Краткосрочный проект: "Мой любимый мишка"
проект по развитию речи (средняя группа)

Данный материал будет интересен воспитателям средней группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Мой любимый мишка»

Тип проекта – информационный.

Средняя группа № 14 МБДОУ №185

Сроки реализации проекта: 1.03. – 18.05.2023гг.

https://st.depositphotos.com/1967477/2393/v/950/depositphotos_23939263-stock-illustration-cute-brown-bear-stuff-cartoon.jpg

                                                                                                   Воспитатель:

Кулакова О.В.

г.Барнаул

2023 г.

Введение.

       Создание новой экспозиции в действующем мини-музее «Лес» – интересная и увлекательная форма работы, которая позволяет воспитателю разнообразить предметно-развивающею среду группы, привлечь родителей в воспитательную деятельность, а так же сделает привлекательным и привычным для детей слово «музей». Новая экспозиция способствует развитию у детей кругозора, познавательной активности, а так же формированию у детей проектно-исследовательских навыков. Дошкольники участвуют в обсуждении темы, приносят из дома экспонаты, учатся проводить экскурсии, могут пополнить экспозицию  своими рисунками и поделками.

И главная мысль: новая экспозиция мини-музея будет интерактивной. То есть после экскурсии дети могут играть в нем в разные по тематике игры, трогать экспонаты мини-музея, создавать свой мини-экспонат, не выходя за пределы музея.

       Идею создания новой экспозиции мини-музея «Лес» - «Мой любимый мишка» мне «подсказали» сами дети своим большим интересом к сказкам и мультфильмам с участием медведей. Он проявлялся в детских разговорах о смешных проделках, сюжетных играх с игрушками главных героев сказок, рассматривании приносимых из дома книг, журналов, раскрасок, просьбы их прочитать. Во время проведения этой деятельности, выяснилось, что  дети не достаточно имеют представление о многообразии сказок и произведений о медведях.

Цель: создание новой экспозиции в мини-музее группы «Лес», как отражение познавательных интересов детей.

 

Задачи:

Образовательные:

Расширить представления об образе медведя – героя литературных произведений на уровне восприятия среднего дошкольного возраста.

Продолжить формирование у дошкольников представления о музее.

Развивающие:

Активизировать и обогащать словарь детей.

Развивать внимание, мышление, память.

Развивать детское творчество в умении создавать выразительные образы животных в самостоятельной художественной деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к родному языку при знакомстве с произведениями, в которых рассказывается о медведях.

Формировать заинтересованное, бережное отношение к  игрушкам и экспонатам мини-музея.

Принципы построения музейной экспозиции.

• Принцип деятельности и интерактивности.

• Принцип научности.

• Принцип динамичности и вариативности.

• Принцип разнообразия.

• Принцип экологичности и безопасности.

• Принцип непрерывности.

Ожидаемые результаты.

Дети получат представления о разнообразии образа медведя – героя литературных произведений.

Научатся поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

Сформируется любознательность, эмоциональная отзывчивость, интерес к музейной деятельности.

Этапы реализации проекта:

 

1 этап-подготовительный

Цель: создание условий для реализации проекта. Определение мотивации, цели, задач по реализации проекта «Мой любимый мишка».

Содержание.

  1. Подбор методической литературы, тематических НОД, бесед, художественной литературы, загадок, пословиц по теме.
  2. Подбор иллюстративного материала по теме, дидактических игр.
  3. Подбор консультаций для родителей по теме проекта.

2 этап-основной

Цель: создание экспозиции: «Мой любимый мишка»

Разделы и экспонаты мини-музея:

Раздел «Мишки бывают разными».

В нем размещены мишки-игрушки,  мишки-герои литературных произведений, сделанные из разных материалов, в том числе самодельные.

Раздел «Уголок сказок».

Подбор литературы со сказками, произведениями, стихами о медведях, в том числе книжки, сделанные руками детей и родителей.

Раздел «Игры».

  1. Методическая литература: картотека игр, атрибуты к дидактическим и подвижным играм,
  2. Конспекты мероприятий в мини-музее.

 

Тематическое планирование совместной деятельности воспитателя с детьми:

Организованная образовательная деятельность:

  1. Беседа с детьми (с использованием ИКТ, презентации) на тему «Что такое музей?», «Медведи бывают разные», «Вежливый медвежонок», «Характер сказочных медведей”
  2. Экскурсия «Знакомство с новыми экспонатами мини-музея «Лес».
  3. Чтение сказок: «Вершки и корешки», «Рукавичка», «Девочка и медведь», «Лиса и медведь», «Два жадных медвежонка».
  4. Рассказывание детей на тему «Мой любимый мишка-игрушка», «Какой герой-медведь сказки мне нравится».
  5. Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблицы. «Вот, что знаю я о медведе».
  6. Рассматривание иллюстраций к сказкам о медведях.
  7. Продуктивная деятельность: лепка по сказке «Три медведя», рисование «Весёлые медвежата», аппликация «Медведь в берлоге»
  8. Чтение научно – популярной и художественной литературы:

В. Бианки «Пора спать»; Л. Куборев «Спроси у медведя»; Е. Чарушин «Медвежонок»; В. Чаплина «Фомка белый медвежонок».

  1. Проведение бодрящей гимнастики после сна: «Медвежата», «Медвежонок», «Медвежонок косолапый», «Прогулка с медвежатами».
  2.  Пальчиковая гимнастика: «Как медведь к зиме готовился», «Мишка лежебока», «Мишка испугался»; «В гостях у мишек»,

физминутки: «Мишка вылез из берлоги», « Мишка ищет мед».

  1. Просмотр мультфильмов: «Машенька и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Теремок», «Смешарики», «Маугли», «Братец Медвежонок», «Эти забавные животные».
  2.  Проведение итогового мероприятия проекта “Характер сказочных медведей”

Игровая деятельность:

  1. Сюжетно-ролевые игры, игры с модулями: «Зоопарк», «В гостях у медведя»;
  2. Дидактические игры: «Мишка, из какой ты сказки?», «Загадки о медведях», «Угадай животных», «Найди отличия», «Что сначала, что потом?»;
  3. Игровые упражнения: «Составь мишку», «Дорисуй животное», «Нарисуй животное по точкам»;
  4. Драматизация музыкальной сказки  «Три медведя»;
  5. Драматизация по мотивам русской народной  сказки «Маша и медведь»;
  6. Настольно-печатные игры: «Колобок», «Теремок»;

пазлы «Маша и медведь», «Винни - Пух»;

  1. Подвижные игры: «Медведь и пчёлы», «У медведя во бору», «Мишка бурый», «Мишка косолапый».

Слушание песен:

  1. «Колыбельная Медведицы» музыка: Е.Крылатов, слова: Ю.Яковлев;
  2. «Мишка косолапый»;
  3. «У медведя во бору» р. н. песня;
  4. «Спать не хочет бурый мишка» р. н. колыбельная;
  5. «Я – бурый медвежонок» музыка и слова С. и Е. Железновых.

Самостоятельная деятельность детей

Разрезные картинки «Теремок»; раскраски «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя»; обводка и рисование по точкам.

Работа с родителями:

  1. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми, пополнению новой экспозиции мини-музея  новыми экспонатами.
  2. Акция «Подари книгу со сказкой о медведе».
  3. Выставка рисунков и поделок: «Мой любимый мишка».
  4. Консультация для родителей: «Как превратить чтение в удовольствие».
  5. Экскурсия в мини-музей «Лес».

3 этап - заключительный

Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме проекта

  1. Оформление проекта, подведение итогов.
  2. Мониторинг по теме проекта.
  3. Проведение итогового мероприятия проекта “Характер сказочных медведей”
  4. Выставка «Мой любимый мишка». (18 мая – Международный день музеев)

Список используемой литературы:

  1. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей
  2. Рыжова Н.А. Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работыс детьми и родителями»: лекции 1–4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. — 96 c.
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/10/11/ pedagogicheskiy-proekt-mini-muzey-medvezhonok
  4. https://mdou61.edu.yar.ru/bazovoe_obrazovanie/pedagogicheskiy_proekt_muzey_mishki.docx
  5. https://detsadclub.ru/konspekty-zanyatij/proektnaya-deyatelnost/proekt-muzej-medvezhonok-mini-muzej-v-detskom-sadu/
  6. https://skazki.online/tema/skazki-pro-medvedja/
  7. https://marinaskaz.livejournal.com/12241.html
  8. https://mamamozhetvse.ru/stixi-pro-medvedya-dlya-detej-30-luchshix.html
  9. https://pristor.ru/kartinki-skazochnogo-medvedya-dlya-detej/

Приложения:

  1. Беседы:

 «Знакомство с музеем»

Цель: Знакомство детей с музеем.

Я посетить хочу давно,

Местечко чудное одно.

И посмотреть на достиженья –

Искусства или увлеченья.

Там и рисунки, и поделки…

И никакой тебе подделки.

Возьму с собой и вас, друзей.

И мы отправимся в … (музей).

– Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень интересном месте.

— О музее

— Как вы думаете, что такое музей? (Ответы детей).

— Для чего люди создают музеи (Ответы детей).

— Как называются предметы, которые хранятся в музее? Ответы детей.

— А как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею? (Ответы детей).

— Как называют людей, которые приходят в музей, чтобы познакомится с его экспонатами? (Ответы детей).

— Музеи бывают разных видов. В зависимости от того, какие экспонаты в них хранятся. Как вы думаете, какие бывают виды музеев? (Ответы детей)

— Итак, бывают музеи исторические, технические, литературные, художественные, краеведческие.

– Как вы думаете, как экспонаты попадают в музей? (Предположения детей).

– Есть люди, которые отыскивают ценности, спрятанные в земле.

— Их профессия называется археолог.

— А еще экспонаты в музеи дарят люди.

— Их называют дарители.

– Как экспонаты попадают в музей мы узнали. А все ли предметы могут стать экспонатами музея (Предположения детей).

— Чем отличается экспонат от простого предмета?

(Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени и представляющие собой какую-то ценность).

— В каждом городе есть музеи. В нашем городе тоже есть.

 «Медведи бывают разные»

Цель: Расширение представлений о жизни медведя.

Медведь – это дикое животное. У него теплая мохнатая шуба. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, переставляя лапы как бы вкось, поэтому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Ловко лазает по деревьям.

Зимой медведь забирается в берлогу, спит и сосет лапу. Спит мишка не крепко. В случае опасности он покидает свою берлогу.

Если медведь проснулся среди зимы, он становится злым и может нападать на человека. Такого медведя называют медведь-шатун.

Медведь ест ягоды, любит полакомиться рыбкой, которую вылавливает в реке. А за медом он часто ходит на пасеку, где люди разводят пчел.

Медведь – умное животное. Он легко поддается дрессировке, поэтому его часто можно увидеть в цирке.

— А мы с вами, где можем увидеть настоящего медведя? (в зоопарке)

— А еще медведь часто становится героем многих сказок.

— Вспомните сказки, в которых встречается медведь?

Плюшевый мишка — одна из самых популярных детский игрушек и, глядя на нее, со временем дети начинают интересоваться этим зверем и просить родителей рассказать о нем побольше. Мамам и папам поможет в этом описание медведя для детей. Самым известным хищником является медведь. Краткое описание для детей его опубликовано далее.

Медведь — это самый известный на сегодняшний день хищник. Он упоминается в сказаниях и легендах у очень многих народов. Конечно, стал этот зверь и героем многочисленных славянских сказок. Он является одним из самых крупных наземных хищников, который при этом водится и на территории России.

У медведя мощное тело и очень высокий рост. Он имеет крупную голову с небольшими глазами и ушами. Хвост у зверя короткий и едва заметный под густой шерстью. На огромных сильных лапах миши располагаются длинные острые когти. Они не только помогают ему в охоте, но также позволяют с легкостью лазить по деревьям. Несмотря на свой внушительный вес, медведь может быстро и просто забраться даже на высокую сосну. Чаще всего этим своим умением зверь пользуется, чтобы добыть любимые лакомства. Например, достать сладкий мед из пчелиного улья. Большинство видов медведей являются хищниками. Но это не мешает им с удовольствием пробовать мед, малину и другие угощения.

В России встречаются именно бурые медведи. Так как сегодня их активно истребляют браконьеры, то обсуждаемых зверей во всем мире осталось совсем немного. Чаще всего бурые медведи встречаются в северных лесах. Самые крупные их виды живут на Камчатке. Вес таких зверей порой достигает 1 тонны, а рост — 2 метров. Эти параметры можно сравнить со средним легковым автомобилем. Интересно, что медведи-самцы обычно крупнее самок в 1,5-2 раза.

Живут бурые медведи в лесу. Каждый зверь обязательно обзаводится семьей и выбирает для себя отдельную от других представителей своего вида территорию. В его «доме» допускается жить только медведице и медвежатам разного возраста. Малыши в медвежьей семье появляются один раз в 3-4 года. На свет сразу рождается 2-3 медвежонка. Накануне этого события медведица прячется в берлогу. Рождение малышей всегда происходит в зимний период. Если изначально медвежата, как и котята оказываются слепыми и глухими (их глаза плотно закрыты, а уши не воспринимают окружающие звуки), то вскоре они обретают все необходимые для жизни навыки. Сначала малыши начинают хорошо слышать, а еще через некоторое время — видеть все вокруг. Всю зиму крохи едят исключительно мамино молоко. Но, когда весной они впервые выходят из берлоги, то с удовольствием пробуют ягоды и даже насекомых.

Этическая беседа: «Вежливый медвежонок».

Цель: закрепить правила культурного поведения, обогатить словарь детей за счет слов и оборотов речи, необходимых для общения с окружающими.

Герой – плюшевый мишка.

- Миша, что с тобой случилось? Почему ты так кричишь?

- Никто меня не понимает, Все только ругают!

- Что же ты такое сделал? За что тебя ругают?

- Да ни за что! Подумаешь, не уступил дорогу дяде Мише. Подумаешь, не слушался маму!

- Ой, медвежонок, какая с тобой беда приключилась!

Но, наверное, ты сам виноват в этом, ведь… / Медвежонок перебивает/

- Вот, и вы меня ругаете! Не хочу никого слушать, сам знаю, что мне делать!

- Ребята, мне кажется, я знаю этого мишку. А вы его узнали?

- Из какого рассказа этот медвежонок? / Медвежонок-невежа/

- Что означает слово «Невежа»? /Не воспитанный, невежливый, не дисциплинированный/

- Какие его поступки говорят, что он невоспитанный, невежа? /Зачитать отрывки из произведения А.Барто «Медвежонок-невежа»/

- Какие это поступки? А почему медвежонок стал невежей? А можно ли помочь медвежонку стать воспитанным, вежливы? Как это сделать?

- Кажется у нашего медвежонка опять неприятности. /появляется мишка/

- Вот видишь, Миша, не захотел ты нас слушать и снова у тебя неприятности.

- Что же мне делать?

- А хочешь, наши ребята научат тебя, как надо себя вести?

- Хочу! Хочу!

- Ну, прежде всего ты пришел к нам в гости, а поэтому, что ты должен сказать?

- Не знаю.

- Ребята, подскажите .что нужно говорить при встрече? /здравствуйте/

- А зачем?

- Ребята, а зачем нужно здороваться? / чтобы пожелать друг другу здоровья/

- А какие еще слова можно говорить при встрече кроме «здравствуйте»?

- А, я все понял! Здравствуйте, ребята! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

- Нет, нет, Миша, подожди!

- Ребята, скажите, когда нужно говорить «Доброе утро!» А «Добрый день!» А «Добрый вечер!» А «Здравствуйте»?

- И не надо кричать. Здороваться нужно тихим голосом, улыбаясь при этом.

- Здравствуйте, ребята!

- А вот, когда ты будешь уходить, нужно, обязательно попращаться.

- А я не умею!

- Ребята, что нужно говорить, когда вы прощаетесь? /до свидания/

- А почему мы говорим «до свидания»? / мы прощаемся до следующей встречи, до следующего свидания/.

- А что еще можно говорит на прощание? / спокойной ночи, всего хорошего/

- А чтобы с тобой не случилось неприятностей, знай, что:

«В гостях медведь, нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,

И уступай прохожим путь.

И бабушку медведицу в туман и гололедицу

До дома провожай.»

- Ну и, конечно, не забывай о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините».

- А об их назначении дети сейчас тебе расскажут.

- Дети, в каких случаях нужно говорить «пожалуйста»? \когда просишь о помощи, об услуге, когда обращаешься с просьбой или предлагаешь что-либо/

- А когда говорим «спасибо»?/ когда благодарим за оказанную помощь, услугу, выходя из-за стола/

- Когда говорим «извините, пожалуйста? / когда просим прощения/

- Ну вот, Миша, сегодня ты узнал очень многое о вежливости, о культуре поведения, о «волшебных словах», которые тебе помогут правильно себя вести в разных жизненных ситуациях. А мы с ребятами надеемся, что у тебя больше не возникнет никаких конфликтов.

- Спасибо вам, ребята, что вы меня всему научили. И извините, что плохо себя вел и не хотел вас слушать. А сейчас я побегу в лес и попрошу прощения у всех, кого я обидел.

- До свидания, ребята!

Вот видите, дети, «Ничто не дается человеку так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».

Беседа: “Характер сказочных медведей”

Цель: учить детей анализировать поступки сказочных героев (медведей), делать выводы, заключения.

    Сказки о животных – самая древняя группа сказок. Сказка показывает, что раньше люди испытывали священный трепет перед животными, символизирующими силу. Так появились персонажи русских сказок – лиса, волк, заяц, медведь и другие. Каждому этому герою свойственен свой индивидуальный характер и только ему присущие черты. Лисе- хитрость, волку- глупость, зайцу- трусость, медведю- сила.

Медведь в сказках ассоциируется с непобедимой грубой силой. Он часто наивный и добрый, но в некоторых сказках – свиреп. В некоторых сказках медведь ленивый, спокойный и очень ценит свой покой. Также встречаются сказки, в которых медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, помогающий людям. Например, медведь одаривает подарками Машу. Этот хозяин леса обладает властью над другими животными. Наличие физической силы у данного животного персонажа практически исключает ум – медведь в сказках почти всегда глуп и оказывается одурачен слабыми животными и людьми (» Маша и медведь», «Вершки и корешки»).

Сказка «Медведь – липовая нога» является самой древней из русских сказок о медведе. В ней рассказывается о том, как мужик в борьбе с «хозяином» отрубает медведю лапу и за это зверь мстит ему: находит его и съедает. Здесь Медведь представляется страшным, жестоким, мстительным зверем, который никогда не прощает обиды. Эта сказка учит почитать зверя.

В русских народных сказках мы можем видеть медведя властного, доверчивого и глупого, («Маша и Медведь), сильного, но иногда трусливого («Заюшкина избушка»), свирепого и жадного хозяина ( «Вершки и корешки»), неуклюжего (» Теремок»), доверчивого («Колобок»).

Однако в волшебных сказках «Дочь и падчерица» мы наблюдаем, что медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, выступает помощником человека: советует, помогает пройти испытания и т.д. Так в сказке «Дочь и падчерица» медведь отпускает с подарками работящую девушку, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые ценят трудолюбие и честность.

Так какой медведь вам нравиться больше?

  1. Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблицы.

 «Вот, что знаю я о медведе».

Цель: составлять  короткий  описательный рассказ об игрушках-медвежатах.

  1. ООД:

Лепка «Три медведя»

Задачи: 

  1. Учить детей лепить животное из 3-х разных по форме частей.
  2. Закреплять умение делить комок пластилина на части, использовать знакомые способы лепки: скатывание, примазывание, прищипывание, раскатывание.
  3. Формировать умение планировать работу – делить материал на 3 не равные части используя стеку
  4. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.
  5. Воспитывать интерес к лепке  сказочных героев.

Предварительная работа: Чтение сказки Л.Н. Толстого «Три медведя», рассматривание иллюстраций к сказке, знакомство с художником и поэтом.

Материал: У воспитателя образец – вылепленный мишка, настольный театр «Три медведя», у детей дощечки, пластилин, стеки, салфетки бумажные.

Ход занятия:

- Ребята, скажите, а вы любите кукольный театр?! (ответ детей). Так вот, однажды в театре решили поставить кукольный спектакль для малышей, на известную вам сказку «Три медведя».  К показу было почти все готово: декорации, эскизы (показываю и объясняю детям). Есть кукла Маша, дом для медведей, а вот куклы медведей оказались сломаны. И если их не сделать, малыши не увидят спектакль.

Ребята, как вы думаете, мы можем помочь?! (ответы детей).

Хорошо, давайте вместе поможем сделать медведей.

Но для начала скажите, сколько всего медведей?! (дети называют: трое - один большой Михаил Потапыч, поменьше Настасья Петровна, и маленький Мишутка).

Упражнение «Семейка слов».

- А кто такой Михайло Иванович? (папа, медведь);

- Кто такая Настасья Петровна? (мама, медведица);

- Кто такой Мишутка? (сынок, медвежонок);

- Как называется их семья? (медвежья).

Предложить желающему ребенку, рассказать из каких частей состоит медведь. Назвать части – голова, туловище, лапы. Привлечь к обсуждению и других детей. Спросить о последовательности лепки, на сколько частей следует разделить пластилин (на три), какой величины будут эти части.

-Ребята, а теперь предлагаю вам присесть, за тот стол какого медведя вы будете лепить: большого  Михаила Потапыча, поменьше Настасью Петровну, или  маленького Мишутку (дети делятся на подгруппы).

-Но для  начала работы посмотрите,  как нужно лепить (показ и объяснение)

Обратиться  к детям: «Ребята, скажите, какой формы голова , туловище и лапы».

-А кто скажет, как такую форму слепить? (туловище оно похоже на яичко, сначала скатать шар, потом слегка раскатать его между ладонями; голова – сначала скатываем шар, потом прищипываем ушки; а лапки – сначала скатываем цилиндр, разрезать стекой цилиндр на две ровные части, слегка расплющить их и притупить кончики пальцами).

Пальчиковая гимнастика: Посадим зернышко

- Молодцы ребята! А теперь все вместе берем стеку и делим пластилин на части и начинаем делить.

В процессе занятия следить за способами лепки, спрашивать о их названии.

Поощрять тех детей, которые обогатят свою лепку дополнительными частями, например: слепят нос, глазки или хвостик.

В конце занятия поместить на стол подставки с вылепленными медвежатами и пригласить детей рассмотреть свою лепку, спросить, у кого получилось лучше всех, а кому надо ещё постараться (дать оценку  детским работам).

-Молодцы ребята, вы все отлично справились, и помогли театру слепить медведей, теперь малыши увидят представление.

Рисование «Веселые медвежата» с использованием нетрадиционной техники  (рисование поролоном)

Цель: Освоение нового способа рисования – печать поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко и красочно показать характерную фактурность внешнего вида изображаемого предмета (объем, пушистость).

Задачи: 

  1. Продолжать знакомство детей с нетрадиционным рисованием губкой.
  2. Способствовать возникновению устойчивого интереса к данному виду деятельности.
  3. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук, связную речь через беседу, песню, пальчиковую игру. Закрепить понятие «сходство» и «различие» предметов.
  4. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, отзывчивость, доброжелательность, умение помогать друг другу.
  5. Используемое оборудование: Игрушка медведь, картонные шаблоны медвежат, коричневая гуашь, кусочек поролоновой губки.

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло, давайте поздороваемся с ними. (Стук в дверь) Ой! Кто это может быть? (Заносит игрушку медвежонка)

Ребята, к нам в гости пришёл медвежонок, а зовут его Мишутка. Какое красивое, ласковое имя Мишутка. Он хочет с вами подружиться, и узнать, как вас зовут, но только имя своё вы должны тоже сказать ласково.

- Ребята, а вы знаете, что Мишутка пришёл к нам в гости не просто так, он хочет, чтобы мы ему помогли. Дело в том, что ребята из группы, в которой он живёт очень часто ссорятся из – за него. Ведь каждому хочется с ним поиграть. Вот Мишутка и решил обратиться к нам за помощью. Давайте подумаем, как мы можем помочь ребятам, чтобы они перестали ссориться из-за Мишутки?

- Ребята у меня на столе есть шкатулка, она волшебная. Я думаю, что она может нам помочь. Нужно только произнести волшебные слова, и она подскажет нам правильное решение. Давайте дружно скажем « раз, два, три, волшебная шкатулочка нам помоги» (воспитатель достаёт из шкатулки картонных медвежат.) посмотрите да это же медвежата! Мне кажется, они даже похожи с Мишуткой. Посмотрите, у них тоже есть туловище, голова, лапки.

Но есть у медвежат и различие. А что же у наших медвежат вы найдёте разного? Размер (большой, маленький) Из чего они сделаны (из ткани и бумаги)

А какого цвета медвежата? (коричневый и белый) Одинаковыми размером и материалом мы их сделать не сможем, а вот одинаковым цветом сделать медвежат я думаю, у нас получится. Давайте раскрасим их в коричневый цвет, чтобы они больше походили на Мишутку?

Пальчиковая гимнастика «В гости к мишкам»

- давайте подойдём к столам, я каждому раздам медвежонка, и вы их раскрасите. Что нам для этого понадобится? (краски и кисточки)

Ах, кисточки то я не приготовила, чем же мы будим рисовать? Я думаю, что здесь нам тоже сможет помочь наша волшебная шкатулочка. Давайте её попросим «раз, два, три, волшебная шкатулочка нам помоги» (воспитатель достаёт из шкатулочки кисточки, сделанные из поролон6овой губки.)

Посмотрите, какие необычные кисточки предложила нам шкатулка, сделаны они из губки. Сейчас я покажу вам, как нужно ими раскрашивать. Раскрашивают ими вот такими примакивающими движениями и наши медвежата получатся пушистыми и ещё больше похожими на Мишутку. Воспитатель берёт в руки Мишутку и хвалит детей, какие замечательные медвежата у них получились.

Ребята, Мишутке очень понравилось с вами играть заниматься, он очень рад, что вы ему помогли и он решил остаться и ещё немножко погостить.

Объемная аппликация:  «Медведь в берлоге»

Цель: формирование сюжетно – игрового замысла детей и получение практического опыта в аппликации своими руками из бумаги и ваты.

Задачи:

 - развивать творческие способности у детей;

 - развивать мелкую моторику, художественный вкус;

 - воспитывать аккуратность во время выполнения  работы.

Оборудование:

- картон (фиолетового или синего цвета);
- цветная бумага (зелёного, коричневого цвета);
- белая бумага;
- металлизированная бумага жёлтого цвета;
- вата;
- фигурные и обычные ножницы;
- клей, кисточка для клея;
- простой карандаш; чёрный фломастер.
Ход занятия:

- прислушайтесь. Кто-то плачет.  Поглядите, кто к нам забрел. Это медвежонок.

Медвежонок, ты откуда к нам пришел? А вы, знаете, откуда он пришел? Правильно из леса. А что делают медведи в лесу зимой? Рассматриваются иллюстрации медведей в сугробе. Медведи в лесу зимой что делают? (ответы) Медведь спит в берлоге под снегом. Послушайте стихотворение о мишке.

Медвежьего следа зимой не сыскать,

Отправила Зимушка Мишеньку спать.

В берлоге он сладкую лапу сосет,

А снится ему, что он кушает мед. 

От радости Мишка довольно урчит.

Эй, звери, потише, пусть Миша поспит.

А нашего медвежонка не засыпало снегом.  А снег какой? (ответы) Правильно, белый, пушистый. Не плачь, медвежонок, мы тебе поможем.

Ребята, держите белую бумагу, укройте ею медвежонка (дети пробуют укрыть белой бумагой). Получается? А бумага, какая? Пушистая? Нет? А чем можно укрыть медвежонка? Ребята, у меня еще есть вата, потрогайте. Какая она? Она мягкая и теплая. Чем лучше укрыть нашего мишку? (ответы) Укроем медвежонка ватой. Ему будет тепло, никакие морозы не страшны.
Порядок выполнения работы: 
1. заготовки: ёлочки из цветной зелёной бумаги; мордочка спящего медведя из цветной коричневой бумаги; луна и звёздочки из металлизированной бумаги жёлтого цвета. Сугроб из белой бумаги – ребенок выполняет методом – отрыва.
2.  В середине сугроба наклеивает мордочку медведя, который спит зимой в своей берлоге. 
4. Намазав сугроб вокруг мордочки медведя клеем, выкладываем объемный сугроб из комочков ваты.
5. Затем наклеиваем ёлочку. На  края  ёлочки, накладываем  вату  (снег на ветках ели).
6. Приклеивает луну и звёздочки.
Рефлексия:

1. Рассмотреть вместе с детьми все аппликации, похвалить ребят.

2. Выяснить, что было самым сложным в изготовлении аппликации.

3. Выставка работ.

  1. Бодрящая гимнастика после сна:

«Медвежата»

I ч. В кровати:

Проснись, дружок, и улыбнись, - потягивание

С боку на бок повернись - поворачиваются направо

И в медвежонка превратись. - затем налево

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили! - повороты головой

Вот так, вот так,

Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали, - наклоны вправо- влево

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили - ходьба «вперевалочку»

И из речки воду пили. - наклоны вперёд

Вот так, вот так.

И из речки воду пили.

Вот мишутка наш идет, - имитация ходьбы

Никогда не упадет.

Топ-топ, топ-топ,

Топ-топ, топ-топ.

II ч. Дорожка здоровья.

III ч. Дыхательная гимнастика:

Сел медвежонок, потрогал животик -сидя на стуле, ладонь на животе

То животик поднимается, то животик опускается. - вдох- выдох

Мишка по лесу гулял, музыканта повстречал.

И теперь в лесу густом он поет под кустом. - глубокий вдох, на выдох:

«М-М-М»(похлопывая по ноздрям) – 3р

IV ч. Самомассаж иглболом:

- «мишка побежал по дорожке» -прямые движение стопами по мячику

- «пробежал вокруг елки, берёзки.» -круговые движения стопами по мячику

- «встретил друзей и обрадовался им» -«обнять» мячик пальцами обеих ног

 «Медвежонок косолапый»

 (зарядка выполняется лежа в постели)

Медвежонок косолапый

Спал в берлоге рядом с мамой

А когда весна наступила,

Медведица сына будила:

- Медвежонок, ты вставай

И зарядку выполняй! Дети лежат на боку, свернувшись калачиком.

С боку на бок повернись,

И на спинку ты ложись. Переворачиваются на другой бок, затем ложатся на спину.

Глазки сонные протри

И головку подними.   Кулачками протирают глазки, чуть – чуть запрокидывают голову назад, поднимая подбородок кверху.

Влево, вправо посмотри,

Лапки к солнышку тяни. Повороты головы в стороны, руки поднять вверх.

А теперь скорей садись

И вперед ты наклонись. Сели на кровати, наклонились, достали ступни ног руками.

Нужно лапки разминать,

 Чтобы  бегать и скакать. Разминаем подошвы и пальчики ног.

А теперь пора вставать,

Из берлоги вылезать! Встают, идут одеваться.

«Медвежонок»

Это кто уже проснулся

Кто так сладко потянулся?

Потягушки – потягушки – потягушечки

От носочков до макушечки.

Уж мы тянемся – потянемся.

Маленькими не останемся.

Вот уж мы растем, растем…

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили Повороты головы (3-4 р.)

Вот так, вот так, вот так.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали  Сели – легли (3-4 р.)

Вот так, вот так, вот так.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали, Вытянуть прямые ноги вперед, вверх.

Вот так, вот так. Вот так.

«Прогулка с медвежатами»

Медвежата быстро встаньте, Поднять руки через стороны вверх.

Улыбнитесь, выше, выше подтянитесь.

Влево – вправо повернулись

Руками коленей коснулись. Сели – встали, сели – встали

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Впереди течет река

Многоводна, глубока Ходьба по дорожкам

Ни головы, ни ножек. Ходьба по массажной и ребристой дорожкам

Мы к лесной полянке вышли

Поднимаем ноги выше

Через кустики и кочки,

Через бревна и печечки.

— Ребята, а вы знаете, кто живет на это полянке?

«Я хозяин леса строгий

Спать люблю зимой в берлоге,

И всю зиму напролет

Снится мне душистый мед.

Страшно я могу реветь

— Ребята, мишка припас для нас сосновые шишки, полную корзину.

Шишки в руки мы возьмем.

И гимнастику для пальчиков проведем.

  1. Пальчиковая гимнастика:

 «В гостях у мишек»

«Нас позвали мишки в гости (ладони на щеках, качаем головой)

И пошли мы по дорожке (пальцы шагают по столу)

Топ-топ, топ-топ (ладони хлопают по столу)

Прыг-прыг, прыг-прыг (кулачки стучат по столу)

Видим дерево высокое (наставляют кулачки друг на друга)

Видим озеро глубокое (волнообразные движения кистями)

Топ-топ, топ-топ, прыг-прыг, прыг-прыг

Птицы песенки поют (ладони перекрестно)

Зернышки везде клюют.

Тут клюют и там клюют (пальчиком по ладошке)

В гости к мишкам мы пришли (крышу показывают)

Дверь в избушке мы нашли

Постучали: раз-два-три (постучали кулачком о ладонь)

Поскорей нам отвори (сжимаем и разжимаем пальцы рук).

Пальчиковая игра «Мишка испугался»

Туки-туки, мишка (Постукивание кулачками)

В свой бежит домишко. (Бегаем пальчиками)

Забегает во двор И калитку на запор! (Сцепить руки в замок)

Спрятался в домишко. На лугу бычок бодался - (Сделать пальцами козу)

Мишка очень испугался. (Покачать головой, обхватив ее руками)

«Как медведь к зиме готовился…»

По лесочку Мишка шел, (расставляем пальчики и немного их сгибаем)

Мишка ягодки нашел.(все пальцы «поздоровались» с большим пальцем)

Стал он ягоды считать, (загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять! Надо Мишке все собрать. (кулачки сжимаем и разжимаем)

Дальше Мишка наш пошел,(делаем «ножки» из указательного и среднего пальца)

Вдруг, грибочки он нашел! (делаем из ладошек гриб: шляпку и ножку)

Стал грибочки собирать, (загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять! (все пальцы «поздоровались» с большим пальцем)

Ну, а как придет Зима…(делаем «ножки» из указательного и среднего пальца)

Мишка ляжет спать, Друзья! (ладошка к ладошке)

«Мишка лежебока»

Мишка- косолапый по лесу гулял (пальцами изображается походка вразвалочку)

Для своей берлоги место выбирал.

Под сосной высокой землю стал копать, (левой рукой изобразить сосну – поставить её на локоток и растопырить пальцы, «лапками» поскрести у локтя)

Выкопал берлогу и улегся спать (левой ладошкой накрыть правую – медведя)

Звездочки- снежинки падали с небес (руки поднять кверху, и шевеля пальчиками, медленно опустить вниз)

Замело дорожки, и дома, и лес (волнистыми движениями показать как покрывается земля)

И деревья ветер зиму всю качал (руками изобразить качающиеся ветки)

И всю зиму мишка сладко-сладко спал.(сложить ладошки под щекой, глазки закрыты).

Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег (приседаем)

И на елке снег, снег (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь (пальчик к губам)

Тише, тише не шуметь. (шепотом, поворачиваясь в разные стороны)

  1. Физминутки:

«Мишка ищет мёд»
По лесу медведь идёт,

Этот мишка ищет мёд.
Он голодный, невесёлый.
Где живут лесные пчёлы? (Ходьба на месте.)
То направо повернётся,
То налево поглядит.
Где здесь рой пчелиный вьётся?
Кто среди кустов жужжит? (Повороты направо и налево.)

«Мишка вылез из берлоги»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся 

И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

  1. Драматизация:

Музыкальная сказка  «Три медведя»

Цель:

  • подводить детей к созданию выразительности образов;
  • закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков;
  • совершенствовать отчётливое произношение слов и словосочетаний;
  • развивать диалогическую речь детей в процессе театрально – игровой деятельности;
  • развивать стремление быть отзывчивым к детям, проявлять внимание к их душевному состоянию;
  • воспитывать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности.

Предварительная работа:

  • расширять представление об окружающих их предметах;
  • расширять знания об персонажах, участвующих в театрально – игровой деятельности;
  • пополнять и активизировать словарь детей;
  • формировать умение определять и называть место положение театральных персонажей и предметов.

Действующие лица:

ведущая - педагог;  бабушка, дедушка, подружки, зайчата, лиса, Михаил Потапович, Настасья Петровна, Мишутка – дети.

Декорации: домик, пенёк с дровами; грядка, лейка, три кроватки, стол.

Ход спектакля:

Из домика выходят бабка и дед. Звучит русская народная мелодия.

Дед начинает колоть дрова, а бабка садится на лавку и вяжет.

Ведущая: На полянке на лесной стоит домик расписной,

Стоит на самой опушке, Живут в нём дед и старушка.

Бабка (заглядывает в домик): Внученька, пора  вставать! В лес идти, грибов набрать.

Из домика выходит Маша, поливает грядки и поёт песенку.

Маша: Встану рано поутру и в лесок пойду я, Там нарву букет цветов, с ним я потанцую!

Входят подружки.

Первая  подружка: Ну, подруженька скорей, Собирайся веселей!

Вторая  подружка: В лес зелёный мы пойдём, Грибов, ягод наберём!

Дед (грозя пальцем): Ты по сторонам гляди, От подруг не отходи!

Подружки и Маша встают друг за другом и идут в лес. Они входят в лес.

Ведущая: Малину Маша собирала, от подруг своих отстала… Глядь она по сторонам, только ёлки тут и там! (Маша садится на пенёк.)

 Маша: Я одна в лесной глуши, тихо, тихо не души. Вот и вечер настаёт,

Кто- то, кажется, идёт (прислушивается).

Из-за кустов выскакивают зайчата.

Первый  зайчик: Мы – зайки-побегайки, Наш домик у ручья! (Замечает Машу) Мы – зайки-побегайки, Ой, девочка, ты чья?

Маша: Я живу в лесной избушке с бабушкой и дедом. За подружками в лесу побежала следом. Я малину собирала, от подруг своих отстала. Вы по лесу пробегали, Мою избушку не видали?

Второй  зайчик: Там, где тишина лесная.Стоит избушка расписная. Мы тебя проводим к ней, Ну, пойдём, ступай смелей!

Зайцы показывают дорогу и убегают. Появляется Лиса. 

Лиса: Не бойся, Машенька, лису -  лисятам рыбку я несу (показывает рыбку). Почему ты без подруг? Может, заблудилась вдруг?

Маша: Я живу в лесной избушке с бабушкой и дедом. За подружками в лесу побежала следом. Я малину собирала, от подруг своих отстала. Вы по лесу пробегали, Мою избушку не видали?

Лиса провожает Машу к избушке.

Маша (стучит в дверь): Кто здесь в домике живёт?

Ведущая: Дверь открыта, горит свет, только вот хозяев нет. Маша в домике одна, Маша очень голодна. На столе стоят три чашки: из одой поела Маша… (ест) из остальных хлебнула мало, почувствовала, что устала.

Маша идёт к кроваткам.

На большой топчан легла девчушка, (Маша прилегла на самую большую кровать, затем перешла на другую кровать поменьше)

На среднюю легла кровать – неудобно ей лежать. Огонёк она задула, и крепко в маленькой уснула. Шум послышался вдали (прислушивается) Вот и хозяева пришли.

Михаил Потапович: Кто хлебал из моей чашки?                      

Настасья Петровна: Кто хлебал из моей чашки?

Мишутка: Кто хлебал из моей чашки?

Подходят к кроваткам.

Михаил Потапович: Кто лежал в моей кровати и помял её?

Настасья Петровна: Кто лежал в моей кровати и помял её?

Мишутка: Посмотрите, неужели, кто- то спит в моей постели?

Маша просыпается и прячется за стол.

Михаил Потапович: Ты не бойся, я не злой!

Настасья Петровна: Вот попробуй мёд лесной, Он душистый и густой!

Мишутка: Хочешь, будем мы дружить, будем в гости приходить, будем вместе кашу есть, будем вместе песни петь? Позовём мы всех детей, вместе будет веселей!

Ведущая: Медведи рады, Маша рада, Веселись лесной народ!

Спеть, сплясать всем вместе надо, Собирайся в хоровод!

Исполняется «Общий танец» под русскую народную мелодию

По мотивам русской народной  сказки «Маша и медведь»

Цель: создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

2. Развивать память, закреплять умения выполнять согласованно ритмические движения,  развивать у детей мелкую моторику кистей и пальцев рук.

3. Формировать дружеские взаимоотношения.

4. Обогащение словарного запаса, повышение уровня речевого развития, совершенствование выразительности и эмоциональной окраски речи.

5. Развивать способность свободно и раскрепощено играть свою роль в процессе выступления.

Ход сказки «Маша и медведь»

Ведущий: Я вам сказку расскажу дли-и-нную предли-инную, Сказку интересную, сказочку старинную. Дед Иван да бабка Даша жили вместе с внучкой Машей, Доброй, умной и послушной, работящей, простодушной. Маша деда с бабой уважала, и во всём им помогала.

Маша: Я у бабушки живу, я у дедушки живу, им во всём я помогу, потому что их люблю.

Ведущий: Собрались раз подружки в лес по грибы, да по ягоды.Пришли звать с собой Машеньку.

Подружка:

Машенька, скорей вставай,

Все грибы не прозевай.
Солнце вон как высоко,
А до леса далеко.
Наберем мы землянички,
Говорят, пошли лисички,

Грибы-ягоды найдём,

В кузовочек соберём,

Деду с бабой принесём.

Маша: Бабушка, дедушка, ну отпустите!

Дед: Эх, когда я молод был часто по грибы ходил, сыроежки собирал,

грузди, рыжики искал.

Бабка: Ладно, внученька, иди. Да грибочков набери

Только засветло вернись. Да в лесу не заблудись.

Ведущий:    Вот пришли подружки в лес. А в лесу полно чудес.

Грибы (4 ребёнка):

  1. Мы лисички  – мы сестрички,
    Не зверюшки, а грибы.
    Ярко рыжие реснички,
    Шляпки дивной красоты.
  2. Спрятаться нам не легко.
    Видно очень далеко.

Как на празднике народ

     Водим дружный хоровод!

Все грибочки за листочки

Прячутся от ваших глаз

Только смелый мухомор

Весело глядит на нас

  1. Я красивый мухомор,

          Шапочка в горошек.

          Хоть я очень ядовит.

          Но в лесу я знаменит

  1. Мы весёлые ребята,

           Очень вкусные опята.

           В тёплый солнечный денёк

           Мы садимся на пенёк.

           Раз, два, три, четыре, пять.

           Любим в прятки мы играть.  

Маша: Ой, смотри, я гриб нашла!

Подружка 1  (догоняет Машу) Ты куда одна пошла? Далеко не уходи.

Маша:

Вон еще гриб впереди!

Вот свинушки, вот опята,

Вот лисички, вот лисята.

Ой, а сколько земляники,

И черники, и брусники…

Подружка 2: Машенька, ты где? Ау! (оглядывается по сторонам)

Подружка 3:    Где ты, Машенька, вернись,  Ау, ау! Ну, отзовись!

Подружка 2:  (грустно)

Видно, Маша заплутала. Что-то я совсем устала.

Начало уже смеркаться И пора нам возвращаться.

Ведущий: Маша бегала, резвилась. Да отстала, заблудилась.

Маша идет по лесу, оглядывается и кричит «Ау. Ау!!!»

Маша:  Потерялась я в лесу  И до дома не дойду.

Ведущий:  Не найти домой дорожки. Страшно ей,  устали ножки: Топ-топ-топ.(Маша) Ой! Гляди-ка, на опушке Очень ладная избушка.

Маша: Кто живет в избушке этой? Постучу-ка…

Ведущий: А в избушке жил Медведь. Стал от радости реветь…

Медведь:

Будь хозяйкой в доме, Маша!

Прибери, свари мне кашу,

Мы теперь с тобой вдвоем

Очень славно заживем.

А я лягу на кровать.

Только чур  не убегать!      

Ведущий: Вот, уснул большой Медведь, Перестал он песни петь,

Только Маша не спала, Думу думала она...Ай да Маша, молодец!

Догадалась, наконец! Вот проснулся утром Мишка. Вкусно пахнет весь домишко.

Маша (поёт):

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой бабушки

Испеку оладушки.

Кушай, деда-бабушка,

Вкусные оладушки.

А ребяток позову,

Пирожками угощу.

Маша:  Напекла я пирожки, Ты в деревню их снеси, А я сяду на сосну,

 За тобою послежу.

Медведь: Ладно, Маша, отнесу.  Только выйду, посмотрю, Вдруг там дождик идёт, Пирожки твои зальёт.

Маша (тихо): А я пойду, спрячусь в короб с пирожками.

Солнышко выходит, проходит круг.

Все:  Солнышко, солнышко, золотое донышко.

          Гори-гори ясно, чтобы не погасло!

Ведущий: Медведь взвалил короб на плечи и зашагал в лес.

                   Шел Потапыч, притомился, у пенька остановился.

Медведь: Сяду, на пенек. Съем пирожок!

Маша: Не садись  на пенек, не ешь пирожок. Неси дедушке, неси  бабушке.

Медведь:    У-у-у, глазастая какая! Высоко сидит - далеко она глядит!

Ведущий:   Идёт медведь дальше. Шёл, шёл, опять устал.

Медведь: Сяду на пенек, съем-ка пирожок!

Маша:    Не садись  на пенек, не ешь пирожок. Неси дедушке, неси  бабушке.

Ведущий: Долго шёл медведь, устал, даже петь он перестал.

Вот деревня, вот и дом.. Мишке страшно здесь кругом.

Мишка очень испугался. Но в избушку постучался.

Медведь:   Кто тут в доме? Отпирайте И гостинцы принимайте.

 Пирожки прислала Маша, Дорогая внучка ваша.

(Выходят бабушка с дедушкой.)

Дед:   Ну, а где ж она сама?

Маша: Баба, деда! Вот и я! (Маша выскакивает из короба, обнимает  бабушку и дедушку)

Медведь:  Ох ты, Машенька моя! Обманула ты меня!

Маша: (подходит к медведю, гладит по голове)

Ты, Мишутка, не грусти, За обман меня прости.

Поиграй со мной в игру «У медведя во бору».

Песня – игра « У медведя во бору».

  1. Консультация для родителей «Как превратить чтение в удовольствие»

      Наши дети читают все меньше и меньше. Эта печальная реальность, должна заставить родителей задуматься и, попытаться как - то изменить такое положение вещей.

      Чтение - это многогранный мир, который обогащает наши души и умы. Читая, наши дети познают окружающий мир, чтение формирует у детей мышление, учит их выражать свои мысли четко и ясно. Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью. Было бы идеально, чтобы родители с самого раннего возраста своих чад находили время каждый день читать им сказки, потешки, стихотворения детских писателей. 

Важно, чтобы книга для чтения была выбрана по взаимному согласию,

 чтобы ваш ребенок мог почувствовать себя вовлеченным в процесс чтения, и слушал чтение книги с удовольствием. Во время чтения, родители и дети могут начать обсуждение новых слов, ситуаций, встретившихся в книге.

 Так родители не только прививают навык любви к чтению, но и учат детей правильному поведению в той или иной ситуации, развивают логическое мышление, воображение, творчество детей. Главное - ребёнок будет рядом с мамой и папой, а это в наше время так необходимо малышу.

https://lugdetbiblioteka.files.wordpress.com/2014/05/f0ofrafghog.jpg

11 советов, как превратить чтение в удовольствиеhttp://stoletnik.ru/images/publs/full/0/9026b145420b.jpg

  1. Начинайте читать малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда» или «на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям, по очереди - к взаимному удовольствию.
  2. Воспользуйтесь психологическим принципом "неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен (должна) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой... а через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!
  3. Читайте сами «про себя» у него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие, внушительно, чем книга.
  4. Смиритесь с тем, что он будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.
  5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт - что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
  6. Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
  7. Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории.. Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.
  8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
  9. Ходите вместе в книжный магазин - тогда, когда там не очень много людей. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне.
  10. Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой он скучает. Не задавайте вопросы для контроля: как ты понял? Чем тебе понравилось? Формулируя свои читательские впечатления, дети обедняют их, превращают в схемы.
  11. Обсуждая с ребенком его дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе: «Слушай, это прям как у Чехова», «Помнишь, как у Кассиля  Оська вышел из подобной ситуации?». Ребенок привыкнет искать ответы на свои вопросы у писателей и будет чаще общаться с книгами.

Самый лучший пример  - сами родители. Воспитывают ребенка не наши слова, а поступки и среда обитания. Если папа все время лежит перед телевизором или играет на компьютере, а мама все свободное время болтает по телефону, то не стоит ожидать, что ребенок будет с упоением зачитываться книгами. Зато в той семье, где родители часто читают и обсуждают книги, скорее всего, вырастет хороший читатель. Хотите привить интерес к чтению своему ребенку? Читайте. Читайте сами и читайте  ребенку, рассказывайте о прочитанном, обсуждайте книги.

  1. Итоговое занятие проекта “Характер сказочных медведей”

Задачи:

  • Учить детей анализировать поступки сказочных героев (медведей), делать выводы, заключения
  • Активизировать словарь детей за счет прилагательных, обозначающих черты характера;
  • Воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим.

Материалы и оборудование:

  • Песня. А. Коваленков; Л. Книппер “Почему медведь зимой спит”.
  • Мольберт.
  • Магнитные фишки синие, красные.
  • Домик-теремок.
  • Игрушка медведь.
  • Иллюстрации к сказкам о медведях.
  • Игрушечные медведи по количеству детей.
  • Фонограмма: рев медведя.
  • Фонограмма: “Песенка Вини Пуха”.

Литература:

  • К.И. Чуковский “ Краденое солнце”.
  • А.Л. Барто “Медвежонок-невежа”.
  • Русская народная сказка “Три медведя”.
  • Русская народная сказка “Теремок”.

Ход занятия

- Ребята, я хочу вам спеть песню про одного знакомого медведя.

Почему медведь зимой спит?
Слова А. Коваленкова
Музыка Л. Книппер

Раз морозною зимой,
Вдоль опушки лесной,
Шел медведь к себе домой,
В теплой шубе меховой.
Шел он, шел к своей берлоге,
По проселочной дороге,
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.
Подняла лисица крик —
Зашумел темный лес.
И медведь с испугу вмиг,
На сосну большую влез.
На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил,
И промолвил: “Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!”
С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной.
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста

- Вот такая история приключилась с медведем. Он так переживает, что теперь все его считают неуклюжим, нехорошим! А еще ему вдруг пришла в голову такая мысль, что дети недолюбливают сказочных медведей… В одной сказке мишка домик развалил, в другой вообще Машеньку домой не отпускал. И еще есть немало сказок, где медведи не очень хорошо себя ведут. Ребята, но ведь в сказках-то медведи разные бывают! Хотите в этом убедиться? (да) Тогда я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие. Но прежде, давайте-ка вспомним, какие сказки с участием медведей вы знаете?

“Три медведя”, “Теремок”, “Колобок”, “Медвежонок-невежа”, “Вини Пух и все, все, все…”, “Маша и медведь” и т.д.

Если дети затрудняются ответить – рассматривается выставка книг.

- Итак, отправляемся в путешествие. Вот перед нами полянка. Что это за домик такой причудливый? Да это (ответы детей) теремок! Ребята, а что с теремком случилось? (ответы детей: медведь раздавил)

- Какой в этой сказке медведь? (ответы детей: глупый, неуклюжий, невоспитанный). Почему вы так считаете? (ответы детей)

Давайте на мольберте отметим, какой в этой сказке медведь? Если он вам понравился, то поставьте красную фишку, если нет - синюю.

(Дети отмечают фишкой свое отношение к персонажу).

- Ребята, а как наш медведь может помириться с другими героями сказки? (ответы детей) Правильно, ребята. Пойдемте дальше.

Звучит фонограмма медвежьего рыка

- Ой, кто это так грозно рычит? Я догадалась кто это. (Отрывки из произведения “Краденое солнце”):

Подошел медведь тихонько,
Толканул его легонько

“Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то гляди, поймаю, –

Пополам переломаю, –
Будешь ты, невежа знать
Наше солнце воровать!”

“Не стерпел медведь, заревел медведь,
И на злого врага налетел медведь…

– Что же дальше было?

– Ребята, как эта сказка называется? (“Краденое солнце”)

– Правильно, вот он (показ иллюстрации к сказке)  

– Какой медведь в этой сказке? ( ответы детей: сильный, смелый…)

Какой фишкой мы его отметим?

“Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!” Пойдемте в другую сказку.

Игрушка-Медвежонок плачет, капризничает.

- Здравствуй, Мишутка, ты из какой сказки?

Медвежонок: А вам какое дело? Не хочу, не буду!!! Аааааа!

- Помогите мне, ребята, подскажите, из какой сказки этот медвежонок?

Ответы детей: “Медвежонок-невежа”

-  Ах вот это кто! Слышали мы про тебя немало! Ребята, какой в этой сказке медвежонок? (ответы детей). Правильно или неправильно он себя ведет? (ответы детей) Дааа, и какой же фишкой мы его обозначим? (Дети выставляют фишку на мольберте).

Медвежонок: Ребята, я не хочу быть больше таким невежей. Подскажите мне, как надо себя вести? (советы детей)

Медвежонок: Спасибо вам, ребята. Теперь я хочу поиграть с вами в “слова–наоборот”. Я вам буду слово называть, а вы мне должны ответить словом, противоположным по значению.

Игра “Слова–наоборот”:

Злой – добрый,  Невоспитанный – воспитанный, Ленивый – трудолюбивый,
Грубый – вежливый, Глупый – умный и т.д.

Медвежонок: Молодцы, ребята! (Отрывок “Медвежонок-невежа”):

“Я знаю понаслышке, и люди говорят,
Что такие мишки есть среди ребят”

- Ребята, а среди вас встречаются Мишки-невежи? (ответы детей) Идемте дальше. Какая чудесная поляна! Давайте поиграем. Превращаю всех в медведей!

Игра по показу “Три медведя”

“Три медведя шли домой, папа был большой, большой.
Мама с ним поменьше ростом. А сынок-малютка просто.
Очень маленький он был, с погремушками ходил”
- В какой сказке мы очутились? “
Три медведя” Вам нравятся медведи из этой сказки? (да) Расскажите мне, какие медведи в этой сказке? (ответы детей)

Давайте отметим на мольберте. Какого цвета фишку поставим?

Дети отмечают на мольберте …

- Превращаю всех в детей. Идем дальше?!

Звучит фонограмма “Песенка Вини Пуха”

- Кто же это такие задорные песенки распевает? (ответы детей)

Да. Это Вини Пух. Ребята, что вы можете рассказать об этом медвежонке? Какой он? (ответы детей) Вспомните, как Вини Пух весь мед у кролика съел?

Как Вини Пух ослику помог? Какой фишкой мы его отметим? (ответы детей)

- Вот и заканчивается наше путешествие по сказкам. Ребята, посмотрите на мольберт и скажите, каких медведей в сказках больше? (ответы детей: добрых, веселых, воспитанных, трудолюбивых и т.д.) Я тоже обратила внимание на то, что хороших медведей в сказках гораздо больше! И они нам очень благодарны за то, что мы помогли некоторым из них исправиться, измениться в лучшую сторону!

- Когда я была маленькой, у меня тоже был любимый медвежонок. Мне нравилось его кормить, укладывать спать, читать ему книжки. Посмотрите, сколько у нас в группе веселых, красивых, забавных медвежат. Выбирайте себе по медвежонку, заботьтесь, воспитывайте.

  1. Диагностические задания к проекту «Мой любимый мишка»:

  1. Перечисли  сказки, где упоминается герой-медведь.

 Цель: выявить знания детей о сказках с участием героя медведя.

  1. Расскажи любимую сказку о медведе.

 Цель: выявить умение связно передавать содержание сказки.

  1. В какой сказке медведь – хороший, а в какой – злой?

 Цель: выявить умение анализировать героев сказок.

  1. Расскажи стихотворение о медведе.

 Цель: выявить умение детей рассказывать стихотворения на заданную тему.

    Критерии оценки:

  1. 3 балла - ребенок называет большинство сказок,

2 балла - ребенок называет 1-2 сказки,

1 балл  -  ребенок не знает.

  1. 3 балла - ребенок свободно рассказывает сказку,

2 балла - ребенок рассказывает с помощью воспитателя,

1 балл   - ребенок не может передать содержание сказки.

  1. 3 балла - ребенок анализирует несколько сказок,

2 балла - ребенок анализирует с помощью воспитателя,

1 балл  -  ребенок не может назвать героев сказки.

  1. 3 балла - ребенок свободно читает стихотворение,

2 балла - ребенок рассказывает с помощью воспитателя,

1 балл  -  ребенок не может рассказать стихотворение полностью.

Итог: 10-12 баллов - высокий уровень,

            7-9 баллов - средний уровень,

           4-6 баллов - низкий уровень.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Мой любимый город Волжский"

Краткосрочный проект предназначен для детей 2 младшей группы....

Краткосрочный проект «Мой любимый город – Волгоград » (средняя группа)

Привлечь детей к изучению истории своего великого героического города Волгограда....

краткосрочный проект "Мой любимый поселок"

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, эстетические представления, восп...

краткосрочный проект "Моя любимая игрушка" в 1 младшей группе

Проект «Моя любимая игрушка» в 1 младшей группе. Тема: «Игрушки». Возраст: 2-3 года Цель: формирование у детей социально - нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, по...

Краткосрочный проект «Мой любимый город – город будущего» для детей младшего дошкольного возраста

Проект направлен  на формирование  знаний детей о городе, в котором они  живут; умение передавать свои впечатления о родном городе; воспитание чувство любви к своему городу.  ...

Краткосрочный проект «Наш любимый детский сад»

Тип проекта:Социальный, творческий, групповой (19 человек), продолжительность (1 неделя). Ребенок участник от зарождения идеи до получения результата. Область «Чтение художественной литературы&r...

Краткосрочный проект "Моя любимая мама"

Проект "Моя любимая мамочка"...