"Перелётные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Логинова Виктория Викторовна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Перелётные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_starshaya_gr._perelyotnye_ptitsy.docx11.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17   Московского района Санкт-Петербурга

        

           

КОНСПЕКТ НОД

по развитию речи

для детей старшей группы (5-6 лет)

 «Перелетные птицы»

(с использованием игровых технологий,

технологий здоровьесбережения)

                                                                   Автор методической разработки

                                                                  Логинова В.В.

Воспитатель

Санкт-Петербург

2022

Цель: Закрепление знаний детей о перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные:

- активизация словаря детей по теме «Перелетные птицы»;

- упражнение в использовании в речи антонимов;

- упражнять в образовании сложных  прилагательных от словосочетаний;

- развивать связную речь;

  Развивающие:

- развитие  координации речи с движением;

 - развитие кратковременной памяти;

  Воспитательные:

- воспитание  бережного отношения к природе.

  Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулок, рассматривание иллюстраций по теме весна, перелетные птицы.

  Материал:

Мячик, предметные картинки по теме «Перелетные птицы».

                                               Ход занятия

                                        Организационный момент

(воспитатель читает стихотворение С.Я. Маршака, дети стоят полукругом)

На дворе звенит капель, по полям   бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь и расцвел подснежник.

-Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

-Правильно о весне. Весной хочется говорить красивые слова. Будем передавать мячик друг другу и придумывать слова о весне. Весна какая?

-А кто помнит, по каким приметам мы узнаем, что наступила весна?

- Ребята, какие птицы, весной, к нам прилетают?

-Как, одним словом, можно назвать этих птиц?

-А почему они так называются перелетные?

-А почему они не остаются у нас зимовать?

-А зачем тогда птицы к нам возвращаются из теплых стран?

-Ребята! А давайте вспомним, каких перелетных птиц Вы знаете?

О весне.

Предлагают собственные варианты прилагательных, сочетаемых со словом весна (солнечная, теплая и т.д.)

Перечисляют приметы весны

Кукушка, скворец, грач, аист, цапля, ласточка и т.д.

Перелетные птицы.

(ответы детей)

Потому что здесь наступают холода,

зимой птицам, нечем питаться.

Потому что у них здесь родина, дом, они здесь родились.

Дети садятся на ковер.

                                   Д/игра: «Отгадай загадку»

  1. На шесте – веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец-

Он и летчик, и певец.

  1. Кто без ног и без свирели

Лучше всех вывод трели,

Голосистее, нижней?

Кто же это?

  1. Кто на елке, на суку

Счет ведет: «ку-ку, ку-ку?»

  1. Прилетает к нам с теплом

Путь проделав длинный

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

  1. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

  1. Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей

Скворец

Соловей

Кукушка

Ласточка

Цапля

Грач

                                     Д/игра: «Расскажи о птице»

-А теперь выберите картинку и составьте небольшой рассказ о ней по схеме.

Дети составляют описательно – повествовательный рассказ с опорой на схему.

Д/игра:  «Превращение»

-Ну а теперь самое время отдохнуть.

Вокруг себя повернись и в ласточку превратись (медведь, цапля, пингвин, заяц, лебедь)

- Вокруг себя обернись и в детей превратись.

- Кто запомнил, каких птиц вы изображали?

- Какие из этих птиц были перелетными?

- Молодцы!

Дети по указанию воспитателя превращаются в птиц, животных.

Ласточка, цапля, лебедь, пингвин.

                                                           

Перелетные птицы ласточка, цапля и лебедь.

Д/игра: «Скажи наоборот»

У воробья туловище мелкое, а у вороны…

У вороны клюв большой, а у воробья…

У воробья хвост короткий, а у вороны…

У вороны лапы толстые, а у воробья…

У лебедя перья белые, а у вороны…

Крупное

Маленький

Длинный

Тонкие

Черные

                            Д/игра: «Подбери парное слово»

- Сейчас я буду называть вам два слова, а вам нужно составить одно слово из них.

У аиста длинные ноги, он какой?

У аиста длинный клюв, он какой?

У ласточки длинный хвост, она какая?

У ласточки острые крылья, она какая?

У соловья звонкий голос, он какой?

-Молодцы! Все задания грача выполнили и помогли вернуться птичкам в родные края.

Длинноногий

Длинноклювый

Длиннохвостая

Острокрылая

Звонкоголосый

Д/игра «Наши помощники»

Ребята! А вот говорят, что птицы наши друзья и помощники. А вы согласны с этим?

А как и чем они помогают нам?

А как и чем мы можем помочь птицам?

Высказывают свое мнение.

Предлагают варианты помощи птицам  и заботы о них.

                                            Подведение итогов:

-О ком мы беседовали?

-Какое задание было интересным?

-Какое самое трудным?

Дети высказывают свои мнения и ставят оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...

Презентация к занятию "Перелётные птицы. Кольцевание птиц."

С помощью этой презентации ребята узнают о некоторых перелётных птицах, познакомятся с методами изучения миграции птиц....

календарное планирование в подготовительной группе по теме: «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»

Календарное планирование в подготовительной группе по Теме недели:  «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»...

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

Берегите птиц. Материал и презентация на тему "Перелётные птицы"

В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их ин...

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».

Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...