Карточки для взаимодействия с педагогами группы по лексическм темам
картотека по развитию речи (старшая группа)

Самовилова Алла Владимировна

Данный материал адресован педагогам групп компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fevral.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Февраль, 1-я недели

Лексическая тема «Детский сад. Профессии».

Предварительная работа. Подготовка специалистов учреждения к проведению бесед с детьми  во  время экскурсии по детском у саду. Подготовка к составлению  рассказа  по  серии  картинок  «День  в  детском  саду»  с  воспитателями. Составление плана рассказа о работнике детского сада на занятии по развитию речи. Составление сложноподчиненных предложений со словами для  того чтобы, потому что

Игра с мячом №  42  «Кто что делает?»

Педагог   Я буду бросать одному из вас мяч и называть профессию. Вы будет ловить мяч и перечислить, что делает  этот  человек. Помощник воспитателя.

1-й ребенок. Подметает и моет пол, моет посуду,  вытирает пыль,  проветривает помещения.

Педагог. Психолог

2-й ребенок. Учит детей думать,  играет и рисует с ними, читает им.

Педагог. Логопед.

3-й ребенок. Учит детей правильно и красиво говорить, рассказывать

Игра с мячом №  43  «Семейка слов». [Расширение словаря по теме «Детский сад. Профессии» (образование однокоренных слов).]

Педагог  приглашает детей выйти на ковер, берет в руки мяч.

Воспитатель . Все  педагоги  воспитывают детей в детском саду. Давайте попробуем образовать слова от слова воспитывать.

Проводится  игра с  мячом.

Педагог. Как называется  человек, который воспитывает детей?

1-й ребенок. Воспитатель.

Педагог. Какие  дети  в детском саду?

2-й ребенок. Воспитанные.

Педагог. Как  воспитатели  называют  детей?

3-й ребенок. Воспитанники.

Педагог.  Что получают дети в детском саду?

4-й ребенок. Воспитание.

Игра  № 44 «Нужные предметы». [Совершенствование грамматического  строя речи]

Педагог рассыпает на столе маленькие предметные картинки поварешка, сковорода, кастрюля, скакалка, мяч, обруч, шприц,  лекарство,  вата, зеркало, соска, шпатель).

Педагог . Теперь давайте выберем предметы, которыми пользуются работники детского сада. Выберите каждый по три предмета, положите их под свою большую картинку и составьте предложение — ответ на вопрос «Кто чем пользуется?»

1-й ребенок. Логопед пользуется зеркалом, шпателем,  соской.

2-й ребенок. Повар пользуется поварешкой, кастрюлей, сковородой.

3-й ребенок. Руководитель физвоспитания пользуется обручем, скакалкой, мячом.

4-й ребенок. Медсестра пользуется шприцем, лекарством, ватой.

Педагог Теперь я уберу некоторые предметы, а вы ответите на вопрос «У кого чего нет?»

Воспитатель  убирает те предметы, в названиях которых нет звука [с].

1-й ребенок. У логопеда нет зеркала и шпателя.

2-й ребенок. У повара нет поварешки.

3-й ребенок. У руководителя физвоспитания нет обруча и мяча.

4-й ребенок. У медсестры нет шприца и ваты.

 №45 Составление рассказа о профессии по заранее составленному плану. [Развитие рассказа по заранее составленному плану.]

Педагог раздает детям картинки с изображениями работников детского сада.

Педагог. Сейчас вы расскажете о работниках детского сада по плану, Посмотрите на картинку, скажите, кто это, где он работает, что делает, что ему нужно для работы.

1-й ребенок.  Это воспитатель. Он работает в детском саду. Он учит детей рисовать, лепить, считать, трудиться. Для работы ему нужны книга, тетради, бумага, карандаши, ножницы, пластилин.

 Игра  №  46  «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха, мышления, связной речи.]

Педагог. Давайте сыграем в  игру «Кто лишний?» Слушайте внимательно, определяйте лишнего и объясняйте, почему вы так решили. Воспитатель, машинист, логопед, психолог. Кто лишний?

1-й ребенок. Лишний машинист, потому что он не работает в детском саду. А воспитатель, логопед и психолог работают.

                           Февраль, 2-я неделя

Лексическая тема «Профессии. Швея».

Предварительная работа. Экскурсия с родителями в ателье  по пошиву одежды или в Дом мод. Разучивание пальчиковой гимнастики  «Наперсток». Проведение сюжетно-ролевой игры «В ателье» Составление описательных рассказов об одежде, разучивание стихотворение Е. Тараховской «Девочки» на занятии по развитию  речи.

Упражнение № 47 «Нужные предметы» [Совершенствование грамматического строя речи.]

Педагог помещает на магнитную  доску картинку с изображением швеи  за  работой и предметные картинки с изображениями необходимых ей предметов и инструментов.

Педагог. Внимательно рассмотрите предметы и инструменты, нужные  швее  и ответьте на мои  вопросы. Чем пользуется швея?

1-й ребенок. Швея пользуется швейной  машиной, нитками, ножницами, мелом, портновским метром.

Педагог. Кому нужны  все эти предметы?

2-й ребенок. Швейная машина, нитки, ножницы, мел,  портновский метр нужны швее.

Педагог. Без чего не может обойтись швея?

3-й ребенок. Швея не может обойтись  без швейной машины, ниток, ножниц, мела, портновского метра.

Педагог убирает ножницы и нитки.

Педагог. Чего не хватает  швее, Настя?

4-й ребенок. Швее не хватает ножниц и ниток

 №47 Беседа. [Расширение и уточнение представлений о профессии швеи. Расширение и активизация словаря по теме «Профессии. Швея».]

Развитие диалогической речи.

Педагог помещает на магнитную диску  картинки с изображениями  здания  ателье по пошиву одежды или   Дома мод  и  швейной  фабрики и те картинки, которые убрал  при  выполнении  предыдущего задания.

Педагог. Продолжим беседу. Отвечайте на мои вопросы полными ответами. Где работает швея?

1-й ребенок.  Швея  работает  в  ателье, Доме мод  или на  швейной фабрике.

Педагог. Что она делает?

2-й ребенок.  Она шьет  одежду.

Педагог. Что ей нужно для работы?

3-й ребенок. Для работы ей нужны швейная машина, нитки, ножницы,  мел,  портновский метр.

         №48 Составление рассказа  по схеме.   [Развитие связной речи.]
Педагог помещает на магнитную доску схему рассказа о профессии.

Педагог.  Используя схему, повторите рассказ о швее.

Ребенок. Это швея. Она работает на швейной фабрике, в Доме мод иди в ателье.  Швея шьет одежду. Для работы ей нужны швейная машина, нитки, ножницы, мел, портновский метр.

Игра с мячом  №49   «Семейка слов». [Совершенствование  грамматического  строя  речи (образование   глаголов с приставками).]

Воспитатель  берет в руки мяч

Педагог. A теперь давайте образуем слова из одной семейки со словом шьет. Я буду начинать предложение и бросать мяч одному из вис. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение. Швея пуговицы к платью...

1-й ребенок. Пришивает

Педагог .  Швея  цветы  на блузке?

2-й ребенок. Вышивает.

Педагог.  Швея  юбку...

3-й ребенок. Подшивает.

Педагог. Швея  аппликацию на рубашку…

4-й ребенок. Нашивает.

Упражнение № 5о «Чего не стало?» [Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование  грамматического  строя  речи.]

Воспитатель помещает на магнитную доску большие плоскостные изображения иголки с ниткой,  ножниц, швейной машины, портновского метра.  Пока логопед размещаем картинки на доске, можно предложить детям назвать их

Педагог.  Следующая игра — на внимание. Посмотрите на эти предметы, запомните, как они выглядят, и закройте глаза

Педагог вытаскивает  нитку  из  иголки,  убирает одно кольцо ножниц, снимает катушку с нитками с машинки, меняет изображение портновского метра

Педагог.  Откройте глаза и скажите, чего не стало.

1-й ребенок.  Не стало нитки в иголке.

2-й ребенок.  Не стало одного кольца у ножниц.

3-й ребенок.  Не стало катушки с нитками на машинке.

4-й ребенок.  На портновском метре нет цифр.

Упражнение  №51 «Свяжи пары». [Развитие логического мышления. Совершенствование навыка составления сложносочиненных предложений со словами для того чтобы.]

Педагог. Свяжите картинки парами с помощью шнурочков и составьте  предложения со словами для того чтобы.

1-й ребенок.  Швее нужна швейная машина для того, чтобы шить на ней одежду.

2-й ребенок. Медсестре нужны шприцы, чтобы делать уколы, и йод, чтобы смазывать царапины.

3-й ребенок. Повару нужны вилка и нож, чтобы готовить еду.

4-й ребенок.  Продавцу нужны весы для того, чтобы взвешивать продукты

Игра с мячом № 52 «Какая одежда?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).]

Педагог.  Вы  знаете, что одежду шьют из разных тканей. Давайте вспомним, какой бывает одежда. Проведем игру с мячом. Будем катать мяч по столу друг другу. Одежда из шелка какая?

1-й ребенок.   Шелковая.

Педагог. Одежда им шерсти какая?

2-й ребенок.  Шерстяная.

Педагог.  Одежда из вельвета какая?

3-й ребенок.  Вельветовая.

Педагог. Одежда из  драпа какая?

Зучивание стихотворения Е. Тараховской «Девочки». 

                                             Девочки

Вышивают девочки.

Сидя ил траве.

Вышивают  девочки

Шелком по канве.

— Это клюв! А это шпоры!

А вот это гребешок!.. —

Приутихли разговоры,

За стежком бежит стежок,

Оживают   петушки —

Золотые гребешки.

Вдруг живой петух  явился,

Наклонился к  петушку.

Наклонился, удивился

И спросил: «Ку-ка-ре-ку?»

Февраль  3-я неделя

Лексическая тема «Профессии на стройке»

Предварительная работа.   Экскурсия к строящемуся дому.  Наблюдение с безопасного расстояния  за  работой подъемного крана и техники, подъезжающей на стройку. Организация сюжетно-ролевой игры «На стройке». Расширение и уточнение словаря по теме «Строительные специальности», конструктивная игра «Строим  дом»,  

  №53 Беседа о профессиях строителей. [Расширение и закрепление представлений о профессиях людей, работающих на  стройке. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме  «Профессии на стройке» .

Воспитатель помещает на магнитную доску картинки с изображениями  строителей.

Педагог. Рассмотрите и назовите картинки.

         Дети. Крановщик, бульдозерист, экскаваторщик, каменщик, инженер, архитектор, штукатур, маляр, плотник, сантехник, кровельщик.

Педагог. Расскажите, что делают  эти люди

1-й ребенок.  Бульдозерист  расчищает площадку для дома.

2-й ребенок.  Экскаваторщик роет котлован.

3-й ребенок.  Архитектор создает проект дома.

4-й ребенок.   Каменщики кладут стены.

№54 Рассказывание стихов о профессиях строителей. (Развитие общих  речевых навыков.]

1-й ребенок.          Каменщик

В переулке дом растет,

Стены каменщик кладет.

С ним помощник — мастерок,

Мастерок-лопатка.

Будет дом построен в срок.

Прочной будет кладка.

2-й ребенок.        Маляр

В новый дом маляр пришел,

Красит стены, двери,  пол?

А наличник на окне

Он доверил красить мне.

3-й ребенок.                          Плотник

Он бревно отешет ловко,

Рамы сделает, навес.

У него смолой спецовка

Как сосновый пахнет лес.

4-й ребенок.                         Крановщик

Ходит, ходит кран стальной

Над кирпичною стеной.

За стрелой его ажурной

Крановщик следит дежурный.

Нажимает неустанно

Он в кабине рычаги.

Разговаривает с краном;

«Ты рабочим помоги.

Поддержи людей трудом.

Люди людям строят дом».

Игра  №  55 «Кто что делает?» [Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Профессии строителей».]

Педагог . Поиграем в  мяч. Я бросаю мяч и называю профессию строителя. Вы ловите мяч и перечисляете  все,  что может делать этот человек. Крановщик.

1-й ребенок.  Управляет  краном,  поднимет  груз

Педагог. Каменщик.

2-й ребенок.  Берет раствор и кирпичи,  кладет  стену

Педагог. Маляр.

3-й ребенок.  Разводит краску, красит  стену.

Педагог. Штукатур.

4-й ребенок. Берет раствор, выравнивает стену.

Игра №56 «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха, мышления. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений  со словами потому что).]

Педагог. А сейчас я буду называть профессии, а вы будете определять, кто  лишний и почему. Врач, воспитатель, каменщик, логопед. Кто лишний?

1-й ребенок. Лишний каменщик, потому что он работает на стройке. А врач, логопед и воспитатель работают в детском саду.

Педагог. Маляр, продавец, штукатур,  архитектор.  Кто  лишний?

2-й ребенок. Лишний продавец, потому что он работает  в  магазине. А маляр, штукатур и архитектор работают на стройке.

Педагог. Кондуктор,  крановщик, экскаваторщик, плотник, сантехник. Кто лишний?

3-й ребенок. Лишний кондуктор, потому что он работает на транспорте. Крановщик, экскаваторщик, плотник, сантехник работают  на  стройке.

Педагог. Летчик, капитан, плотник, машинист. Кто лишний?

4-й ребенок. Лишний плотник,  потому что он работает на стройке.  А летчик, капитан и машинист  работают  на  транспорте

Игра с мячом   № 57 «Что делает?» [Уточнение и расширение словаря глаголов по теме «Строительные специальности».]

Педагог  Сейчас  я  буду называть специальности строителей и бросать вам мяч. Тот,  кто поймает мяч, должен сказать, что делает этот строитель, и бросить мяч мне. Экскаваторщик.

1-й ребенок.   Роет котлован.

Педагог. Бульдозерист.

2-й ребенок.  Расчищает площадку.

Педагог. Каменщик.

3-й ребенок.  Кладет стену.

Педагог.  Штукатур.

4-й ребенок.  Штукатурит стену

Педагог. Маляр.

1-й ребенок.  Красит стену и  потолки.

Педагог. Кровельщик.

2-й ребенок.  Кроет крышу.

Педагог. Стекольщик.

3-й ребенок.  Вставляет стекла в окна.

Педагог.  Крановщик.

4-й ребенок.   Работает на подъемном кране, поднимает разные грузы.

Упражнение №58 «Какой? Какая? Какие?»  [Совершенствование  грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).]

Педагог. Давайте расскажем, какие домики были у поросят, буду прокатывать мячик по столу одному из  вас и говорить, из  чего сделан домик или его  части, а  вы  будете говорить, какие   домик или его части, и возвращать мяч мне. Домик из соломы — какой?

1-й ребенок.  Соломенный

Педагог.  Домик из дерева — какой?

2-й ребенок. Деревянный.

Педагог.  Домик из камня - какой?

3-й ребенок. Каменный.

Педагог.  Пол из земли — о кой?

4-й ребенок.  Земляной.

Педагог.  Пол из глины — какой?

1-й ребенок.  Глиняный.

Педагог.  Крыша из железа — какая?

2-й ребенок.  Железная.

Педагог.  Труба из кирпича — какая?

3-й ребенок.  Кирпичная.

Педагог.  Ступеньки из досок - какие?

4-й ребенок.  Дощатые

Игра №59 «Что лишнее?» [Развитие речевого слуха, мышления.]
Педагог. Я хочу проверить, хорошо ли вы запомнили, что использовал Нуф-Нуф для строительства своего замечательного домика. Поиграем в игру  «Что лишнее?»  Камни, песок, вата, железо.

Дети. Лишняя вата.

Педагог.  Глина,  стекло, драп, доски.

Дети. Лишний драй.

Педагог. Кирпич, цемент, гвозди, соль.

Дети. Лишняя соль.

Февраль, 4-я неделя

Лексическая тема «Наша армия»

Предварительная работа. Организация сюжетно-ролевой игры «Моряки». Разучивание стихотворений «Танкист»,  «На границе»,  «Моряк». Организация сюжетно-ролевой игры «Пограничники». Проведение сюжетно-ролевой игры «Танкисты», расширение  и  уточнение  в игре словаря по теме «Наша армия».Составление плана рассказа о профессии на занятии по развитию речи. Проведение сюжетно-ролевой игры  «На подводной лодке». Разучивание игры «Капитан»

№ 6о 3аучивание  стихов о военных.  [Развитие  общих  речевых навыков.]

                                                        Танкист

Я сегодня был танкистом,

В танке мчался в поле чистом,

По оврагам, по холмам.

Управлял я танком сам.

Ничего, что это ящик.

Танк совсем как настоящий,

Я немного подрасту,

В армию служить пойду.           И. Нищева

                                                    На границе

На ветвях застыли птицы,

Звезды в небе не горят.

Притаился у границы

Пограничников отряд.

Пограничники не дремлют

У родного рубежа:

Наше море, нашу  землю

У  границы сторожат.

                                                           Моряк

Охраняет наше море

Славный, доблестный  моряк.

Гордо реет на просторе

Наш   родной российский флаг.

Игра с мячом   №61 «Кто что делает?» [Расширение и уточнение глагольного словаря по теме  «Наша армия». Совершенствование  грамматического  строя  речи]

педагог. Мы с вами много говорили о профессиях военных, рассматривали картинки, учили стихи, играли. Давайте вспомним, что они делают, чем занимаются. Я качу мяч одному из вас и называю профессию. Вы ловите мяч, говорите, что делает  этот  человек, и возвращаете мяч мне. Летчик.

1-й ребенок.  Управляет самолетом, держит штурвал, проводит испытания.

Педагог. Пограничник.

2-й ребенок. Охраняет границу, разговаривает по рации,  смотрит в бинокль.

Педагог. Капитан военного корабля.

3-й ребенок. Стоит на капитанском мостике, смотрит в бинокль, отдает команды.

Педагог. Танкист.

4-й ребенок. Управляет танком, переключает рычаги, смотрит в  прицел.

№ 62 Составление рассказов о профессиях по заранее составленному плану. [Развитие  связной речи.]

Педагог помещает на магнитную доску картинки с изображениями военных.

Педагог.  Давайте составим рассказы о профессиях военных.   Сначала надо назвать  того,  кто нарисован  на картинке. Потом рассказать, где он работаем что делает, что ему нужно для работы. В конце  надо сказать, какая работа у этого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Данный материал адресован педагогам и молодым специалистам...

Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Данный материал адресован педагогам групп компенсирующей направленности и молодым специалистам...

Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Материал    адресован воспитателя групп компенсирующей направленности (старшая группа)...

Карточки для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности по лексическим темам

Материал адресован воспитателям групп компенсирующей направленности...

Карточка для взаимодействия с педагогами группы компенсирующей направленности

Материал адресован педагогам групп  компенсирующей напрвленности  и молодым специалистам...

Карточки для взаимодействия с педагогами подготовительной к школе группе

Материал адресован воспитателям и родителям для детей с нарушением речи...