Презентация «Психолого–педагогическое сопровождение обучающихся, перенёсших операцию по кохлеарной имплантации».
презентация урока для интерактивной доски по развитию речи (подготовительная группа)

Ребенок, перенёсший операцию по кохлеарной имплантации, хорошо слышит, но чтобы он научился понимать речь и говорить, ему требуется многолетняя реабилитация. Автор раскрывает методы и приёмы непосредственной образовательной деятельности, коррекционной работы с детьми данной категории из личного педагогического опыта.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся после операции по КИ. Сковородкина С. А. Учитель- дефектолог ГОБОУ «АШИ № 4» В. Новгород. 2022 г.

Слайд 2

Ребенок с кохлеарным имплантом хорошо слышит, но чтобы он научился понимать речь и говорить, ему требуется многолетняя реабилитация. 4 этапа реабилитации. 1-й этап. Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. Длительность 3-12 недель. Задачи: достижение параметров настройки процессора КИ (не менее 4 м); а удиолог настраивает процессор КИ; вызывание у ребенка интереса к окружающим звукам , голосу человека , слушанию и анализу звуков; вызывание у ребенка интереса к своему голосу, игре с голосом , использование голоса для общения; обучение родителей приемам вызывания у ребенка интереса к звукам и слушанию в ежедневных ситуациях, игре, занятиях.

Слайд 3

2-й этап. Основной этап развития слухового/слухоречевого восприятия с КИ. 6-18 мес. Задачи 2-го этапа. Достижение оптимальных и стабильных параметров настройки процессора КИ. У ребенка появился слуховой опыт с КИ. 2) Развитие у ребенка всех мозговых процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналов: обнаружение, различение, узнавание, распознавание; слуховое внимание и фонематический слух: ребёнок узнаёт и запоминает слова только на слух; слуховой контроль голоса, слухоартикуляторная координация; интенсивная работа по развитию элементарного звукопроизношения; слуховая и слухоречевая память; если её не развивать, затрудняется накопление словарного запаса у ребенка. 3 ) Развитие у ребенка потребности к речевому общению.

Слайд 4

3-й этап. «Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи». Более 5 лет. Цель этого этапа: овладение ребенком основными компонентами языковой системы и устной речью как основным средством общения. Задачи: развитие слухоречевой памяти и слухового внимания, увеличение скорости обработки речи; накопление активного и пассивного словаря параллельно с расширением представлений об окружающем мире; 3) развитие грамматической системы; развитие понимания устной речи слухозрительно и на слух; развитие связной речи; развитие голосового контроля, звукопроизношения, интонационно-ритмических характеристик речи на основе слухового контроля; 7 ) развитие навыков чтения и понимания прочитанного.

Слайд 5

Формирование речевых умений включает: умение детей различать поручения, вопросы, ответы, сообщения и соответствующим образом реагировать на них. Учителя-дефектологи вводят такие виды работы с речевым материалом, как: Знакомство с обобщающими понятиям; Вводятся различные типы речевых высказываний; Уточнение значений слов, связанных отношениями «целое и его части»; Предметом наблюдений являются синонимы; Составление готовых фраз по аналогии ; Проводим речевые наблюдения над составом слова. В дальнейшем этот речевой материал включается в рассказы, в загадки, в дидактические игры.

Слайд 6

Целенаправленная организация практики речевого общения и развитие познавательных процессов включает: Формирование общеинтеллектуальных умений с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей. Широкое использование предметно – практической деятельности , т.к. она обеспечивает непроизвольное запоминание речевого материала. Развитие речевого слуха. Это обязательный компонент всех учебных занятий. И спользуем вибраторы и вибростол , формируя вибротактильную чувствительность. Включаем речевое общение с использованием коллективных форм обучения. Создание слухо –речевой среды, что предполагает постоянное мотивированное общение с ребёнком.

Слайд 7

Фонетическая ритмика – это комплекс упражнений, в которых участвует моторика рук, ног, головы и туловища при произношении определённого речевого материала .

Слайд 8

Выполнение поручений и отчёт о выполнении действий . - Положи в портфель книгу, (ручку, тетрадь). -Что ты сделал(а)?

Слайд 9

Для формирования связной речи используем: тексты с пропущенными опорными словами; тексты – загадки; составляем макет нашего города.

Слайд 10

В работе используем подстановочные таблицы, пиктограммы и схемы для составления рассказов. Речевой материал закрепляется в процессе дидактических игр.

Слайд 11

Верботональный метод – работа с аудиовизуальным курсом.

Слайд 12

Активно применяем театральную деятельность. Учим стихи, составляем рассказы, используя театр на фланелеграфе .

Слайд 13

Индивидуальные занятия по профессиональной коррекции нарушений развития. Автоматизация звука [Я] на материале чистоговорок .

Слайд 14

Используем компьютерные технологии и работу под руководством ,,маленького учителя ” .

Слайд 15

Вибрационный столик позволяет всем телом, руками, ногами воспринимать звуки окружающего мира и речи.

Слайд 16

Таким образом, можно выделить специальные методы и приёмы, которые активизируют речевое общение и необходимы для достижения планируемых результатов у детей с КИ. Комплексный подход к речевому развитию, т. е. одновременно протекающая работа над всеми сторонами речи . Коммуникативная направленность в обучении языку . Широкое использование предметно –практической деятельности . Широкая речевая практика в классе и в бытовой деятельности. Использование разнообразных форм организации деятельности детей. Целенаправленное формирование умственных действий. Развитие слухового восприятия и организация слухо – речевой среды. Особое значение в психолого-педагогическом сопровождении процесса развития дошкольников с КИ отводится коррекционной работе. Отсутствие систематического специального обучения, использование только кохлеарного импланта , к какой бы модели он ни относился, не приводит к качественному изменению в состоянии социальных навыков ребенка. Социальная интеграция детей .

Слайд 17

4-й этап. «Этап развития связной речи и понимания сложных текстов». Это значительно более высокий уровень овладения родным языком. Ребенок, понимает прочитанный сложный текст, может пересказать прочитанное, связно рассказать о разных событиях, умеет общаться с разными людьми с помощью речи. Этого уровня достигает только часть детей с КИ. Это дети без дополнительных нарушений, имплантированные в возрасте до 2 лет, дети, слухопротезированные в возрасте до года, дети, прошедшие систему ранней слухоречевой абилитации . Задачи 4-го этапа: 1) расширение общих представлений об окружающем мире; 2) увеличение словарного запаса; 3) дальнейшее развитие грамматической системы. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение ребенка как одно из условий для обновления содержания образования"

Предлагаются рекомендации по использованию ПМПконсилиума в дошкольном учреждении...

Презентация: "Психолого - педагогическое сопровождение воспитательно - образовательного процесса в ДОУ"

описание системы работы педагога - психолога ДОУ по психолого - педагогическому сопровождению воспитательно - образовательного процесса...

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....

Презентация " Психолого - педагогическое сопровождение воспнитаников с ограниченными возможностями здоровья"

Презентация " Психолого - педагогическое сопровождение воспнитаников с ограниченными возможностями здоровья"...

Презентация "Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ"

В  соответствии  с  Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования   в дошкольных образовательных учреждениях  не...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (для обучающихся с нарушениями слуха (перенесших операцию по кохлеарной имплантации)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ для обучающихся с нарушениями слуха (перенесших операцию по кохлеарной имплантации.Карта составлена в соответствии с методикой, изложенной в диагностики В.М...