Мини-музей «Национальная деревня» дидактическая игра для детей 6 -7 лет
методическая разработка по развитию речи

 Барбарина Ольга Александровна

Цель: продолжать знакомить детей с народами, которые населяют Россию.

Задачи:

  • формировать любовь к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
  • развивать познавательный интерес, наглядно-образное мышление, наблюдательность, память, внимание;
  • развивать умение свободно действовать в пространстве мини-музея, совершенствовать навыки классификации предметов по домам разных национальностей;
  • знакомить детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов;
  • вовлекать детей в художественно-творческую деятельность, развивать детское творчество, умение видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждать создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;
  • обогащать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки и умения;
  • воспитывать любовь, уважение к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
  • воспитывать уважительно относиться к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности.

Россия — страна огромная. Более 140 различных народов проживает в современной России. Территория проживания каждого народа различна, однако внимания заслуживают все, ведь история, культура, обычаи и праздники даже самого малочисленного народа – это часть общечеловеческой культуры. Все рассказывают свои сказки, поют свои песни, танцуют свои народные танцы. И у каждого есть свой национальный костюм.

Костюм — это часть народной культуры. Он пришел к нам из давних веков, такую одежду носили наши предки и оставляли её в наследство своим детям. Они любили её, берегли и надевали только по праздникам.

Путешествуя в прошлое, игра знакомит детей с тем, что на территории нашего государства проживают народы разных национальностей; дети могут познакомиться с тем, в каких домах раньше жили люди, с предметами быта; с национальными костюмами и их орнаментами.  

Комплектация:

  • 3 дома – русский, мордовский, чувашский. 3 юрты –  татарская, башкирская, казахская. К каждому домику идут персонажи в народных костюмах. У домиков и юрт открывается крыша, чтобы посмотреть убранство дома. 
  • Так же входит развивающий альбом, где дети могут познакомиться с национальными костюмами, их названиями, блюдами разных народов.
  • Игры по принципу колец Луллия.

Все игры отлично мотивируют ребенка, помогают развивать внимание, мышление, восприятие, речь!

Игра «Росписи» (8 секторов – 8 росписей) Самопроверка по цветным кругам.На круге не только хохлома, гжель, жостовская и городецкая росписи, но и менее известные детям: вятская, борецкая, вологодская, алтайская росписи. Можно использовать как самостоятельную игру в ИЗО.

Игра «Собери татарский узор» узор на вращающихся кругах.

Игра «Собери матрешку и подбери узор» узор на вращающихся кругах.

Игры на 3-х вращающихся кругах, где не только закрепляем знание национальных костюмов, но и тренируем память и мышление – игры на кругах с подбором пар мужских и женских костюмов.

Игра «Народы России»

Игра «Народы Республики Татарстан»

Игра «Народы Республики Марий Эл»

Игра «Золотое кольцо России»

Игра позволяет изучить города золотого кольца России, тренирует восприятие и воссоздающее воображение, расширяет кругозор.

Игра «Профессии Севера» Самопроверка по цветным кругам.

Игра знакомит детей с «новыми» профессиями Севера (охотник, рыболов, оленевод, экспедитор, чумработница, метеоролог).

Игра «Ремесла» Самопроверка по цветным кругам.

Игра знакомит и расширяет знания детей о народных ремеслах.

  • 10 пар народов России

Дети знакомятся с костюмами народов России.

Варианты игр.

Играть можно как индивидуально, так и подгруппами.

Вариант 1. Количество игроков: 2-4

Детям предлагается рассмотреть картинки с изображениями народов России и правильно назвать национальность изображенного человека. Ребенок рассказывает об особенностях национальной одежды.

Вариант 2 Количество игроков: 2-4

Детям предлагается рассмотреть макеты разных жилищ. Назвать правильно, рассказать об особенностях жилья, найти сходства и отличия.

Вариант 3 Количество игроков: 1-2 (усложнение)

Воспитатель читает текст карточки с характеристикой традиционного жилья народов России. Ребенок самостоятельно соотносит людей в национальных костюмах и их жилища.

Вариант 4 «Чей дом?» Педагог берёт, например, картинку с изображением народа: татары, а ребенок находит картинку (юрту в «Национальной деревне») традиционного жилища татар. С помощью этой игры у детей закрепляются знания о традиционном жилище народов, населяющих Россию.

Вариант 5 «Найди пару и назови, подбери пару к домику в «Национальной деревне» (10 пар народов России)

Вариант 6 «Посчитай-ка». Ребенку предлагается сосчитать сколько жителей живет в «Национальной деревне», сосчитать посуду, убранство дома. (у какого народа больше, меньше, равно). Посчитай, 1 татарин, 2 татарина …5 татар… (русский, башкир, казах, мордовец, чуваш)

Вариант 7 Образование относительных прилагательных:

В Республике Марий Эл живут…   Марийцы

В Татарии живут … Татары

В Мордовии … Мордовцы

В Чувашии живут … Чуваши и т.д.

Согласование существительных с прилагательными в единственном и множественном числе:

Добрый человек – добрые люди

Дружелюбный народ – дружелюбные люди

Национальный народ – национальные костюмы и т.д.

Согласование существительных с глаголами:

Народ дружит.

Уважать людей, друзей и т.д.

Подбери родственные слова

Например, Русь –  мужчина, живущий на Руси - русский, женщина, живущая на Руси - русская, язык на котором говорим- русский язык. Россия - россиянин, россиянка, россияне, российский.

Игра «Подбери прилагательные»

Раньше Россию называли Русью

Русь какая? … могучая.

Русь какая?... огромная.

Русь какая?... бескрайняя

Русь какая?... богатая.

Русь какая? … красивая.

Русь какая?... мирная.

Игра «3 лишний»

Сарафан, кокошник, шляпа

Валенки, кокошник, платок

Серьги, сарафан, рубаха-косоворотка

Шапка, тюбетейка, лапти и т.д.

 

Шаблоны домиков не моя разработка

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания детей"

Презентация  в помощь воспитателю при создании Мини-музея в ДОУ...

проект мини -музей по познавательному и художественно - эстетическому развитию детей в средней группе

В этот творческий проект вошли тематические занятия по познавательному и художественно - эстетическому развитию  для дошкольников средней возрастной группы. По желанию педагога темы можно менять....

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитатель найдет здесь полезную информация при создании мини-музея в группе детского сада....

Консультация для воспитателей "Мини-музей как одна из форм познавательной активности детей"

Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе...

Консультация для педагогов На тему: ««Мини-музей»- как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»».

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини – музеями». «Мини» в нашем слу...

Мини- музей Украинской национальности

Цель: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно быта и традиции народов Украины.Задачи:Привлечение родителей к культурно ...

Проект на тему «Мини - музей хлеба» Срок реализации 1 месяц Возраст детей 6-7 лет.

Актуальность: В последнее время широкое распространение получила организация работы с детьми на базе мини-музеев, созданных в дошкольном образовательном учреждении. Это одно из направлений р...