Конспект открытого занятия по развитию речи, основы грамотности в средней группе.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Гульназ Раисовна Кантимерова

Конспект открытого занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk_zan_po_razvtiyu_rechi_srednyaya_gruppa.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15»

городского округа город Салават Республики Башкортостан

Конспект открытого занятия по развитию речи, основы грамотности

Тема: «Зимушка-зима»

В средней группе

ОО «Речевое развитие»

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории

Кантимерова Г.Р.

05.12.2022г

г. Салават, 2022 г.

Тема: «Зимушка-зима»

ДОО: познавательное развитие.

ИОО: Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.

Интегрированные задачи:

Образовательные:

Речевое развитие: - Развивать  речь во время чистоговорки «Зима» и во время рассказывания стихотворения.

-Формировать умение отвечать прилагательными отвечающими на вопрос какая с помощью подсказок воспитателя.

Познавательное развитие:  учить отвечать на вопросы полным ответом; добиваться четкого произношения слов; вызвать у детей желание с интересом решать примеры и активно участвовать в играх.

 Развивающие

Речевое развитие: Развивать диалогическую и монологическую формы речи;

 Социально-коммуникативное развитие:

-Развивать свободное общение с воспитателем.

- Развивать у детей слуховую и зрительную память, воображение.

Физическое развитие: Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта детей.

Воспитательные: Воспитывать умение эмоционально откликаться на услышанное; воспитывать усидчивость; Учить детей слышать и понимать вопросы педагога и осознанно отвечать на них.

Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим им улыбки! - Здравствуйте, гости.

Целый год – круговорот:

За осенью зима идет

За зимой бежит весна

Зверям, птицам не до сна

За весной примчится лето

В яркие цвета одета

А за летом –осень снова

В красно - золотой обнове

А за осенью зима

К нам, красавица пришла

Догадались ребята?

Воспитатель: Ребята вы слышите? Кто это охает?

Появляется игрушка Ох. Говорит грустным голосом (звукозапись)

Ох: Наступила зима

Снегом замела дома

Мерзнут рук, не пойму-

Кто придумал Зимушку?

Воспитатель: Кто ты? Как тебя зовут?

Ох: Здравствуйте ребята. Меня зовут Ох. Я очень расстроен, что наступила зима. Это самое холодное, скучное и некрасивое время года. О-хо-хонюшки. И чем она только всем нравится?

Воспитатель: Что мне совсем не нравиться настроение Оха? Ребята, что у него случилось, почему он такой расстроенный?

Дети: он не рад, что наступила зима, холод. Не нравиться ему зима и др.

Воспитатель: Ребята, а что же делать, как нам развеселить Оха?

Дети: ответы детей

Воспитатель: да правильно, мы можем рассказать Оху о том, что зима чудесное время года. Попробуем, может нам удастся поднять Оху настроение.

Чистоговорки «Зима»

Но прежде чем начать рассказывать, нужно проверить, проснулись ли ваши язычки? Сейчас проверим вместе со мной. Я начну, а вы повторяйте за мной.

Ма-ма- ма – пришла снежная зима

Оз-оз-оз – на улице мороз

Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

Да вижу что проснулись язычки, молодцы.

Воспитатель: Ребята, а вам нравится зима? (да)

А расскажите Оху, почему вам нравиться зима?

Дети: Да

Игровая ситуация «Интервью».

Воспитатель: Ребята у меня есть чудесный микрофон, будем в него громко отвечать, что бы Ох услышал «Почему/чем тебе нравиться зима?»

Каждый ребенок по отдельности отвечает в микрофон на вопрос «Почему тебе нравиться зима?»

Словесная игра «Скажи какой, какая»

Воспитатель: Ребята, Ох сказал, что зима это некрасивое время года. А как вы думаете, зима – это красивое время года?

Дети: Да.

Воспитатель: А какими еще словами можно описать зиму? Какая она?

Ребята только мы не будем кричать хором, до кого снежинка дотронется, тот и отвечает.

Воспитатель задает вопросы, а дети подбирают прилагательные к заданным словам.

Воспитатель: Зима какая?

Дети: холодная, снежная, морозная, теплая, белоснежная, веселая, волшебная, красивая, пушистая, ветреная.

Воспитатель: Снег какой?

Дети: Белый, пушистый, блестящий, холодный, твердый, мягкий, хрустящий, сыпучий, рыхлый, скрипучий, липкий, чистый, красивый

Воспитатель: Вот какими красивыми словами мы описали Зиму.

Молодцы ребята, справились с заданием. Теперь спросим у Оха, удалось ли нам поднять ему настроение? Милый Ох, дети рассказали тебе чем им нравиться зима, какие чудеса происходят зимой, описали зимушку красивыми словами. Удалось ли им поднять тебе настроение?

Ох: Чудеса, это конечно хорошо, но все равно зима – это грустно. Один снег кругом лежит, и поиграть не во что, скучно (плачет).

Воспитатель: Ребята, разве зимой скучно? Не во что поиграть?

Дети: дети называют зимние забавы (игры).

Воспитатель: Правильно ребята, зимой много интересных игр, забав. Помните мы с вами рассматривали картинки «Зимние игры и забавы»? А вы хотите эти картинке показать Оху?

Миша принеси пожалуйста картинки.

Дидактическая игра: «Собери из частей целое»

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто то разрезал все картинки! Что же нам делать?

Дети: Надо собрать картинку.

Воспитатель: Правильно ребята. Возьмите по одной части от картинки.

Посмотрите, чем отличаются части картинок? (разных цветов)

Ребята, вам нужно объединимся по цвету. У кого картинка красная с обратной стороны пройдите к столу где лежит красный круг, у кого картинка зеленого цвета, пройдите к столу где лежит зеленый круг и дт.

Дети подходят к столам. Работа по подгруппам.

Воспитатель: А пока дети собирают разрезные картинки (имя ребенка) Расскажет Оху и нашим гостям стихотворение «Зимние забавы».

Ребенок читает стихотворение – индивидуальная рабата

Зимние забавы

Очень я люблю, когда,

Снова к нам идет зима.

Можно много чем заняться,

И на саночках кататься.

Бегать быстро по лыжне,

И кататься на катке.

Можно всем играть в снежки.

Все довольны и дружны.

Воспитатель: Молодец (имя ребенка). Ребята, у вас получилось собрать картинки?

Замечательно. А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось, и расскажем Оху.

Педагог подходит к первому столу

- Ребята, что у вас получилось, расскажите, что делают дети на вышей картинке?

Дети: На нашей картинке дети катаются на лыжах.

(педагог выводит картинку на экран).

Воспитатель: а скажите, где можно кататься на лыжах? (с горки, на лыжне, в лесу и тд).

Правильно, молодцы ребята. Как назовем вашу зимнюю забаву?

Дети: Катание на лыжах.

Аналогично беседа по картинкам : катание на лыжах, игра в снежки, лепка снеговика.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы старались, собрали все картинки, предлагаю немного размяться.

Физкультминутка.

Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (педагог высыпает из корзины снежки, дети играют, собирают обратно в корзину)

Воспитатель: молодцы, размялись немного. Ребята, вот сколько много интересных игр и забав дарит нам зимушка зима.

Ох, у нас получилось убедить тебя, что зима очень веселое время года?

Ох: Да ребята, оказывается зимних игр очень много, спасибо Вам, что рассказали о них. Мне уже не терпится пойти на улицу и поиграть. Только вот я слушал прогноз погоды, там сказали, что будет вьюга. Оставаться дома! А что это такое вьюга?

Воспитатель: Ребята вы знаете, что такое вьюга?

Зимой бывает разная погода, если светит солнце, то что мы можем сказать о погоде, какая она? (солнечная). Если идет снег, то погода? (снежная).

Но бывают дни, когда дует сильный ветер, он поднимает снег с земли и кружит его в воздухе. все кругом становиться белым бело, ничего вокруг не видно. Такое природное явление называется вьюга. Ребята, вы видели когда нибудь вьюгу? А как вы думаете, можно ли в такую погоду выходить гулять?

Ребята, а как вы думаете, можем ли мы сами и сделать вьюгу? А что нам для этого нужно?

Опыт : «Вьюга в банке» (банка со снегом, трубочки)

Посмотрите, снег лежит спокойно, что нужно сделать, что бы снег закружился в воздухе?

Дети: нужен ветер

Воспитатель: а где мы можем его взять, сами можем изобразить ветер? Покажите как?

Правильно молодцы, вдыхаем глубоко носиком и выдыхаем. Выдыхать воздух мы будем в трубочку.

3-4 ребенка проводят опыт.

Замечательно, какая красивая вьюга у вас получилась ребята.

Игровое упражнение «Вьюга» (на развитие силы голоса)

Ребята, а как воет вьюга, слышали? Поиграем, изобразим вьюгу голосом? По сигналу «вьюга начинается» - вы тихо произносите «У-у-у». По сигналу «вьюга усиливается» - сила голоса нарастает. По «сигналу сильная вьюга»- говорите громко «у-у-у». по сигналу «Вьюга кончается» - произносите тише, тише и смолкаете «Вьюга закончилась».

Молодцы ребята, у вас получилось изобразить зимнею вьюгу.

Ох: Ребята, как здорово у вас получилось. Я теперь знаю что такое вьюга, посижу пока дома в окошко на нее посмотрю, а как только она закончится сразу же побегу на улицу гулять. Только знаете ребята, я сейчас вспомнил о своих лесных зверях, медведе, зайчики и лисичке, мне их так жалко (плачет, им наверное холодно в лесу, и есть нечего, все снегом завалило (плачет).

Воспитатель: Ну что ты Ох, звери в зимнем лесу приспосабливаются к зиме. Правда дети? (да). Ребята, а вы знаете, как звери подготовились к зиме? Расскажи Оху?

Интерактивная технология «Рафт»

(маски животных: заяц, лиса, медведь)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам от имени животного рассказать о себе. Представьте что вы лисичка, заяц или медведь. Что вы можете рассказать о себе, как вы приспосабливаетесь к зиме, чем питаетесь в зимнем лесу? Холодно ли вам там?

Ребенок выбирает себе роль, одевает маску.

Примерный рассказ ребенка.

«Я медведь. Я зимой впадаю в спячку и сплю всю зиму. Перед тем как лечь в спячку, я сооружаю себе берлогу, строю ее из веток, хожу по лесу, ем ягоды - накапливаю себе жирок. Потом улягусь в берлогу поудобнее, а ее сверху снегом засыпает. Тепло у меня в берлоге».

«Я заяц. К зиме я поменял свою серую шубку, на зимнюю белую. Белая шубка на снегу неприметна, так хищным зверям будет трудно меня найти. Питаюсь я корой деревьев и веточками. Белая шубку более густая, теплая в ней мне в зимнем лесу не холодно».

«Я лисичка. К зиме моя шерсть становится густой, теплой, по этому мне в зимнем лесу не холодно. Сплю я на снегу, прикрываю носик своим пушистым хвостом. Каждый день я хожу на охоту, ловлю зайцев, мышей и птичек».

Воспитатель: Молодцы ребята, рассказали Оху, как звери переносят зиму.

Ох: Спасибо ребята, теперь я знаю, что моим друзьям зверям в лесу не холодно зимой.

Вот и вьюга закончилась. Побегу я на улицу, поиграю в снежки. Ой нет, как же я пойду играть в снежки, у меня варежек нет. Охи-оханьки. (плачет).

Воспитатель: Ребята как же быть, чем мы можем помочь Оху?

Дети: мы можем сделать для него варежки

Воспитатель: Хорошо ребята. Тогда приступим поскорее к работе, а то Оху уже не терпится пойти на улицу и поиграть в снежки.

Продуктивная деятельность.

На столе подготовлены 2 рукавички с липкой основой. И мелкие предметы (снежинки, бусинки, пуговки и др.) каждому ребенку предлагается выбрать один из предметов, и приклеить к рукавичке.

Звучит музыка «Кабы не было зимы». Дарят варежки Оху.

Воспитатель: Ну что Ох, убедили мы тебя что зима – какой бы она не была – замечательное время года.

Ох: (весело). Да! Спасибо ребята, что вы так много интересного мне рассказали о зиме. Теперь я понял, что зима вовсе не скучное время года, а очень даже веселое и волшебное. Побегу скорей на улицу гулять и в снежки играть. До свидания ребята.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами давайте вспомним, кто приходил к нам в гости? А что же случилось у Оха? А что мы с вами сделали, что бы Оха развеселить? Какие задания выполняли? У нас получилось его развеселить? И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого занятия по развитию речи в старшей и подготовительной группе Тема: «Сказочное путешествие».

Основные задачи :1. Воспитательные:* создать хорошее настроение;* воспитывать доброту, чувство товарищества;* поощрять активность и самостоятельность.2. Образовательные:* обучение элементамтехни...

конспект открытого занятия по развитие речи и ФЭМП в средней группе. ТЕМА: Чтение стихотворений о весенних деревьях. Заучивание стихотворения Е. Благининой "Черёмуха".

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение    «Детский сад общеразвивающего вида № 50». Исполнительного комитета Нижнекамского Муниципального района Республики Тата...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ /ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ/ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ«ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ /ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ/В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ«ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»...

Открытое занятие по развитию речи и лепке в средней группе "Баночки с вареньем"

Конспект занятия по развитию речи и лепке в средней группе "Баночки с вареньем"...