Главные вкладки

    Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ
    материал (старшая группа) на тему

    Перепечина Людмила Михайловна
    Консультация для воспитателей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultaltatsii_dlya_vospitateley.docx21.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

    С 1946-го появился термин дефективные дети – это дети, у которых наблюдались нарушения психического, физического развития. Со временем поняли, что это звучит не красиво, обидно для родителей таких детей. И с 1996-го года появился термин дети с ограниченными возможностями здоровья.

    К детям с ОВЗ относятся такие дети:

    1. Не слышащие или глухие и слабослышащие дети; незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием. Таких детей мы можем выявить сами.

    2. Дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и аллолия или дети «молчуны». Таких детей выявляет логопед, детей с тяжелым нарушением речи в нашем детском саду нет.

    3. К детям с ОВЗ относятся дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП, но это не обязательно будут дети-инвалиды. К этой категории детей в нашем детском саду относится Вавринев.

    4. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения. Диагноз ставит невропатолог.

    5. Умственно отсталые дети, дети с нарушением эмоционально-волевой сферы. Таких детей выявляет психолог и невропатолог.

    К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.

    Существуют причины появления детей с ОВЗ.

    1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

    • Пренатальные (до рождения ребенка) : это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность.

    • Натальные (момент родов) : это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков.

    • Постнатальные (после рождения) : например, ребенок стукнулся, упал, получил неправильное решение.

    2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.

    Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ.

    1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире, затруднение при узнавании контурных, схематичных изображений предметов.

    2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

    3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

    4. Память – заметное преобладание наглядной памяти над словесной.

    5. Снижена познавательная активность.

    6. Мышление – выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

    7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

    8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

    9. Речь – все компоненты языковой системы не сформированы.

    10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

    Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе) .

    Существует комплексный подход к детям с ОВЗ

    1. Психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ОВЗ (со стороны воспитателей выявление детей через наблюдения) .

    2. Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ (составление индивидуально образовательных маршрутов) .

    3. Охрана и укрепление здоровья детей.

    Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ.

    1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации. Для решения этой задачи с детьми можно проводить: артикуляционную гимнастику (упражнения для губ, языка, дыхания, обязательно должны быть динамические паузы, можно использовать зрительные ориентиры. Проводить дидактические игры «Зачеркни лишнюю букву, цифру или фигуру», «Выполни узор» (работа в клетке, игры с песком и другие.

    2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку воспринимать учебный материал осознанно. Для решения этой задачи можно предложить детям: различные тематические альбомы, беседы, наблюдения.

    3. Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию: можно проводить наблюдения, экскурсии, включать детей в проблемные, бытовые ситуации.

    4. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом или словесными указаниями, осуществлять самоконтроль и самооценку – упражнения «Запоминай порядок», «Запомни узор», можно использовать сигнальные маячки для детей и другое.

    5. Развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического – это дидактические игры «Найди тайник», «Угадай предмет» и другое.

    6. Формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, логической классификации, умозаключений) - дидактические игры «Свободная классификация», «Поиск сходных предметов», «Раскрась по образцу» и другое.

    7. Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждения эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта – упражнения «Кляксы», игра «Маски», «Рисунок эмоций» и т. д.

    8. Системный разносторонний контроль с помощью специалистов (врачи, дефектологи, логопеды, психологи, воспитатели) за развитием ребенка. Здесь большую роль играют сами родители.

    Воспитатели должны знать детей с ОВЗ, к ним должен быть индивидуальный подход, контроль, для детей нужна частая смена деятельности, их надо чаще хвалить.

    Главная задача педагогов это не высокие достижения в усвоении программы, а адаптировать детей с ОВЗ к социуму, сформировать социально-нравственное поведение.

    Дыхательная гимнастика в работе с детьми с ОВЗ

    Основным направлением реформы системы специального образования является инклюзивное образование, выступающее в качестве реализации права каждого человека на образование (в том числе — права на образование человека с инвалидностью).

    Инклюзивное образование — это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

    В работе c детьми с ОВЗ мы используем дыхательные гимнастики, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья.

    Дыхательная гимнастика — это система упражнений направленная на оздоровления организма.

    Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

    — насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;

    -повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;

    — нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;

    -развитие силы, плавности и длительности выдоха.

    В работе с детьми используются дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос).

    Эти упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

    Пример:

    Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.

    Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки — пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 — 3 раза.

    Упражнение 2. НАСОСИК.

    Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает — вдох, выпрямляется — выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 — 4 раза.

    Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.

    Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

    Как разговаривает паровозик? Ту — ту — ту — ту.

    Как машинка гудит? Би — би. Би — би.

    Как » дышит» тесто? Пых — пых — пых.

    Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

    Упражнение 4. Часики.

    Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

    Упражнение 5. Лыжник.

    Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

    Эти дыхательные упражнения проводится в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физ. минуткахи в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД). Применение в работе дыхательной гимнастики повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Также дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

    Использование дыхательных упражнений при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует:

    -повышению работоспособности, выносливости детей;

    -развитию психических процессов;

    -формированию, развитию двигательных умений и навыков;

    -развитию общей и мелкой моторики;

    -улучшают нервно-психическое состояние;

    -и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики.

    В данной статье раскрыты основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование....

    Сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОО.

    В России большое внимание стало уделяться работе с детьми с ОВЗ. В статье кратко описывается, как сопровождают детей с ОВЗ специалисты ДОУ в Сургутском районе....

    Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках ДОУ

    Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем. ...

    Презентация по сопровождению детей с ОВЗ в условиях ДОУ

    Презентация по проблеме комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Материал предназначен для педагогв-психологов, старших воспитателей, воспитателей и других специалистов, работающих с дет...

    Презентация "Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ"

    В  соответствии  с  Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования   в дошкольных образовательных учреждениях  не...

    "Особенности сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ"

    quot;Особенности сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ"...