НОД по речевому развитию в старшей группе на тему " Знакомство со звуком "й" "
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)


  • Цель: познакомить детей со звуком "й".
    Задачи:
    ОО "Социально - коммуникативное развитие"
    - воспитывать в детях уважение к родному языку, речевую культуру;
    -развивать навыки работы в паре и в группе;
    - формировать представление о том, что известность, авторитет и Имя приобретает человек, благодаря своему труду и целеустремленности .
    ОО " Познавательное развитие"
    - познакомить детей со звуком "й";
    - совершенствовать навыки использования схем и таблиц;
    - развивать познавательно - исследовательские навыки.
    ОО "Речевое развитие"
    - обозначить правильную артикуляцию звука "й";
    - дать звуку "й" характеристику;
    - формировать представление детей о фонетическом и грамматическом значении звука "й" в русском языке;
    - развивать умение подбирать к словам антонимы( дид игра с мячом "Скажи наоборот")
    - совершенствовать навыки словообразования ( образование повелительного наклонения глаголов в единственном числе в игре "Дай команду.");
    - развивать умение дифференцировать звук в разных частях слова, делать звуковой анализ слова с помощью схемы;
    - закреплять знания произведений детской литературы ( "Что написал Сергей Михалков?", введение сказочных персонажей );
    ОО "Художественно - эстетическое развитие" - использование эстетически оформленного наглядно - дидактического материала;
    - закрепление знаний о творчестве русского художника Василия Поленова.
    ОО "Физическое развитие"
    - использование здоровьесберегающих форм организации НОД;
    - гимнастика для глаз;
    - малоподвижная форма дидактических игр "Скажи наоборот"( с мячом) и "Дай команду";
    - закрепление представлений об опрятности как положительном качестве человека ( в беседе с "Мойдодыром)
    Материалы и оборудование:
    1) Стенд "Изучаем звук" в речевом центре ( схема "Исследуем артикуляцию звука ", схема "Характеристика звука", карточки - символы звука "й" , карточки "Смайлики - характеристики звуков");
    2) зеркала по количеству детей;
    3) наклейки смайлики по количеству детей трёх цветов;
    4) мультимедийное оборудование с презентацией "В гостях у Дюймовочки";
    5) кукла "Мойдодыр";
    6) мяч;
    7) сундучок с письмом и "карточками - действиями";
    8)дидактическое пособие планшет на липучках "Незнайка с кармашком"+ 3 схемы звукового анализа слова с мягким согласным в разных позициях ;
    9) на рабочих столах - раздаточный материал: пустые схемы для звукового анализа слова + фишки синего, зеленого и красного цвета;
    10) на стульях за рабочими столами такие же смайлики - наклейки, как и у детей (для дифференциации по степени сложности задания).Воспитатель
    - Ребята, давайте ещё раз поздороваемся со всеми нашими гостями и вместе настроимся на серьезную, но очень увлекательную работу со звуком.Как мы это делаем?
    Дети встают в круг, берутся за руки и произносят стишок:
    - Жизнь была бы очень скучной,
    Если б мир наш был беззвучный.
    Как прекрасно слышать звук:
    Речь друзей и сердца стук!
    Воспитатель
    - А теперь давайте подойдём к речевому центру, сегодня он оформлен по - новому.Вы обратили внимание? Послушайте внимательно загадку, из неё вы сможете узнать, о каком звуке мы будем говорить сегодня.
    (Воспитатель читает стихотворение, выделяя голосом и чёткой артикуляцией звук "й")
    -Этот звук, как вечный бой.
    Всюду крики: "Ой- ой- ой!"
    Но зато с ним дружат чайки,
    Без него не сделать гайки,
    Без него не сваришь чай .
    Звук скорее называй! (Д:"Это звук "й")
    Правильно.Для каждого из вас на стульях приготовлены зеркала, возьмите их и спокойно вернитесь сюда, к стенду.А теперь посмотрите на свои губы, в каком они положении? Зубы при этом? Язык? Где он находится? Как работает воздушная струя?(Д.: Язык глубоко во рту.Зубы сближены.Губы в улыбке.Воздушная струя задерживается.)
    Воспитатель
    Сложите зеркала в коробку, они нам пока не понадобятся.
    Воспитатель
    - Ребята, а можно ли пропеть звук "й"? Значит он какой?(Д.: Согласный.)Верно. Можно сравнить звук"й" с гласным звуком "и", который можно тянуть долго, воздушная струя проходит легко.
  • Попробуйте (Дети выполняют) Звук "й" ещё называют "и- краткое". А
  • теперь поставьте руку на горлышко.Что вы чувствуете? (Дети: Горлышко гудит, значит звук "й" звонкий ).А вы можете произнести звук "й" грубо, твёрдо?(Дети: Нет) Значит он какой?(Дети:"Мягкий")Молодцы!
    А сейчас кто - нибудь самый смелый может выйти и дать полную характеристику звуку "й" по этой схеме? А остальные ребята внимательно послушают и , если будет нужно, помогут. ( Вызвавшийся ребёнок , опираясь на схему, даёт характеристику звуку "й").Молодец! Посмотрите, я подобрала несколько карточек, которые могли бы стать символом звука "й", но мне никак не выбрать.Вы мне поможете? (Дети выбирают символ звука, обоснуя свой выбор.При необходимости проводится голосование).
    Воспитатель
    - Ребята, а хотите прямо сейчас отправиться в сказочное путешествие и вместе с героями любимых сказок поискать звук "й" в разных словах и поиграть с ним? Присаживайтесь на стульчики, смайлик на вашей руке это "кнопка перемещения". Слегка на неё нажмите, закройте глаза.Начинается телепортация в сказочное измерение.Обратный отсчёт вместе: " Пять, четыре, три, два, один!"(Пока идёт отсчёт, педагог включает экран проектора )
    Открывайте глаза! Вот мы и оказались с вами в сказочной стране, и кто же нас встречает? (Д.:"Дюймовочка") Презентация "В гостях у Дюймовочки"
    1 слайд
    - Дюймовочка приветствует вас. Она говорит, что, в отличие от неё, вы не всегда будете маленькими, вы вырастете, повзрослеете, и ваши имена повзрослеют вместе с вами.Дюймовочка предлагает вам поиграть.Хотите?
    2 слайд
    - Угадайте, как станут звать этого мальчика по имени Женя, когда он станет взрослым?
    (Д.: Евгений )
    3 слайд
    - Молодцы! Вы отгадали! ЕвгениЙ Леонов - знаменитый, очень многими любимый актёр.Кстати, Винни Пух в мультфильме говорит его голосом.

    4 слайд
    - Познакомьтесь, это Вася.Можете назвать его полное имя? (Д :" Василий")
    5 слайд
    - Опять отгадали! ВасилиЙ Поленов - известный русский художник, написавший множество удивительных картин, самые знаменитые из которых, это...Может вы сами скажете их название?
    6 слайд
    "Бабушкин сад"
    10 слайд
    " Золотая осень"
    7 слайд
    " Московский дворик"
    8 слайд
    - А это Андрюша.Как его станут звать? (Д :"Андрей") Верно!
    9 слайд
    - Это Андрей Усачёв, писатель и поэт, автор множества детских книг.Кстати, наш с вами "Звукарик" сочинил именно он .
    10 слайд
    - Ещё одного детского писателя, когда он был маленьким , звали Серёжа.А потом стали звать ...? (Д.: Сергей)
    11 слайд
    - Сергей Михалков.Может, кто- нибудь назовёт его произведения? ("Дядя Стёпа милиционер", "Про Фому", "Три поросенка", "А что у вас?" "Лесная академия")
    12 слайд
    - Не так давно повзрослел и уже успел стать знаменитым мальчик пр имени Лёша.Как его зовут теперь? (Д.: Алексей)
    13 слайд
    - Это современный российский эстрадный певец Алексей Чумаков.Огромные залы зрителей собирает его талант.
    14 слайд
    - А так выглядел маленький Дима.Кто назовёт его полное, "взрослое " имя? (Д.: Дмитрий)
    15 слайд
    - Кто - нибудь узнал его? Телеведущий и киноактёр Дмитрий Нагиев .
    Молодцы, ребята, все имена назвали правильно! Но ведь Дюймовочка не зря выбрала эти имена .Назовите полные имена ещё раз и послушайте, как они звучат, что изменилось?(Д.: Появился звук "й") Правильно! А в какой части слова он появился?(Д.: Звук "й" появился в конце слова.)Молодцы.Вот так ,благодаря учёбе, труду и своей целеустремленности, мальчики стали знаменитыми, уважаемыми людьми, а , благодаря звуку "й", их имена приобрели солидность, важность.Имена тоже стали взрослыми.Дюймовочка благодарит вас за игру и прощается с вами А нам обязательно нужно сделать гимнастику
    для глаз.Давайте вместе произнесем стишок и сделаем гимнастику.
    (Проводится гимнастика для глаз)
    - Глазки вверх поднимай,
    Головою покачай:
    Ой- ой - ой, ай - ай - ай!
    Головою покачай.
    Глазки вниз опускай,
    И по кругу повращай:
    Ой - ой - ой, ай - ай - ай!
    И по кругу повращай.
    (Воспитатель демонстрирует игрушку Мойдодыр)
    - Посмотрите, ребята, кто к вам идёт?! (Д.: Мойдодыр!")(Далее педагог озвучивает игрушку, изменив голос)
    Мойдодыр
  • - Да! Я великиЙ умывальник, знаменитыЙ Мойдодыр! Друзья, а вы помните, какой был мальчик,
  • когда отказывался мыться?(Д.: ГадкиЙ, грязныЙ, неумытыЙ ).Правильно.А ,когда помылся,то какой стал? (Д.: Он стал чистыЙ, аккуратныЙ, опрятныЙ, милыЙ, приятныЙ).Хорошо! А скажите, что за звук помог вам найти слова - ответы на вопрос "КакоЙ?".(Д.: Нам помог звук "й".) Ай, да молодцы! Дарю вам мячик .Хотите поиграть? А я на вас полюбуюсь.(Педагог возвращает игрушку на место, берёт мяч и проводит игру "Скажи наоборот" с мячом :
    светлыЙ - тёмныЙ
    толстыЙ - тонкиЙ
    большоЙ - маленькиЙ
    чёрныЙ - белыЙ
    зимниЙ - летниЙ
    плохоЙ - хорошиЙ
    горькиЙ - сладкиЙ
    волосатыЙ - лысыЙ
    тихиЙ - громкиЙ
    прямоЙ - кривоЙ.
    Воспитатель
    - Молодцы, ребята!Хорошо подбирали слова наоборот!А в какой части этих слов слышится звук "й"? (Д.: В конце слова) Правильно! ( Воспитатель замечает на столе сундук )
    - Ой, ребята! Кто то оставил здесь сундук с письмом. Давайте почитаем и узнаем , от кого это?
    " Кто сундук мой найдёт,
    Тот в игру попадёт.
    Вы на пары разделитесь,
    Давать команды научитесь.
    По очереди карточку - действие бери
    И своему партнёру команду говори."
    И подпись "Кащей Бессмертный".
    Я, кажется, поняла.Кащей предлагает вам поиграть.Вы согласны? Тогда я буду подходить к каждому с сундучком, а вы доставайте по одной карточке и разделитесь на пары (Дети выполняют).
    (Проводится игра "Дай команду со звуком "й" ".Например, ребенок выбрал карточку с символом " бросать", он озвучивает этот символ, а потом меняет слово так, чтобы получилась команда "бросаЙ".Второй ребёнок в паре выполняет заданное движение, либо имитирует его. Потом они меняются местами:
    бегать- бегаЙ,
    прыгать - прыгаЙ,
    плавать - плаваЙ,
    танцевать - танцуЙ,
    бросать - бросаЙ,
    приседать - приседаЙ,
    пить - пеЙ,
    петь - поЙ.
    Воспитатель
    - Молодцы, ребята! А чем же похожи эти слова - команды?(Д.: У них есть звук "й" ).Правильно. В какой части слова?(Д.: В конце слова ) Верно.(Воспитатель демонстрирует детям игровой планшет "Незнайка с кармашком")
    Воспитатель
    - Ребята, а вот у Незнайки возник такой вопрос: " Неужели звук "й" можно услышать только в конце слова?" Мы можем ему помочь выяснить это? Что для этого нужно сделать? (Д.: "Нужно сделать звуковой анализ слова") Верно. Посмотрите, на стульях возле рабочих столов тоже есть значки - смайлики. Занимайте места со значком такого же цвета, как у вас.(Дети рассаживаются за столами, на которых приготовлены карты - схемы "Звуковой анализ слова", фишки трёх цветов и по одной предметной карточке с липучкой: первый уровень сложности - звук "й" в конце слова,
    второй уровень сложности - звук "й" в начале слова,
    третий уровень сложности - звук "й" в середине слова.)
    Воспитатель
    -Давайте ещё раз вместе произнесем звук "й".А теперь посмотрите внимательно на свою картинку, негромко вслух назовите, что на ней нарисовано, найдите звук "й" и отметьте его на своей схеме фишкой нужного цвета.(Дети выполняют.) А теперь Незнайка предлагает вам проверить, правильно ли вы нашли место звука "й" в вашем слове. (Воспитатель на планшете закрепляет схему со звуком "й" в начале слова) У кого из вас получилась такая схема, подойдите и закрепите свою картинку на планшет Незнайке.( Дети выполняют.Проводится проверка.Тому, кто ошибся предлагается ещё подумать и исправить свою схему.Аналогично работаем по двум другим позициям.)
    Воспитатель
    Молодцы, ребята! Вот и закончилось наше сказочное путешествие.Нажимайте кнопку перемещения , закрывайте глаза."Пять, четыре , три , два, один..." С возвращением, друзья! Вам понравилось сегодняшнее приключение ? А как вы думаете, почему в сказочном измерении нас встречали именно эти
    персонажи?(Д.:"Потому что в их именах есть звук "й".) Молодцы! Что мы сегодня делали? Что нового вы узнали? Что для вас было трудно?
    А на следующем занятии мы познакомимся с буквой, обозначающей звук "й", поселим её в нашем "Звукограде" и поработаем в тетрадях.
    (По окончании образовательной деятельности педагог может предложить детям вспомнить сказочных героев, у которых в имени тоже есть звук "й", и разместить их всех по вагонам "Звукового поезда".)
  •  

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Знакомство с верблюдом».

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Знакомство с верблюдом»....

Комплексно-тематическое планирование по речевому развитию в старшей группе детского сада (знакомство с буквами)

Тематическое планирование на год по речевому развитию (знакомство с буквами) в старшей группе детского сада...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему: «Знакомство с деревьями»

Цель: закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки.Задачи:1. Расширение знаний о деревьях;2. Развитие речи;3. Воспитание любви к природе.Предварительная работа:– Рассматривание илл...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на тему: «Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование по точкам, нахождение различий в двух похожих рисунках»

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на тему: «Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование по точкам, нахождение различий в двух похожих рисунках»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию, в средней группе, на тему: «Знакомство с Мурзилкой»

Данная НОД поможет вам, ввести в круг чтения детей современные детские журналы, попоможет сформировать умения детей логично, последовательно составлять и рассказывать повествовательный рассказ по сюже...

Конспект по познавательно-речевому развитию детей подготовительной группы по теме: «Знакомство с профессией швея»

Цель:формировать у детей представление о роли труда и значимостишвеи в жизни общества....