Делимся опытом.
учебно-методический материал по развитию речи

Светлана Михайловна Клыго

Семинар - практикум класс для воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БДОУ «Центр развития ребенка-Нюксенский ДС»

Семинар-практикум для педагогов

Тема: «Говорим правильно – нам подражают дети»

Подготовил учитель-логопед:

Клыго С.М.

2020-2021 уч.год

Цель: повышение общей культуры педагогов, педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры.  

Задачи: 

-расширить представление о речевой культуре педагога как основного инструмента культуры в целом;

-раскрыть значение культуры речи воспитателя для формирования речи детей дошкольного возраста;

-познакомить с рядом специальных упражнений, способствующих сохранению и совершенствованию речевого и голосового аппарата;

-помочь совершенствовать владение нормами литературного языка;

-убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми;

-вызвать чувственный отклик и активное участие педагогов в обсуждении вопросов по рассматриваемой теме;

     Н.В.  Гоголь писал: «В нем (в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».

       Красивую речь сейчас редко услышишь даже по радио и по телевиденью. На улице, в транспорте, в магазине мы часто слышим грубую речь с вульгарной интонацией, неряшливым произношением, массой неправильных ударений и речевых ошибок. Не случайно ученые и общественные деятели говорят о кризисе литературного языка, особенно в сфере устного общения.

          Поэтому так велика ответственность воспитателей и родителей за культуру собственной речи. Живое слово взрослого по- прежнему остается главным средством обучения ребенка. Именно поэтому педагогам принадлежит право демонстрировать перед детьми образцы верного произношения. Постоянно имея перед собой образец правильной речи, ребенок невольно начинает подражать ему, спонтанно усваивая тем самым норму литературного произношения.

Грамотная устная речь способствует легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство.

          Велика и эстетическая ценность грамотной речи, так как это своеобразное зеркало, которое наиболее ярко отражает степень общего интеллектуального развития человека. Кому из нас не режут слух слова «проздравить», «кажный», «канпот», «колидор», - встречающиеся как в речи детей, так и в речи взрослых. Это так называемый просторечный стиль с предупреждением и устранением особенностей которого мы и должны работать.

В основе произносительной системы русского языка лежит нейтральный стиль, главное назначение которого - коммуникативное. Данный стиль используется в повседневной практике речевого общения, это основной стиль литературного произношения. Примером нейтрального стиля может служить речь дикторов телевиденья, выступления мастеров сцены.

              Разговорный стиль связан с обычными речевыми ситуациями. Его реализация происходит в условиях неофициального, непринужденного, заранее не подготовленного сообщения.

    Дети дошкольного возраста владеют именно разговорным стилем произношения. Разговорный стиль нередко наблюдается и в речи родителей, воспитателей:

«Скоко повторять одно и то же»

«Седня вы хорошо работали»

«Ничо не надо трогать»

«Щас будете заниматься»

«Ляжь на правый бок»

«Не раздевай пальта»

«Вот здеся у меня картинки»

«Отседова можно сделать вывод»

«Ложи сюда одежду»

            Итак, особое место в русском языке занимает ударение. Оно подобно биению сердца. Мы не вспоминаем о нем, пока кто – то не исказит слово, неправильной постановкой ударения – оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл и грамматическую форму. Своеобразие его в том, что оно свободное, т. е. не прикреплено к определенному слогу в слове, может падать и на первый и на второй слог, и на третий, например мУка-мукА, запАх-зАпах.

 Особенностью ударения является его подвижность, способность менять свое место в зависимости от формы слова:

Например, Понять – понял – поняла

        И еще одна особенность ударения - изменчивость, с течением времени ударение меняет свое место в слове. Раньше говорили: КладбИще, библиОтека, музЫка. Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях: «Гремит музЫка полковая». (А. С. Пушкин)

Очень часто возникают сомнения в постановке ударения. И сейчас мы с вами проверим себя и потренируемся. Ваша задача правильно расставить ударение и затем прочитать.

№1 Игра – тренинг «Ударение» - расставить ударение.

1.каталОг

2.красИвее

3.петлЯ

4.свЕкла

сирОты

цемЕнт

позвонИт

началА

началсЯ

простынЯ

звонИшь

алфавИт

аргумЕнт

договОр

досУг

звонИт

процЕнт

танцОвщица

ремЕнь

избаловАть

баловАть

докумЕнт

Искра

комбАйнер

облегчИть

предложИть

щавЕль

столЯр

месяцАми

алфавИт

киломЕтр

творОг

ворОта

избалОванный

завИдно

обеспЕчение

      Прежде всего, каждый взрослый и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, рядом с нами дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка. Нельзя допустить, чтобы дети слышали от нас с вами, а потом и сами говорили «мое фамилие, десять курей, я раздел сапоги, вперед меня».

№2 проспрягать глаголы по лицам и числам.

Теперь я вам предлагаю проспрягать глаголы по лицам и числам. По примеру:

Ед. число

Мн. число

1-ое лицо

Я бегу

Мы бежим

2-ое лицо

Ты бежишь

Вы бежите

3-е лицо

Она (он, оно) бежит

Они бегут

 - я хочу, мы хотим, ты хочешь, вы хотите, он хочет, они хотят

-я гребу, ты гребешь, вы гребете, он гребет, они гребут

- я беру, ты берешь, вы берете, он берет, они берут

- я рву, ты рвешь, вы рвете, он рвет, они рвут

-я пью, ты пьешь, вы пьете,он пьет, они пьют

- я несу, ты несешь, вы несете, он несет, они несут

- я сажу, ты садишь, вы сажаете, он сажает, они сажают

- я надеюсь, ты надейся, вы надейтесь, он надеется, они надеются

- я клею, ты клеишь, вы клеите, он клеит, они клеят

- я борюсь, ты борешься, вы боритесь, он борется, они борются

-я посмотрю, ты посмотришь, вы посмотрите, он посмотрит, они посмотрят,

- я обижусь, ты обидишься, вы обидитесь, он обидеться, они обидится.

Не редко мы детей просим о чем-либо, советуем, предупреждаем, запрещаем. Так вот все эти побуждения тоже нужно проговаривать грамотно. И сейчас мы с вами потренируемся.

№3. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов, например: махать- маши (те); лечь- ляг (те).

бежать (беги, бегите)- сесть (сядь, сядьте)-ставить (ставь, ставьте)-отказаться (откажись, откажитесь)-охранять (охраняй, охраняйте)-направить (направляй, направляйте)-обменять (обменяй, обменяйте)- есть (ешь, ешьте)-забыть (забудь, забудьте)-положиться (положись, положитесь)-догадаться (догадайся, догадайтесь)-выйти (выйди, выйдите)-дежурю (дежурь, дежурьте)-сяду (сядь, сядьте)-разбудить (разбуди, разбудите)- нарежу (нарежь, нарежьте)

В нашей речи наблюдается множество ошибок склонения существительных по родам, я предлагаю вам себя проверить или где-то поучится.

№4. Определите род существительных и употребите слова в скобках в правильной форме:

Для начала мы вместе проговорим словосочетания и раскроем слова в скобках, а затем вы самостоятельно проговорите предложения раскрыв скобки.

o Окна занавешены (тюль) тюлем

o Лицо скрыто (вуаль) вуалью

o Крышу кроют (толь) толем

o Вымою голову (шампунь) шампунем

o Голова покрыта (шаль) шалью

Теперь возьмите по две бумажки и прочитайте предложения, правильно раскрыв скобки.

-зимой, чтобы не простудиться, нужно надевать (теплОЕ) пальто.

-мы проснулись, а на кухне нас уже ждет (горячий) кофе.

-Кто-то играл на пианино, (которОЕ стоялО) в большой комнате.

-Исход игры (решил досадный) пенальти.

-Дом, который нам нужен, находится на (пятОМ) авеню.

-Дверь (открылА пожилАЯ) мадам.

-В начале концерта на сцену (вышел пожилой) конфераннсье.

- А вы любите (жаренОЕ) кольраби?

Следующее задание- это употребить слова из скобок в нужной форме.

№ 5. Употребите слова из скобок в нужной форме.

Вспомним правило употребления слов, с такими словами как пара, килограмм, много.

А теперь немного потренируемся, вам нужно выбирать по очереди карточки и правильно раскрыть скобки.

пара (чулок, сапог, ботинок, носков, валенок, туфЕлЬ)

килограмм (яблок, груш, слив, апельсинов, вафель)

МНОГО

баклажаН, башкиР, блюдЕЦ, буднЕЙ (БУДЕН), грамМОВ, гектарОВ, грузИН, кирГИЗ, мандариныОВ, простынЬ(ПРОСТЫНЕЙ), полотеНЕЦ, , серЕГ, солдаТ, сумерЕК, , юношЕЙ, яслЕЙ, бюллетенЕЙ.

Далее по примеру,  вам нужно просклонять слова в родительном падеже множественного числа: бинт, блин, торт, бант, гусь.блюдце,зеркальце, копытце-одеяльце-полотенце-сердце-болотце-деревце-кружевце-оконце

Сегодня каждого из нас окружает множество речевых ошибок, поэтому предлагаю вам №6 Игру – конкурс «Исправь ошибки». Я вам раздам карточки, а вы прочитаете, исправляя ошибки.

 «Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на лисопеде. Видишь, как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить, положь. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня».       

Не секрет, что воспитатели и родители часто путают назначение глаголов «надевать и одевать.

№7 Игра «Почувствуй разницу»

Что можно надевать на себя? А одевать? Итак надеваем мы что-то а одеваем кого-то.

Я предлагаю сначала самостоятельно потренироваться, а потом все вместе. У вас лежат карточки ваша задача определить в каких случаях мы будем употреблять глагол надевать, а в каких одевать.

1. Я (надеваю, одеваю) шапку

Воспитатель (надевает, одевает) Машу

2. Мальчик (надел, одел) свою младшую сестру

Я (надела, одела) пальто на Свету

3. Я (надеваю, одеваю) куртку.

Воспитатель (надевает, одевает) ребенка.

4. Мальчик (надел, одел) свою младшую сестру.

Я (надела, одела) пальто на Диму.

А теперь заполним пропуски все вместе.

«Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала…., куртку стала …..шапку стала….А потом стала сына (надевать или одевать).

В силу нашей профессии мы часто сталкиваемся с фамилиями и иногда имеем затруднения при правильном склонении ее.

Правило по склонению фамилий различного происхождения.

Иностранные фамилии на -ов, -ин

(теория предложена Дарвином)

Русские фамилии на –их, -ых

(тетради Ирины Черных)

Мужские оканчивающие на согласный

(дипломы выданы Александру Кругу )

Женские оканчивающие на согласный

(в гостях у Екатерины Мартынюк)

Французкие фамилии оканчивающие на –а, -я

Все остальные на –а,-я

Все фамилии оканчивающие на –е, -и, -о, -у, -и,-э, -ю

Ваша задача опираясь на правило правильно раскрыть скобки про склоняя фамилии.

№1

1.Из сада забрали (Корец Илья). КорцА Илью

2.Уложила спать (Бойченко Света). БойченкО Свету

3. Лекции (Новак Владимир).НовакА Владимира

4.Наше знакомство с (Чарли Чаплин)  Чарли Чаплином состоялось в период немого кино.

№2

1.Покормили (Пята Макар). Пята Макара

2.Нас познакомили с (Александр Долгих). Александром Долгих

3. В концерте приняли участие отец и сын (Ойстрах).Ойстрахи

4.Перу профессора (П.Я. Черных и О.А.Дубяго) Черных и Дубяго принадлежит ряд работ по истории русского языка.

№3

1.Мороженое купили (Бойцеох Георгий). Бойцеоху Георгию

2.Тетрадь по русскому языку (Михаил Иванько).Михаила Иванько

3.На днях состоялся вечер памяти (Жан-Батист Клеман). Жана-Батиста Клемана

4.В завкоме нас познакомили с молодым рабочим (Саша Кох). с Сашей Кохом

№4

1.Увидела (Рузинг Валерия).Рузинг Валерию

2.Побеседовать со студенткой (Ремчук Оксана). Ремчук. Оксаной

3.В «Похождениях бравого солдата Швейка» ярко проявился сатирический талант (Ярослав Гашек). Ярослава Гашека

4. Репертуар (Михаил Рыба) обширен. Михаила Рыбы

Итак, из всего сказанного можно сделать для себя следующие выводы:

- надо постоянно совершенствовать культуру речи;

- критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения произносительных норм.

            И в заключение семинара потренируемся в изящной словесности, скажем друг другу ласковые слова (дорогая, уважаемая, милейшая, очаровательная, прекрасная, несравненная, дрожайшая, обворожительная, пленительная, замечательная, умнейшая, красивейшая, драгоценнейшая), и подарим (подарки), не называя их, а описывая так, чтобы тот, кому вы дарите, догадался, что это за подарок, подберите точные слова «цветок, кукла, духи, зонтик, зеркало, платочек, кольцо, чашка, книга).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Делимся опытом работы с родителями

В статье изложены основные направления и формы работы с родителями....

Делимся опытом. Консультация для воспитателей «Субъект - объектные отношения между взрослым и ребенком»

Бесспорно, что успешность обучения детей определяется уровнем состояния здоровья. Состояние здоровья имеет главное значение, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: ...

Как развивать познавательный интерес? Делаем опыты вместе с детьми..

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даем детям возмо...

Делимся опытом или особенности воспитания детей дошкольного возраста в разновозрастной группе

Статья посвящена особенностям организации образовательно-развивающей среды для детей дошкольного возраста  в условиях разновозрастной группы на примере частного детского сада....

Книга «Делимся опытом семейного воспитания»

В этом материале родители рассказывают о том, как они проводят свое свободное  время  с детьми....

ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Современная система образования дошкольников ориентирует воспитателя на новый, личностный подход к ребенку, нуждающемуся в понимании и уважении интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспе...

Делимся опытом

Многие педагоги любят учиться. Особенно любят обмениваться опытом своей работы. Несмотря на то, что в нашу жизнь давно вошёл интернет, где во множестве публикуются занятия с детьми, программы, проекты...