Конспект логопедического занятия в старшей группе "Забавы зимы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Любовь Горшкова

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», "Физическое развитие".

Цель: Совершенствование умения составлять рассказ о зимних забавах по картине. 

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять у детей знания признаков зимних явлений природы; обогащать словарь с помощью прилагательных;

- Уточнять знания о зимних забавах;

Совершенствовать навыки словоизменения;

-Придумывать повествовательный рассказ по картине;

- Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

- Развивать общую и мелкую моторики;

- Закреплять умение составлять грамматически правильно построенные предложения по иллюстрации.

- Совершенствовать умение узнавать и называть спортивный инвентарь, определять к какому виду спорта он относится.

Развивающие: развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки, развивать фантазию, внимание.

Воспитательные: воспитывать внимательное, заботливое отношение к окружающим, стремление оказывать помощь тем, кто оказался в трудной ситуации.

Материалы и оборудование:

предметные картинки (клюшка – хоккеист, шайба – шайбы, снежинка – снежинки, горка – горки, снежок – снежки, лыжа – лыжи, конек – коньки, снеговик – снеговики, снегурочка – снегурочки, Дед Мороз – Деды Морозы,  белый заяц – белые зайцы, снегирь – снегири), прищепки;  

сюжетная картина «Саша и снеговик», рамка – зеркало «снежный туннель», сундучок, 

мультимедиа – презентация, экран, мультимедиа проектор (прилагается).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zabavy_zimy.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», "Физическое развитие".

Цель: Совершенствование умения составлять рассказ о зимних забавах по картине. 

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять у детей знания признаков зимних явлений природы; обогащать словарь с помощью прилагательных;

- Уточнять знания о зимних забавах;

Совершенствовать навыки словоизменения;

-Придумывать повествовательный рассказ по картине;

- Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

- Развивать общую и мелкую моторики;

- Закреплять умение составлять грамматически правильно построенные предложения по иллюстрации.

- Совершенствовать умение узнавать и называть спортивный инвентарь, определять к какому виду спорта он относится.

Развивающие: развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки, развивать фантазию, внимание.

Воспитательные: воспитывать внимательное, заботливое отношение к окружающим, стремление оказывать помощь тем, кто оказался в трудной ситуации.

Материалы и оборудование:

предметные картинки (клюшка – хоккеист, шайба – шайбы, снежинка – снежинки, горка – горки, снежок – снежки, лыжа – лыжи, конек – коньки, снеговик – снеговики, снегурочка – снегурочки, Дед Мороз – Деды Морозы,  белый заяц – белые зайцы, снегирь – снегири), прищепки;  

сюжетная картина «Саша и снеговик», рамка – зеркало «снежный туннель», сундучок, 

мультимедиа – презентация, экран, мультимедиа проектор (прилагается).

Ход непосредственно образовательной деятельности:
Вводная часть.

Организационный момент:
- Ребята, мы сегодня в гостях. Посмотреть, как мы умеем работать, приехали гости из нашего города Кунгура.

-Дети, скажите мне, пожалуйста, чего вы желаете себе? (не болеть, не драться, быть добрыми, здоровыми, красивыми, всегда иметь хорошее настроение).

- А теперь давайте все то - хорошее, что вы назвали, мы соберём в ладошки и подуем на наших гостей. Так мы поделимся всем хорошим и добрым, что у нас есть.

- Сейчас какое у вас настроение?

- Вот видите, чем больше человек отдаёт, тем больше он получает.

- Ребята, присаживайтесь на стульчики.

Постановка цели, обеспечение мотивации:

Звучит музыка. «Полёт Валькирии» из оперы «Валькирия»

Слайд – Снежная королева с мальчиком в санях.

В: Ребята, посмотрите, кто пожаловал к нам?  Однажды, Снежная королева, пролетая над нашим детским садом, увидела, что дети весело и дружно играют, а она совсем одна, ей скучно. Она рассердилась, замела все дороги сугробами и все заморозила, а мальчика Сашу, который катался на горке заколдовала и он сейчас у неёЕму холодно и грустно без друзей.

Слайд – снежная королева и мальчик в замке

Ему нужна помощь.

Проблемная ситуация:

Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы расколдовать Сашу?

Основная часть:

В: Послушайте, что предлагает нам Снежная Королева? 

Голос: Свои силы испытайте, в мои игры поиграйте.  

  1. Закрепление у детей знания признаков зимних явлений природы

- Сигнал колокольчика, подскажет нам, когда начнётся следующая игра.

Игра “Волшебная палочка” (упр. «Подбирай, называй, запоминай»)

У меня волшебная палочка, до кого дотронется палочка, тот и отвечает.

Слайд – зима, муз. «Болеро».

Посмотрите на экран. Что вы видите?

Расскажите, зима какая? (красивая, холодная белая, снежная, весёлая, злая, суровая, вьюжная, длинная, морозная…)

Вился, вился 

Белый рой, 

Сел на землю –

Стал горой. 

Что это?    … (снег)

Расскажите, какой Снег? (пушистый; белый как вата, сахар; хрустящий, колючий, мелкий, сухой, мягкий, сверкающий, блестящий, рыхлый, …….

Слайд – Снежинки 

В: чтение стихотворения «Снежинка» К. Бальмонт

Светло пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая, 

Какая смелая!

Дорогой бурною 

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится 

Посмотрите и расскажите, какие снежинки? (ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие, узорчатые, холодные, сверкающие, хрустальные. …).

2. Совершенствовать умение узнавать и называть спортивный инвентарь, определять к какому виду спорта он относится.

Звенит колокольчик. 

В: колокольчик звенит, 

Новая игра нам предстоит. 

Слайд: тоннель. Что это? Как вы думаете, что нам предстоит сделать? (проползти через тоннель).

Проползая через тоннель, дети находят волшебное ведёрко.

Посмотрите, что лежит в волшебном ведёрке?

Для чего нужны эти предметы? (для игр зимой, для зимних забав)

Ребята возьмите себе каждый по картинке. Найдите свою пару по картинке, назовите, что изображено на картинке, и в каком виде спорта это используют. 

- А как можно поиграть вы не говорите,лучше просто покажите. 

Физкультминутка.  Игра «Изобрази» 

- Поможет нам поиграть музыкальный цилиндр. На кого он опускается тот и показывает нам движение. 

- Ребята, у меня есть несколько шаблонов спортивного инвентаря, давайте их украсим.

Украшение крупой шаблонов спортивного инвентаря

3. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза

Звенит колокольчик. 

В: колокольчик звенит, 

Что ещё нам предстоит?

Приходит снеговик.

- Здравствуйте, ребята! Я посланник снежной королевы, предлагаю поиграть в "Снежки"

Игра «Снежки»

- Посмотрите на доску. На ней большие снежинки. Каждый из вас будет бросать «снежки» в мишень. Если попадёте, я переверну снежинку и на ней будет картинка. Нужно по первым звукам названий картинок отгадать, какое слово «зашифровано».

Самокат, акула, ножницы, кит, игрушки - САНКИ

Скажите, какой первый звук в слове «санки». Что мы можем о нем сказать?

- Какие гласные звуки есть в слове «санки»?

- Разделим на слоги это слова? (ребята отхлопывают)

4. Пальчиковая гимнастика (координация речи с движением, развитие воображения)

А теперь немножко разомнём наши ручки.

СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре Загибают пальчики, начиная с большого пальца.

Мы с тобой снежок слепили «лепят», меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень Показывают круг, сжимают ладони гладкий вместе,

гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий Грозят пальчиком.

Раз – подбросим Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.

Два – поймаем Приседают, ловят воображаемый снежок.

Три – уроним Встают, роняют воображаемый снежок.

И. . . . сломаем! Топчут воображаемый снежок ногами.

В:До свидания, снеговик! Возьми наши поделки и пусть они станут подарками для Снежной королевы, чтобы ей не было скучно!

5. Совершенствование умения составлять рассказ о зимних забавах по картине. 

Звенит колокольчик. 

В: колокольчик звенит, 

Что ещё нам предстоит?

Слайд: Снежная королева смотрит в зеркало. 

В. Снежная королева через своё зеркало наблюдает за жизнью вокруг. 

Посмотрите, что увидела королева однажды. 

Дети проходят к мольберту  с картиной (садятся на стульчики).

В: Увиденное в зеркале, королева сохраняет в картинах. У каждой картины есть своё название. Как вы думаете, как называется эта картина?

Я расскажу вам одну историю.

«Вышел мальчик Саша во двор и увидел большого снеговика. Смотрит Саша и удивляется. Откуда же он тут взялся? А снеговика слепили дети из детского сада во время прогулки». 

А вот как они его слепили, мы сейчас и расскажем. Возможно Саша услышит наш рассказ и это поможет нам его расколдовать. Вы готовы?

-Какое время года изображено на картине?

-По каким признакам вы догадались, что это зима? (снег, ……).

- Давайте вспомним, с чего дети начинали лепить снеговика. (Дети начинали лепить снеговика с маленького снежка).

Что они делали затем?  (Затем они катали снежок, что бы он стал большим). 

Что у них получилось? (Получился большой ком)

Что сделали потом? (Потом скатали ком поменьше, получилось туловище)

(Затем скатали маленький ком)

Когда скатали маленький ком, куда его поставили?

- Что на голове у снеговика?

-Как вы думайте, из чего дети сделали глазки снеговику?

-А что у него вместо носа?

-Какой снеговик получился у детей?

В: Ребята, а кто желает составить свой рассказ по картине?

Рассказы детей. (2 рассказа)

Звенит колокольчик.

Ребята, что мы сейчас с вами составляли? (мы составляли рассказы)

Звучит музыка. Слайд мальчик на улице города.

В: Детки, что-то случилось. Пойдёмте, посмотрим. 

- Что вы видите? (Саша на улице в своём городе)

- Что произошло? (Он вернулся домой)

- Что это значит?  (Мы его расколдовали)

Заключительная часть:

Итог.

- Как мы помогли Саше найти дорогу домой? 

- Благодаря каким качествам мы помогли Саше?

- Желаю вам всегда быть такими вежливыми, отзывчивыми, добрыми, готовыми всегда прийти на помощь….

- Какие чувства вы испытываете? (Радость за проделанную работу)

-Какие задания показались для вас сложными, какие лёгкими?

- Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.

Рефлексия «Снежинки».

Как вы сегодня поработали, такую снежинку и выберите.

Выберите:

- голубую весёлую снежинку, если вы отлично поработали, узнали много интересного, у вас весёлое настроение;

- синюю спокойную снежинку, если поработали хорошо, но что-то не получилось;

- фиолетовую грустную снежинку, если не справились с заданиями, у вас грустное настроение.

А теперь давайте покажем ваши снежинки.

Почему ты выбрал ... снежинку?

На память о наших играх хочу вам подарить лэпбук "Зимние забавы".

С помощью его вы расскажите другим ребятам о наших приключениях.

Оценка: -- Молодцы! Вы славно поиграли.

В: Приглашаю вас на прогулку для продолжения зимних забав!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Перелётные и зимующие птицы»

Конспект логопедического занятия в старшей группе №1 (первый год обучения)Лексическая тема: «Перелётные и зимующие птицы».Логопедическая тема: «Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, И»....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЗИМУШКА-ЗИМА»

Открытое логопедическое занятие для детей старшего возраста...

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»ЦЕЛИ:         Коррекционно-образовательные:- закреплять употребление существительных ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»

ЦЕЛИ:        Коррекционно-образовательные:- закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа;- согласование числительных...

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему "Зимующие птицы"

Закрепить знания детей о зимующих птицах, активизировать словарь детей....

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи. Тема: «Зимующие птицы»

Данный материал помогает расширить у детей представление о зимующих птицах, их строении, понятии «зимующие птицы»....

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Зима»

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Зима»...