"Ҡышлаусы ҡоштар" тема буйынса конспектар йыйынтығы (Зимующие птицы)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Ҡышлаусы ҡоштар (Зимующие птицы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kyshlausy_koshtar_zimuyushchie_ptitsy.docx717.26 КБ

Предварительный просмотр:

   Тема:«Ҡарға менән турғай»

 Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Программные задачи:

- Закрепить знания о характерных отличительных особенностях птиц, формировать знания о птиц.

- Развивать речевую активность, формировать навыки связной речи, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний на башкирском языке

- Обучать умению отгадывать загадки, развивать образное мышление.

- Расширять словарь детей на башкирском языке,

-Развивать умение понимать башкирскую  разговорную речь,

- Формировать умение отвечать на вопросы  был  нимә?- ҡош., ниндәй төҫтә?  уточнить и  активизировать в речи детей прилагательное –аҡ,ҡара.һоро; 

-Воспитывать интерес к изучению башкирского языка. 

Активизация словаря:  Ҡарға, турғай,ҡоштар,  оса  беләләр, атлайҙар,һикерә.

Обогащение словаря: Ҡарға ҙур, ә турғай бәләкәй.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулок; чтение художественной литературы: С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», А. Шевченко «Гнезда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка» и др.; загадывание загадок; рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций; дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Угадай по описанию.; подвижные игры «Воробушки и автомобиль».

 

                                                Ход занятия :

В:-Һаумыһығыҙ,балалар! Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся.

Д:Хайерле көн ,ағастар !

    Хайерле көн,ҡоштар!

    Хайерле көн, табигат

    Хайерле көн , дуҫтар.

Ҡоштар тауышы яҙмаһы. (пение птиц)

-Послушайте, что за звуки звучат?

-Ой, ниндәй күңелле тауыштар ишетелә...Кем йырлай икән бында?  

-  Да, это пение птиц. Ой,  посмотрите  птицы прилетели к нашему дереву. Беҙҙең ағасыбыҙға ҡоштар ҡунған!

-О чем же они поют?(ответы детей)

- Правильно, им холодно на улице. Тышта һыуыҡ. Улар йылынырға ингәндер беҙгә.

-Беҙ, ҡоштар, өшөнөк, йылынғыбыҙ, уйнағыбыҙ, туҡланғыбыҙ килә.Беҙгә ярҙам итегеҙ. Сут, сут, сут!

- А чтоб узнать именно какие птицы, к нам пришли  в гости, надо отгадать загадку.

1) -«Не умею я ходить-

Только прыгать и летать.

«чик –чирик»могу сказать.

 Кто готов меня назвать?» (воробей)

- Правильно, на башкирском языке - (Турғай)

- Повторите: тур-ғай, тур-ғай.(дети проговаривают).

-Воробей, какого цвета? (серого?). На башкирском языке- Һоро.

 -Әйҙәгеҙ, бергәләп әйтәйек әле.  Турғай һоро төҫтә.(Дети проговаривают полностью  хором, потом индивидуально).

- Воробей  как поет? (чик –чирик)

- На башкирском языке: «Сут-сут-сут».  Давайте, превратимся в воробья и споем:  «ут-сут-сут».

 - Послушайте вторую загадку:

«Носит серенький жилет,

Но у крыльев – черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Кар!Кар»(ворона)

-Дөрөҫ. Афарин.  Был  ҡош ҡарға.  (Проговаривают хором, по рядам ,индивидуально).

-У вороны грудь какого цвета? (белого -аҡ.)

- Крылья какого цвета? (черного- Ҡара)

  Ҡарғаның ҡанаттары ниндәй төҫтә? (  Ҡара.)

- Давайте , проговорим полным ответом: Ҡарганын канаттары ҡара төҫтә.

-Ҡарға ниндәй тауыш бирә? ( Ҡарр-ҡарр-ҡарр-ҡарр) .

Динамическая пауза.

Давайте,превратимся  в ворону и споем : «Ҡарр-ҡарр-ҡарр-ҡарр»

-Молодцы. Назовите части  тела птиц. (туловище, глаза ,голова ,клюв, крылья, хвост, ноги.)

-Афарин.

-Улар нимә эшләй белә?( Оса беләләр)

- Сравните птиц по размеру, что можете сказать? (ворона больше по размеру, чем воробей)  

-Ҡарға ҙур, ә турғай бәләкәй. ( Проговаривают хором ,рядами, парами, индивидуально)

-Ребята, скажите как передвигается воробей? Правильно воробей прыгает или летае. (Турғай  Һикерә).

- А ворона? (шагает)- Ә ҡарға? (атлай).

-А теперь отдохнем.

 Ял минуты 

-Атлап йөрөй ҡарғалар,

Һикерешә турғайҙар,  

Ем сүпләйҙәр бергәләп

Һәм осалар тирәләп.

Шунан бергә йырлайҙар –сут, сут.сут, ҡарр, ҡарр, ҡарр!

Һәм ағасҡа ҡуналар (Сүкәйәләр)

Работа по  мнемотаблице.

https://c7.hotpng.com/preview/314/965/167/crows-clip-art-crow-png.jpg

https://elville.ru/upload/iblock/0dd/0ddf48f147398869b519297b8de921c0.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1543345/028b891d-5a2e-4809-822e-93cfa4e67846/s1200?webp=false

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/08f2/000e9b69-616048d7/10/img7.jpg

https://www.xn--80ajbshivpvn2i.xn--p1ai/upload/iblock/a05/xa05ade0f70394c15881ef4772857ec67.jpeg.pagespeed.ic.LCCmB9nPXJ.jpg

https://cdn.photosight.ru/img/2/1a5/3382339_large.jpg

http://52.xn--b1aec1bmp.xn--p1ai/prez_sravnenie-vorobya_i_voroni/%C3%A6%C2%BD%C3%A1%E2%8C%90%C3%B113.JPG

Был ҡарға

ҡара төҫтә

Ул оса

Был турғай

Һоро төҫтә

Ул һикерә

Ҡарға ҙур,ә турғай бәләкәй.

Был нимә? -Был турғай.

Был нимә? - Был ҡарға.

Ҡарға менән

турғай нимә эшләйҙәр? - Ҡарға менән турғай осалар

-Тағы? Еще?

-Ҡарға менән турғай ем ашайҙар.

- Ҡарға ҙур,ә турғай бәләкәй.

Слушают рассказ воспитателя:

Был турғай.  Был ҡарға. Ҡарға  менән турғай осалар. Ҡарға менән турғай ем ашайҙар.(воспитатель опрашивает всех)

Дыхательная  гимнастика. (Имитация согревания  птиц)

Әйҙәгеҙ, ҡоштарҙы ҡулыбыҙға  алып  йылытайыҡ.

Лепка «Зернышки для птиц»

-Ҡоштарыбыҙ ашанылар, йылындылар.

Ә хәҙер ҡоштарыбыз менан һаубулышабыҙ. дәресебеҙ тамам.

Вы все молодцы. Накормили, согрели. До свидания.

-һаубулығыҙ!

   

Тема :Ҡышлаусы ҡоштар (старшая группа)

Интеграция областей:

"Социально-коммуникативное развитие"

"Художественно-эстетическое развитие"

"Познавательное развитие"

"Физическое развитие"

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Задачи:

Активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак и действие

Продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу.

Воспитывать интерес к изучению башкирского языка

Ознакомить детей с новыми словами, с названиями птиц, такими как:

        Птицы-ҡоштар

        Воробей- турғай

        Ворона-ҡарға

        Голубь-күгәрсен

Дятел - тумыртҡа.

Снегирь-ҡыҙылтүш

Синичка-ҡарабаш турғай.

Зимующие – ҡышлаусы

Урамда йәшәй.

Прочное закрепление, запоминание и четкое произношение новых слов.

Закреплять представления о птицах живущих на природе.

Формировать умение  отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме:Был нимә?,Ҡайҙа йәшәй?

 Воспитать  интерес и желания изучать башкирский язык.

Оборудование: Магнитофон (звуки птиц), картинки зимующих птиц(презентация )

I.Организационный момент .

В:-Һаумыһығыҙ,балалар! Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся.

Д:Хайерле көн ,ағастар !

    Хайерле көн,ҡоштар!

    Хайерле көн, табигат

    Хайерле көн , дуҫтар.

В:Улыбнулись другу  с справа,

   Улыбнулись другу с слева.

    Подарили улыбки всем.

Дети садятся на свои места .

Готовы сегодня знакомиться с новыми словами на башкирском языке? (дети хором отвечают)

В: посмотрите на дерево в нашей группе.. К нам прилетели гости.  Их очень много птиц и все они одновременно поют.

Давайте их сосчитаем 1,2,3,4,5 ,6.А сейчас на башкирском языке;

Д: Бер , ике, өс,дүрт,биш,алты.

II.Основная часть.

Воспитатель:  Чтобы  узнать  какие именно прилетели к нам птицы , вам необходимо отгадать загадки. 

(Воспитатель вытаскивает фигурку птицы и прикрепляет её на фланелеграф.)

В:Я весь день ловлю жучков,

 Уплетаю червячков.

 В тёплый край я не летаю,

 Здесь под крышей обитаю,

 — Чик-чирик! Не робей,

 Я бывалый…

Д: Воробей.

Вы сначало послушайте, а потом громко повторите за мной.

Турғай-тур-ғай.(повторяют хором ,по рядам и индивидуально.

В: что это ? Как на башкирском языке прозвучит этот вопрос. (повторяют хором ,по рядам и индивидуально)

Д:Был нимә?

В: Правильно. Был нимә?

А отвечаем : Был турғай.

В: В: Пение птиц стало для человека настолько привычным, что звучит в ушах неизменным фоном. У каждой птички есть свои особенные звуки. Прислушавшись, вы даже сможете определить, кто сейчас поет для вас.

Д:  «Чик –чирик»

В: на башкирском  языке  :Сут –сут =она чирикает

В:Чем питается воробей?

Д:  Воробей - шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички, любят пшено, зерна, крошки хлеба. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях. Воробей –серенький, питается семенами, хлебными крошками, крупой. (Рассказывают дети)

В:Целый день без перерыва -

 Кар-кар-кар,

 - кричит сварливо…

Д: Ворон.

В: Ҡар-ға (повторяют хором ,по рядам и индивидуально)

В: Был нимә?

Д:Был ҡарға.

В : Послушайте как они разговаривают.

Д: «Ҡар –ҡар»= она каркает

В:Чем питается ворона?

Д: Вороны — всеядные птахи: насекомые, мелкие позвоночные, птенцы и яйца в гнездах других птиц, ягоды, семена, плоды растений — все подходит для непривередливой птахи. Вороны являются отличными природными «санитарами», поедая отбросы и всякую падаль.

В:Послушайте 3 загадку.

  Я по дереву стучу,

 Червяка добыть хочу,

 Хоть и скрылся под корой,

 Все равно он будет мой.

Д: Дятел

В: Послушайте на башкирском языке  ту-мырт-ҡа.

В: Был нимә?

 Д :Был тумыртҡа. ( дети повторяют хором ,по рядам и индивидуально).

В: как он поет?(слушают )

Д: «Тук- тук»

В: Что можете рассказать о дятле.

Д: Дятел- живет в лесу, лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков. (Рассказывают дети)

В: Эта птица сизокрылая

Любит семечки клевать

И тихонько ворковать.

Д: голубь.

В:Кү-гәр-сен. (повторяют хором ,по рядам и индивидуально)

В: Был нимә?

Д: Был күгәрсен.

В :Давайте послушаем .

Голубь - "гру -гру" - он воркует.

В:А вы знаете ,что Голубь - самая распространенная в городах России птица. Особенно много голубей живет на площадях, в больших дворах, парках. В основном это самые простые голуби серо-голубой, или сизой, окраски, которых поэтому и называют сизари. Голуби питаются зерном, хлебными крошками, остатками пищи человека. Они легко переносят зимние холода и никогда не улетают на юг.

В:Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…

Д: Снегири.

В: Афарин,балалар.Послушайте как будет на башкирском языке:

Ҡыҙылтүш?( повторяют хором ,по рядам и индивидуально)

В: А знаете ли вы,что снегири — яркие и видные пичуги, выделяющиеся на фоне снежного покрова. Снегири-самцы имеют ярко-красную грудь, самочки окрашены более скромно. Ягоды рябины — любимое лакомство птиц, поэтому пернатых часто можно увидеть на ветвях рябины 

В: Белые щечки, синяя птичка.

Остренький клювик, собой невеличка,

желтая грудка-это…

 Д:синичка

В: Афарин . На башкирском языке звучит: ҡарабаш турғай.

Д:Ҡарабаш турғай. ? (повторяют хором ,по рядам и индивидуально)

В:Прослушайте  пение синицы- 

Синица - "тинь-тинь-тинь" - она тинькает

В:Что можете рассказать о синице?

Д: Синица – брюшко жёлтое с черной полосой посередине, белые щёчки, головка и крылья чёрные, спинка голубовато-серая, питается крошками, любит сало и мясо, поедает семена деревьев и кустарников, ягоды

Ял минуты: (слушание пение птиц)

-В:Ә хәҙер ҡоштар һайрауын тыңлайыҡ.Все глазки закрываем и слушаем.

В:-Прислушивайтесь к голосам птиц нашей родины. Это удивительный концерт, наполненный жизнелюбием и красками, который дарит нам сама земля.

- Где живут эти птицы? (дети поднимают руки и говорят)

- Молодцы! Правильно сказали. Они живут на улице.

В: Как мы назовём этих птиц одним словом?

Д: Дикие.

В: Правильно, а почему?  Ответы детей.

В: Скажите, ребята, а этих птичек мы зимой видим?

Д: Да!

В: Значит, как еще можно одним словом назвать этих птиц?  Ответы детей.

В: Правильно, зимующие. Ҡышлаусы ҡоштар.

В: Что общего у всех птиц?

Д:У них есть:Туловище ,ноги,крылья,хвост,перья,шея ,голова,клюв.Они зимующие птицы.

В:И все-таки очень тяжело птицам зимой, особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метель и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холодов и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Как мы можем им помочь? (мастерить кормушки, подкармливать птиц, устраивать птичьи столовые.)

В:Молодцы.А теперь немножко отдохнем.

Ял минуты: «Ҡоштар»

Ҡоштар осто, осто теҙелеп (ҡулдарҙы һелкетеү)

Остолар ҙа төштөләр. (ултыралар)

Ултырҙылар, ял иттеләр (сүкәйеү)

һәм тағы ла остолар, (ҡулдарҙы һелкетеү)

Остолар, остолар

Парта аҫтына боҫтолар. (урындарға ултырыу)

В: Продолжаем работу.

Закрепление новой темы:

а) Дид.уйын: Ҡайһы ҡош осоп китте? –“Кого не стало”

 – Күҙҙәрегеҙҙе йомоғоҙ 1, 2, 3. (воспитатель убирает  картинку одной птицы ).

 Күҙҙәрегеҙҙе асығыҙ. Кайһы ҡош осоп киткән?

– Ҡарға. (Игра продолжается..)

– Ҡарға нисек ҡысҡыра?

– Ҡарр, карр, карр.

   Дидактическая игра : « Собери картинку »

В: Работа парами. У вас на партах лежат разрезные картины. Вам необходимо их собрать. И назвать  на башкирском языке . Один из вас задает вопрос ,другой отвечает. Каждый описывает свою птицу.

Например:

- Был нимә?

- Был ҡош. Был турғай.

-Ул ҡайҙа йәшәй?

-Урамда  йәшәй.

В:Афариндар.

-Ҡоштарыбыҙ  хәҙер һеҙҙе уйнарға саҡыралар. Һеҙ яратаһығыҙмы уйнарға?

-Әйҙәгеҙ, ҡоштарға әйләнегеҙ,

осоғоҙ, һикерегеҙ.

Тик юлға машина килһә –

өйҙәрегеҙгә йәшенегеҙ!

Хәрәкәтле уйын «Ҡоштар һәм машина»

В:-Балалар, һеҙгә ҡоштар менән уйнау, ҡоштар булыу, оҡшанымы?

-Ә хәҙер   туңәрәккә баҫтыҡ.

-О чем и о ком беседовали сегодня? (о птицах)

- Какие название птицы на башкирском язке  запомнились вам?

- Что вам понравилось сегодня на занятии?

(ответы детей)

В:Һаубулығыҙ ,балалар.Дәрес тамам.

Конспект НОД на тему: Зимующие птицы-снегирь и синица.

Ҡышлаусы ҡоштар –кыҙылтүш һәм ҡарабаш турғай.

Возрастная группа: средняя группа

Образовательная область:

1.Доминирующая образовательная область: речевое развитие;

2.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, Физическое развитие;

Цель: Уточнять и расширять лексический запас по теме, закреплять понимание слов, обозначающих существенные детали части тела птиц на башкрском языке.
   
Задачи:  

Образовательные:

  - Учить различать синицу и снегиря по внешнему виду.

 -  Обогатить знания воспитанников о жизни птиц (снегиря и синицы) зимой.

 -  Обогатить словарный запас ; ҡыҙылтүш,ҡарабаш турғай, ҡыҙыл төҫ,һары төҫ.

- Закрепить понятие «зимующие» птицы-ҡышлаусы ҡоштар.

Развивающие

  • Развивать умение описывать внешний вид птиц по модели частей тела птиц на башкирском языке.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и желания изучать башкирский язык.
  • Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

Планируемы результаты: 

  • У детей сформированы представления о зимующих птицах;
  • Умеют отличить снегиря от синицы
  • Дети демонстрируют умение слушать воспитателя и друг друга;

Словарная работа: ҡоштар-птицы, зимующие- ҡышлаусы , перелётные, хвост-ҡойроҡ, клюв-суҡыш, лапы -тәпи, крылья-ҡанаттар,глаза-күҙҙәр.,муйын-шея

Методы – словесный,  практический, игровой, наглядный.

Приемы: объяснение, указание, пояснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, педагогическая оценка.

Форма – фронтальная и индивидуальная. 

Вид детской деятельности:  коммуникативная, двигательная, игровая.

Демонстрационный материал:

  • Предметные картинки с изображением синицы и снегиря;
  • Презентация;  

Раздаточный материал:

  • Разрезные картинки птиц (снегирь и синица)к  игре «Собери картинку(у каждого на столах);
  • Маски  птиц снегиря - синицы;
  • Для дид.игры;на полу гнезды с картинками птиц(снегирь и синица)
  • расскраски птиц :снегирь  и синица.
  • цветные карандаши

Предварительная работа:

Беседа о зимующих птицах,разучивания слов дид.игры  “Птички” наблюдение в природе, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций,  работа с раскрасками «Птицы», «Кто летает в небе?», подкормка птиц на участке детского сада, нетрадиционное рисование ладошками «Синица в небе», коллективная аппликация «Снегири прилетели».

Чтение произведения устного народного творчества «Сорока – сорока»; А. Барто «Синица»; В. Бианки «Лесная газета», «Синичкин календарь», Ю.Казаков «Жадный Чик и Кот Васька»

Ход образовательной деятельности

(дети стоят в  кругу).

В: Һаумыһығыҙ ,балалар. Я очень рада вас видеть. Какие вы сегодня красивые и нарядные. Ребята улыбнитесь друг другу.

Д:Хәйерле иртә  миңа!

Хәйерле иртә, һиңа!

Хәйерле, иртә һезгә!

Хәйерле иртә, барыбыҙға! (проговаривают все)

В:Хәлдәрегеҙ нисек ?

Д:Минең хәлдәрем яҡшы,Һәйбәт(ответы детей )

В:Афарин.

(Дети садятся  на свои места)

Д: Беҙ русса ла уҡыйбыҙ,
Татарса ла уҡыйбыҙ.
Ике телделә өйрәнгәнгә
Шатланып һич туймайбыҙ!

- Рәхмәт. Ултырыгыз.

Артикулляционное упражнение:

1«Открыть рот и подержать открытым (а - а - а - а), закрыть.

2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

3. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.

4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд.

5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».

6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

7. «Качели» - движение языка: нос - подбородок.

Стук в дверь

 В: Молодец.  Конверт - похоже на письмо. Вы хотите узнать, что тут написано?  

 Ребята, пришло письмо из Африки: «Дорогие ребята! А недавно мы услышали, что есть две такие птицы, красногрудая птичка с чёрной головкой и  вторая будто бы она нарядилась в жёлтую блузку с чёрным галстуком, а на голову надела шапочку. Живут они только там, где холодно, а у нас даже зимой холодов не бывает. Мы хотели бы увидеть этих птиц и узнать  их название. Пришлите, пожалуйста, рисунки».

Воспитатель. Поможем нашим друзьям из Африки?

воспитатель:  Кто  догадался? (ответы детей). Чтобы узнать правильно ли ваш ответ, необходимо  собрать разрезные картинки.

Дид.игра: « Собери картинку»

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите внимательно на фото. Какая птица на нем изображена у вас?  Был ниндәй ҡоштоң һүрәте?

Д: (Определенная окраска оперения, размер, форма клюва и т.п.)

В: Снегирь – ҡыҙылтүш. Повторите ҡы-ҙыл-түш .(повторяют хором,по рядам).

В:Ребята,давайте послушаем  Тимура.Он приготовил сообщение о  снегирях? Как выглядит? Чем питается? Где зимует? Как человек заботится о нём?  

 В: Спасибо Тимур за сообщение.

В:  А вы знаете, почему его назвали снегирем?(ответы детей)

В:Они называются так потому, что появляются в наших краях с первым снегом. Снегирь – красногрудая птичка с чёрной головкой. Летает снегирь легко и красиво. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка.
Снегири изредка передвигаются, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. Толстым клювом снегирь разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Питается он почками растений, семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых выбирает семена.

С приближением темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует, скрывшись в ветках. И так в течение всей зимы. Снегири украшают нашу зимнюю природу своим ярким оперением и мелодичным посвистыванием. Когда наступает лето, снегири улетают от нас на север, потому что любят холод.

В: Бына ошондай ҡоштар.Послушайте пение снегиря.

В:  Какая птица изображена на второй картине?Ниндәй ҡош һүрәттә?

   (ответы детей)

В: На картине синица. На башкирском языке синица-ҡарабаш турғай.

Повторите : Ҡа-ра- баш тур-ғай.(хором,по рядам,индивидуально.)

В: Ребята,давайте послушаем  Камиллу.Она приготовил сообщение о  синицах? Как выглядит? Чем питается? Где зимует? Как человек заботится о нём?

 Синичка — очень красивая птичка. Кажется, будто бы она нарядилась в жёлтую блузку с чёрным галстуком, а на голову надела шапочку. Зимой синички сбиваются в смешанные стайки с другими птицами и кочуют в поисках корма. Они охотно посещают кормушки, где кормятся семечками подсолнуха, они очень любят сало, зёрна, крошки хлеба и кусочки мяса.
Синички любят петь зимой. Цвиньз-цвинь-цвинь! Синица — птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать.

В: Рәхмәт Камилла. А теперь послушайте пение синицы.

Ял минуты:              Подвижная дидактическая игра «Птички».

 У каждого на столах лежат маски . Одевают их и становятся в круг.

Воспитатель: Я уже вижу, что все одели волшебные шапочки. Теперь нам осталось произнести волшебные слова.

Повторяйте за мной:

Раз, два, три (хлопают в ладоши),

На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя),

И быстро в птичку превратись!

Воспитатель: 

Назовите, в какую птичку вы превратились на  башкирском языке.(название птицы должно соответствовать изображению на шапочке). 

-Мин ҡыҙылтүш,мин ҡарабаш турғай.Беҙ ҡышлаусы ҡоштар.

Потом продолжают идутпо кругу

Осоп  барыусы ҡоштар(осалар)

Туҡтанылар аланда (ултыралар)

Ултырып ял иттеләр,

Кире осоп киттеләр (тағын осалар)

Воспитатель: Птички должны улететь в свои гнёзда.

(На гнёздах – изображения птиц. Дети «летят» в то гнездо, где изображение птички совпадает с птичкой на шапочке).

(Уен 2-3 тапкыр кабатлана)

Закрепление: . Работа по картинам

В:Посмотрите ,на доске 2 рисунка ; снегирь и синица.

-Назовите первую птицу.

Д:Это снегирь.Был  ҡыҙылтүш.

В: Назовите вторую птицу.

Д: Это синица.Был ҡарабаш турғай.

В: Назовите сходства синицы и снегиря.Что общего у них?

Д: Это птицы.У них есть :голова , глаза,клюв.шея,туловище,крылья,хвост,оперение.ноги.Это  зимующие птицы.

В: Афарин.Давайте вспомним и проговорим части тела птиц на башкирском языке.

 Голова –баш;шея –муйын;туловище –кәүҙә,глаза-күҙҙәр,шея –муйын. А теперь  новые  слова ,слушайте внимательно и повторяйте за мной.

Обогащение словарного запаса с новыми словами:

Клюв –суҡыш,

Крылья-ҡанаттар

Хвост –ҡойроҡ

Оперение –ҡауырһын.

Грудь-түш

У птиц лапа-тәпәй.

Зимующие птицы-ҡышлаусы ҡоштар.

Дид.игра: “Кәүҙә өлештәрен ата”

– Өстәлдә ҡош рәсеме, тик ул өлешләрдән тора. Безгә ҡош рәсемен төзергә һәм атарга кирәк. Өлөштәрҙән ҡош рәсемен төҙиләр һәм атыйҙар.

– Был кәүҙә. (ҡуя)

– Был баш. (ҡуя)

– Был күҙ. (ҡуя)

– Был суҡыш. (ҡуя)

– Был канат. (ҡуя)

– Бл ҡойроҡ. (ҡуя)

– Был тәпи. (ҡуя)

– Әйдәгез тагын бер ҡат кәүҙә өлештәрен атап сығабыҙ.

– Кәүҙә, баш, күҙ, суҡыш, ҡанат, ҡойроҡ, тәпи.

– В:Афариндар.Назовите различие этих птиц.

Д:Отличаюся оперением.

В: У снегиря красная грудь,а синица желтая грудка.

-Мы с вами знаем цвета.

-Как будет красный цвет(ҡыҙыл төҫ)

Желтый цвет (һары төҫ).

-Умнички.

Пальчиковая гимнастика : 

Мин ҡоштарҙы яратам,

Тәмле емдәр ашатам,

Емемде суҡый ҡоштар,

Һикереп уйнай улар,

Сәп-сәп-сәп итәм,

Ҡоштарым осоп китә.

в: А теперь по таблице загадайте птицу.Мы по вашему описанию птицы должны отгадать какая птица загадана.

                                         

    Работа по таблице:

https://cdn-nus-1.pinme.ru/tumb/600/photo/67/8fea/678fea0ca60abf99aa2aa4f0b702d894.jpeg

https://i.pinimg.com/736x/f5/88/89/f58889ce9e36782119a7728bde78b0dd--bird-wings-feather-jewelry.jpg

http://t.facdn.net/24820140@800-1505603060.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B3-%D1%83%D1%85%D0%B0%D1%80%D1%8F-61145487.jpg

https://static.memrise.com/uploads/things/images/108545862_160604_0804_22.jpg

https://gtn-pravda.ru/static/2019/11/sinitsa.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1649119/62add9da-984f-4575-b4e1-592a59295701/s1200?webp=false

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1589334/pub_5e1ed00b3d5f6900b0ad3300_5e1ed0702beb4900ada5ac16/scale_1200https://a.allegroimg.com/original/11751e/7734500f45c895f82963211960d0

https://www.maam.ru/upload/blogs/9c680f27f73941e3e628739cd1ab8f84.jpg.jpg

В: Вы молодцы,составили рассказ про снегиря и синицу,поиграли.  А сейчас,давайте  разукрасим и отправим  ваши рисунки нашим друзьям из Африки.

(Разукрашивание раскрасок)

В:Дәрес тамам, Һаубулығыҙ!

Тема : “ Ҡышлаусы ҡоштар “ для подготовительной к школе группе

Образовательная область: Познание, коммуникация.

Задачи: Закрепить знания детей о зимующих птицах;

Активизировать словарный запас  .

Закрепить  умение составлять описательный рассказ на башкирском языке про зимующих птиц опираясь на мнемотаблицу.

 Продолжать формировать у детей такие умения, как сравнение, анализ, сопоставление.

 Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Словарная работа

Птицы-ҡоштар, турғай-воробей, ҡарға-ворона,  синица-ҡарабаш турғай, снегирь-ҡыҙылтүш, агастар-деревья, һыуыҡ-холодно, ҡыш-зима, ҡар-снег, крылья- ҡанаттар,бәләкәй-маленький,зур-большой, кормушка –тағараҡ.

Материал: дорожки со следами птиц и животных , аудиозапись «Времена года» П. И. Чайковского, фетровое зимнее дерево, гнездо, зимующие птицы, перья маховые и пуховые, карандаши, весы, лупы по количеству детей, заранее подготовленные родителями кормушки с кормом для птиц, мнемотаблица.

Ход  занятия

(Дети стоят полукругом)

В:Һаумыһығыҙ,балалар.

Бергәләшеп беҙ басайыҡ
Бик зур түңәрәк яһайыҡ
Ҡояштың йылы нурыннан
Йөрәктәргә көс алыйыҡ.
Татыулашайыҡ, дуҫлашайыҡ,
Шөгөлөбеҙҙе башлайыҡ.


Фонетик күнегеү:

Д:Хәйерле иртә  миңа!

Хәйерле иртә, һиңа!

Хәйерле, иртә һеҙгә!

Хәйерле иртә, барыбыҙға!

Воспитатель:  Камилла хәлдәрең нисек? (воспитатель спрашивает каждого ребенка)

Дети: Минең хәлдәрем  һәйбәт, рәхмәт.

Воспитатель обращает внимание детей на дорожку

В:Посмотрите, на ней какие то следы. Как вы думаете, кто оставил эти следы? (Птицы).

- Как на башкирском языке звучит птица(ҡоштар)

-Я предлагаю вам пройти по ней, и посмотрим, куда же она нас приведёт?

(Дети отправляются вдоль дорожки  и оказываются в зимнем лесу).

Бергәләшеп баҫабыҙ,

Сәяхәткә барабыҙ.

Беҙ атлап та барабыҙ, (балалар атлап бара)

Йүгереп тә барабыз (балалар йөгерәләр)

Арып китһәк, беҙ туктап, (туктыйлар, бер урында тыпырдыйлар)

Аяктарҙы яҙабыҙ.

Бергәләшеп баҫабыҙ,

Сәяхәттән ҡайтабыҙ.

Беҙ атлап та барабыҙ, (балалар атлап бара)

Йүгереп тә барабыз (балалар йөгерәләр)

Арып китһәк, беҙ туҡтап, (туктайҙар, бер урында тыпырҙайҙар)

Аяҡтарҙы яҙабыҙ.

В:Дорожка нас привела нас в зимний лес. А как лес будет на башкирском  языке. (урман).

-Что растёт в лесу? (Деревья).

-А как мы скажем на башкирском языке? (Ағастар).

Фонетик-орфоэпик күнегеүҙәр.

-Как зимний лес шумит? Нисек ҡышҡы урман геүләй. (геү-ү-ү)

-Как согреваем руки? Ҡулдарҙы нисек йылытабыҙ (һо-һо-һо)

-Как дятел стучит по дереву? Туҡран нисек туҡылдай (туҡ-туҡ)

--Как шипит змея.Йылан нисек ыҫылдай? (ҫ-ҫ-ҫ)

-Чем покрыта земля, деревья? (Снегом).

-Как мы скажем на башкирском языке? (ҡар менан).

Тихо звучит аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года», педагог читает стихотворение.

Зимний лес стоит печальный,

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

Как вы думаете, почему в лесу тихо? (Птицы не поют –ҡоштар йырламай).

-Почему птицы песни не поют? (Они улетели в тёплые края).

-Ребята, а я вижу здесь птиц? Что это за птицы? Почему их так называют? (На деревьях зимующие птицы, потому что они остались с нами зимовать).

-Афарин ҡышлаусы ҡоштар.

-Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете называть птиц на башкирском языке.

Загадки о птицах:

Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица –  ).
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь – ).

Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ...
(Воробей – турғай).

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Сорока –  ).

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел –    ).

Носят серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь- кружат двадцать пар кричат:
- ҡарр! ҡарр! ҡарр!
(ворона – ҡарға).

Чем похожи все эти птицы? (У всех птиц есть голова, туловище, ноги , хвост, клюв,  покрыто перьями).Давайте проговорим на башкирском языке:

голова-баш,туловище –кәүҙә,ноги-тәпәй,хвост-ҡойроҡ,клюв-суҡыш,перья-ҡауырын.

В:Вам необходимо,рассказать по строение  птиц .Вам подсказка схема .

Ҡоштарҙың баш,күҙе,кәүҙәһе,суҡышы,ҡауырыны,ҡойроғо,тәпәйе бар.

https://cdn-nus-1.pinme.ru/tumb/600/photo/67/8fea/678fea0ca60abf99aa2aa4f0b702d894.jpeg

https://cdn.pixabay.com/photo/2018/09/23/00/34/head-3696557__340.png

http://t.facdn.net/24820140@800-1505603060.jpg

https://i.pinimg.com/736x/f5/88/89/f58889ce9e36782119a7728bde78b0dd--bird-wings-feather-jewelry.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B3-%D1%83%D1%85%D0%B0%D1%80%D1%8F-61145487.jpg

https://static.memrise.com/uploads/things/images/108545862_160604_0804_22.jpg

-А чем они отличаются друг от друга? (Они разные по величине, разного окраса перьев, клюв и т д).

-Как вы уже сказали, что и у птиц есть своё жильё. Где живут птицы? (В гнёздах)

-Ҡоштар  оя ҡора..

 Для чего они их вьют и из чего? (Из веток, прутьев, мха, соломинок. Для того, чтобы в них с приходом весны нести яица и высиживать птенцов

В:Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Я одна, а вас - много».

ҡарға-ҡарғалар. Кугәрсен –күгәрсендәр....

Пальчиковая гимнастика на башкирском языке.

Мин ҡоштарҙы яратам,

Тәмле емдәр ашатам,

Емемде суҡый ҡоштар,

Һикереп уйнай улар,

Сәп-сәп-сәп итәм,

Ҡоштарым осоп китә.

-Молодцы, сейчас с помощью этой таблицы мы с вами составим описательный рассказ на башкирском языке.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/12/19/k_5dfb32aa1265f/532742_1.jpeg

Описание птицы по мнемотаблице на  башкирском языке.

Был тургай.Ул бәләкәй  һоро төҫтә.Унын бар :башы,күҙе, кәүҙәһе, ҡанаты, суҡышы, ҡойрого,тәпәйҙәр. Ашай ем,бойзай.

- Афарин, балалар.

Рефлексивно-корригирующий этап:

Предлагает послушать стихотворение «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой

Пусть со всех сторон

К вам слетятся как домой-стайка на крыльцо.

Не богаты их корма, горсть одна нужна.

Горсть одна и не страшна, будет им зима.

Сколько гибнет их-не счесть, видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть и для них тепло.

Разве можно забывать, улететь могли,

А остались зимовать заодно с людьми.

-Как вы думаете, почему зимой птицы прилетают поближе к населённым пунктам? (Чтобы легче было добывать пищу).

Дөрөҫ,ҡоштар ем ,аҙыҡ эҙләп киләләр.

-Кто должен помогать птицам зимой? (Люди, мы с вами). А как мы можем им помочь? (Сделать кормушки, подкармливать их).

В:Кешеләр ҡоштарға тағараҡ эшләйҙәр.Тағараҡҡа ем һалалар.(Повторяют хором,индивидуально).

-Правильно, люди могут позаботиться о птицах зимой. Если мы спасём хоть одну птицу, то она спасёт десятки деревьев, так как птиц называют докторами леса. Они защищают деревья от вредных насекомых.

Посмотрите, какие прекрасные кормушки изготовили наши папы и дедушки. По окончанию занятий мы пойдём на прогулку и развешаем их на деревья на нашем участке. Устроим настоящую столовую для них.

Афарин ,балалар.

О каких птицах мы говорили? Как сказать  одним словом? Что вам запомнилось больше всего?

-Һаубулығыҙ.

Конспект  НОД  на тему:  “Ҡышлаусы ҡоштар”

 Продолжать формировать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу.

- Закрепить  умение составлять описательный рассказ на башкирском языке про зимующих птиц опираясь на мнемотаблицу

- Формировать умение самостоятельно заучивать стихотворение,половицы,песни про птиц  на башкирском языке;

-Воспитывать интерес и желания изучать башкирский язык.Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

  • Предметные картинки с изображением синицы и снегиря;
  • Презентация;  

Раздаточный материал:

  • Маски  зимующих птиц ;
  • Для дид.игры -маски птиц,кормушка .

Ход занятия

 (На проекторе презентация «Зима»_)

-Һаумыһығыҙ балалар.Бик шат һеҙҙе күререгә.

Хәйерле көндәр ,һеҙгә!

Аҡыл һәм  тел асҡыстары

Теләймен һәммәгеҙгә.

Д:Һаумы (ф.и учителя называют)

  Һаумы .яҡты көн!

  Һаумы ,дуҫым!

  Мин сәләмәт,мин матур,

  Салауат кеүек батыр!

   Яйлап ултырам хәҙер,

   Дәрес тыңларға әҙер.

В:Афарин уңғандарым. Дәреҫте ,башлайыҡ әле ,йыр менән «Ҡыш  етә»

                «Ҡыш  етә»

        Урамда аҡ ҡар яуған,

        Өй түбәһе ағарған.

        Ағас ботаҡтары бар да

Йәшел күлдәген һалған.        

        Кушымта:

Беләбеҙ! Беләбеҙ!

Ҡыш еткәнен һизәбез!

(дети исполняют песню)

в: Сейчас какое время года ? Хәҙер,ниндәй миҙгел?

Д: Ҡыш.

В: Какая погода ?

Д: Тышта һалҡын,һыуыҡ.Ел иҫә.Ҡар яуа. Ҡояш йылытмай.

 В: – Һаумыһығыҙ.балалар!  Тышта бик  һалҡын, һыуыҡ.. Ҡоштар ҙа йылы якка осоп киттеләр.

  Бөтөн ерҙ ап –аҡ ҡар ята.

- Ҡар бөртөктәре  ниндәй? .снежинки какие?

(ответы детей)

В:Аҡ-белая,

мягкие –йомшаҡ.

легкие-еңел.

(дети повторят за воспитателем хором,индивидуально.)

В: Эйҙэгеҙ балалар, ҡар бөртөктәрен осороп ҡарайыҡ әле.

Дид.игра «Ҡар бөртөгөн өр!» (имитация )

В:  Ҡарағыз әле бу агасҡа ниндәй ҡоштар ҡунған?

Назовите на башкирком языке.

Д:Ағаса  ҡунған ;ҡарға,күгәрсен,тумыртҡа,ябалаҡ,ҡыҙылтүш,ҡара баштүрғай.

Как можно назвать их одним словом?

Д:(ответы детей)Ҡышлаусы ҡоштар.

В:Сосчитайте сколько птиц к нам прилетела?

(дети считают на башкирском языке)

Физкультминутка: «Ҡарга ни әйтә»

                Ҡарға әйтә: «Ҡар, ҡар!

                Мейестә бәлеш бар, бар!

                Мейестән бәлеш алыр инем,

                Өйҙә ҡунаҡ бар, бар».

В: Кто загадает нам загадку  про птиц  на башкирском языке.          

1-ый реб:

        Гөрлөй – гөрлөй  йырлый ул,

Ҡыҙыл ситек кейә ул

Күлмәктәре күк

Татыулыкты һөя

Д:        Кугәрсен

 2-ой реб: Йәй туҡылдый был сүкес,

    Ҡыш тукылдый был сүкес,

     Нисек түҙә был сүкес?

Д: Тумыртҡа.

В:Илендән  айырылған

 Канаты ҡайырылған

Был ниндәй  ҡош була?

Д:Ябалаҡ

В: Рәхмәт балалар.

В:  Кто назовет на башкирском языке пословицы про птиц;

   1 реб:

 Ҡош һайрашып, кеше һөйләшеп таныша

2 реб:.

 Ҡош ҡанаты менән

  Кеше дуҫлыҡ менән көслө.

В: Бик дөрес, булдырдығыҙ!

В: Игра “Один –много”. 

ҡарға-ҡарғалар,турғай – турғайҙар.

ҡарабаш турғай -....

тумыртҡа-

күгәрсен-

В: Ял минуты . Подвижная игра  “ Осто –осто “(дети машут руками ,когда слышат название птиц)

“Емлеккә ниндәй ҡош килер икән”? Уйынды уйнап алайыҡ. (Балалар ҡош рәсемдәре яһалған маскалар кейәләр)

                Килегез, кил, ҡошҡайҙар,

                    Һез бит беҙҙең дуҫҡайҙар.

Бала  турғайҙы саҡыра

        Турғай,турғай    сут,сут,сут

        Ем һиптем, кил тиҙрәк осоп!

Турғай маскаһын кейгән бала  Ҡарабаш турғайзы саҡыра

        Ҡарабаш турғай , кил тиҙерәк –

        Ем һибәм, һина азрак.

  Ҡарабаш турғай маскаһын кейгән бала ҡарғаны саҡыра

        Ҡарға, ҡарға, һин ҡара.

        Ҡабып ҡал, аҙыҡ барҙа!

Ҡарға маскаһын кейгән бала күгәрсенде саҡыра

        Күгәрсенем гөр, гөр, гөр

        Ем һиптем, бына күр, күр!

Күгәрчен маскасын кигән бала ҡарабаш турғайҙы  саҡыра

        Ҡарабаш турғай , кил әле,

        Ем, Һибәм Һиңа, күр әле!

В:Все пришли угостились. Барысы да килделәр, тукландылар.Афарин балалар.

В: Нисек атыйбыҙ был ҡоштарҙы?

Д: Ҡышлаусы ҡоштар тип атыйбыҙ.

В: Тағын бер тапҡыр исемдәрен әйтәйек инде.

Д (турғай,  ҡарға, күгәрсен, ябалаҡ, тумыртҡа, ҡарабаш турҡай,ҡыҙылтүш)

В:Чем мы, люди,можем помощь птицам .

Д: Тағараҡтар яһап ,ем биреп. 

В: Давайте ,составим рассказ по картинке:

                                 https://www.culture.ru/storage/images/de56cbbdd87cc4f6fb9edbef5f434705/f25ac6710019d0ac557b85d3a771b7f4.jpeg

 Рассказ детей

В: Афарин балалар.  

-О каких птицах мы говорили?

 -Что вам запомнилось больше всего?

-Какое занятие вызвала трудноси при выполнений?

-Һаубулығыҙ.

Дәресте тамамлайбыҙ йыр менән .

 “Ҡоштар турында йыр »

Беҙҙең баҡсала ҡоштар ҙа

 Бер ни тиклем һайрамайҙар.

 Һалҡын икәнлекте һиҙеп,

 Ем эҙләргә осмайҙар.

 Өҫтәмә:

 Беләбеҙ! Беләбеҙ!

 Ҡыш еткәнен һиҙәбеҙ!

 Әйҙә, дустар, бергә сығып

 Емдәр салыйк ҡоштарға.

 Аш-һыу булһа, аҙ еңел булыр

 Бар ҡоштарга ҡышларға.

 Өҫтәмә:

 Беләбеҙ! Беләбеҙ!

 Ҡыш еткәнен һиҙәбеҙ!

        

Конспекты непосредственно-образовательной деятельности

Образовательная область:

“Познавательное развитие”

 тема:  “Птицы. Ҡоштар”

https://www.culture.ru/storage/images/de56cbbdd87cc4f6fb9edbef5f434705/f25ac6710019d0ac557b85d3a771b7f4.jpeg

Подготовила:

Воспитатель высшей категории

Сахаува Р.Ф.

                     Литература

  1. Ахметзянова Х.Ш. Фольклор аша татар теле. – Казан: Мәгариф, 2007.
  2. Зиннурова Ф.М. Бала сөйләмендәге кимчелекләрне төзәтү. – Казан: Мәгариф, 2005.
  3. Зиннурова Ф.М. Уйнап укый сабыйлар. – Казан: Мәгариф, 2007.
  4. Измайлова Г.Х. Бергәләп тәрбиялибез. – Казан: Мәгариф, 2006.
  5. Камаева Р.З. Дөрес сөйләшик. –Казан: Школа, 2004.

Латыйпова В.З. Сабый дөрес сөйләшсен. Логопедия төркемендә коррекция-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...