Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Весна пришла"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Мищерякова Наталия Павловна

Конспект образовательной деятельности по формированию представлений детей о сезонных изменениях в природе, о разнообразии насекомых, о происхождении бабочки, божьей коровки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи с помощью логоритмики в средней группе «Весна пришла»

Возрастной адресат: средняя группа (4-5 лет)

Цель: Научить, правильно, выражать свои мысли и контролировать свою речь.

Задачи: Образовательные: продолжать формировать представления детей о сезонных изменениях в природе, о разнообразии насекомых, о происхождении бабочки, божьей коровки;

Развивающие: активизация и обогащение словаря детей, развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки весны, насекомых;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к насекомым.

Применяемые педагогические технологии: игровая технология, икт-технология, технология интеграции, здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения (образовательная программа ДОУ, технология проектной деятельности, технология экспериментальной деятельности.

Оборудование и материалы: конверт со сказкой, желтый круг, прищепки, карточка с загадками, картинки с насекомыми (божья коровка, гусеница, паук, комар, муха, стрекоза, кузнечик, фоновая музыка, магнитофон, презентация о рождении божьей коровки, бабочки, компьютер, картинки на экран (подснежник, сосульки, полет птиц, музыкальный треугольник – 2 штуки, бочонок с пчелами, бумажные червячки на каждого ребенка, пипетки на каждого ребенка, вода, червячки из бус на каждого ребенка.

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей, работа дворников, за работой техники);

опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении;

установление причинно - следственной связи: где быстрее тает, наблюдение за срезанными ветками в группе;

- рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, альбомов с журнальными вырезками, модели признаков ранней весны, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;

- чтение художественной литературы, заучивание стихотворений (мнемотехника, отгадывание загадок, прослушивание закличек о весне, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;

- разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры

- художественное творчество: рисование на тему весна.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня утром у двери нашей группы я обнаружила конверт с надписью “Ребятам группы № 3». Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Хотите узнать, что там? Давайте почитаем!

Сказка

“ Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: 3 месяца – Зима, 3 месяца – Весна, 3 месяца – Лето и 3 месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Насекомые не хотели просыпаться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : “Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод”.

А что это за чудо угадаете вы, ребята.

Загадка:

Молодое, новое,

К радости готовое.

Встанет рано поутру –

Я глаза скорей протру,

А оно – всё ярче, ярче,

За окном – всё жарче, жарче…

Что это такое? –

Дети: Солнце!

Воспитатель: Конечно. Действительно, солнце – самое большое и доброе. Вот оно спряталось в конверте. Ой, а лучики то рассыпались. Поможем солнышку, соберем лучики и расскажем, какое у нас солнышко.

Игра «Солнышко весной» (подбор прилагательных)

Дети прикрепляют лучики - прищепки к солнцу подбирая прилагательные:

Солнце - жёлтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, веселое, румяное, лучистое, большое, доброе.

Воспитатель: Вот какое солнышко у нас получилось, и в зале сразу стало ярче и теплее. Хотите узнать, что случилось дальше?

Воспитатель: Так что же произошло когда появилось весеннее солнце?

На экране появляется изображением подснежников на проталине.

Воспитатель: С теплыми солнечными лучиками в марте месяце просыпаются первые цветы. Кто помнит, как они называются?

Дети: Подснежники.

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Потому что они вырастают из-под снега самые первые.

Воспитатель: Давайте с вами скажем предложение

-Растаял снег и на проталинах распустились подснежники. (Дети повторяют предложение)

Воспитатель: Ребята, а цветочек так хочется понюхать. А рвать его можно?

Дети: Нет.

Воспитатель: Тогда мы наклонимся и понюхаем подснежник.

Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветок»

1 резкий вдох носом

2 мягкий выдох на слог «АХ»

Подуем на цветок

1 резкий вдох носом

2 медленный выдох губы трубочкой

Воспитатель: Давайте покажем, как цветочек вырастает.

Пальчиковая гимнастика "Цветок" под музыкальный фон

Вырос высокий цветок на полянке, показать руками цветок

Утром весенним раскрыл лепестки. развести пальцы рук

Всем лепесткам красоту и питье движение пальцами вместе врозь

Дружно дают под землей корешки. ладошки вниз тыльной стороной друг к другу, пальцы развести

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие еще цветы вырастают весной?

Дети: Мать-и-мачеха, ландыши, тюльпаны.

Воспитатель: А что еще происходит весной?

На экране появляется изображение сосулек.

Воспитатель: Что это?

Ответы детей.

Воспитатель подводит итог:

- Стали таять сосульки и зазвенела капель (Просит детей повторить предложение)

Воспитатель: (подходя к музыкальным треугольникам)

-Солнце светит, сосулька начинает таять (играет на музыкальном треугольнике длинные звуки). Солнце все теплее и сосулька начинает таять все быстрее. (Играет на инструменте короткие звуки).

Приглашает двух детей сыграть весеннюю капель.

Воспитатель: Ребята давайте скажем и покажем, как звенит капель длинными звуками (Дети показывают и проговаривают: «кап….кап….кап)

Воспитатель: А теперь давайте скажем и покажем, как капает капель быстро (дети показывают и проговаривают: «кап, кап, кап)

Воспитатель: Посмотрим, что же случилось потом.

Раздается пение птиц, на экране картинка птицы летят.

Воспитатель: Ребята, слышите? Что за звуки?

Дети: Птицы поют.

Воспитатель: А откуда птицы взялись, ведь они улетели в теплые края?

Дети: Наступила весна, и птицы прилетели домой.

Воспитатель: А как называют таких птиц?

Дети: Перелетными.

Воспитатель: Ребята повторите предложение: «Птицы возвращаются домой» (Дети повторяют предложение)

Воспитатель: А как поют птицы? Какие звуки они издают?

Дети: Чив, чив, чив!

Воспитатель: А еще они могут петь вот так – тью тью, тью тью!

Предлагаю разделиться на команды девочек и мальчиков.

Мальчики будут исполнять ритм чив, чив, чив!

Девочки – тью тью, тью тью.

(Дети проговаривают ритм, хлопая в ладоши).

Воспитатель: Что же случилось потом? Слышите, что – то жужжит?

В зал под музыку влетает пчела.

Пчела: ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ, посадку давай!

Воспитатель: Ребята, да это же тетушка Пчела к нам пожаловала. Ты одна или с друзьями?

Пчела: Прилетела я одна, не все мои друзья еще проснулись.

А хотите, вместе со мной рассказать про моих друзей?

Тогда повторяйте:

Жу –жу –жу жужжит пчела

Хороши мои дела.

Зу-зу-зу комар пищит

Укусить скорей спешит.

Уф-уф-уф как паровоз

Шмель пыхтит, пыльцу повез.

Жук жужжит гу-жу,гу-жу

Я любого разбужу.

Воспитатель: Ребята, вы догадались кто друзья тетушки пчелы?

Дети: Да, это насекомые.

Пчела: А у меня есть для вас загадки о насекомых. Сейчас я проверю, как вы хорошо знаете моих товарищей!

Пчела загадывает загадки, после отгадывания показывает нужную картинку насекомого.

Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья ….(Коровка)

У нее так много ног –

Сосчитать не каждый б смог.

В них такая путаница,

Их хозяйка - ….(Гусеница)

Знают взрослые и дети –

Тонкие плетет он сети,

Мухам враг он, а не друг.

Как зовут его?. (Паук)

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас (Комар)

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая (Муха)

Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает (Стрекоза)

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (Кузнечик)

Пчела: Молодцы, ребята, вы знаете насекомых.

Ой, в моем бочонке мои пчелки проснулись, вы хотите с ними поиграть?

Дети: Да (детям раздают пчел)

Игра с пчелами «Жужжим, спим»!

Воспитатель: Тетушка Пчела, ребятам очень интересно как появляются, рождаются насекомые. Ты можешь нам рассказать?

Пчела: Ну конечно. Ребята, вам нравятся чудеса?

(Ответы детей)

Пчела: Тогда смотрите и слушайте про чудо, которое происходит с насекомыми.

На экране появляется презентация о рождении насекомых.

По ходу презентации пчела рассказывает.

Пчела: Чудо - это то, что жуки, мухи, бабочки, стрекозы – никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

(Включается презентация).

- Каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем вылупляется личинка или гусеница.

- Ей надо много кушать, и расти, когда она вырастает, превращается в куколку

- Проходит время, из куколки выходит бабочка.

- Стрекозы откладывают яйца в воду, комары откладывают личинки в воду, жук откладывает личинки в землю.

Пчела: Ребята, кто знает, чем насекомые отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам их можно определить?

Дети: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко.

Пчела смотрит на часы: Уже пришло время. Сейчас оживут мои волшебные червячки…

Воспитатель: Вот это да! Тетушка Пчела, мы с ребятами тоже хотим посмотреть, как они появятся.

Проводится опыт

(Дети идут к столу, где лежат свертки бумажных червячков. Дети наносят, из пипетки, на них воду, и происходит окрашивание червячков).

Пчела достает из сумочки червячка из бус, и предлагает таких червячков детям, предлагает поиграть с ними. Все идут, садятся в круг.

Песня – игра «Червячок».

Пчела: Кто считает, что мы с вами провели классное время, давайте свои ладошки (хлопает пятерочки).

Воспитатель: Спасибо, тетушка Пчела за твои интересные игры, рассказ, песни.

Ребята, вы сегодня такие молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы, играли! Перед нами стояло очень много задач, которые мы должны были с вами выполнить. И вы справились, потому, что мы работали командой.

Вам понравилось наше занятие?

Расскажите, что вам запомнилось больше всего.

Что нового вы узнали?

Воспитатель: Давайте скажем тетушке Пчеле до свидания, пусть передает привет своим друзьям насекомым от нас, и пойдем в нашу группу.

Ожидаемый результат: Дети научатся ясно, четко выражать свои мысли, правильно произносить звуки. Закрепят знания о природных явлениях, узнают о происхождении насекомых. Получат эстетическое и эмоциональное удовлетворение от занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе Тема: «Домашние животные» Воспитатель: Койносова Елена Станиславна МАДОУ ЦРР - д/с №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной деятельности по развитию речи  в средней группе Тема: «Домашние животные»Воспитатель: Койносова Елена СтаниславнаМАДОУ ЦРР -  д/с №14 г. Кропоткин...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Прогулка в зимний лес"

На занятии у детей развивается творческое мышление, фонематический слух, прививается любовь к прекрасному: музыке, стихам....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе

«Петушок и бобовое зернышко»Чтение художественной литературы(специально организованная образовательная деятельность с детьми  среднего дошкольного возраста с использованиемсовременных образо...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме "Путешествие во фруктовый сад" в рамках темы образовательного комплекса "Фрукты"

Конспект актуален для педагогов, работающих по программе "Детский сад - 2100". Так,  как составлен  в рамках образовательного комплекса "Фрукты", как итоговое занятие....