Программа по речевому развитию для детей старшей группы
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Бессчастнова Алёна Николаевна

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rr_starshaya_22-23_s_ispravleniyami_.docx95.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка» муниципального образования «Город Саратов»

410520 г. Саратов, с. Рыбушка, ул. Парковая, дом 4 А тел.: (845-2) 97-98-65 эл.почта: rubdou@mail.ru   ИНН 6432003994   КПП 645101001  ОГРН 1036403201592

ПРИНЯТА  на

Педагогическом совете

Протокол № 1

от __________20__ года

СОГЛАСОВАНО:

Старший воспитатель

МДОУ Светлячок» с. Рыбушка ____________ Моисейкина О.В.

______________ 20__года

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МДОУ

«Светлячок» с. Рыбушка _____________ Краснова И.В.

_____________ 20__года

Приказ № ____

Программа по речевому развитию

для детей старшей группы «Смешарики»

2022г. - 2023г.

Разработчики:

воспитатели

                                                                                                                   Рахматалиева Х.А.

                                                                                                            Бессчастнова А.Н.

                                                                                                           

2022г.

СОДЕРЖАНИЕ.

Наименование раздела

Стр

I

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

2

1.2

Актуальность и новизна

2

1.3

Цели программы

2

1.4

Задачи программы

2

1.5

Блоки программы

2

1.6

Принципы и подходы к формированию рабочей программы

2

1.7

Предполагаемые результаты

4

1.8

Описание разделов программы

4

II

Содержательный раздел

2.1

Содержание образовательной деятельности

2.2

Учебный план

5

2.3

Календарно - тематическое планирование

5

III

Организационный раздел

3.1

Особенности организации образовательной деятельности

6

3.2

Формы, способы, методы и средства реализации программы

6

3.3

Приемы, используемые для реализации программы

6

3.4

Формы организации работы с детьми

7

3.5

Средства реализации программы

7

3.6

Список литературы

8

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка.

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом         становлении ребенка. Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

1.2 Актуальность данной программы состоит в том, что она помогает гармоничному развитию личности ребенка, развитию его мышления и интеллекта; подготавливает ребенка к школьному обучению, решает проблемы коммуникативного характера при общении со сверстниками.

Новизна программы заключается в построении занятий в игровой форме, с использованием различных методик по развитию речи, способствующих предупреждению и устранению задержки речевого развития у ребенка.

1.3 Цель программы: 

  • формировать навыки владения речью как средством общения и культуры;
  • обогащать активный словарь;

культуры;

  • способствовать  развитию  связной,  грамматически  правильной  диалогической и монологической речи;

диалогической  и монологической речи; 

  • способствовать развитию речевого творчества;
  • развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
  • знакомить с книжной культурой, детской литературой;
  • формировать понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; 

1.4 Задачи:

  • способствовать использованию речи для инициирования общения, регуляции проведения в игровом взаимодействии со сверстниками;
  • учить понимать и правильно использовать в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния;
  • учить использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования;
  • формировать навыки правильного произношения всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков);
  • учить строить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога;
  • учить устанавливать причинные связи в сюжете, правильно оценивать поступки персонажей.
  1.  Блоки программы:
  • Теоретическая часть (беседы, сообщения): времена года (осень, зима, весна, лето), лес, продукты питания, мое село, профессии, школа, транспорт.
  • Практическая часть (групповые и индивидуальные игры и упражнения по развитию речи, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения).
  • Подведение итогов (проведение итогового мониторинга, тестирования уровня развития основных речевых знаний и умений).
  1. Принципы и подходы к формированию рабочей программы        

Процесс развития речи детей дошкольного возраста строится с учетом обще дидактических и методических принципов, поскольку именно они являются руководящей идеей организации речевого развития детей:

  • принцип активности предполагает сообщение воспитанникам целей обучения, творческое выполнение ими заданий, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности, систематическую работу над языком; данный принцип характеризуется  развитием активной мыслительной        деятельности, что достигается речевой основой обучения, мотивации и интереса, развитием навыков и умений самостоятельной работы по созданию продукта речевой деятельности;

  • принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку; данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности); подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения родному языку;
  • принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей;
  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира;  работу по развитию речи нельзя отрывать от работы направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов; данный принцип подразумевает активное использование методов и приемов, способствующих развитию всех познавательных процессов;
  • принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации; данный принцип подразумевает развитие речи как средства общения и познания, указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку, меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания;
  • принцип развития языкового чутья («чувства языка») подразумевает развитие неосознанного владения закономерностями языка; многократное восприятие речи и использование в собственных высказываниях сходных форм формирует у ребенка аналогии, а затем он усваивает и закономерности языка;
  • принцип формирования элементарного осознания явлений языка основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка; данный принцип предусматривает создание внутренней системы правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторить, но и создавать новые высказывания;
  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования предусматривает освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи: освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи; в центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком;
  • принцип обогащения мотивации речевой деятельности основывается на том, что от мотива зависит качество речи и мера успешного обучения; обогащение мотивов речевой деятельности детей должно учитывать возрастные        особенности детей, использование разнообразных приемов,        стимулирующих        речевую        активность        и способствующих развитию творческих речевых умений детей;
  • принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики; речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи; данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности;

Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий компонент. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют содержание обучения, методы - выбор форм организации обучения.

Достижению целей и задач рабочей программы способствуют культурологический, познавательно-коммуникативный, информационный и деятельностный подходы, в русле которых проводится отбор содержания материала, его структурирование.

  1. Предполагаемые результаты:
  •  повышение уровня познавательной активности детей, формирование умения самостоятельно планировать практические и мыслительные действия;
  • обогащение качественного словаря детей грамматическими категориями;
  • способен самостоятельно строить связное высказывание;
  • способен пользуется разнообразными формулами речевого этикета;
  • способен осмысленно работать над собственным звукопроизношением и выразительностью речи.
  • способен устанавливать причинные связи в сюжете, правильно оценивать поступки персонажей;

Данная программа рассчитана на один год и реализуется на базе МАДОУ «Светлячок» с. Рыбушка»

К концу курса занятий дети должны уметь:

  • участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать на них.
  • различать понятия: звук, буква, слог, предложение, текст.
  • различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов); умеет изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.
  • пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.
  • осознанно составлять рассказ по серии картинок.
  • рассказывать сказки, загадывать загадки, выразительно в собственной манере прочесть стихотворение.
  • составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-суждение.
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Содержание образовательной деятельности

Воспитание звуковой культуры речи

• Учить дифференцировать пары звуков: с–з, с–ц, ш–ж, ч–щ, с–ш, з–ж, ц–ч, л–р, различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие звуки — изолированные, в словах, во фразовой речи.

• Учить называть слова с названным звуком, определять позицию звука в слове (в начале — в середине — в конце).

• Отрабатывать дикцию, силу голоса, темп речи с использованием скороговорок, чистоговрок, загадок, потешек, стихов.

            • Развивать интонационную выразительность.

Словарная работа

• Продолжать обогащение, уточнение и активизацию словаря (существительных, прилагательных, глаголов, наречий).

• Развивать умение детей обобщать, сравнивать, противопоставлять.

• В словарь детей вводить слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло).

• Формировать умение отгадывать загадки на описание предметов, их свойств, качеств и действий.

• Проводить работу над смысловой стороной слова.

• Расширять запас синонимов и антонимов, многозначных слов.

            • Формировать умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

• Формировать оценочную лексику (умный — рассудительный; робкий — трусливый).

Формирование грамматического строя речи

• Продолжать обучение тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у детей трудности: согласование прилагательных, числительных, существительных в роде, числе, падеже, образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении), индивидуальные упражнения.

• Дать ориентировку в типичных способах изменения слов и словообразования (образование однокоренных слов: дом — домик — домишко — домашний; глаголов с приставками: ехал — заехал — переехал — уехал).

• Развивать умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание разных смысловых оттенков слова: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка.

• Учить строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов.

• Знакомить со словесным составом предложения, подводить детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение — из слов, слова — из слогов и звуков, то есть вырабатывать осознанное отношение к речи.

• Воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку и его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Развитие связной речи

• Совершенствовать диалогическую форму речи, умение вступать в беседу, поддерживать ее, высказывать свою точку зрения, соглашаться или возражать, спрашивать и отвечать, доказывать, рассуждать.

• Формировать элементарные знания о структуре повествования и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста.

     • В пересказывании литературных произведений (сказок или рассказов) учить связно, последова     тельно и выразительно воспроизводить готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалоги действующих лиц и давая характеристику персонажам.

• Учить самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины с указанием места и времени действия, с придумыванием событий, предшествующих изображенному и следующих за ним.

• Обучать рассказыванию по серии сюжетных картин, формировать у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

• В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) учить составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительно излагая текст, давая характеристику и описание персонажей.

• Продолжать обучение рассказыванию из личного опыта.

• Обучать творческому рассказыванию.

  1. Учебно-тематический план

Вид организованной образовательной деятельности

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в неделю

Длительность образовательных ситуаций

Форма организации образовательного процесса

Развитие речи

36

1

20

подгрупповая

  1. Календарно – тематическое планирование

Месяц

Неделя

Тема

Кол-во занятий

Сентябрь

1

Диагностика. Выявление уровня знаний и умений детей.

1

2

Осень

1

3

Что нам осень принесла?

1

4

У медведя во бору грибы, ягоды беру….

1

Октябрь

1

Хлеб. Урожай.

1

2

Азбука безопасности

1

3

Я - человек

1

4

Подводное царство

1

Ноябрь

1

Бытовая техника и приборы

1

2

Одежда, обувь и головные уборы

1

3

Моя семья

1

4

Народная культура и традиции

1

Декабрь

1

Зима

1

2

Зимовье зверей

1

3

Зимние виды спорта

1

4

К нам приходит Новый год

1

   Январь

1

Игрушки

1

2

Рождественское чудо

1

3

Домашние животные

1

4

Мир полон сказок и чудес

1

  Февраль

1

Техника

1

2

День Защитника Отечества

1

3

Моя страна

1

4

Мир профессий

1

    Март

1

Международный женский день

1

2

Первоцветы, комнатные растения

1

3

Птицы прилетели – весну принесли

1

4

Весна

1

Апрель

1

Космос

1

2

Мебель

1

3

Предметы быта

1

4

Посуда

1

Май

1

День Победы

1

2

Если хочешь быть здоров.

1

3

Насекомые

1

4

Диагностика. Выявление уровня знаний и умений детей.

1

                                                                         ВСЕГО

36

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.        

   3.1.Особенности организации образовательной деятельности

         Структура образовательного процесса включает следующие компоненты: непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН);

  • образовательная деятельность в режимных моментах;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • образовательная деятельность в семье.

При организации партнерской деятельности взрослого с детьми следует опираться на тезисы Н.А. Коротковой:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе). Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе познавательно-исследовательской деятельности, ее интеграцию с другими видами детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, а также чтения художественной литературы).

      Игра является основным видом детской деятельности, и формой организации совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и ребенка.

     Коммуникативная деятельность является средством взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ходе познавательной деятельности.

Продуктивная деятельность удовлетворяет потребности детей в самовыражении по впечатлениям организованной совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и детей и реализуется через рисование, лепку, аппликацию.

Чтение детям художественной литературы направлено на решение следующих задач: создание целостной картины мира, расширение кругозора детей.

    3.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы:

  • наглядные;
  • словесные;
  • практические;
  • непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии).
  • опосредованное  наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
  • чтение и рассказывание художественных произведений;
  • заучивание наизусть;
  • пересказ;
  • обобщающая беседа;
  • рассказывание без опоры на наглядный материал;
  • дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

3.3. Приемы, используемые для реализации программы:

  • словесные;
  • речевой образец;
  • повторное проговаривание;
  • объяснение;
  • указание;
  • оценка детской речи;
  • вопрос;
  • показ иллюстративного материала;
  • показ        положения        органов        артикуляции        при        обучении        правильному звукопроизношению;
  • игровые;
  • игровое сюжетно-событийное развертывание;
  • игровые проблемно-практические ситуации;
  • игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание;
  • имитационно-моделирующие игры;
  • ролевые обучающие игры.

3.4. Формы организации работы с детьми:

Данная программа рассчитана на два года обучения и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Она предполагает подгрупповые и индивидуальные формы организации работы.

  • В календарно-тематическом планировании представлены 36 занятий в год, которые проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 30 мин
  • Возраст детей 5 – 7 лет
  • Продолжительность ОД  20мин
  • Количество ОД в неделю 1
  • Количество ОД в месяц 4
  • Количество ОД в год 36

3.5. Средства реализации программы:

  • общение взрослых и детей;
  • культурная языковая среда;
  • обучение родной речи на занятиях;
  • художественная литература.

3.6. Список литературы:

1. Кузнецова, Е. В., Тихонова, И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий. / Е. В. Кузнецова [и др. ] – М.:ТЦ СФЕРА, 2004.

2. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. / Л. Н. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3.  Теремкова, Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет. Ч 1. / Н. Э. Теремкова. – М.: «Гном и Д», 2006.

4. Яцель, О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. / О. С. Яцель. – М.: Гном и Д, 2005.

5.Столярова, А. А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.

6. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5 - 7 лет. Программа. Конспекты занятий: методические рекомендации;

7. Колесникова Е.В. От звука к букве.

Приложение 1

Мониторинг речевого развития детей старшей группы

№ п/п

ФИ

 ребенка

1. Делится своими впечатлениями с воспитателями и родителями; в случае необходимости может обратиться к взрослому за помощью

2. Участвует в обсуждениях по поводу прочитанного произведения, высказывает своё мнение, задаёт вопросы, использует различные формулировки; отвечает на вопросы развёрнутой фразой

3. Умеет отражать в речи необходимую для решения задачи последовательность действий (что нужно сделать сначала, а что потом), а также описывать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что потом (позже)

4. Владеет соответствующем возрасту словарным запасом; способен употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, способен строить грамматические согласованные сложные предложения разных типов.

5. Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать текст, а также составляет описательный или повествовательный рассказ по содержанию картин, передаёт события из личного и коллективного опыта.

6. Умеет договариваться со сверстниками, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве, роли в игре, стремится конструктивно с помощью речи решать спорные вопросы

7. Уточняет значения новых слов, интересуется играми со словом, проявляет «словотворчество», способен к элементарному сочинительству по аналогии с услышанным, стремится участвовать в диалогах.

8. Интересуется литературными произведениями разных жанров, природными объектами и явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения

9. Умеет находить сходство и отличия художественных произведений; понимает причины и следствия поступков героев, правильно их оценивает.

10. Имеет эмоционально окрашенную эмоциональную выразительную речь, использует не речевые средства выразительности (жесты, мимику)

1. Делится своими впечатлениями с воспитателями и родителями; в случае необходимости может обратиться к взрослому за помощью

2 балла - самостоятельно, по собственной инициативе делится своими впечатлениями со взрослыми, не испытывает затруднений при обращении за помощью к взрослому.

1 балл – может поделиться своими впечатлениями со взрослыми только при помощи направленных вопросов; принимает помощь, если она инициирована взрослым.

0 баллов – не может выразить свои впечатления, на направленные вопросы взрослого отвечает односложно «да»/»нет»; к общению не стремится.

2. Участвует в обсуждениях по поводу прочитанного произведения, высказывает своё мнение, задаёт вопросы, использует различные формулировки; отвечает на вопросы развёрнутой фразой

2 балла - по собственной инициативе делится впечатлениями по поводу прочитанного услышанного, использует различные речевые средства.

1 балл - выражает своё мнение преимущественно по просьбе взрослого, при формулировании собственных вопросов и ответов необходима помощь.

0 баллов  – не проявляет какого – либо интереса и собственной инициативы при обсуждениях произведений;  прямом обращении отвечает односложно «да»/ «нет».

3. Умеет отражать в речи необходимую для решения задачи последовательность действий (что нужно сделать сначала, а что потом), а также описывать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что потом (позже)

2 балла – правильно отражает в речи последовательность необходимых для достижения результата действий, самостоятельно описывать последовательность событий.

1 балл – при описании событий и перечислении необходимой для решения задачи последовательности действий необходима помощь взрослого.

0 баллов – не может отразить в речи последовательность событий или действий.

4. Владеет соответствующем возрасту словарным запасом; способен употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, способен строить грамматические согласованные сложные предложения разных типов.

2 балла – речь ребёнка богата и согласованна.

1 балл – речь ребёнка достаточно богата и согласованна, но присутствуют отдельные погрешности и неточности, которые после замечания взрослого ребёнок исправляет.

0 баллов – речь бедна, слова в предложениях часто не согласованны, указания и исправления взрослого не меняют ситуацию.

5. Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать текст, а также составляет описательный или повествовательный рассказ по содержанию картин, передаёт события из личного и коллективного опыта.

2 балла – самостоятельно, полно передаёт содержание, устанавливает и отражает в речи последовательность событий, ориентирован на слушателя (стремится быть понятным, разъясняет что – то.)

1 балл – при пересказе, описании событий необходима помощь, речь ситуативная.

0 баллов – не может составить описательный рассказ, передать события из личного опыта.

6. Умеет договариваться со сверстниками, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве, роли в игре, стремится конструктивно с помощью речи решать спорные вопросы        

2 балла – проявляет данные качества по собственной инициативе, без участия взрослого: использует считалки, предлагает компромиссы («сначала ты, потом я») и пр. Практически не конфликтует со сверстниками или конфликты решаются без вмешательства взрослого.

1 балл – конфликтные ситуации предпочитает разрешать с помощью взрослого.

0 баллов – часть конфликтует со сверстниками, в спорных ситуациях может проявлять агрессивное поведение.

7. Уточняет значения новых слов, интересуется играми со словом, проявляет «словотворчество», способен к элементарному сочинительству по аналогии с услышанным, стремится участвовать в диалогах.

2 балла- проявляет активный интерес при столкновении с речевым материалом, экспериментирует со словом, может комбинировать известные сюжеты, создавать новые образы, импровизирует со словом сам и вовлекает в импровизацию других

1 балл – не проявляет собственной активности при работе со словесным материалом, но с интересом узнает значение слов, отвечает на вопросы взрослого, умеет подобрать нужное слово в соответствии с данным условием

0 баллов – не проявляет выраженного интереса к словесному материалу.

8. Интересуется литературными произведениями разных жанров, природными объектами и явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения

2 балла – является инициатором деятельности (чтения, слушания музыки, наблюдения), проявляет интерес и внимание в процессе чтения, слушания, задает вопросы о литературных, музыкальных произведениях, объектах природы

1 балл – проявляет пассивный интерес, включается в деятельность, только подражая сверстнику или по предложению воспитателя.

0 баллов – не проявляет выраженного интереса, не любит слушать чтение книг, музыку.

9. Умеет находить сходство и отличия художественных произведений; понимает причины и следствия поступков героев, правильно их оценивает.

2 балла – самостоятельно может элементарно охарактеризовать и сравнить художественные произведения, выносит правильные оценки поступкам героев, может объяснить, почему он так думает

1 балл – для сравнения художественных произведений и правильной оценки поступков их героев требуется помощь взрослого.

0 баллов – не может сравнивать произведения и вынести оценку поступкам героев.

10. Имеет эмоционально окрашенную эмоциональную выразительную речь, использует не речевые средства выразительности (жесты, мимику)

2 балла - в речи использует развёрнутые, эмоционально окрашенные предложения, сопровождающиеся соответствующими в речи жестами и мимикой.

1 балл - при выражении чувств, требуется помощь воспитателя, мимика ограниченная, не всегда подходящая к речевому содержанию.

0 баллов – речь односложная, невыразительная, жесты и мимика почти не используются или не совпадают с содержанием высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.   Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Составление рассказа на предложенную тему

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.  Составление рассказа на предложенную тему     Форма организации: речевая ситуацияЦель.  Ф...

Сценарий НОД по ОО "Познавательное развитие" и "Речевое развитие" для детей старшей группы на тему «Животные жарких стран»

Цель – закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран.Задачи:образовательная:- уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран;-формировать представления о в...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Развитие речи» образовательная область «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...

Рабочая программа по речевому развитию для детей средней группы

Данная Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РОМАШКА» на 2023-2024 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «РОМАШКА» на 2023-2024 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «СОЛНЫШКО» на 2023-2024 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «СОЛНЫШКО» на 2023-2024 учебный год...