Конспект нод по развитию речи "Путешествие в страну слов"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект

непосредственно образовательной  деятельности по  развитию речи

по теме «Путешествие в Страну слов»

для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_slov_nod.docx133.57 КБ

Предварительный просмотр:

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1612212774_4-p-fioletovii-fon-dlya-praisa-4.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»

ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Конспект

непосредственно образовательной  деятельности по  развитию речи

по теме «Путешествие в Страну слов»

для детей старшего дошкольного возраста

Составлен

воспитателем

Магомедовой С.П

                                                                         

               

с Левокумское, 2021 г.

Автор конспекта НОД: Магомедова Сапият Пахрудиновна, первая квалификационная категория, МКДОУ «ЦРР- детский сад № 22»______

(Ф.И.О., должность, квалификационная категория, место работы)

Задачи приоритетной образовательной области по речевому развитию 

 Образовательные:

- Упражнять в подборе  прилагательных к существительному, слов с противоположным значением , слов действий  и слов-признаков

- Формировать умение обобщать, классифицировать.

- Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, прилагательные от существительного

Развивающие:

- Продолжать развивать речь как средство общения.

-Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх

- Активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты речи.

-Развивать память, внимание, мышление

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, усидчивость, интерес к развитию речи, умение доводить начатое до конца.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми  и педагогом,   привычку заниматься вместе.

Задачи ОО в интеграции:  «Социально – коммуникативное развитие»

формировать положительную мотивацию на занятии;

воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать

 «Физическое развитие»

Закреплять умение детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Развитие пространственно временных отношений.

Предпосылки учебной деятельности:

-Психологические: у детей будет развиваться мышление, внимание, воображение, речь.

-Коммуникативные или психосоциальные: у детей будет развиваться умение слушать и слышать

Предварительная работа:

-отгадывание загадок, решение логических задач,

-дидактические игры   «Что где растёт?»,  «Скажи наоборот»,  «Свойства предметов»

-индивидуальные занятия.

Материалы, оборудование:

· иллюстрации к заданиям,

· корзинка с конфетти,

· дерево, листочки к дереву,

· фонарик,

· аудиозаписи: «Волшебная музыка», «звуки реки»,

· ключики по количеству детей,

· солнце, лучики,  речка, камешки округлой формы

· рыбки: морские, речные

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Целевые

ориентиры

(характеристики)

1. Организационный момент.

Фея. Здравствуйте, мои милые дети! Спасибо, что откликнулись на моё приглашение и пришли ко мне в гости. Я – Фея из Страны слов! Попадая в эту страну, люди немного меняются. Хотите узнать как?
Дети. Хотим!

Фея: Тогда я предлагаю вам совершить путешествие по моей стране. Так как моя страна необычная, то и путешествие мы отправимся необычным образом – с помощью фантазии. А что это такое, вы знаете?

Ответы детей.
Фея. Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что - то выдумываем, представляем, то, чего на самом деле нет.
Фея. И так, в мою волшебную страну мы попадем с помощью фантазии. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху мы видим леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем свежий запах воздуха после дождя. (Звучит «волшебная музыка»).

Познавательное развитие

Речевое развитие

Коммуникативный вид деятельности.

подгрупповое

проявляет инициативу и самостоятельность в общении

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Целевые

ориентиры

(характеристики)

2. Основная часть.

Фея: Вот мы и прибыли. Откройте глаза. Чтобы узнать, куда мы отправимся в гости, вы должны отгадать мою загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались?
Дети. Это - солнце!
Вместе с Феей дети, взявшись за руки идут по «тропинке» и обращают внимание на изображение солнца.
Фея: Только почему-то оно грустное?

Дети:  У него нет лучиков.

Фея: Злые волшебники  его заколдовали, а- лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе! Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

Фея зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку .

1  задание.    

-Волшебный огонек, помоги,

 Нам дорогу укажи.(Фея светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением животных)

И/у «Назови ласково»

Фея, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково.

Примерные слова. Обезьяна, бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка

2  задание

-Волшебный огонек, помоги,

 Нам дорогу укажи.

 Фея светит маленьким фонариком, свет падает на картинки с изображением сада и огорода

И/у «Назови одним словом»

- груша, яблоко, персик, слива (фрукты)

- тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)

- помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)

-клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)

 - укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)

3  задание.

-Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (

Фея. светит маленьким фонариком, свет падает на картинки с изображением гаража с транспортом

И/У «Что лишнее? »

- самолет, вертолет, истребитель, дерево

-апельсин, катер, теплоход, лодка

-машина, мотоцикл, кузнечик,

- велосипед, самокат, мопед, квадроцикл, стол.

Фея: Продолжаем дальше наше путешествие

-Волшебный огонек, помоги,

 Нам дорогу укажи.

 Фея. светит маленьким фонариком, свет падает на речку

Физкульминутка

Фея: Ребята,  представьте себе, что мы плывём по теплой речке.
Мы плывём по тёплой речке, тихо плещется река. ( Дети имитируют движениями рук плавание в воде.)
В небе тучки, как овечки, Разбежались кто куда. (Выполняют потягивания – руки вверх и в стороны.)
Вот летит большая птица, плавно кружит над рекой. (Выполняют движения руками, имитирующие махи крыльями.)
Наконец она садится на корягу под водой. (Садятся на несколько секунд в глубокий присед.)
Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть – погуляем. (Выполняют ходьбу на месте.
А теперь глубокий вдох – и садимся на песок.)

Садятся на ковер

-Ребята, скажите что делает река?          

Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.

За каждое названное слово Фея дает детям камешки.
Фея. Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. ( Через минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей за игру « спасибо» ( Звучит аудиозапись « Звуки реки».)

Фея. Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке
Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?
Дети. В реке могут жить рыбы.
4  задание
Фея. Ах, дети, дети, у меня случилась беда – моих рыб заколдовали. Без вашей помощи мне не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.
Фея открывает картинки, прикрепленные к мольберту. Дети называют их хором или индивидуально. Правильно названные картинки дети относят к реке.
Фея. А какие рыбы у нас остались?
Дети. Дельфин, скат, рыба – молот.
Фея. Почему они не могут жить в реке?
Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.
Фея: Молодцы, ребята! Вы мне очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).

И/у «Добавь словечко»
Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),
Если это рыба – у неё … (улыба), если это рыбина – у неё… (улыбина),
Если это рыбище – у неё… (улыбище)
Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.

5  задание.

-Волшебный огонек, помоги,

 Нам дорогу укажи.

Воспитатель. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением завода

И/У «Назови признаки»                        

- В моей стране живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

- Матрешка из дерева…

-Сумка из кожи…

- Если ручка сделана из пластмассы, то…

-мальчик с широкими плечами-…

-Дом из кирпича…

-Блюдце из фарфора…

6  задание

-Волшебный огонек, помоги

 Нам дорогу укажи.

Фея: светит на плакат с изображением деревьев

Фея:-  На что упал этот лучик?

Дети:- На дерево

Фея: А на дереве , посмотрите листочки есть?

Дети:- Нет, листьев нет.

Фея:- Ребята, подарим  нашему дереву  листочки ? Для этого мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День     –  ночь 

Сахар    –  соль

Чистота  –  грязь

Зима     –  лето

Потолок  –  пол      

узкая    –  широкая /юбка/   

длинное  –  короткое /платье/   

сильный  –  слабый /спортсмен/   

веселая  –  грустная /девочка/   

высокий  –  низкий /человек/       

Смеется   –  плачет /ребенок/

Лежит     –  сидит /человек/

Закрыть   –  открыть /книгу/

Взлетает  –  садится /самолет/

 (На каждом листочке написано слово - дети называют ему противоположность и воспитатель наклеивает листок на дерево)
(Берет корзину с конфетти)
Дует теплый ветерок, у меня есть кузовок.
В нем прекрасные слова, слова любви, слова добра
Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Тогда добавьте их в мой кузовок.
Дети передают кузовок друг другу называя «прекрасные слова».
Фея. А кузовок – то мой – волшебный. Все ваши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие: вдохните носом, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот.
Дети достают из корзинки конфетти и сдувают с ладоней.

Фея. -Ребята, вот и засияло солнышко Как можно сказать о солнышке? Какое оно?

Дети: золотое, жёлтое, горячее и т. д.

Речевое развитие,

Социально – коммуникативное развитие,

Художественно - эстетическое»

«Познавательное развитие»

 «Физическое развитие»

Познавательно -

Исследовательская

   деятельность, двигательная деятельность

подгрупповая

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах; складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика.

обладает элементарными представлениями из области живой природы, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Заключительная часть.

Фея. Вот наше путешествие и подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Закройте, пожалуйста, глаза. и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

(Звучит музыка.)

Фея: Вот мы и дома. Откройте, пожалуйста, глаза. Что вам больше всего понравилось?  Что было особенно трудно?

Дети делятся своими впечатлениями.
Фея. Теперь вы знаете, друзья, что есть чудесная страна! Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами. А на память о нашем путешествии я дарю вам «ключики» от «Волшебной Страны слов». Возьмите эти волшебные «ключи» и фантазируйте. Уверена, что вы узнаете ещё очень много новых и добрых слов.
Фея провожает детей и прощается.

Познавательное  развитие

речевое развитие

коммуникативная деятельность

подгрупповая

может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "В стране звучащих слов" (средняя группа)

занятие проводится в конце учебного года. в занятии закрепляются умения находить сходные и  разные  звучанию слова,по длительности звучания....

Конспект ИОС в старшей группе по развитию речи : "Прекрасная страна слов"

Данный конспект содержит очень интересный сценарий игровой обучающей ситуации по развитию речи дошкольников. Это - путешествие в Прекрасную страну слов, где детям нужно будет показать свое умение прав...

Конспект занятия по развитию речи «В стране звуков «Г-К» в средней группе

Конспект занятия по развитию речи«В стране звуков «Г-К» в средней группеФИО педагога, составившего конспектБильданова Ралия НургалиевнаМесто работыМАДОУ №72 Нижнекамского муниципального района РТВозра...

Конспект занятия по развитию речи сказкотерапия «Волшебные слова»

Цель: совершенствовать умение пересказывать текст, актевизировать в речи образные выражения и фразеологизмы, побуждать к выразительной передаче в мимике и двжении эмоционального состояния, довнес...

Конспект НОД по развитию речи Тема: «Мама - слово дорогое»

Цель: совершенствовать речь как средство общения, формировать любовь и уважение к самому дорогому человеку – матери.Задачи:Образовательные:·...

Конспект по развитию речи << Прекрасная страна слов >>

Конспект по развитию речи << Прекрасная страна слов >>...

Мастер-класс по речевому развитию дошкольников "В стране слов"

Предлагаю вам методическую разработку мастер - класса для воспитателей по теме: «В стране слов». Данный материал будет интересен воспитателям детей старшего возраста в ...