«Развитие речи детей посредством дидактических игр»
статья по развитию речи

                                                                                                                                                                                                                                                                                                   «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

                                                                                                                                                                                                                                                                                           Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

                                                                                                                                                                                                                                                                                           ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

    Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей посредством дидактических игр»

                   «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

             Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

                ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

              Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

         

 Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня огромное значение. Только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, «включает» его в активный процесс коммуникации. Благодаря речи ребенок накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах, познает окружающий мир. Именно благодаря речи выражает свои чувства и эмоции, свои потребности. От того, насколько точно, ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения.

 Дошкольный возраст – возраст активного освоения речи. И если не вмешаться в этот процесс, то может повлечь за собой отставание в развитие ребенка. Своевременное развитие речи дошкольников способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

           К большому сожалению, современные дети больше находятся за компьютером, в телефонах, родители заняты своими делами, работой, очень мало времени уделяют детям, чтобы просто с ними поговорить. Поэтому с каждым годом, увеличивается количество детей с несформированной речью. Задача воспитателя больше уделять внимания именно развитию речи, создать условия для речевой деятельности детей, охватить разные стороны речевого развития: развитие связной речи, расширение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи и культуры речевого общения.

           Для формирования словаря дошкольников весьма эффективно зарекомендовали себя дидактические игры. Существуют различные виды дидактических игр, направленные на решение различных педагогических задач,  но все их объединяет одна цель – обучение ребенка. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

           Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, она не изолирована от других форм и средств воспитания и обучения. Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, проведение и анализ. Проведение дидактических игр включает:

– ознакомление детей с содержанием игры; с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

– объяснение хода, а правила игры;

– показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

– определение роли воспитателя в игре, его участие в роли играющего, болельщика или орбита. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих;

– подведение итогов игры.

Обязательными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. Они разрабатываются для обучения и воспитания детей, и реализуются через специальные игровые действия, игровую задачу, правила, формируют определенные навыки и умения. Именно в игре и через игру речь проявляется наиболее ярко. Необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры, стимулирует развитие словаря.

           Игра - это диалог между внутренним миром ребёнка и внешним. В играх детьми усваиваются понятия ''верно - неверно'', ''можно - нельзя'', ''внутри меня - вне меня'' и другие.

           Дидактической игра является одним из эффективных средств развития речи дошкольников, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. В своей работе я использую различные дидактические игры: игры с предметами, настольные - печатные и словесные. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. В процессе многих дидактических игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.

           Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевого общения, что создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок. Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.

           Одной из главных моих задач была подобрать такие варианты игр, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. В своей работе с детьми я использовала дидактические игры (игры с предметами: «Два дома», «Цепочка слов», настольные - печатные, словесные: «Что можно делать с этим предметом?», « От каждого по словечку» или «Дополни предложение»), игры и упражнения с использованием метода моделирования (применение графической знаковой символики при заучивании стихотворений, составлении загадок, пересказе и сочинение сказок, использование схем для описания одежды, посуды, животных и т. д.).

           В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов. У детей повысился познавательный интерес, они проявляют самостоятельность, творческую инициативу, активность,

свободно высказываются, научились контролировать себя, помогают друг другу. У дошкольников расширился активный словарь (обладают довольно большим запасом слов, используют большое количество обобщающих слов, употребляют в речи синонимы, антонимы, многозначные слова). Дети овладевают грамматическим строем речи (морфологией, словообразованием, созданием новых слов, синтаксисом, построением предложений). Они способны к простейшему звуковому анализу слова, умеют дифференцировать звуки, делят слова на слоги. Дети умеют составлять рассказы об игрушках, пересказывать и т. д.

Таким образом, я могу сказать о том, что дидактическая игра даёт огромный простор для развития речевой активности дошкольников. Она направлена на владение речью как средством общения, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой активности.

 

Список используемой литературы:

1.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада- 2-е изд., дораб.- М.; Просвещение, 1991.- 160с.

2.Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1982.- 96 с.

3.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения.-2-е изд., дораб.- М.: Вентана- Граф, 2013.- 272 с.- (Тропинки).

4.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы/ Под. ред. В. В. Гербовой.- 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1988.- 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей посредством дидактических игр

Консультация на тему "Развитие речи детей посредством дидактических игр"...

Сообщение из опыта работы "Развитие речи детей посредством дидактических игр"

Сообщение из опыта работы, в котором вы узнаете, какие дидактические игры помогают обогащать и активизировать словарный запас, развивают фонематических слух воспитанников младшего (3-4г.) и старшего (...

«Развитие речи детей посредством дидактической игры».

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в ...

Проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры»

Тема выбрана потому, что самое ценное в нашей жизни – дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у дет...

Презентация для выступления на районном методическом объединении по теме "Развитие речи детей посредством дидактической игры"

Дидактическая игра  представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Памятка для родителей "Развитие речи детей посредством дидактических игр".

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобразовательная школа № 6" дошкольные группы    Памятка для родителейна тему:"Развитие речи детей ...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "Развитие речи детей посредством дидактических игр и мнемосхем"

Сегодня ни для кого не секрет,что богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Часто в речи детей существует множество проблем. Поэтому...