Технологическая карта занятия с использованием технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Южикова Альбина Михайловна

Технологическая карта занятия с использованием технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон

для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_yuzhikova.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия с использованием технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон

для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Составила: воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад №72

Южикова Альбина Михайловна

Тема: «Составление письма»

Цель: создание условий для формирования умения у детей старшего дошкольного возраста с ТНР составлять рассказ с помощью карточек-схем.

Задачи:

Обучающие: учить составлять рассказ на заданную тему, используя план в виде схематичных рисунков; расширять словарный запас детей; продолжать учить использовать в речи образные выражения и согласующиеся прилагательные.

Развивающие: продолжать развивать монологическую речь, умение задавать вопросы; продолжать развивать мышление, логику, память.

Воспитательные: воспитывать желание помочь, поделиться своими знаниями; продолжать воспитывать толерантное, дружеское отношение к людям других национальностей.

Материалы, оборудование: ноутбук, презентация с пейзажами зимы, мяч, глобус, подборка музыкальных произведений, альбомы, карандаши, карточки-схемы.

Предварительная работа: наблюдения погодных изменений зимой; прогулка с родителями по зимнему парку; разучивание стихов и песен.

Этапы

Содержание деятельности педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Введение в игровую ситуацию

Ребята, я собрала вас для того, чтобы сообщить о том, что на адрес нашего детского сада пришло письмо. Посмотрите. (Читаю адрес на конверте). Это письмо для нас? Почему вы так считаете? Его нам прислал мальчик Ахмет, который живёт в Турции, в городе Сиде. Он пишет о том, что никогда не видел снежной русской зимы и просит нас рассказать ему поподробнее о ней. О том, какие развлечения у нас бывают зимой и как мы отмечаем новогодний праздник. Вы хотите помочь Ролану? Как мы можем сообщить ему о нашей зиме?  Но для этого нужно подготовиться. Необходимо так составить письмо, чтобы Ролан, читая его, смог ясно представить нашу зимушку. Вы готовы потрудиться?

Коммуникативная

Дети заинтересованы и замотивированы на дальнейшую деятельность

Актуализация знаний

Игра «Закончи предложение».

- Сейчас мы сравним нашу зиму с зимой в Турции. Я называю предложение без последнего слова. Кто догадается, что нужно добавить, поднимите руку. Я вам брошу мяч, и вы скажете слово.

В Турции зимой тепло, а в России…

В Турции зимой идёт дождь, а в России…

В Турции зимой покрывает землю песок, а в России …

В Турции зимой растения цветут, а в России….

В Турции зимой носят легкую, тонкую одежду, а в России…

Создание эмоционального фона разговора.

-Я знаю, что вы с нетерпением ждёте наступления новогодних праздников. Чем они вам нравятся?

-Мы с вами даже песню разучили к празднику!

Давайте встанем в круг и споём эту песню. (Физкульминутка)

- Теперь мы можем приступить к составлению письма, садитесь.

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Музыкальная

Двигательная

Дети правильно подбирают слова, словосочетания для окончания предложений.

Дети эмоционально, с желанием исполняют новогодний хоровод

Затруднение в игровой ситуации

-Почему вы не можете сразу составить письмо?

- Можно сказать, что у вас возникло затруднение? 

Чтобы написать письмо, надо подумать, о чем мы будем рассказывать.  В нашем рассказе все должно быть последовательно.

- Давайте подумаем, как нам быть.

-Хотите узнать, что нам может в этом помочь?

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Дети осознают возникшее затруднение.

Желают узнать, как можно продуктивно решить поставленную задачу.

Открытие нового знания

Нам помогут карточки-схемы, которые лежат перед вами. Итак, с чего начинается письмо? Найдите схему- «приветствие».

 Теперь найдите схему-рисунок, который объясняет, с чего начинается зима? Какой рисунок покажет, что нам нужно одеваться тепло? Затем, поставьте карточку, которая поможет рассказать о снеге, зимней природе. Посмотрите, что вам напоминает схема с санками и лыжами? Расскажите, как вы развлекаетесь зимой? А теперь найдите схему, которая нам поможет рассказать о новогоднем празднике.

- А вы хотите о чём-нибудь спросить Ахмета? Подберите схему, которая может это обозначать. Как вы думаете, чем должно заканчиваться письмо?  Вот мы и составили план, который поможет нам составить и написать подробное, интересное письмо для мальчика Ахмета из города Сиде.

Педагог предлагает детям повторить план составления письма.

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Дети правильно подбирают карты-схемы по предложенным частям запланированного рассказа.

Включение нового знания в систему знаний.

Воспитатель предлагает детям разбиться на пары и подготовить описание согласно выбранным схемам.

-Порядок рассказа перед вами в виде план-схемы.    

Чтобы наше письмо получилось интересным и понятным Ахмету, надо в предложениях использовать те красивые слова, которые мы знаем о зиме.

Приступаем к составлению письма, каждая пара будет озвучивать предложения по карточкам-схемам, а я буду записывать ваши предложения на листе бумаги.

Совместная работа детей и воспитателя.

-Послушайте, какое письмо у нас получилось. (зачитывает детям получившийся текст письма. 

Коммуникативная

Дети активно взаимодействуют в парах, составляют предложения согласно картам-схемам.

Заключительная часть

 - Вам понравилось наше письмо? 

- Зачем мы его написали? 

 - Мы смогли помочь мальчику? 

 - Как вы думаете, сможет Ахмет теперь представить русскую зиму?

 - А вы чему-то научились сегодня? 

 - Что помогло нам составить такой интересный и последовательный рассказ? 

 - Что было самым трудным? А что вам удалось сделать с лёгкостью?

 - Где вам пригодится это умение? 

Я рада, что вы сегодня научились составлять рассказы, письма с помощью плана (схемы). Теперь вы сможете составить письмо для друзей, рассказать о чем-то интересном.

А чтобы закончить письмо каждый из вас может нарисовать  зимний пейзаж для Ахмета, который мы вложим в наш конверт.

Коммуникативная

Рефлексивная

Изобразительная

Дети адекватно оценивают собственный результат деятельности.

Испытывают чувство удовлетворённости от проделанной работы.

Дети замотивированы на последующую деятельность. Осознают область применения полученного умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии модульного обучения в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с художественной росписью Северной Двины

Искажение традиционных мотивов художественной росписи и последовательности её выполнения ведёт к утрате её культурной ценности. Поэтому использование технологии модульного обу...

статья "Использование технологии синквейн в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

В статье  написано о технологии "синквейн", для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Опыт работы " Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста"

Тема работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики  детей старшего дошкольного возраста», выбрана не случайно. Сенсомоторное развитие дошкольника это ...

Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

От правильной связной речи зависит будущее каждого ребенка – его дальнейшая жизнь и профессиональная деятельность....

Мастер-класс «Карты Проппа как инновационная технология в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО....

Технологическая карта занятия «Наблюдение за деревьями. Труд в природе» для детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время необходимо воспитывать бережное отношение к деревьям, как живому объекту, и к окружающей среде, в общем, на что нацелено данное занятие и предоставляемый материал....