НОД речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи

Будко Алина Александровна

развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников № 3»

Конспект открытой

образовательной деятельности

по речевому развитию

на тему «Загадки Старика-Годовика»

(для детей подготовительной группы)

Подготовила:

 воспитатель

Будко А. А.

с. Овощи, 2019г.

Цель: Развивать связную речь детей в процессе совершенствования представлений о сезонных изменениях в природе, их взаимосвязях.        

Задачи: Воспитывать умения детей замечать красоту природных явлений в разные времена года, интерес к русскому фольклору.

 Развивать процессы внимания, памяти и мышления, способность к умозаключению.

Совершенствовать монологическую  и диалогическую   стороны речи.

Учить детей составлять описательные рассказы, опираясь на сюжетные картинки, использовать  навыки словообразования и словоизменения.

Познакомить  детей с многозначными словами. Упражнять в правильном употреблении  многозначных слов в  предложении. Обогащать  образную сторону  речи, словарь по данной теме.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, художественно - эстетическое.

Словарь: зима, снег, лед, снежинка, весна, проталины, капель, ручьи, почки, листочки, подснежник, солнце, цветы, деревья, облака, цветы, жара, зной, птицы, звери, вьюжная, морозная, прозрачный, скользкий, пушистый, щедрая, ягодная, смородиновый,  малиновый. земляничный. мягкий, искрящийся, ранняя, теплая, скатерть, вата, покрывало, золото, лук, близнецы.

Оборудование: серия сюжетных картинок «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», предметные картинки «Ягоды», «Животные». Презентация «Многозначные слова», «Старик-годовик».

Ход занятия:

1.Организационный момент: Дети, когда я была маленькой девочкой, мне очень нравилась сказка Владимира Даля «Старик – годовик». И сегодня я предлагаю вам ее посмотреть. В этой сказке старик-годовик предложит вам отгадать загадки и выполнить задания. Если вы с ними справитесь, то он  поможет вам отправиться в необычную страну!

2.Введение в тему:   Махнул старик-годовик  своим рукавом первый раз - и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошел снег.

Что это за птицы? (зимние месяцы)

Назовите их. (Декабрь, январь, февраль)

Дидактическая игра «Какая, какой» (Зима-холодная, снежная, вьюжная, морозная, суровая…; лед - прозрачный,  скользкий, гладкий ,тонкий, хрупкий, хрустальный, крепкий…;снег- пушистый, мягкий, искрящийся…)

 Воспитатель предлагает отгадать загадку:

«Посмотри, какое чудо-

Белый сахар лег повсюду!

А весны настанет срок-

И растает сахарок». (Снег)

С чем еще можно сравнить снег? (скатерть, покрывало, вата…).

Пальчиковая гимнастика «Игра в снежки» (Белые листы бумаги на полу «снег», детям предлагается смять бумагу и скатать снежный ком).

А сейчас следующее задание.                

Дидактическая игра «Придумай слова» (Снег – снежинка -  снеговик-снегурочка- снегоход-снегопад…)                                        

Молодцы! Занимайте свои места в кинотеатре.

3.Воспитатель: Махнул Старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы.

Что это за птицы? (Весенние месяцы).

Назовите их ( март, апрель, май.)

Послушайте пословицу «Вода с гор потекла, весну принесла»

Почему мы так говорим? (Весной пригревает солнышко, снег начинает  таять, с гор бегут ручейки).

Дидактическая игра «Подбери слова» (Весна – звонкая, светлая, солнечная. молодая, ранняя, зеленая, звенящая…).

Дидактическая игра «Нарисуем портрет весны» (Детям предлагается составить   описательный рассказ   о весне по сюжетным картинкам).

( Наступила весна. Солнышко стало  пригревать  и началась звонкая капель. Снег  растаял  и побежали ручейки. Они напоили землю водой. Появились первые весенние цветы: мать - и- мачеха , подснежники, примула, крокусы.  Сквозь землю   стала пробиваться молодая травка. На деревьях появились листочки. Из теплых краев стали возвращаться перелетные птицы.  Они  занялись строительством гнезд и запели свои песни: «Весна пришла! Весна пришла!») Воспитатель:

Какое настроение бывает весной?

С какой частью суток сравнивают весну? (весна - утро года)

Вы выполнили все задания, посмотрим сказку дальше.

4. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно…

Как называются  эти птицы? ( Июнь, Июль, Август)

Почему лето называют « красное»? (красивое, прекрасное)

Дидактическая игра «Подбери слова» (лето - жаркое, знойное, яркое, ягодное …).

Составление  рассказа по картине «Летом в саду»

Какое время года изображено на картине?

Кого вы видите  на картине? Что делает девочка?  Каких насекомых  вы еще  заметили? Что они делают?

Какие деревья и кустарники растут в саду?

Как поступит девочка с божьей коровкой        ?

 Посмотришь на такую картину и сразу ягод захочется! А что готовят из ягод ваши мамы?

Дидактическая игра «Сварим варенье, сделаем сок» (варенье из яблок - яблочное, из персиков - персиковое, из смородины -смородиновое…)

Физминутка: «Мы на луг пойдем гулять»(Раз, два, три,  четыре ,пять- мы на луг пойдем гулять .Посмотри по сторонам -бабочки порхают, разноцветные вокруг крылышки  мелькают. Только роза расцвела, прилетела к ней пчела. Описав над лугом круг, сел на травку майский жук. Заиграл в траве скрипач,

А потом помчался вскачь. Мы его узнали, кузнечиком назвали.)

С какой частью суток сравнивают лето? (Лето-день года)

Молодцы! А сейчас посмотрим продолжение сказки.

5. Махнул старик-годовик рукавом четвертый раз - и полетели еще три                 « птицы». Подул холодный ветер, полил частый дождь.

Как называются эти птицы? ( Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Игровое упражнение «Какая  осень?» (осень - дождливая, золотая, холодная, пасмурная, ранняя, поздняя, яркая…)

Осенью холодно становится и животным.

Дидактическая игра «Кто как готовиться к холодам »

Воспитатель показывает детям картинки животных: белку, медведя, ежа, зайца, барсука.

(Белки готовят запасы: грибы, орехи, шишки, ежи устилают норы ветками и листьями, медведи запасаются жиром и подыскивают берлогу, зайцы меняют свою шубу на белую, барсуки  вычищают свои норы, устилают сухой травой, запасаются жиром.)

Молодцы, а сейчас продолжим смотреть сказку.

6. Воспитатель: А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла, в каждом крыле по семи перьев. Каждое  перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая - черная.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? Какие это четыре крыла у каждой птицы? Какие семь перьев в каждом крыле? Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - черная?

Дети, а какое время года вам нравиться  больше всего? Почему?

Молодцы, дети, вы справились со всеми заданиями и сейчас мы отправимся в необычную страну. Это город Словарик. Здесь живут слова. Давайте с ними познакомимся!

Это слова – близнецы. Они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат.  Но обозначают они разные предметы.

7.Воспитатель     загадывает   загадки,   дети рассматривают отгадки на слайде:

А). Взял я лук, одну стрелу,

Натянул я тетиву.

Ты лети моя стрела

В  голубые   небеса

Прилетела в огород,

Где на грядке

 лук растёт.  (Лук)

Б).Много есть ключей:

Ключ – родник  среди камней,

Ключ – скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

В). Право, я причёска – чудо.

   Заплести меня не худо (Девичья коса) .

Г).На лугу с шипеньем острым          

Управляюсь с сенокосом (Коса) .        

Д).В воду я вдаюсь полоской

Узкой, серенькой и плоской (Песчаная коса) .                    

Е).Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей норки:

Где вы были?

- У лисички.

-Что вы ели там?

- Лисички.

8.  Дети, скажите, какие иголки вы знаете? Обобщаю ответы стихотворением:

Есть иголки у ежа.

И, конечно, у ерша.

У сосны и ёлки

Тоже есть иголки.

Это швейная игла.

Всем одежду шьёт она.

9. У кого или чего есть «ручка»? Рассматриваем на слайде ручки

 Вот стоит высокий дом,

Новоселье скоро в нём.

Ты подумай, не спеши,

И жильцов в дом засели!            

- В этом доме живут…   «ручки».

Ключ, лук, лисички, иголки, ручки- многозначные слова.

 10.«Слова  – близнецы - действия»

 - Дети как вы думаете, слова  – близнецы могут обозначать   разные  действия? Посмотрите на экран: Что можно  разбить стакан , а можно разбить клумбу)

Упражнение: «Дополни предложение»:

Идёт  снег .. а может идти человек, часы, дождь…

Бежит река … а может бежать человек, время, молоко

Летит время… а может лететь птица. самолет, человек (когда падает), машина (когда быстро едет), вертолет..

11. Игра « Засели дом»

12. Игра «Найди пару»   (предметам в левой колонке найдите пару в правой колонке

Итог:

Скажите, ребята вам понравилось путешествие, А в какой стране мы побывали? С какими словами мы познакомились? Мне тоже понравилось путешествовать с вами. Старик-годовик дарит вам эту игру, чтобы вы познакомились и с другими словами - близнецами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...