КОНСУЛЬТАЦИЯ "РЕЧЬ И ДВИЖЕНИЕ"
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Крупицкая Юлия Юрьевна
Движение и речь. Уровни формирования различных видов праксиса и их коррекция» (консультация для родителей и воспитателей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_dvizhenie.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 И РОДИТЕЛЕЙ

Движение и речь. Уровни формирования различных видов праксиса и их коррекция» (консультация для родителей и воспитателей)

РЕЧЬ и ДВИЖЕНИЕ

Подготовили логопеды МБДОУ «Детский сад №5 «Ручеёк» Крупицкая Ю.Ю., Бойко О. А.

Тема: «Диспраксия в рамках ППМС службы. Взгляд логопеда»

1.Диагностика

Уважаемые коллеги. Все мы, как специалисты знаем, видим, какими темпами с каждым годом, начиная с младшего дошкольного возраста, растет количество детей с проблемами, нарушениями речевого развития. И, к сожалению, преобладают нарушения речи зачастую вторичного характера, обусловленные многочисленными соматическими особенностями в развитии детей (неврологические проблемы, приобретенные в пренатальном периоде, следствие родовых травм), ортопедические проблемы, отклонения в психическом развитии и т.д.) Так же можно наблюдать достаточное количество детей с речевыми нарушениями, обусловленными педагогической запущенностью.

Обследование речи детей за два последних учебных года (2018 – 2019, 2019 – 2020 гг) нашего детского сада демонстрирует наличие глобальной проблемы, затрагивающей речевое развитие, начиная с младшего дошкольного возраста. Представляем вам результаты мониторинга:

На 2018-2019 уч. год- дети нарушениями речи 67%, и 33% составляют дети имеющие речевое развитие в норме (не учитывается младший дошкольный возраст)

2019-2020 уч. год- дети с нарушениями речи 75%, 25%- дети с нормативным речевым развитием.

Логопеду, как единственному специалисту в области преодоления речевых дефектов в ДОУ, приходится сталкиваться с невозможностью оказать коррекционную помощь такому большому количеству детей. Структура речевого нарушения становится более сложной, поэтому период коррекционного воздействия возрастает и требует участия узких специалистов. Так, в прошлом учебном году, принцип отбора на логопедический пункт ДОУ зависел от сложности речевого нарушения у ребенка. Предпочтение отдавалось детям старшего возраста со сложной структурой дефекта. Поэтому логопеду приходилось прибегать к помощи невролога, ортодонта, дефектолога, психолога, сурдолога и других узких специалистов для получения качественной положительной динамики в коррекционной работе над речевым нарушением, являющимся зачастую вторичным.

Но, к сожалению, не все дети, нуждающиеся в узких специалистах, могут получить необходимую помощь.  Наш детский сад тесно сотрудничает с центром «Доверие» в рамках ППМС службы. Дети с заключениями ПМПК получают помощь дефектолога, психолога; центр оказывает консультирование родителей по раннему развитию.  

В связи со сложностью «речевой ситуации» у детей, мы вынуждены искать причины разнообразия речевых дефектов, обращать внимание на специфические неречевые симптомы, сопутствующие отклонению от нормы речевого развития для эффективности коррекционного воздействия.

Таким образом, мы видим, как важна своевременная, ранняя, правильная диагностика. Ведь от установления причин задержки или отклонения речевого развития будет зависеть выбор индивидуальных, специфических приемов коррекционного воздействия, использование неречевых методик, являющиеся основополагающими в речевом развитии (развитие всех возможных форм праксиса, межполушарное взаимодействие, моторное программирование).

Как правило, превалируют дети со сложной речевой патологией. Это воспитанники с неврологическими заключениями, подтвержденными врачами-невропатологами – дизартрия стертой формы, алалией. Дети с «простыми» нарушениями, такими как – дислалия, встречаются на практике в единичных случаях.

За последние два года коррекционной работы, мы обратили внимание на часть детей с нарушенной моторной сферой («синдром неуклюжего ребенка»), при этом неврологических отклонений у детей не наблюдалось; так же много детей с нарушениями слоговой структуры слова; детей просто не понимающих и не распознающих артикуляционных поз; дети с дефицитом внимания; с нарушениями пространственной ориентации. Все перечисленные симптомы – это признаки нарушенного праксиса – «диспраксия». И методика воздействия на речь при нарушенном праксисе оказалась иной, чем при дизартрии и «дислалии» в чистом виде.

Для того чтобы оказать качественную эффективную помощь, нам пришлось погрузиться в проблему «диспраксии» более глубоко, вспомнив механизм происхождения этого нарушения, изучив методики воздействия на речевое развитие.

2. Диспраксия (определение и виды- с точки зрения логопеда. Как обнаружить, как ее может подтвердить невролог. Какую коррекционную работу может оказать логопед

Мы знаем, что любое движение обусловлено планированием. Мышцы отвечают лишь за техническую сторону процесса, но любое наше движение имеет цель, направленность, согласованность с нашим телом и окружающей средой. За все это отвечает моторное планирование (праксис). Оно играет немаловажную роль и в речевом развитии. Например, способность переключиться с одного звука на другой задействует артикуляционный праксис. Трудности в этой сфере проявляются как нарушение слоговой структуры. При дизартрии и артикуляционной «диспраксии» развитие праксиса – неотъемлемая часть коррекционной работы.

-Итак, начнем с определения «Диспраксии»- это синдром расстройства целенаправленных действий. Например, не зубной щеткой чистит зубы, а тюбиком. Он знает, что зубы нужно чистить, но чистит тюбиком.

Логопеда, как специалиста, по коррекции речи, интересует артикуляционный праксис.  Потому что артикуляционный «праксис», - это самый высокий уровень моторного программирования. И при нормальном развитии «праксиса» ребенок слышит звук и подгоняет свой артикуляционный уклад так, чтобы звук звучал нормативно.

3. Симптоматика «артикуляционной «Диспраксии» (в чем ее проявление) говорит

Профессор РГПУ (российский госуд. педагогич. университет) им. А. И. Герцена Лопатина Л.В отмечала, что проявления общей моторной недостаточности –то есть «диспраксии», у детей с речевыми нарушениями без неврологической симптоматики, и у детей, со стертой дизартрией- качественно неоднородны и вариативны. Для таких детей характерна двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, ограничение объёма движений, или явления двигательной гиперактивности, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных актов.

Поэтому любой специалист должен начинать свою работу с выявления причин речевого нарушения и развития предпосылок формирования речи, потому что поэтапное и осмысленное развитие общей моторики, пальцевого и орального праксиса у ребенка, является основой речевого развития в норме.

 Более детально рассмотрим симптоматику «артикуляционной Диспраксии»:

1. При артикуляционной «диспраксии» хорошая мелкая моторика не возможна (это когда колобки не катаются на ладошках)

2. Легкая «Диспраксия» всегда выявляется на длительной дистанции (тот знаменитый тест «Садовский», где предлагается прыгать, скрещивая ноги- нужно делать много раз).

При проверке артикуляционного праксиса нужно выполнить всего два упражнения «Улыбка»- «Трубочка» сделать нужно 20 раз. И вы увидите сбивание программы, появление лишних движений., вспоминание «ребенком» «а что же там дальше»? то есть ребенок забудет…

3. Отсутствие моторной стабильности: может выполнять упражнение четко, правильно, и тут же смазано.

4. Отсутствие стабильности голосовых модуляций (неустойчивость силы голоса), не может ребенок постепенно увеличивать силу голоса при пении.

5.Нарушение слоговой структуры- это всегда «Диспраксия»

Но!  Хочется отметить, что «диспраксия»- это не диагноз, а синдром.

4.  Уровни движения по Бернштейну

Чтобы глубже разобраться в тех или иных нарушениях моторного развития ребенка, рассмотрим уровни организации движения, который выделил советский психофизиолог  Н. А. Бернштейн. Ученый выделил 5 уровней развития движения, непосредственно влияющих на развитие головного мозга, так как  « У младенца мозг вызревает этаж за этажом» 

Уровень А – (руброспинальный) регулирует мышечный тонус, является фоновым, дает младенцу слаженное и укрепленное тело. Руководит построением и некоторых произвольных действий: вибрационно-ритмическое действие (обмахивание веером), удержание ручки на письме. Функционирует с первых дней жизни.

Уровень B – таламо-паллидарный (подкорковый) – уровень содружественных движений и двигательных штампов, динамической координации, переключения, согласованной деятельности мышечных групп, точности движения. Это формирование зрительно-моторной координации, управление ритмом. По исследованиям Т. Г. Визель с этим ритмом связаны лепет, ползание, позже ходьба и маршировка. Начинает функционировать с 6 месяцев. Закладывается база для пробы «Кулак – ребро – ладонь»

Уровень С – пирамидно-стриальный (подкорка и глубины мозга) связан со зрительным анализатором, вписывает движение в пространство с помощью зрения. Ребенок начинает схватывать то, что видит перед собой, класть, перекладывать, показывать пальчиком. Обеспечивает силу голоса в речи, интенсивность артикуляционных движений, на письме удержание строки. Взаимозаменяемость – левая рука заменяет правую.

Уровень D – уровень предметных действий функционирует при обязательном участии коры; обеспечивает действие с предметами, уровень двигательной памяти. Формирует любые смысловые действия ребенка: ловкость рук, движения губ, языка. Формируется на протяжении второго года жизни. Этот уровень обеспечивает высокий автоматизм, когда движения выполняются без активного контроля сознания. На уровне D левая рука не может заменить правую.

Уровень Е – уровень интеллектуальных двигательных актов. Это высший уровень организации движения, создающий мотив для двигательного акта и осуществляющий его основную смысловую коррекцию. Отвечает за планирование своей речи и понимание чужой. Ребенок с нарушениями на уровне Е затрудняется в оформлении своих мыслей.

Таким образом, чем выше уровень, тем сложнее по своему строению движение, которым он может управлять. Доказано известными учеными Н. А.Бернштейном, А. Р. Лурией, Г. Доманом, что все моторные, психические и речевые процессы развиваются в результате поэтапного созревания структур головного мозга. «Мозг созревает этаж за этажом, каждый вышележащий этаж должен базироваться на «хорошем фундаменте» нижележащего этажа. Создавая нормальную речевую среду для развития всех систем языка (лексика, грамматика, синтаксис, фонетика), следует помнить о создании нормальной двигательной среды для формирования моторной основы речи.» (Крупенчук О. И. «Движение и речь»

По Бернштейну, анатомическое дозревание мозга заканчивается к 2 годам, далее следует функциональное дозревание до 7 лет, двигательное развитие заканчивается к 15 годам.

О. И. Крупенчук и О. В. Витязева предлагают в своей книге «Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи» -конкретные двигательные тесты для диагностики моторного праксиса у детей с нарушением речи и их коррекцию. Авторы ссылаются на материалы разработок Л. В. Лопатиной и Н. И. Озерецкого.

5. Как же логопеду увидеть «Диспраксию» и отличить от дизартрии

1. Нарушение тонуса- есть только при дизартрии (тонус, но это не только высунуть язык, и посмотреть на его дрожание, но это обследование языка в спокойном состоянии)

2.  Гиперсаливация- есть только у «дизартриков» (это не усиленная выработка слюны, это неумение сглатывать)

3. Стабильные нарушения голоса- это признаки дизартрии (стабильно назальны или стабильно затухающие). А при «Диспраксии» голос будет меняющимся.

4. Рефлексы орального автоматизма (если вы подносите палец к губам, и ребенок их вытягивает)-  это 100% «дизартрия»

Если говорить о диспраксии,то следует говорить о нарушении мышления, не интеллекта, мы не говорим об УО, мы говорим о нарушении мышления как операции (анализа, синтеза).

5. Коррекционные мероприятия в рамках ППМС службы

1.Грамотная диагностика логопеда как специалиста, для этого нужно проводить мониторинг

-неречевых: а.) предметный (попрыгай, ударь мячом об пол, поймай мяч обеими руками) б.)-пальцевый (мелкая моторика), в).-оральный (это когда ребенок не может подуть, пощелкать и надуть щеки) 

-и речевых симптоматик.

2.Консультирование родителей и педагогов и узких специалистов «ДОО».

3. Логопед работает с артикуляционной и дыхательной гимнастикой, а также занимается развитием мыслительных процессов (таких как развитие логических операций и внимания (слива ежик-слива ежик, а что потом? то есть определить последовательность)- и ребенок не может дальше выполнить. А также работу по развитию межполушарного взаимодействия.

4. Важную роль в профилактических мероприятиях играют элементы логоритмических упражнений в структуре занятий.

5. Взаимодействие со следующими специалистами: врач ЛФК (который распишет рекомендации массажисту), массаж (при наличии неврологической симптоматики), работа с нейропсихологом, кинезиотерапевтическое воздействие, «тейпирование», бассейны.

Вывод: Призываем специалистов обращать внимание на развитие моторного праксиса у ребенка, начиная с младшего возраста. Результатом вовремя скорректированной моторной программы будет вероятность нормативного развития речи в старшем возрасте, без участия логопеда.

А у воспитанников с нарушениями речи, получающих логопедическую помощь при использовании в коррекции целенаправленных приемов при работе с диспраксией, повышается общая положительная динамика речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тетарализованной игры с детьми старшей группы по правилам дорожного движения “Изучая правила движения к Нюше мы идём на днём рождения”

Цели: - организовать досуг детей; - развивать творческие способности детей; - закрепить знания правил дорожного движения в форме игровой деятельности; - развивать эмоциональную сферу личности ребё...

Конспект досуга по Правилам дорожного движения в подготовительной группе "Обучим Карлсона Правилам дорожного движения" (из опыта работы).

Повторение и закрепление на практике Правил дорожного движения для дошкольников: закрепление обозначения сигналов светофора;  совершенствование знаний детей о дорожных знаках  "Пешеход...

Конспект досуга по ознакомлению детей с правилами дорожного движения на тему:"Знаешь ли ты правила дорожного движения".

Кто же лучше Дяди Стёпы расскажет о правилах дорожного движения. Поиграет с детьми и даст нужные советы....

ФОТОРЕПОРТАЖ " Движение — радость, Движение — развитие, Движение - здоровье"

Ювигаясъ, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движение - первые истоки смелости, выносливости, решительности, творчества ребёнка младшего дошкольного...

Движение - Здоровье, Движение - Радость, Движение - Развитие

Заверяют врачи, психологи, педагоги - все, кто общается с малышами, учит и лечит их, научно обосновывает возрастные, физиологические, психологические особенности. Двигательная активность - необходимое...

Проект "Движение- здоровье, движение- радость, движение-жизнь"

Систематизация физкультурно-оздоровительной деятельности в группе...