Презентация "Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ"
презентация на тему

В  соответствии  с  Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования   в дошкольных образовательных учреждениях  необходимо учитывать индивидуальные потребности  ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей. В том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ Педагог – психолог МКДОУ №5 Федорова Ольга Владимировна

Слайд 2

«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям».

Слайд 3

Специальные ФГОС Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ

Слайд 4

Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети – инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми – инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Слайд 5

К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с: Нарушениями опорно – двигательного аппарата Замедленным и ограниченным восприятием Недостатком развития моторики Недостатками речевого и сенсорного развития Недостатками развития мыслительной деятельности Недостаточной познавательной активностью Недостатками в развитии личности (неуверенность в себе, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением. Нарушением слуха Нарушением зрения

Слайд 6

Цель психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ: создание комплексной системы психолого- педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Слайд 7

Задачи психолого-педагогического сопровождения:  выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;  осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);  возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Слайд 8

Ключевыми направлениями работы психолога ДОУ с детьми с ОВЗ является: Диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории, организационно – методическая работа. Содержание программы коррекционной работы определяет следующие принципы: Соблюдение интересов ребёнка Наглядность и доступность Непрерывность Вариативность Создание ситуации успеха Принцип психологической комфортности Гуманность и реалистичность

Слайд 9

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание: Коррекционно – развивающее направление Диагностическое направление Организационно – методическое направление Консультативно – просветительское и профилактическое направление

Слайд 10

Диагностическое направление Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого – медико – педагогической диагностике.

Слайд 11

Коррекционно – развивающее направление Основными направлениями коррекционно – развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются Развитие эмоционально – личностной сферы и коррекция её недостатков Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения Формирование и развитие социальных навыков и социализации

Слайд 12

Консультативно просветительское и профилактическое направление Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствие с возрастными и индивидуально – типическими особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей и решение коррекционно – воспитательных задач.

Слайд 13

Организационно – методическое направление Данное направление деятельности педагога – психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а так же оформление документации.

Слайд 14

Алгоритм действий с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение Первичная встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребёнка, выявление образовательного запроса Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями ) Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК ДОУ , в который входят методист и специалисты ДОУ Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ Реализация индивидуальной программы или маршрута Проведение промежуточной диагностики и анализ Консультирование родителей

Слайд 15

Индивидуально - образовательный маршрут Это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Слайд 16

Задачи маршрута сопровождения: Развитие личности ребёнка (с учётом его индивидуальных, физических и умственных возможностей) Осуществление полноценной адаптации в группе сверстников Проведение коррекционно-педагогической , психологической работы с детьми Подготовка к школьному обучению Оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка

Слайд 17

Комплекс факторов, влияющих на выбор индивидуального маршрута: Возраст ребенка Состояние здоровья Уровень готовности к усвоения ООП Возможность раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам Профессионализм специалистов образовательного учреждения возможность и желание семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия дома Особенности интересов и потребностей ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата

Слайд 18

Информация для родителей: О предельно-допустимой норме учебной нагрузки Об основных образовательных программах О дополнительных коррекционно- развивающих программах О содержании психолого-педагогической коррекции О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут

Слайд 19

Методы и формы работы с детьми: Сказкотерапия Игротерапия Релаксация Песочная терапия Психогимнастика Арт терапия

Слайд 20

Примерный перечень документации педагога, ведущего занятия с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами: Приказ о зачислении ребенка . Приказ о начале занятий с ребенком . Договор между ДОУ и родителем (законным представителем ). Психолого-педагогическая характеристика на ребенка . Индивидуальная коррекционная программа для ребенка- инвалида или образовательный маршрут . Примерный объем образовательной нагрузки на ребенка . Расписание занятий на месяц (по неделям ). Календарное планирование . Итоги обследования знаний и умений ребенка 3 раза за учебный год . По итогам работы проводится анализ работы с указанием реализации задач, при наличии отрицательных результатов указать причины, поставить задачи на следующий год.

Слайд 21

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка – допускает лишь своих!

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Существует множество форм и методов взаимодействия с родителями в рамках ФГОС. Для решения задач обучающего плана нужно знать, что хотят родители в общении с педагогом.  Родители хотят быть увере...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

В системе дошкольного образования произошли большие изменения.С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закрепле...

Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ДЦП в условиях ДОУ. Сборник по итогам II-ой Международной научно-практической конференции «Перспективы отраслевого взаимодействия в комплексной реабилитации». ОГУ, 2019

В данной  статье представлены основные направления работы специалистов в ДОУ с детьми, имеющими нарушения опорно двигательного аппарата. Описаны особенности логопедической коррекции с детьми...

Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР в условиях ДОУ"

Дети с тяжелыми нарушениями речи-это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух , первично не нарушен интеллект , но есть значительные речевые нарушения, влияющие на ста...

Схема психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

В данном материале представлена модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования...