Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду"
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

КОЛУМБАЕВА ЭЛЬВИРА АЛЕКСЕЕВНА

Методика работы по развитию театральной деятельности дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                       «Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,

                                                         когда она живёт в мире сказок,

                                                         творчества, воображения, фантазии,

                                                         а без этого он – засушенный цветок»

                                                                                                     В. Сухомлинский.

Для развития творческих способностей огромное воспитательное значение имеет театрализованная деятельность. Она способствует развитию фантазии, памяти, воображения, учит сопереживанию. Всё это побуждает детей овладеть навыками общения, преодолевать психологические проблемы. Обогащается словарный запас ребенка, формируется звуковая культура речи, навыки связной, диалоговой речи, расширяется интонационный диапазон. Дети учатся доброте, чуткости, честности, смелости, формируются понятия добра и зла.

Театрализованная игра дает возможность спрятаться за маску, костюм, решить какую - то проблемную ситуацию, а также является средством сохранения эмоционального здоровья ребенка.

Всё это побуждает детей овладеть навыками общения, преодолевать психологические проблемы. В процессе театрализованных игр обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, расширяется интонационный диапазон. Дети учатся доброте, чуткости, честности, смелости, формируются понятия добра и зла.

Театр включает в себя элементы разных видов искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства.

В театрализованной деятельности развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. 

Вот поэтому театральная деятельность учит детей быть творческими личностями, коммуникативными, добрыми, веселыми, умными, музыкальными, инициативными, художественно-изобразительными, непосредственными. 

В раннем возрасте малыши часто испытывают негативные эмоции, страх, теряют аппетит, сон, особенно в период адаптации к детскому саду. Избежать эти негативные эмоции поможет использование кукольного театра. Кукла веселит, обучает, развивает творчество детей, корректирует их поведение. Как театр, который начинается «с вешалки», так и день в раздевалки начинается с игры – представления. Это и Петрушка, пришедший в гости, и весёлая Маша и медведь и т.д.

В дальнейшем дошколята, подрастая начинают сами исполнять элементы увиденного в представлении с куклой. Так начинается театрализованная деятельность детей.

Во второй младшей группе потешки, стихи, сказки обязательно содержат диалог и динамику действий. Дети начинают говорить и двигаться по-разному. Элементы костюмов шапочки маски очень привлекают детей. Всё это побуждает их активно включаться в игры-драматизации с использованием теневого театра, фланелеграфа, пальчикового и кукольного театра.

В возрасте 2-4 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку.

В этом возрасте можно обыграть любую игрушку используя песенку, потешку.

Кукла – это больше, чем игрушка. Кукла является посредником между взрослым и ребенком, т. к. позволяет взрослому без принуждения управлять его поведением.

Дальше можно перейти к более сложным сюжетам, где дети включаются в диалог. Очень хорошо использовать стихи А. Барто, С. Маршака. Так появляется маленький спектакль – первый в жизни младших дошколят.

Во второй младшей группе рекомендуется развивать в детях средства выразительности, формировать простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных).

В средней группе ребёнок постепенно переходит от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат игры;  от игры в малой группе сверстников к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление).

Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации.

В средней группе рекомендуется обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).

Можно привлекать дошколят к изготовлению настольных театров; организовать в группе «Театральный уголок», где размещены маски, театральный реквизит, куклы, декорации, музыкальные инструменты, ширма для показа кукольного театра. 

В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим, поведением животных; людей, их интонациями, движениями. Для развития воображения проводят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д.

Рекомедуется в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительные умения.

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии: режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.

Рекомендуется развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Работая над мимикой, жестами, интонацией, объединяя все эти упражнения, усложняя этюдные постановки, дети приобретают навыки, умения, опыт и переходят к следующему этапу – постановке спектакля.

В театрализованной деятельности широко используются разнообразные методы и приемы:  чтение художественной литературы; рассказывание сказок; выбор детьми ролей по желанию, просмотр мультфильмов и диафильмов; назначение на главные роли робких и застенчивых детей; пересказ сказок, рассказов; распределение ролей по карточкам; просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; знакомство со средствами  драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями и т.д.; разыгрывание разнообразных сказок и показ инсценировки; упражнение по формированию выразительности исполнения; пальчиковые игры для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения; упражнения по социально-эмоциональному развитию детей; игры-превращения; умение владеть своим телом, упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); игры-драматизации; ролевые диалоги по иллюстрациям; музыкальные игры; народно-хороводные игры.

В детском саду используют различные виды театров:

- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки);

- стендовый театр (на фланелеграфе, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

- напольные куклы (марионетки, конусный театр);

- театр живой куклы (театр с «живой» куклой, ростовые, люди-куклы, театр масок)

Работа по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

  1.  Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  2.  Освоение специальных умений для становления основных (актер, режиссер) и дополнительных позиций (сценарист, оформитель, костюмер);
  3.  Самостоятельная творческая деятельность.

      Формирование творческой активности детей необходимо начинать с развития творческих качеств у самих взрослых. Прежде чем учить детей средствам выразительности, проверьте готовы ли вы сами к этому: читая сказку, изменять голос в зависимости от персонажа; убедительно выразить испуг, сострадание, просьбу, жалобу. Интонация нашего голоса – образец для детей.

Рассмотрим некоторые виды специальных умений, которые  используют в театрализованной деятельности для передачи художественного образа.

Это мимика, жесты, пластические и ритмические этюды, имитация движений и т.д.

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

Нужно проговорить скороговорку как можно правильнее и быстрее. Время на подготовку 1 мин.

1. Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

2. Утром, присев на зелёном пригорке,  учат сороки скороговорки.

 3. Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина жука.

 4. В перелеске перепел перепёлку перепел.

Упражнения на развитие мимики.

«Съели кислый лимoн» (дети морщатся).

«Обиделись» (опускают уголки губ).

«Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза).

«Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

Упражнения на развитие жестов.

Этюд «Тише»
Два поросёнка должны перейти дорогу, на которой спит ВОЛК. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!».
Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».

Этюд «Иди ко мне»
Лиса  манит к себе петушка, который сидит на жердочке.
Выразительные движения: сидя на корточках, обе руки вытянуты
навстречу петушку.

Упражнения на развитие пантомимики.

  Участники по очереди тянут карточку с изображением какой-либо картинки, изображают, то, что нарисовано. Другие участники должны отгадать, что им показали с помощью пантомимы.

- горящая свеча;

- кипит чайник;

- испорченный телевизор;

- жираф достает листья с дерева;

- кошка следит за мышкой;

- человек несет тяжелую сумку;

- злая собака;

- трусливый заяц.

Упражнения на развитие пластики без музыки.

- сидеть у зубного врача в кресле;

- сидеть за шахматной доской;

- сидеть на берегу и рыбачить;

- сидеть в цирке.

Упражнения на развитие пластики под музыку.

Этюд «Город роботов»

Роботы вышли на улицы города, они сделаны из металла и пластика, их движения резкие и упругие. Музыкальное сопровождение: «Монтекки и Капулетти» (из балета «Ромео и Джульетта», муз. С. Прокофьева).

Этюд «Заколдованный лес»

Страшно и таинственно в заколдованном лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивают путников в самую чащу. Музыкальное сопровождение: «Гном», муз. М.Мусоргского («Картинки с выставки»).

Этюд «В царстве Золотой рыбки»

В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб. Музыкальное сопровождение: «Аквариум», «Карнавал животных», муз. К. Сен-Санса.

Упражнения на имитацию движений.

- вдеть нитку в иголку,
       - пришить пуговицу,
       - подбросить и поймать мяч,
       - наколоть дров.

Упражнения на развитие ритмичных движений.

Этюд «Куклы» ( направлен на ощущение мышц рук, ног в расслабленном состоянии).

Представьте, что вам купили куклу. Её только что распаковали, завели ключиком, и она начала двигаться.

Исходное положение: ноги – 2 позиция, руки – 1 позиция.

- кукла поворачивает голову вправо, прямо, влево, прямо; (4 повторения)

- у куклы поднимаются руки вверх, вниз чередованием; (8 повторений)

- затем прямые ноги по очереди поднимаются в стороны; (4 повторения)

- далее все предыдущие движения накладываются друг на друга, т.е. у куклы «заработала» голова, добавились движения рук одновременно и к ним присоединились ноги. Кукла зашагала со словами: «ма-ма, ма-ма»

Этюд «Птицы» ( упражнение на развитие пластичности движений рук, на красивую осанку).

Мелодия П.Мориа «В мире животных»

Педагог предлагает детям попасть в страну птиц, изобразить разные виды птиц:   «орел» - широкие, плавные, одновременные взмахи руками через стороны; 

    «дятел» - руки за спину, активные движения шеи вперёд, назад, сопровождая поворотами головы, руки за спину; 

    «цапля» - стойка на одной ноге, сопровождая взмахами рук; 

    «воробушек» - лёгкие, частые помахивания согнутыми руками на уровне груди;

    «пингвины» - неуклюжие покачивания из стороны в сторону.

Можно детям загадать или отгадать предложенные образы.

Упражнения на развитие эмоций и постановки голоса.

 Давайте попробуем пропеть песенку колобка по определённым правилам. Каждой команде я дам колобка (пиктограмма). Вам надо узнать настроение колобка и спеть его песенку этим настроением. А другие команды должны отгадать ваше настроение.

Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности будет эффективным, если оно будет представлять собой целенаправленный системный процесс с применением различных эффективных методов.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные  техники рисования в детском саду....

Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"

Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада "Использование возможностей конструирования в начальной образовательной деятельности в детском саду"

Семинар-практикум был организован в рамках проекта "Будущие инженеры". В начале занятия педагогам был предложен доклад по  теме, а затем организовано практическое занятие, в ходе которо...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...