Открытое занятие по развитию речи «Коллекция историй» - «Зимний лес»
план-конспект занятия по развитию речи

 Барбарина Ольга Александровна

 «Коллекция историй» - «Зимний лес»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kollektsiya_istoriy_-_zimniy_les.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

 «Коллекция историй» - «Зимний лес»

Тема: Подготовка к составлению рассказа по картине И. Шишкина «Зима»

Цель: Развитие связной речи

Образовательные задачи:

  • Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе;
  • Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.

Развивающие задачи:

  • Развитие связной речи, всех видов восприятия, творческого воображения.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине,

Инициативности, самостоятельности, творческого воображения.

Оборудование: интерактивная доска, магнитофон, аудиозапись звуков природы, мольберт, репродукция картины И. Шишкина «Зима», контейнер со снегом и льдом, картинки деревьев, следы животных, символы признаков снега и льда. Клей, вата, ватные палочки, мелко нарезанная бумага, гуашь, картинки с изображением кустов и деревьев (сосна, ель).

Ход

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята. Кто хочет сыграть в «Пирамиду дружбы» Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку  (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова: “Раз, два, три, четыре, пять – вот и встретились опять!

Показать папки кейсы, «Коллекция историй»,

  • У нас их много на разные темы, про что у нас с вами еще нет?  
  • Ребята, я предлагаю вам создать еще одну историю в нашу коллекцию. А вы любите ходить в лес с родителями? А в какое время года вам больше нравится ходить, летом или зимой?  Спросить детей почему?
  • Я предлагаю вам сегодня создать историю про зимний лес.  Согласны?
  • Сегодня один знакомый художник принес к нам в сад вот эту картину, а написал ее художник Иван  Иванович Шишкин. Рассмотрите внимательно эту картину. Картина необычная, а даже волшебная.
  • Почему она необычная?
  • А потому, что она умеет говорить. Не верите? Сейчас я вам покажу. Но рассказывать она будет только очень внимательным, не упускающим, ни одной мелочи детям.
  • Давайте мы теперь эту картину внимательно рассмотрим издалека, через «волшебную подзорную трубу». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо.
  • Но, перед тем как начать смотреть и рассказывать, для порядка сделаем зарядку для язычка (повторить каждое упражнение 3-4 раза):
  1. Снег колючий, как иголки, а иголки очень колки
  2. Лопатка снег убирала, потом улеглась, видно очень устала
  3. Спинка язычка у нас, будет горочкой сейчас.

Игра «Подзорная труба»

Детям предлагается картина для рассматривания  (подзорная труба – яркая труба из картона)

  • Наведите глазок подзорной трубы на один предмет  и назовите его. Посмотрите и скажите: кого или что вы там видите?
    Дети проговаривают что видят. 
  • Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны (быстро перечислить все названное, начиная с главного)

В ПАПКУ САМУ КАРТИНУ

  • Вам нравится эта картина? А хотели бы вы в неё войти?  хотите отправиться в зимний лес?
  • Но, чтобы туда попасть, нужно теплее одеться. Что мы с вами будем надевать? (имитируем движениями, что надеваем.)
  • Ну, что, все оделись? Отправляемся.

(идем, звучит музыка «хруст снега под ногами») 

  • Ой, какие сугробы вокруг! Осторожно, не упадите, поднимайте ноги повыше! (взрослый проделывает все движения с детьми) Пойдем за мной, никуда не отходите, а то можете заблудиться в лесу! Смотрите, а что это там вдалеке?

Подходим к доске, где на экране картина Шишкина «Зима»

Садимся.

Воспитатель:

  • Вот мы с вами и очутились в зимнем лесу
  • Узнаёте картину? («Зима», а написал ее художник Иван  Иванович Шишкин)

Звучит запись воя вьюги и шума ветра.

  •  Какие звуки вы услышали?

Дети: Шум ветра, вой вьюги.

Воспитатель: Какая вьюга?

Дети: Холодная, злая, колючая.

Воспитатель: Какой ветер?

Дети: Зимний, студеный, Злой.

  • Сильный ветер поломал сухие деревья, и теперь их ветви и стволы лежат на мерзлой земле, прикрытые высокими сугробами.
  • Давайте еще раз внимательно рассмотрим и опишем зимний пейзаж. Старайтесь использовать в своих ответах слова, отвечающие на вопрос «Какой?»
  • Какое время года наступило? (наступила холодная зима)
  • Что лежит на земле и на деревьях? (на земле и на деревьях лежит пушистый снег)
  • Как называются деревья, которые изобразил художник? (ель, сосна, кусты)  В ПАПКЕ И ДЕРЕВЬЯ КОТОРЫЕ МЫ ЛЕГКО УЗНАЕМ ЗИМОЙ ЕЛКА, СОСНА
  • В центре стоит несколько небольших елочек. Буря их пощадила, а снег аккуратно прикрыл, подарив надежную защиту от мороза.
  • Какой бывает лес зимой? (спящий, дремучий, густой, глухой, частый, неподвижный, сказочный, волшебный, таинственный, суровый, величественный).
  • Какое небо? (небо высокое и ясное)
  • А как вы думаете, какой воздух? (Воздух морозный и чистый, свежий)
  • Давайте почувствуем, как пахнет свежестью, морозом (дышим).
  • Рассматривая полотно, можно заметить все холмики и даже мельчайшие ямки, появляется желание протянуть к картине руку, чтобы потрогать снег.

Воспитатель: а, сейчас закройте глаза и сделайте глубокий вдох через нос, не поднимая плечи. Какой запах вы почувствовали?  (подношу контейнер со снегом и льдом к лицам детей. Дети рассказывают о своих ощущениях). Пахнет морозом.

Воспитатель: Правильно ребята – это снег и лед, ощущение холода.

  • В какое время года мы с вами можем наблюдать снег и лед?
  • Снег и лед – их появление связано с наступлением зимы.
  • Сравните их и расскажите об этом: Упражнение «Сравни и расскажи»

Дети: Снег мягкий, а лед твердый

  • Снег пушистый, а лед гладкий
  • Снег белый, а лед прозрачный
  • Снег тает быстро, а лед медленно

В ПАПКУ ВСЕ ПО СНЕГ, ЛЕД)

  • Слышится ли что-то в лесу? (В лесу тишина. Только иногда слышится, как упала с еловой лапы снежная шапка).
  • А видите ли вы живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вот какую загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке, кажется, что она тоже заснула.

Поиграем в игру сравнение. Придумаем красивые сравнения.

  • Снег белый как …
  • Сосны прямые как..
  • Снежные сугробы похожи на..

Рассказ воспитателя

  • На картине «Зима» нарисован уголок зимнего леса. Мы видим густой ельник, покрытый снегом. Сильный ветер поломал сухие деревья, и теперь их ветви и стволы лежат на мерзлой земле, прикрытые высокими сугробами.

Снег белый, чистый и пушистый. В глубине леса светлая поляна. Над ней высокое морозное небо. Воздух в лесу чистый и морозный. На ветке старой ели сидит, словно заснувший одинокий клест. Стоит тишина.

Воспитатель:

  • Ребята, а каких зверей мы еще можем встретить в лесу?

(СЛЕДЫ ЗВЕРЕЙ В ПАПКЕ)

  • Как бы вы  назвали эту картину? «Зима»

Физминутка

  • А теперь давайте представим, что мы превратились в предметы, которые изображены на картине (по описанию картины такими же словами) 
  • Превратитесь в  большой сугроб
  • А теперь в птицу заснувшую на ветке
  • Превратитесь в высокую елку, прикрытую снегом.., небольшие елочки
  • Воздух морозный, чистый, свежий.

Воспитатель:

  • ребята, предлагаю вам стать художниками и написать свою картину. Затем мы сложим все ваши картины в общую, и посмотрим, каким у нас получится зимний лес.
  • Те, у кого коричневые шишки, подходят к столу с коричневой шишкой (вата), у кого желтые шишки, подходят к столу с желтыми шишками (мелко нарезанная пряжа или бумага), а у кого зеленые шишки,  подходят к столу с зелеными шишками (тычок кисточкой или ватными палочками) и будут работать вместе со мной.
  • Всем нам нужно укутать наши деревья в снежную шубу.

Пальчиковая гимнастика «Снежки»

Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок лепили («лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, (показывают круг, сжимают ладони вместе)

Очень гладкий гладят одной ладонью другую)

И совсем - совсем не сладкий (грозят пальчиком).

(дети выполняют работу) Музыку

Итог.
Хорошо в лесу зимой,
Но пора нам всем домой.

  • Посмотрите, каким красивым получился наш зимний лес. У каждого дерева своя теплая снежная шубка, которая защитит его от мороза.  
  • Вы долго рассматривали картинку, а теперь посмотрим, кто из вас самый внимательный? Я по одному буду подзывать к себе. Нужно будет повернуться спиной к картине.

Я задам вопрос по картинке. Не оборачиваясь, Вы должны будете ответить на него. Остальные дети сверят ответ с тем, что изображено на картине.

Вопросы по рассказу и анализ сразу

  • Что мы видим на картине? (густой ельник)
  • Где лежит снег? (снег лежит на деревьях и на земле)
  • Какие деревья изобразил художник? (художник изобразил ели, сосны и кусты)
  • Кого мы видим на ветке старой ели? (На ветке старой ели сидит, одинокий клест)
  • Ребята, а чем мы сегодня занимались?
  • Что вам понравилось? Что было интересно делать?
  • Понравилась ли вам картина? Почему?

Ребята, посмотрите, у нас получилась еще одна книжка в нашу коллекцию историй, благодаря которой мы с вами в следующий раз сможем составить рассказ по картине Ивана Шишкина «Зима».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие в зимний лес"

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков "ж" и "ш" в словах и фразах, дифференцировать звуки на слух, обогащать словарь детей образными словами и выражениями, формировать пред...

Открытое занятие по развитию речи. "Путешествие в зимний лес"

Учить детей соотносить уведенный на картине зимний пейзаж с прослушиванием литературного произведения. Обобщение и систематизация знаний о диких животных:  поведение в зимнее время года; следы; о...

Открытое занятие по развитию речи Рассматривание картины "Зимние забавы" с применением метода синквейна.

Рассматривание картины "Зимние забавы" с применением метода синквейна....

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в зимний лес»

Конспект  открытого  занятия по развитию речи «Путешествие в зимний лес» Задачи:1.Образовательные:- Обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени год...