Методическая разработка "Лесная викторина"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Увлекательное путешесвие детей в гости с животным леса, которые подготовили для деток много интересных заданий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dikie_zhivotnye-_zverkova_a.i.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия-путешествия

 «Лесная викторина»

Составила воспитатель:

Зверькова Алёна Игоревна

Санкт-Петербург

2022

Конспект занятия-путешествия «Лесная викторина»

(познавательное, речевое)

Цель: активизация познавательной, речевой и творческой активности старших дошкольников.

Задачи:

Познавательные задачи:

  • уточнить и активизировать знания детей о диких животных (особенности внешнего вида, повадки);
  • закреплять умение слушать короткие литературные произведения с дальнейшим прогнозированием событий;
  • расширять и активизировать словарь (щетина, копыта, пятачок, клыки);
  • с помощью проблемного вопроса вызвать желание узнавать новую информацию, используя различные источники (родители, «Алиса», книги);

Развивающие задачи:

  • развивать связную речь, фантазию, память, внимание, мыслительные операции (сравнение, классификация, анализ, синтез);
  • развивать умение делать простейшие умозаключения;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к совместной познавательной и игровой деятельности;
  • развивать умение выполнять задания в команде со сверстниками, договариваясь и учитывая мнения партнеров;
  • продолжать формировать умение оценивать результаты своей и совместной деятельности.

Оборудование: пустые схемы для приемов «Дерево предсказаний», «Диаграмма Венна», иллюстрации с изображением лесных животных, карточки со схематичным изображением заданий, пазлы с лесными животными, мольберты, фломастеры.

Ход занятия

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами второй день викторины по теме «Лесные животные». Животные леса приготовили вам много интересных и непростых заданий, которые вам предстоит выполнить.

Сегодня вас ждут задания от медведя, ёжика и мышки. Но, прежде чем мы начнем, давайте посмотрим на карточку, которую животные для нас подготовили. За каждое правильно выполненное задание вы получите фишки-жетоны, и мы приклеим их на карточку, а если мы не справимся, то жетон останется у животного. Готовы к новому испытанию? (Да) Тогда отправляемся в лес. (Дети идут друг за другом и повторяют стихотворение).

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать.

Ноги выше поднимаем,

На пеньки не наступаем.

На носочки встали,

В лес мы прибежали.

Итак, ребята мы с вами пришли на первую станцию. Кто нас здесь встречает? (медведь) Правильно, медведь! Он подготовил для нас с вами очень интересную историю, которая однажды с ним приключилась. Но медведь хочет нас проверить, сможем ли мы с вами угадать, что же с ним приключилось. Поэтому мы будем не просто слушать историю, а заполнять «дерево предсказаний». Если нам удастся угадать все, что он нам загадал, то мы с вами получим фишку, а если не сможем справиться, то фишка останется у медведя. Итак, история:

«Жил был в лесу Медведь. И был он всегда хмурый, ни с кем не здоровался и никому не улыбался.

И все лесные звери боялись Медведя, потому что никогда ведь не знаешь, чего ожидать от Медведя, который никогда не улыбается, правда? И когда он проходил, все прятались от него – кто под кустом, кто в норке. Так они и жили.

И вот однажды Медведь лег спать вечером на кочке в лесу. Но он не знал, что улегся прямо рядом с мышиной норкой и своим большим боком закрыл вход в нее.

Так что он спокойно заснул, а чуть позже прибежала Мышка. А дверка-то домой закрыта!»

Ребята, как вы думаете, что же придумала Мышка для того, чтобы попасть домой? (ответы детей фиксируются на ветках «дерева предсказаний»)

Давайте проверим, смогли ли вы угадать, как все было на самом деле:

«Уж Мышка и лапками отталкивалась, и винтов ввинчивалась, и боком пыталась проползти – ну никак не влезть в норку! Пыхтела, пыхтела… И тут медведь проснулся! Да не просто проснулся. Он катался по земле и хохотал! И никак не мог остановиться».

Почему же Медведь начал хохотать, как вы думаете? (ответы детей фиксируются на ветках дерева)

Ну что же, проверим, как все было на самом деле:

«Оказывается, он боялся щекотки! В конце концов, от смеха и Медведя потекли слезы, и он начал чихать. Когда же он успокоился, то сказал маленькой Мышке: «Как же здорово, что ты меня рассмешила! Давай теперь дружить!» «Хорошо, - ответила Мышка, - только отойди от моей норки, а то ты загородил дверь, и я не могу зайти к себе домой». «Ой, извини» - вежливо ответил Медведь и подвинулся.

С тех пор они стали дружить и дружат до сих пор. Они вместе гуляют и играют. И Медведь теперь очень часто улыбается! И все звери в лесу с тех пор стали дружить с Медведем».

Ребята, понравился вам рассказ? Давайте же теперь посмотрим, смогли ли мы с вами предсказать дальнейшие события? (Анализируем ответы вместе с детьми, если дети сумели все отгадать, то получают фишку, если нет, то фишка остается у медведя)

А сейчас мы с вами отправляемся на следующую станцию. Встаем друг за другом и не забываем наш стишок:

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать.

Ноги выше поднимаем,

На пеньки не наступаем.

На носочки встали,

В лес мы прибежали.

Мы пришли с вами в гости к ежику. Давайте посмотрим, какое же задание он нам приготовил. Прежде всего, нам нужно с вами разделиться на две команды по 4 человека (дети по желанию делятся на команды). В конвертике находятся две загадки.

Загадка для первой команды: (загадки – обратный синквейн)

Рыжая, ловкая.

Скачет, запасает, грызет.

Живет в дупле на дереве.

Дикое животное. (Белка)

Загадка для второй команды:

Хитрая, ловкая.

Прячется, заметает, караулит.

Часто упоминается в сказках.

Дикое животное. (Лиса)

Ежик приготовил для вас правильные ответы в виде пазлов, соберем их и узнаем, правильно мы отгадали загадки или нет, получим мы с вами фишку или она останется у ежика. (Дети собирают пазлы и определяют правильность своих ответов)

Ребята, осталось последняя станция, встаем друг за другом и в путь.

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать.

Ноги выше поднимаем,

На пеньки не наступаем.

На носочки встали,

В лес мы прибежали.

Здесь нас с вами встречает мышка.  Она к нам обращается с очень важной просьбой.  Дело в том, что в лесу разразился сильный спор: кабан и заяц никак не могут выяснить, кто же из них лучше. Поможем мышке? (Да)

Для этого я вам предлагаю определить, честь ли у кабана и зайца что-нибудь общее и чем они отличаются? Сделаем мы это с вами с помощью Диаграмм Венна. Итак, давайте сначала выясним, чем они отличаются друг от друга? (ответы детей)

А теперь скажите, что же у них общее? (ответы детей)

Какие вы молодцы: увидели много общего у этих животных, но и различий много. Так что мы ответим мышке? Кто лучше? (ответы детей). Верно, они разные, каждый хорош по-своему. Но и общего у них тоже много.  Думаю, что мышка согласится нам отдать фишку.

Ребята, а у мышки есть еще одна к нам просьба. Она хочет, чтобы мы помогли ей разобраться в одном вопросе. Как вы думаете мышка — это дикое животное или домашнее? Если дикое, то почему? Если домашнее, то почему? (дети предлагают разные ответы, мнения расходятся)

Я предлагаю оставить этот вопрос открытым, положить его в нашу коробочку «Почемучек». Кто поможет нам на него ответить? (дети предлагают спросить у родителей, сестры, брата, Алисы и т.д.)

Хорошо, а теперь пора возвращаться домой и подвести итоги игры. (Дети подходят к оценочному панно)

Ну что, ребята, давайте посмотрим, смогли мы с вами обыграть животных или нет? (Дети считают, сколько выполнили заданий и делают вывод о том выиграли у лесных животных или нет).

Скажите, пожалуйста, вам понравилась игра путешествие? Чем понравилась?

А сейчас я бы хотела у вас узнать, какие задания вам показались простыми, а какие трудными. Для этого я предлагаю вам подойти к оценочному панно. Значок кисти руки с поднятым пальцем означает, что вам было легко выполнять задание, а значок с задумчивым человечком означает, что у вас были трудности.  Давайте для начала мы с вами вспомним, какое задание у нас было первым? А кто нам подготовил это задание? Какое задание было вторым? Кто загадывал? И последнее задание какое и кто задавал его? Каждому из вас я раздам карточки, на которых обозначены картинки заданий. Пожалуйста, подходите по очереди к панно и распределяйте свои карточки. (Индивидуальные вопросы к детям, испытывающим трудности в самооценке: что получилось легко, а что вызвало затруднение?)

Ребята, животные очень рады, что вы побывали у них в гостях и выполнили те задания, которые они для вас придумали.  И они дарят вам свою совместную фотографию, которую вы можете наполнить яркими цветами (раскраска по номерам – каждому номеру свой цвет).

Я вас тоже благодарю за активную работу.  Сейчас вы можете присесть за столики и раскрасить подарки от животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: викторина по Санкт-Петербургу "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?"

ВИКТОРИНА ПО САНКТ – ПЕТЕРБУРГУ" ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" цель: Освоение знаний о достопримечательностях Санкт-Пеетребурга.Воссоздание из частей целого....

Учебно - методический материал, викторина " А.П.Чехов "

Викторина подводит итог  педагогической работы к 150 - летию со дня рождения А.П.Чехова. Задачи : воспитывать любовь к малой Родине,чувство  уважения и гордости за наших великих земляк...

методическая разработка: "ВИКТОРИНА ПО ВОЛШЕБНЫМ СКАЗКАМ"

Развитие познавательных способностей: понимать значение <волшебной> сказки, выделяя жанровые особенности ( зачин, концовка, небылицы ).Учить вспоминать сказочные события, объяснять их.Закрепить ...

Учебно-методическое пособие "Викторина по сказкам для малышей".

Эта викторина в виде загадок поможет детям закрепить знание сказок. После правильного называния сказки или сказочного персонажа по щелчку мышки появляется ответ....

Методическая разработка «Викторина по Правилам Дорожного Движения»

Итоговое занятие по Правилам Дорожного Движения...

Методическая разработка . Викторина по русским народным сказкам

Цель:1. Закрепление знаний русских народных сказок , развитие интереса к   данному литературному творчеству.2. Формирование умения отвечать на вопросы и рассуждать.3. Активизация словарного ...

Методическая разработка: Викторина по правовому воспитанию дошкольников " Я имею право"

                        Данная методическая разработка, является открытым, итоговым мероприятием по правовому воспитанию старших дошк...