Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Сердюкова Влада Сергеевна

Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_bogatyri_-_kopiya.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри»

в подготовительной группе.

Цель: рассматривание с детьми картины В. Васнецова «Богатыри».

Задачи:

  • обогащать знания детей об истории Древней Руси (что носили, на чем передвигались)
  • закреплять умение рассматривать картину, подмечать детали, устанавливать взаимосвязи между героями, аргументировать свои суждения
  • развивать связную речь детей, обогатить словарный запас
  • воспитывать морально-волевые качества, такие как усидчивость, терпение;
  • воспитывать любовь и уважение к своему Отечеству

Предварительная работа: чтение художественной литературы (про богатырей), слушание музыки (Струве- «У моей России»), рассматривание репродукций картин В.М. Васнецова «Аленушка», «Иван – Царевич на сером волке», обсуждение одежды богатыря (кольчуга, шлем), оружия (копье, меч, палица, булава, лук, стрелы)

Ход:

1 часть. Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, я хочу вам прочитать одно стихотворение, которое написала Наталья Кончаловская. Называется оно «Воином быть совсем не просто»

«Воином быть совсем не просто,

И я, друзья, скажу вам так,

Что быть отважным, сильным, ловким,

Поверьте, это не пустяк!

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!»

-Итак, ребята, я хочу показать вам одну картину, которую я вспоминаю, когда читаю это стихотворение.

(Показ картины, рассматривание ее детьми)

-Внимательно посмотрите на нее.

2 часть. Основная часть

Воспитатель: -Ребята, какое время года изображено на картине?

Дети: -Конец весны.

Воспитатель: -Почему вы так решили?

Дети: -Появилась новая трава на земле.

Воспитатель: -Верно. Это, скорее всего, конец мая. Молодые побеги еще называют поросль. Кто здесь изображен?

Дети: -Богатыри

Воспитатель: -Как по-другому назвать богатыря?

Дети: -Витязь, герой, боец, воин.

Воспитатель: -Как их зовут?

Дети: -Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович.

Воспитатель: -Где они находятся?

Дети: -Они находятся на холм, пригорке.

Воспитатель: -Во что они одеты?

Дети: -Их одежда-это кольчуга, шлем на голове.

Воспитатель: -Почему они так одеты?

Дети: -Для своей защиты.

Воспитатель: -Какое оружие у Добрыни Никитича?

Дети: -Меч.

Воспитатель: -Какое оружие у Ильи Муромца?

Дети: -Копье, щит, булава.

Воспитатель: -Какое оружие у Алеши Поповича?

Дети: -Лук и стрелы.

Воспитатель: -Что еще мы видим у Алеши Поповича?

Дети: -Гусли.

Воспитатель: -Для чего им нужно оружие?

Дети: -Оружие им нужно для защиты от врага, для охраны Родины.

Воспитатель: -Какими изображены богатыри?

Дети: -Напряженными

Воспитатель: -Как думаете, почему они напряженные?

Дети: -Они ожидают врага.

Воспитатель: -Какой по характеру Добрыня Никитич, как вы думаете?

Дети: -Добрый, ответственный человек, отважный.

Воспитатель: -Какой по характеру Илья Муромец?

Дети: -Суровый, мудрый, рассудительный.

Воспитатель: -Какой по характеру Алеша Попович, как вы думаете?

Дети: -Добрый, творческий.

Воспитатель: -Какие у них отношения между собой?

Дети: -Товарищеские

Воспитатель: -На ком они сидят?

Дети: -На коне.

Воспитатель: -Как можно по-другому назвать коня?

Дети: -Жеребец, скакун.

Воспитатель: -Молодцы. С чем можно сравнить цвет жеребца Добрыни Никитича?

Дети: -Его жеребца можно сравнить со снегом, с облаком.

Воспитатель: -С чем можно сравнить цвет скакуна Ильи Муромца?

Дети: -Его скакуна можно сравнить со смолой, углем.

Воспитатель: -С чем можно сравнить цвет жеребца Алеши Поповича?

Дети: -Его коня можно сравнить с пшеницей.

Воспитатель: -А зачем богатырям нужны скакуны?

Дети: -Скакуны нужны для быстрого передвижения.

Воспитатель: -Как думаете, что делают богатыри, сидя на своих скакунах?

Дети: -Они охраняют границу, заставу, следят за порядком, высматривают врага.

Воспитатель: -Верно. Куда смотрят богатыри?

Дети: -Они смотрят в сторону врага.

Воспитатель: -Что окружает богатырей?

Дети: -Поросль под ногами, различные деревья сзади.

Воспитатель: -Какая погода изображена на картине?

Дети: -Погода на картине пасмурная, облачная.

Воспитатель: -Как думаете, почему художник изобразил такую погоду?

Дети: -Показать, что пришла беда, будет что-то плохое.

Физкультминутка

«Богатырь»

Богатырь – вот он каков:  (Дети стоят в кругу)

Он силен, он здоров,        (Показываю силача)

Он из лука стрелял,          (Показывают стрельбу из лука)

Метко палицу бросал,     (Выполняют замах и бросок)

На границе стоял,            (Показывают)

Зорко-зорко наблюдал,    (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)

Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!    (Руки на пояс)

Воспитатель: -Какой богатырь вам больше нравится? Чем?

(Ответы детей)

3 часть. Заключительная часть

Воспитатель: -Ребята, предлагаю вам послушать небольшой рассказ по этой картине.

-Это конец мая. Появилась поросль. По земле ступают сильные богатыри на своих маститых скакунах. Добрыня Никитич сидит на своем сильном белоснежном жеребце, в руках у него находится меч, который он достает из своих ножен. Илья Муромец восседает на своем крепком коне цвета ворона, в руках у него щит и копье. Алеша Попович сидит на своем рыжем коне, у него в руках лук и колчан со стрелами.

Витязи, с невозмутимым видом, стоят на заставе, охраняют границы земли русской от различных недругов. Знает народ русский, что защитят богатыри простой люд и землю от всех напастей.

- А теперь давайте с вами поиграем в «Подбери слова». Я говорю слова, вы подбираете к нему похожие слова.

1. Богатырь (силач, воин, борец, защитник)

2. Смелый (храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный, дерзкий, доблестный, героический, решительный, не робкого десятка.

3. Смельчак (храбрец, орёл, герой, рыцарь без страха и упрёка)

4. Сильный (могучий, богатырский)

5. Написать (придумать, сочинить, нарисовать)

Воспитатель: -Молодцы! Ребята, а как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей)

Воспитатель: -Хорошие названия вы придумали. Вообще, эта картины называется «Богатыри». Написал ее талантливый художник-живописец Виктор Михайлович Васнецов. Но ваши варианты названия мне тоже очень понравились. Надеюсь, что вы вдохновились этой картиной и ее героями. Не забывайте, что Родина-одна, и надо защищать ее от разных недругов. Я надеюсь, что мы с вами станем такими же сильными, как богатыри, чтобы быть защитой для нашей земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей подготовительной группы на тему «Рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри».

На занятии дети учатся состовлять рассказ по картине, при этом стараются строить  сложные предложения....

Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри».

Цель. Продолжать учить детей отвечать на вопросы связно и последовательно; описывать внешность человека, пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сра...

Конспект ООД по развитию речи На тему: « РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ В. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»

Конспект ООД по развитию речиНа тему: « РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫВ. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»...

Рассматривание картины В. Васнецова "Богатыри".

Данная НОД рекомендована детям старшей группы. В процессе расматривания картины дети дети знакомятся с историческим прошлым и великими подвигами  русского народа.У детей закрепляются знания о рус...

Конспект НОД по развитию речи «Мир русских былин в картине В. М. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе

Цель: познакомить детей с картиной В.М. Васнецова «Богатыри»; формировать у детей образ былинного богатыря.Задачи:Образовательные:- Обобщить и упорядочить знания детей о былинных героях.- ...