детей инсценировать руками стихи: «В гости», «Цветок».

3.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

4.Настольные игры «Мозаика», «Пазлы», «Шнуровка».

Октябрь

1. Дидактическая игра «Украсим пальчики» (с резиночками)

2. Рисование нетрадиционными способами. По крупе: «Солнышко», «Дом», «Облака», «Воздушные шарики», «Квадрат», «Треугольник», «Круг», «Прямоугольник», «Узоры». Ладошками: «Колючий ежик», «Солнышко», «Весенние цветы».

3. Лепка из солёного теста.

4. Пальчиковые игры с карандашом: «Качалочка», «Прятки», «Горка», Утюжок».

Ноябрь

1. Пальчиковые игры-топотушки.

2. Пальчиковые игры с мячиками и кольцом Су-Джоки.

3. Упражнения с камешками Марблс и Кабашонами.

4. Развивающие игры со счетными палочками.

5. Игра с искусственным снегом.

Дополнительные и используемые, занятия, используемые при ведении проекта:

1. «Пианино» (Карандаш находится на столе. Ребенок дотрагивается до него поочередно каждым пальчиком, как будто играя на пианино.)

Карандаш мой - пианино

Я играю для гостей,

Чтобы было веселей.

2. «Шуршалочка» (Перекатывать между пальцами или ладонями шестигранный карандаш.)

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

3. «Помощники» (Дети берут платочки)

Свою маму я люблю,

И всегда  ей помогу.

Я стираю, полоскаю, (показывают движения)

Отжимаю. (берутся за уголочек ткани и целиком вбирают его в ладонь, используя пальцы только одной руки)

4. «Зоопарк» (Положить решётку на ровную поверхность, поставить в дырочки решётки  два пальца (указательный и средний), перпендикулярно столу, и "шагая", не наступая на перегородки приговаривать):

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили,

Мы смотрели всех подряд,

Медвежат, лисят, бобрят!

5. «Лыжи». (Расположить две  крышки от пластиковых бутылок (счетные палочки)  на столе, в каждую крышку поставить палец (указательный и средний), "шагая" вперёд приговаривать):

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы.

Мы любим забавы,

Холодной зимы!

6. «Орешки»

Расположить  грецкий орех (каштан) между прямыми ладонями рук и катать, проговаривая:

Прокачу я свой орех

По ладоням снизу вверх,

А потом обратно,

Чтоб стало мне приятно.

Я катаю свой орех,

Чтобы был круглее всех.

7. «Бусы» (Детям предлагается нанизывать на шнурок различные бусины).

На балу у Люсеньки

Рассыпались все бусинки

Надо их помочь собрать,

Что же будем помогать!

8. Игры с прищепками «Рыбки»

Расскажите ребенку, что прищепки – это маленькие рыбки. Они плавали, плавали в море и проголодались. Покажите как они открывают ротики – открывайте прищепки, пусть малыш попробует накормить их. Прикрепляйте прищепки к любому предмету, можно на геометрические фигуры.

9. Упражнение «Резиночка»

Упражнения с резинками направлены на повышение упругости ручной мускулатуры.

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос. Все пальцы вставляются в резинку.

Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360

градусов сначала в одну, потом в другую сторону, попытаться растопырить все пальцы.  Упражнения выполняется сначала одной,  второй рукой.

10. «Игра с горошком» (Катать горошинки между указательным и средним пальцами).

Дома я одна скучала,

 Горсть горошинок достала.

 Прежде чем игру начать,

 Надо пальчику сказать:

- Пальчик, пальчик,

мой хороший,

 Ты прижми к столу горошек,

 Покрути и покатай

   И другому передай.

11. «Дорожки» (Вести пальчик по дорожкам. (лабиринтам))

Трудно пальчик мне вести

Прямо по дорожке,

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

Я ему грожу, грожу,

Я его стыжу, стыжу,

Пальчик постыдился,

Взял и научился.

12. «Дорожка» (Выкладывать дорожку из крупы)

Я взяла горошка

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчик или кошка.

13.  «Золушка».

Детям предлагается перебрать крупу в разную посуду (например, горох и фасоль).

14.  «Волшебная ложечка».

На подносе две чашки : справа –чашка с крупой, а слева –пустая. Двигая рукой ребенка, показать ему, как надо брать крупу ложечкой и осторожно опрокинуть ее в пустую чашку.

15. «Колодец».

Возьмите любую пластиковую бутылку. Скажите ребенку, что это колодец, который совсем опустел, в нем уже нет воды. А наш мишка очень хочет пить. Помогите мишке наполнить колодец. Берите крупу и ручками насыпайте в узкое горлышко бутылки.

16. «Накорми Цыпа и Цып-Цыпа»:

Цып любит горох, а Цып-цып – перловку (перловку и горох смешивают в одну небольшую кучку).  Ребенок в процессе игры разбирает крупу на 2 кучки и кладет соответствующую крупу перед «цыплятами».

17.Пальчиковый бассейн («Сухой аквариум»)

Пальчиковый  бассейн  представляет  собой  открытый  резервуар,  заполненный различными   наполнителями:   мелкими   камешками, стеклянными   шариками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, манной и другими), песком, солью. Их основное назначение механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Пальчиковые  бассейны  используются  для  выполнения  различных  заданий, например,  «Найди спрятанный предмет (маленькую игрушку)» .

18. Игра с массажным мячом «Ежик».

Ежик выбился из сил-

Яблоки, грибы носил.

-        Мы потрем ему бока –

Надо из размять слегка.

-        А потом погладим ножки,

Что бы отдохнул немножко.

-        А потом почешем брюшко,

-        Пощекочем возле ушка

Ежик» в руки нужно взять,         (берем массажный мячик)

Чтоб иголки посчитать.                (катаем между ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять!        (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

Начинаем счет опять.                    (перекладываем мячик в другую руку)

Раз, два, три, четыре, пять!        (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

И закончили считать.

19.Игра с массажным мячом «Ежик».

Мячик-ежик мы возьмем,             (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем.                      (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем,       (можно просто поднять мячик вверх)

И иголки посчитаем.                    (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

Пустим ежика на стол,                 (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем                (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем…               (ручкой катаем мячик)

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево – как хочу

(Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, вперед-назад).

Потом ручку поменяем.               (меняем ручку и тоже катаем мячик)

20.Игры с массажным ковриком  «ТРАВКА»

Любят дети летом босиком гулять

( топаем пальчиками по коврику)

На зеленой травке ножками стоять

( сильный нажим ладошек на коврик)

Бегать, прыгать, баловаться (постукивание пальцев по коврику)

И на травке кувыркаться (перекатываем ладони от кончиков пальцев к запястью).  

21. Игры с массажным ковриком  «Ежик».

Ёжик топал по тропинке

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,

И грибочек нес на спинке.

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,

Ёжик топал не спеша (топаем пальцами медленно)

 Тихо листьями шурша (трем ладошками)

Перспектива:

Продолжить работу по развитию мелкой моторики у детей и разработать систему работы дальше. Накопить материал по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект «Веселые пальчики» на развитие мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста

Актуальность проекта:Игры с прищепками, шнуровкой  идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие родители знают, зачем вообще развивать мелкую моторику. Все дело...

Долгосрочный проект "Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО" «Гибкие пальчики»

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» с учетом здоровьесберегающих технологий....

Долгосрочный проект по развитию речи для детей второй младшей группы «Пальчик, ручка, язычок»

  Я выбрала проект по данной теме в связи с тем, что эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа...

Долгосрочный проект «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук.Выдающийся советский педагог-новатор Сухомлинский Вас...

Долгосрочный проект 2 младшей группы №7 " Пчёлки" " Волшебные пальчики".

Муниципальное дошкольное образовательное автономное  учреждение   детский сад  «Тополёк» Ясненский городской округ       Долгосрочный...

Долгосрочный проект во 2 младшей группе "Волшебные пальчики"

В реализацию проекта включены занятия пластилинографии, тестопластики, пальчиковые игры, игры со спкциальным оборудованием.(шнурки, мозайки, пазлы игры с кинетическим песком) и др....

Долгосрочный проект «Коровлество ладошек и пальчиков» для детей с ЗРР, ЗПРР и ЗПМ и РР раннего возраста

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста на базе ОКУЗ "Дом ребенка специализированнный" г. Иваново....