Проект «Развитие речи у дошкольников с ТНР через коммуникативные игры»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Банку Джамиля Габдульхаковна

      Цель: ввести в практическую работу развитие речи детей с ТНР через коммуникативные игры в детском саду.

А) Пояснительная записка

      Актуальность. Актуальность проблемы в том, что тяжелое нарушение речи достаточно распространена среди детей дошкольного возраста, а показателем уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Речь является приобретенной способностью и показателем развития личности в целом, поэтому формирование грамматически правильной, лексически богатой, фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Эффективным показателем готовности ребенка в плане речевого развития, является умение вести беседу, доказывать свою точку зрения, дополнять, возражать, т.е. быть коммуникабельно подготовленным человеком. Для детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи это особенно трудно. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках, чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах - все это вызывает у детей не только определенное психоэмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Поэтому, чтобы заинтересовать детей и стимулировать в плане речевого развития, можно использовать коммуникативные игры, как в процессе фронтального обучения, так и в процессе индивидуального обучения. Участвуя в играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Одновременно игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, окружающему миру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Игровая деятельность для детей с тяжелым нарушением речи сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razvitie_rechi_cherez_kom.igry_.zip23.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИИ

 «Детский сад «Снегурочка»

Проект

«Развитие речи у дошкольников с ТНР через коммуникативные игры»

Банку Джамиля Габдульхаковна

Кизыма Галина Васильевна

воспитатель коррекционной группы для детей с ТНР

г. Салехард

ПРОЕКТ «Развитие речи у дошкольников с ТНР через коммуникативные игры»

      Цель: ввести в практическую работу развитие речи детей с ТНР через коммуникативные игры в детском саду.

А) Пояснительная записка

      Актуальность. Актуальность проблемы в том, что тяжелое нарушение речи достаточно распространена среди детей дошкольного возраста, а показателем уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Речь является приобретенной способностью и показателем развития личности в целом, поэтому формирование грамматически правильной, лексически богатой, фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Эффективным показателем готовности ребенка в плане речевого развития, является умение вести беседу, доказывать свою точку зрения, дополнять, возражать, т.е. быть коммуникабельно подготовленным человеком. Для детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи это особенно трудно. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках, чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах - все это вызывает у детей не только определенное психоэмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Поэтому, чтобы заинтересовать детей и стимулировать в плане речевого развития, можно использовать коммуникативные игры, как в процессе фронтального обучения, так и в процессе индивидуального обучения. Участвуя в играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Одновременно игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, окружающему миру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Игровая деятельность для детей с тяжелым нарушением речи сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

     Цель работы:

Систематизировать использование коммуникативных игр в речевом развитии детей с ТНР.

     Задачи:  

  • Развитие умения детей строить грамматически правильные высказывания, отображающие мысли, чувства во взаимодействии с другими детьми и взрослыми;
  • Создать атмосферу доброжелательности и взаимопомощи;
  • Дать элементарные сведения о культуре общения через игры и упражнения, стимулировать развитие связной, диалогической, монологической речи, умения выражать свои суждения и мнения посредством коммуникативных игр.

Участники: Воспитанники логопедической старшей группы, учитель - логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

      Приемы: 

1. Наглядный (использование картин, слайдов, презентаций, проведение экскурсий, трудовая деятельность, наблюдения);

2. Словесный (беседы, чтение художественной литературы,  составление описательного рассказа, составление рассказа по сюжетным картинам, из личного опыта, заучивание художественное слово, стихотворений,  создание речевых ситуаций);

3. Игровой (дидактические игры и упражнения, музыкальные и спортивные развлечения, сюжетно - ролевые театрализованные, пальчиковые игры, динамические паузы, арттерапия, сказкотерапия, нейропсихологические игры, артикуляционная гимнастика).

     Материал: Картотеки игр и упражнений, наглядный материал, раздаточный материал, слоговые схемы, кассы букв, наборное полотно, технические средства обучения (компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр, проектор), атрибуты для игр и драматизаций.

     Длительность: 1 месяц.

Б) Основная часть

      1 Этап – подготовительно – информационный, сбор информации.

  • Календарно – тематический план на месяц

Сентябрь

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

1

1 неделя

Лексическая тема: « Транспорт»

Составление  описательного рассказа о машине

2

2 неделя

Лексическая тема «День космонавтики»

Заучивание стихотворения «Космонавт» В. Степанов

3

3 неделя

Лексическая тема: «Перелѐтные птицы»

Составление рассказа с помощью мнемотаблицы

4

4 неделя

Лексическая тема: « Магазин. Профессии»

Заучивание стихотворения «Профессия» Л. Заикина

  • Модель взаимодействия с другими педагогами

       Эффективность коррекционно - развивающих и воспитательных задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов, педагогов и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников во всех пяти образовательных областях.

       При организации образовательной деятельности прослеживаются следующие приоритеты в работе специалистов:

Учитель – логопед:

        Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя осуществляется по двум направлениям: коррекционно-воспитательное; общеобразовательное.

        Учитель - логопед и воспитатель  в своей совместной деятельности:

осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

закрепляют знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивают личность дошкольника.

        Совместная коррекционно-логопедическая работа воспитателя и логопеда в ДОУ осуществляется следующим образом:

1) логопед формирует у детей первичные речевые навыки;

2) воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Педагог – психолог: 

     Осуществляет индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закрепляет знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивает личность дошкольника.

Музыкальный руководитель: 

      Включает в работу элементы логоритмики; использует приемы постановки диафрагмально-речевого дыхания; развивает координацию движений; использует музыкотерапия; развивает общую и мелкую моторику.

Инструктор по физической культуре: 

       Развивает общую и мелкую моторику в играх и упражнениях; координирует речь с движением; развивает основные виды движений.

       Таким образом, целостность программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников. В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) коррекционное направление работы является приоритетным, так как его целью является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию осуществляют все мероприятия, предусмотренные программой, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей.

Родители: 

     Участвуют в создании развивающей среды, в мероприятиях детского сада и группы.

3. Методы и приемы на развитие коммуникации

 1. Наглядные: демонстрационный картинный материал (слоговые схемы, панно из картинок на каждый звук, схемы для обучения чтению); раздаточный материал (карточки, картинки, звуковые схемы, кассы букв, мелкий раздаточный материал для моторики); использование интерактивного оборудования (презентации, видеоролики, познавательные фильмы); наблюдения в природе, быту, экскурсии.

2. Словесные: вопросы-ответы; беседы;  чтение художественной литературы; описательный рассказ, рассказывание по сюжетным картинам, из личного опыта; художественное слово.

3. Практические: дидактические игры и упражнения; логоритмические упражнения; игры-драматизации; инсценировки; театрализация; хороводные игры; чтение стихов; музыкальные и спортивные развлечения.

2 этап – Практический – познавательный

2. Перечень методик коммуникативного развития

- Беседы;

- Обучение в сотрудничестве, работа в парах;

- Творческая деятельность;

- Сюжетные  игры;

- Коммуникативные тренинги для детей;

- Ситуативный разговор;

- Дидактические игры;

- Работа с художественной литературой;

- Игры с правилами;

- Экскурсии.

3. Картотека коммуникативных игр для детей 6-7 лет с тяжелым недоразвитием речи

«Повтори, не ошибись»

Цель: Развивать фонематический слух и восприятие, умение перерабатывать информацию.

- «Ситуации»

Цель: Развивать умение перерабатывать информацию.

- «Ладонь в ладонь»

Цель: Развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

- «Вспомни и назови»

Цель: Упражнять в подборе слов на заданный звук.

- «Чего не стало»

Цель: Развивать внимание, произносительную сторону речи

- «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

 Цель: Развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

- «Найди отличие»

Цель: Упражнять в употреблении в речи сложносочиненных предложений с союзом «а».

- «Угадай словечко»

Цель: Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.

- «Клеевой ручеек»

Цель: Воспитывать добрые, дружественные отношения друг к другу.  

- «Испорченный телефон»

Цель: Развивать слуховое внимание.

- «Почему так называется?»

Цель: Уточнить представление детей об образовании сложных слов.

- «Найди ошибку»

Цель: Упражнять детей в употреблении в речи сложных предложений с предлогом «для».

- «Какое слово длиннее?»

Цель: Упражнять в делении слов на слоги.

- «Слово рассыпалось»

Цель: Упражнять в составлении слов из слогов.

6. Рекомендации для педагогов

  • В работе с детьми с нарушениями речи исходить из индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • При работе с детьми ориентироваться на поддержку детской инициативы и формирование познавательных интересов каждого ребенка;
  • Придерживаться конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • Правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения, строящийся на наглядности, прочности усвоения знаний воспитывающего обучения;
  • Учитывать комплексное воздействие различных технологий на ребенка, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.

Рекомендации для родителей

  • Общаться с ребенком необходимо приветливым и спокойным тоном, следить за своим произношением;
  • Заниматься с ребенком по автоматизации 15-20 минут;
  • Выполнять задания на картинках или реальных предметах;
  • При общении с ребенком учитывать то, что некоторые слова ребенок слышит впервые, и от того как он их воспримет, так и будет произносить;
  • Старайтесь комментировать все свои действия, вовлекайте ребенка в разговор, советуйтесь с ним;
  • Занимайтесь с ребенком в игровой форме, проявляйте терпение;
  • Учите ребенка наблюдать, рассуждать и четко излагать свои мысли;
  • Воспитывайте в детях самостоятельность, усидчивость.

В) Заключительная часть

3Этап:

Вывод

Коммуникативные игры — эффективный и самый простой способ развития навыка общения у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, одним из показателей полноценного и правильного развития ребенка является умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Развитие речи младших дошкольников через сказку».

Развитие  речевой  активности у детей младшего дошкольного  возраста  через сказку....

Педагогический проект «Развитие речи старших дошкольников через познавательную деятельность посредством ознакомления со сказами П.П.Бажова»

В данном материале представлен опыт проектной педагогической деятельности с дошкольниками старшего возраста. Базируясь на самобытном творчестве русского народа,  в общем, и красоту родного края, ...

Проект "Развитие речи младших дошкольников через сказку"

Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц,шелест травы...

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через коммуникативные игры»

Большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей отводится коммуникативным играм. Именно в них повышается умственная активность ребенка, формируются самооценка, са...

ПРОЕКТ «Развитие речи младших дошкольников через сказку».

Тема: «Развитие  речи  младших дошкольников  через сказку».Актуальность.В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает трев...

Опыт работы по теме : Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"

Проект " Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"...

ПРОЕКТ « Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность» Форма проекта долгосрочный

Актуальность создания данного проекта по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить мно...