Самообразование
материал по развитию речи (старшая группа)

Тихонова Надежда Викторовна

«Роль загадки в воспитании старших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.46 КБ
Файл zagadki.pptx936.2 КБ
Файл tablitsa_zag.docx20.5 КБ
Файл otchyot_zagadki21.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

По теме самообразования

«Роль загадки в воспитании старших дошкольников»

1,2сл. Актуальность

3сл. Цель…Задачи вы видите на экране.

Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Ушинский в книге “Родное слово” говорил, что загадка “доставляет уму ребенка полезное упражнение”.

 4 сл. В начале года, с помощью информации в группе-контакте, с помощью буклетов, папок-передвижек, я познакомила родителей с темой, над которой планировала работать весть учебный год.

5 сл. В них информировала, что разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

6 сл. Осенью на тему овощей, дети совместно с родителями рисовали отгадки к выбранным загадкам.

Затем,  мы вместе с детьми по их рисункам, сделанных совместно с родителями, учились составлять загадки про своих питомцев. Перед загадыванием загадок полезно проводить беседы о тех предметах или животных, о ком они составлены.

Самостоятельное составление загадок - довольно трудная задача для дошкольников. И в это же время такие задания способствуют развитию активной речи, умственному воспитанию. Составляя загадки, дети учатся четко и кратко описывать предметы, явления, находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки свойства предметов, отбрасывая все второстепенное и мало значащее.

Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

При формировании у детей навыков речи-описания важную роль играют вопросы взрослого, помогающие детям составить свою загадку. Содержание вопросов зависит от своеобразия предмета, о котором составляется загадка. Если, к примеру, это животное, то уместны вопросы: какое оно? Где живет? Его голос? И др. Об овощах можно спросить: где растет? Какого цвета? Какой формы? Какого вкуса? Если речь идет о предмете обихода, то необходимо уточнить, из чего он сделан, для чего нужен и т.п.

7 сл. Когда проходила неделя транспорта, дети снова с родителями выбирали и рисовали понравившуюся загадку. Затем в группе была сделана выставка рисунков.

8 сл. В группе провели развлечение «Вечер зимних загадок». В гости к ребятам пришёл зайка с ёлочкой и провёл с детьми различные игры, загадки. В конце развлечения, детям надо было придумать загадку про зайчика.

9 сл. В один из вечеров, провели беседу о явлениях природы. После беседы детям были загаданы загадки о природе и выданы раскраски-отгадки.

10 сл. С помощью настольных игр, иллюстраций, презентации провели развлечение «Загадки из сказок». Вспомнили героев сказок, сказочные предметы и названия сказок.

11 сл. Пополнила картотеку загадок играми, иллюстрациями и карточками.

12 сл. Совместно с родителями подготовили выставку книг о загадках.

Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной литературной речи, обеспечивает наиболее быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка.

13 сл….


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ «Детский сад №2 г. Медвежьегорска» «Роль загадки в воспитании детей старшего возраста» Воспитатель : Тихонова Н.В .

Слайд 2

Актуальность: В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга. Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.

Слайд 3

Задачи: 1. Создать условия способствующие развитию умений детей понимать и узнавать загадку. 2. Способствовать формированию умений детей отгадывать загадки. 3.Воспитывать у детей интерес к малым формам фольклора. Цель: Развитие интереса детей к загадкам, как к одной из форм фольклора.

Слайд 13

Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость от процесса и результата этого своеобразного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы умозаключения.



Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 г.Медвежьегорска»

Самообразование воспитателя старшей группы Тихоновой Н.В.

 по теме:

"Роль загадки в воспитании дошкольника"

Тема: Роль загадки в воспитании дошкольника.

Цель: выяснение роли загадки в воспитании дошкольника, объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

Актуальность темы

Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга. 

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать  загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый  раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957.

2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.

3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. // Дошкольное воспитание.-1986 - №9.

4. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 1993 -  №7

Работа с детьми

Сентябрь

Загадки об овощах и фруктах.

Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».

Октябрь

Загадки о животных.

Вечер развлечений «Загадки лесовичка».

Ноябрь

Загадки о растениях.

Выставка работ детского творчества.

Январь

Загадки об игрушках, сказочных героях.

Конкурс загадок  «В гостях у Угадайки».

Февраль

Загадки о природе, природных явлениях.

Составление альбома загадок «Природа вокруг нас».

Март

Придумывание загадок детьми.

Коллективное оформление книги «Загадки».

Апрель

Викторина загадок о космосе.

Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».

Май

ООД на тему: «Отгадай загадку».

З:  развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира.

Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам.

Работа с семьёй

Сентябрь

Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка».

Октябрь

Папка - передвижка «Загадки из детства».

Февраль

Отгадывание загадок.

Семейный конкурс «Вечер загадок».

Апрель

Рисунки на тему космос.

Придумывание загадок детьми и их родителями на тему космос.

Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми.

Май

Самореализация

Февраль

Выступление на семинаре «Влияние загадок на развитие и воспитание детей»

Май

Картотека загадок с иллюстрациями



Предварительный просмотр:

Отчёт

По теме самообразования

«Роль загадки в воспитании старших дошкольников»

Воспитателя старшей группы №2 Тихоновой Н.В.

В начале года, с помощью информации в группе-контакте, с помощью буклетов, папок-передвижек, я познакомила родителей с темой, над которой планировала работать весть учебный год.

В них информировала, что разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Осенью на тему овощей, дети совместно с родителями рисовали отгадки к выбранным загадкам.

Затем,  мы вместе с детьми по их рисункам, сделанных совместно с родителями, учились составлять загадки про своих питомцев. Перед загадыванием загадок полезно проводить беседы о тех предметах или животных, о ком они составлены.

Самостоятельное составление загадок - довольно трудная задача для дошкольников. И в это же время такие задания способствуют развитию активной речи, умственному воспитанию. Составляя загадки, дети учатся четко и кратко описывать предметы, явления, находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки свойства предметов, отбрасывая все второстепенное и мало значащее.

Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

При формировании у детей навыков речи-описания важную роль играют вопросы взрослого, помогающие детям составить свою загадку. Содержание вопросов зависит от своеобразия предмета, о котором составляется загадка. Если, к примеру, это животное, то уместны вопросы: какое оно? Где живет? Его голос? И др. Об овощах можно спросить: где растет? Какого цвета? Какой формы? Какого вкуса? Если речь идет о предмете обихода, то необходимо уточнить, из чего он сделан, для чего нужен и т.п.

Когда проходила неделя транспорта, дети снова с родителями выбирали и рисовали понравившуюся загадку. Затем в группе была сделана выставка рисунков.

 В группе провели развлечение «Вечер зимних загадок». В гости к ребятам пришёл зайка с ёлочкой и провёл с детьми различные игры, загадки. В конце развлечения, детям надо было придумать загадку про зайчика.

В один из вечеров, провели беседу о явлениях природы. После беседы детям были загаданы загадки о природе и выданы раскраски-отгадки.

С помощью настольных игр, иллюстраций, презентации провели развлечение «Загадки из сказок». Вспомнили героев сказок, сказочные предметы и названия сказок.

Пополнила картотеку загадок играми, иллюстрациями и карточками.

Совместно с родителями подготовили выставку книг, посвященную  загадкам.

В апреле на неделе, посвященной космосу, дети совместно с родителями рисовали рисунки о космосе и приносили загадки по этой теме. На музыкальном развлечении, была проведена викторина загадок о космосе.

В мае мною проведено заключительное развлечение,  на котором мы подвели итог нашей работы с детьми. Играли и отгадывали загадки на различные темы, которые дети выбирали сами.

Рекомендовала родителям систематически обращаться к загадкам, ведь они приближают ребенка к пониманию народной литературной речи, обеспечивают наиболее быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка.

Я и дальше буду использовать загадки на различных занятиях. Ведь ребятам очень нравится их отгадывать. Для многих это сложное, но интересное занятие. Благодаря родителям, в нашей группе есть очень интересные книги загадок на различные темы, которые у меня всегда под рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...