Проект «Развитие речи у дошкольников с ТНР через коммуникативные игры»
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: ввести в практическую работу развитие речи детей с ТНР через коммуникативные игры в детском саду.
А) Пояснительная записка
Актуальность. Актуальность проблемы в том, что тяжелое нарушение речи достаточно распространена среди детей дошкольного возраста, а показателем уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Речь является приобретенной способностью и показателем развития личности в целом, поэтому формирование грамматически правильной, лексически богатой, фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Эффективным показателем готовности ребенка в плане речевого развития, является умение вести беседу, доказывать свою точку зрения, дополнять, возражать, т.е. быть коммуникабельно подготовленным человеком. Для детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи это особенно трудно. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках, чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах - все это вызывает у детей не только определенное психоэмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Поэтому, чтобы заинтересовать детей и стимулировать в плане речевого развития, можно использовать коммуникативные игры, как в процессе фронтального обучения, так и в процессе индивидуального обучения. Участвуя в играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Одновременно игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, окружающему миру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Игровая деятельность для детей с тяжелым нарушением речи сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИИ
«Детский сад «Снегурочка»
Проект
«Развитие речи у дошкольников с ТНР через коммуникативные игры»
Банку Джамиля Габдульхаковна
Кизыма Галина Васильевна
воспитатель коррекционной группы для детей с ТНР
г. Салехард
ПРОЕКТ «Развитие речи у дошкольников с ТНР через коммуникативные игры»
Цель: ввести в практическую работу развитие речи детей с ТНР через коммуникативные игры в детском саду.
А) Пояснительная записка
Актуальность. Актуальность проблемы в том, что тяжелое нарушение речи достаточно распространена среди детей дошкольного возраста, а показателем уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Речь является приобретенной способностью и показателем развития личности в целом, поэтому формирование грамматически правильной, лексически богатой, фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Эффективным показателем готовности ребенка в плане речевого развития, является умение вести беседу, доказывать свою точку зрения, дополнять, возражать, т.е. быть коммуникабельно подготовленным человеком. Для детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи это особенно трудно. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках, чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах - все это вызывает у детей не только определенное психоэмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Поэтому, чтобы заинтересовать детей и стимулировать в плане речевого развития, можно использовать коммуникативные игры, как в процессе фронтального обучения, так и в процессе индивидуального обучения. Участвуя в играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Одновременно игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, окружающему миру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Игровая деятельность для детей с тяжелым нарушением речи сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Цель работы:
Систематизировать использование коммуникативных игр в речевом развитии детей с ТНР.
Задачи:
- Развитие умения детей строить грамматически правильные высказывания, отображающие мысли, чувства во взаимодействии с другими детьми и взрослыми;
- Создать атмосферу доброжелательности и взаимопомощи;
- Дать элементарные сведения о культуре общения через игры и упражнения, стимулировать развитие связной, диалогической, монологической речи, умения выражать свои суждения и мнения посредством коммуникативных игр.
Участники: Воспитанники логопедической старшей группы, учитель - логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Приемы:
1. Наглядный (использование картин, слайдов, презентаций, проведение экскурсий, трудовая деятельность, наблюдения);
2. Словесный (беседы, чтение художественной литературы, составление описательного рассказа, составление рассказа по сюжетным картинам, из личного опыта, заучивание художественное слово, стихотворений, создание речевых ситуаций);
3. Игровой (дидактические игры и упражнения, музыкальные и спортивные развлечения, сюжетно - ролевые театрализованные, пальчиковые игры, динамические паузы, арттерапия, сказкотерапия, нейропсихологические игры, артикуляционная гимнастика).
Материал: Картотеки игр и упражнений, наглядный материал, раздаточный материал, слоговые схемы, кассы букв, наборное полотно, технические средства обучения (компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр, проектор), атрибуты для игр и драматизаций.
Длительность: 1 месяц.
Б) Основная часть
1 Этап – подготовительно – информационный, сбор информации.
- Календарно – тематический план на месяц
Сентябрь | Старший дошкольный возраст (6-7 лет) | |
1 | 1 неделя | Лексическая тема: « Транспорт» Составление описательного рассказа о машине |
2 | 2 неделя | Лексическая тема «День космонавтики» Заучивание стихотворения «Космонавт» В. Степанов |
3 | 3 неделя | Лексическая тема: «Перелѐтные птицы» Составление рассказа с помощью мнемотаблицы |
4 | 4 неделя | Лексическая тема: « Магазин. Профессии» Заучивание стихотворения «Профессия» Л. Заикина |
- Модель взаимодействия с другими педагогами
Эффективность коррекционно - развивающих и воспитательных задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов, педагогов и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников во всех пяти образовательных областях.
При организации образовательной деятельности прослеживаются следующие приоритеты в работе специалистов:
Учитель – логопед:
Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя осуществляется по двум направлениям: коррекционно-воспитательное; общеобразовательное.
Учитель - логопед и воспитатель в своей совместной деятельности:
осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
закрепляют знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивают личность дошкольника.
Совместная коррекционно-логопедическая работа воспитателя и логопеда в ДОУ осуществляется следующим образом:
1) логопед формирует у детей первичные речевые навыки;
2) воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Педагог – психолог:
Осуществляет индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закрепляет знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивает личность дошкольника.
Музыкальный руководитель:
Включает в работу элементы логоритмики; использует приемы постановки диафрагмально-речевого дыхания; развивает координацию движений; использует музыкотерапия; развивает общую и мелкую моторику.
Инструктор по физической культуре:
Развивает общую и мелкую моторику в играх и упражнениях; координирует речь с движением; развивает основные виды движений.
Таким образом, целостность программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников. В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) коррекционное направление работы является приоритетным, так как его целью является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию осуществляют все мероприятия, предусмотренные программой, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей.
Родители:
Участвуют в создании развивающей среды, в мероприятиях детского сада и группы.
3. Методы и приемы на развитие коммуникации
1. Наглядные: демонстрационный картинный материал (слоговые схемы, панно из картинок на каждый звук, схемы для обучения чтению); раздаточный материал (карточки, картинки, звуковые схемы, кассы букв, мелкий раздаточный материал для моторики); использование интерактивного оборудования (презентации, видеоролики, познавательные фильмы); наблюдения в природе, быту, экскурсии.
2. Словесные: вопросы-ответы; беседы; чтение художественной литературы; описательный рассказ, рассказывание по сюжетным картинам, из личного опыта; художественное слово.
3. Практические: дидактические игры и упражнения; логоритмические упражнения; игры-драматизации; инсценировки; театрализация; хороводные игры; чтение стихов; музыкальные и спортивные развлечения.
2 этап – Практический – познавательный
2. Перечень методик коммуникативного развития
- Беседы;
- Обучение в сотрудничестве, работа в парах;
- Творческая деятельность;
- Сюжетные игры;
- Коммуникативные тренинги для детей;
- Ситуативный разговор;
- Дидактические игры;
- Работа с художественной литературой;
- Игры с правилами;
- Экскурсии.
3. Картотека коммуникативных игр для детей 6-7 лет с тяжелым недоразвитием речи
«Повтори, не ошибись»
Цель: Развивать фонематический слух и восприятие, умение перерабатывать информацию.
- «Ситуации»
Цель: Развивать умение перерабатывать информацию.
- «Ладонь в ладонь»
Цель: Развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
- «Вспомни и назови»
Цель: Упражнять в подборе слов на заданный звук.
- «Чего не стало»
Цель: Развивать внимание, произносительную сторону речи
- «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: Развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
- «Найди отличие»
Цель: Упражнять в употреблении в речи сложносочиненных предложений с союзом «а».
- «Угадай словечко»
Цель: Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.
- «Клеевой ручеек»
Цель: Воспитывать добрые, дружественные отношения друг к другу.
- «Испорченный телефон»
Цель: Развивать слуховое внимание.
- «Почему так называется?»
Цель: Уточнить представление детей об образовании сложных слов.
- «Найди ошибку»
Цель: Упражнять детей в употреблении в речи сложных предложений с предлогом «для».
- «Какое слово длиннее?»
Цель: Упражнять в делении слов на слоги.
- «Слово рассыпалось»
Цель: Упражнять в составлении слов из слогов.
6. Рекомендации для педагогов
- В работе с детьми с нарушениями речи исходить из индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- При работе с детьми ориентироваться на поддержку детской инициативы и формирование познавательных интересов каждого ребенка;
- Придерживаться конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- Правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения, строящийся на наглядности, прочности усвоения знаний воспитывающего обучения;
- Учитывать комплексное воздействие различных технологий на ребенка, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.
Рекомендации для родителей
- Общаться с ребенком необходимо приветливым и спокойным тоном, следить за своим произношением;
- Заниматься с ребенком по автоматизации 15-20 минут;
- Выполнять задания на картинках или реальных предметах;
- При общении с ребенком учитывать то, что некоторые слова ребенок слышит впервые, и от того как он их воспримет, так и будет произносить;
- Старайтесь комментировать все свои действия, вовлекайте ребенка в разговор, советуйтесь с ним;
- Занимайтесь с ребенком в игровой форме, проявляйте терпение;
- Учите ребенка наблюдать, рассуждать и четко излагать свои мысли;
- Воспитывайте в детях самостоятельность, усидчивость.
В) Заключительная часть
3Этап:
Вывод
Коммуникативные игры — эффективный и самый простой способ развития навыка общения у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, одним из показателей полноценного и правильного развития ребенка является умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Развитие речи младших дошкольников через сказку».
Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через сказку....
Педагогический проект «Развитие речи старших дошкольников через познавательную деятельность посредством ознакомления со сказами П.П.Бажова»
В данном материале представлен опыт проектной педагогической деятельности с дошкольниками старшего возраста. Базируясь на самобытном творчестве русского народа, в общем, и красоту родного края, ...
Проект "Развитие речи младших дошкольников через сказку"
Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц,шелест травы...

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через коммуникативные игры»
Большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей отводится коммуникативным играм. Именно в них повышается умственная активность ребенка, формируются самооценка, са...
Опыт работы по теме : Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"
Проект " Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"...

ПРОЕКТ « Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность» Форма проекта долгосрочный
Актуальность создания данного проекта по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить мно...

Проект «Развитие речи у дошкольников с ТНР через коммуникативные игры»
Для развития выразительной речи необходимо создать условия, в которых каждый ребенок сможет свободно выражать свои эмоции и мысли. Коммуникативные игры могут стать эффективным инструментом для стимули...
