Проект «Развитие речи у дошкольников с ТНР через коммуникативные игры»
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Чепурнова Ирина Владимировна

Для развития выразительной речи необходимо создать условия, в которых каждый ребенок сможет свободно выражать свои эмоции и мысли. Коммуникативные игры могут стать эффективным инструментом для стимулирования речевого развития как в групповой, так и в индивидуальной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_rechevomu_razvitiyu.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 «Развитие речи у дошкольников с ТНР через коммуникативные игры»

Цель: Внедрить в практическую работу развитие речи детей с ТНР с помощью коммуникативных игр в детском саду.

Пояснительная записка

Актуальность. Проблема тяжелых нарушений речи широко распространена среди детей дошкольного возраста. Уровень культуры, мышления и интеллекта человека определяется его речью, которая должна соответствовать языковым нормам. Речь является приобретенной способностью и показателем общего развития личности. Формирование грамматически правильной, лексически разнообразной и фонетически четкой речи — одна из ключевых задач в обучении детей родному языку в ДОУ и семье. Эффективным показателем речевого развития является способность вести беседу, обосновывать свою точку зрения и взаимодействовать с другими. Дети с тяжелыми нарушениями речи сталкиваются с трудностями в общении, что приводит к неуверенности и комплексу неполноценности. Участие в праздниках, чтение стихов и диалоги могут вызывать у них психоэмоциональное напряжение и речевой дискомфорт. Для развития выразительной речи необходимо создать условия, в которых каждый ребенок сможет свободно выражать свои эмоции и мысли. Коммуникативные игры могут стать эффективным инструментом для стимулирования речевого развития как в групповой, так и в индивидуальной работе. Игры помогают детям знакомиться с окружающим миром, развивать аналитическое мышление и формировать интерес к родной культуре, а также способствуют уважению друг к другу и преодолению трудностей общения. Игровая деятельность сохраняет свою значимость как необходимое условие всестороннего развития детей с ТНР.

Цель работы: Систематизировать использование коммуникативных игр в речевом развитии детей с ТНР.

Задачи:

  • Развивать умение детей строить грамматически правильные высказывания, отражающие их мысли и чувства в взаимодействии с другими.
  • Создать атмосферу доброжелательности и взаимопомощи.
  • Обеспечить элементарные сведения о культуре общения через игры и упражнения, стимулируя развитие связной, диалогической и монологической речи.

Участники проекта: Воспитанники подготовительной к школе группы, логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Приемы работы:

  1. Наглядные: использование картин, слайдов, презентаций, экскурсии, трудовая деятельность, наблюдения.
  2. Словесные: беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов, заучивание стихотворений, создание речевых ситуаций.
  3. Игровые: дидактические игры, музыкальные и спортивные развлечения, театрализованные игры, динамические паузы, арт-терапия, нейропсихологические игры, артикуляционная гимнастика.

Материалы: Картотеки игр и упражнений, наглядные и раздаточные материалы, технические средства обучения (компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр, проектор), атрибуты для игр и драматизаций.

Длительность проекта: 1 месяц.

Основная часть

1 Этап – Подготовительный: сбор информации.

  • Календарно-тематический план на месяц:

Сентябрь, старший дошкольный возраст (6-7 лет):

1 неделя: Лексическая тема: «Транспорт» — составление описательного рассказа о машине.

2 неделя: Лексическая тема «День космонавтики» — заучивание стихотворения «Космонавт» В. Степанова.

3 неделя: Лексическая тема: «Перелетные птицы» — составление рассказа с помощью мнемотаблицы.

4 неделя: Лексическая тема: «Магазин. Профессии» —заучивание стихотворения «Профессия» Л. Заикина.

  • Модель взаимодействия с другими педагогами: Эффективность коррекционно-развивающих и воспитательных задач достигается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов, педагогов и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высокому уровню общего и речевого развития детей.

Роли специалистов:

  • Учитель-логопед: формирует первичные речевые навыки и закрепляет их на занятиях.
  • Педагог-психолог: осуществляет индивидуальный подход и развивает личность дошкольника.
  • Музыкальный руководитель: использует элементы логоритмики и развивает координацию движений.
  • Инструктор по физкультуре: развивает моторику и координирует речь с движением.

Таким образом, целостность программы обеспечивается взаимодействием между образовательными областями и совместной работой всех специалистов. В группе для детей с ТНР коррекционное направление является приоритетным, направленным на выравнивание речевого и психофизического развития.

Родители: Участвуют в создании развивающей среды и мероприятиях детского сада.

Методы и приемы для развития коммуникации

  1. Наглядные: демонстрационный материал, раздаточные карточки, интерактивное оборудование, экскурсии.
  2. Словесные: вопросы-ответы, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание по сюжетным картинам.
  3. Практические: дидактические игры, логоритмические упражнения, театрализация, чтение стихов.

2 Этап – Практический: познавательный

  • Методики коммуникативного развития:
  • Беседы
  • Обучение в сотрудничестве
  • Творческая деятельность
  • Сюжетные игры
  • Коммуникативные тренинги
  • Ситуативные разговоры
  • Дидактические игры
  • Работа с художественной литературой
  • Игры с правилами
  • Экскурсии

3 Этап – Картотека коммуникативных игр для детей 6-7 лет с ТНР:

  • «Повтори, не ошибись»
  • «Ситуации»
  • «Ладонь в ладонь»
  • «Вспомни и назови»
  • «Чего не стало»
  • «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
  • «Найди отличие»
  • «Угадай словечко»
  • «Клеевой ручеек»
  • «Испорченный телефон»
  • «Почему так называется?»
  • «Найди ошибку»
  • «Какое слово длиннее?»
  • «Слово рассыпалось»

Рекомендации для педагогов

  • Учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.
  • Поддерживать детскую инициативу и формировать познавательный интерес.
  • Придерживаться конкретности и доступности учебного материала.
  • Организовать процесс коррекционно-развивающего обучения с акцентом на наглядность.
  • Обеспечить согласованную деятельность всех специалистов.

Рекомендации для родителей:

  • Общаться с ребенком приветливым тоном, следить за произношением.
  • Заниматься с ребенком по 15-20 минут.
  • Комментировать свои действия, вовлекать ребенка в разговор.
  • Заниматься в игровой форме, проявлять терпение.
  • Учить ребенка наблюдать и четко излагать свои мысли.

Заключительная часть

Вывод: Коммуникативные игры — это эффективный и простой способ развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми является важным показателем полноценного развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение проблемы проекта: "Развитие связной речи у детей с ТНР, через совместную работу родителей и педагогов"

Начиная работу по проектной деятельности, для нас было крайне важно вовлечь в нее родителей и определить проблему при работе в речевой группе.Определение проблемы проекта. Для педагогов речевых г...

Работа в рамках проекта: "Развитие связной речи у детей с ТНР, через знакомство с целостностью картины окружающего мира"

Системная паутинка в рамках проектной деятельности, тема в рамках проекта: "Зима"...

Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры»

Известно, в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, развиваются структуры и функции головного мозга, что ра...

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через коммуникативные игры»

Большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей отводится коммуникативным играм. Именно в них повышается умственная активность ребенка, формируются самооценка, са...

Проект «Развитие речи у дошкольников с ТНР через коммуникативные игры»

    Цель: ввести в практическую работу развитие речи детей с ТНР через коммуникативные игры в детском саду.А) Пояснительная записка       Актуальность. Актуал...

Проект «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность»

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно ра...