Мнемотехника как средство развития связной речи у детей 5-7 лет
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Апанасенко Татьяна Викторовна

В иатериале представлена сущность мнемотехники, ее классификация и методика применения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx109.55 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме:

Мнемотехника как средство развития связной монологической речи у детей с ТНР

Подготовила:

Апанасенко Т.В., учитель-логопед высшей квалификационной категории

Актуальность исследования темы мнемотехника в речевом развитии ребенка дошкольного возраста состоит в том, что развитие монологической речи ребенка само по себе сложное явление, над изучением которого трудятся специалисты различных профилей: педагоги, психологи, логопеды. Тема подвергается постоянному исследованию, вот уже многие годы происходит выбор актуальных форм и методов работы, направленных на формирование монологической речи у детей 5-6 лет с ТНР.

Рассматривая степень изученности выделенной темы, стоит отметить, что применение мнемотехники в развитии монологической речи у детей 5-6 лет с ТНР достаточно хорошо изучено. Современные исследования основываются на мнении ряда авторов, таких как: Л. В. Омельченко основывал свои работы в целом на использовании приёмов мнемотехники в развитии связной речи, так же как и Ю.И. Голиусова, Н.А. Новикова, А.А. Сидоренко, Н.А. Хламова, Р.Р. Тарунина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, А.С Соколов, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, А.К. Маркова и др.

Монологическая речь носит ситуативный характер. Это выражается в большом количестве личных и указательных местоимений, частом использовании прямой речи, усиливающих повторениях.

Уровень сформированности монологической речи у детей с ТНР неодинаков. Однако у их большинства обнаруживаются существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциации. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития были выявлены Е. С. Слепович при изучении словаря и грамматического строя речи. По данным В. И. Насоновой и Е. С. Слепович высказывания детей с задержкой психического развития нецеленаправленны, обычно они используют примитивные грамматические конструкции, затрудняются связно выразить свою мысль. При составлении предложений по опорным словам у некоторых детей появляются недочёты в грамматическом оформлении речи.

Изучение монологической речи детей с нарушениями речи старшего дошкольного и младшего школьного возраста показывает, что у этих детей только начинается переход к контекстной речи. Новым этапом в речевом развитии ребёнка является переход от ситуативной речи к монологическому высказыванию, это означает, то ребёнок добился определённого уровня познавательного процесса.

По данным Е. С. Слепович, Н. Ю. Боряковой у детей с задержкой психического развития отмечается недостаточная сформированность грамматического строя речи и их наиболее характерными видами аграмматизмов в высказываниях являются:

 пропуски или избыточность членов предложения;

 ошибки в управлении и согласовании;

 ошибки в употреблении служебных слов;

 ошибки в определении времени глагола.

Все перечисленные особенности монологической речи детей с задержкой психического развития позволяют говорить о динамических нарушениях речевой деятельности, которые выражаются, прежде всего, в несформированности внутреннего программирования и грамматического структурирования. При передаче произведения дети с задержкой психического развития часто не сохраняют основной сюжетной линии пересказа, соскальзывают на второстепенные детали.

Мнемотехника как один из возможных средств развития монологической речи
Определение мнемотехники, её виды

Мнемотехника (Мнемоника) - техника запоминания, система приёмов и способов, облегчающий запоминание материала и увеличивая объём памяти путём создания искусственных ассоциаций. Мнемотехника пользуется естественными механизмами памяти головного мозга и позволяет контролировать процесс запоминания, хранения и припоминания информации.

Изначально мнемотехника была частью риторики. Она предназначалась для того, чтобы запоминать длинные речи. В современном мире мнемотехника продвинулась во всех планах. Теперь стало возможным не только фиксировать в памяти последовательность материала, но и правильно, без ошибок запоминать любую точную информацию, которую очень сложно запомнить, кто-то считает, что даже невозможно: номера телефонов, хронологическая последовательность исторических дат, тексты, в которых много терминологии, стихи в прозе, таблицы систем исчисления и тому подобное.

Чтобы освоить мнемотехнику, нужно прикладывать усилия, выполнять определённые упражнения, чтобы освоить навык. Освоив эти навыки, можно использовать её для запоминания, также её можно не затрагивать. Но никакая информация не будет запоминаться сама по себе. Чтобы её запомнить, нужно будет использовать уже сформированный навык - последовательность определённых действий, которые приведут к фиксированию информации в мозге.

Длительность хранения информации можно контролировать. Можно запомнить информацию как на несколько часов, так и на всю жизнь. Также можно контролировать запомненные сведения: их можно сознательно стереть, заполнив их место новой информацией.

Мнемическая деятельность - это человеческий феномен, потому что для человека запоминание - специальная цель, а учение материала, его запечатление в памяти - сознательная деятельность. Мнемическая деятельность носит избирательный характер, так как человек должен отделить нужный ему материал от ненужных ему впечатлений.

Современная мнемотехника даёт возможность накапливать в памяти человека огромное количество достоверной информации без больших затрат времени, потому как мнемотехнический процесс конролируем. Плюсы мнемотехники в том, что то, что было выучено не придётся учить заново, так как вся информация сохраняется в памяти. Она способствует развитию и тренировке мышления и повышает обучаемость любым дисциплинам.

При развитии связной речи детей вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Рассматривая приёмы мнемотехники, непосредственно способствующие процессу развития связной речи, стоит выделить:

- приёмы, помогающие запоминать информацию. Наглядный материал, применение мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи. Эти приёмы дают возможность дошкольникам наиболее эффективно воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом и в работе по развитию связной речи детей они применяются для:

  • обогащения словарного запаса;
  • обучения составлению рассказов;
  • пересказов художественной литературы;
  • отгадывания и загадывания загадок;
  • заучивания стихов.

- приём, основанный на применении не изображения предметов, а символов. При помощи внедрения в работу с дошкольниками данного приёма можно добиться следующих результатов: поиск слов, запоминание слов.

Также могут быть использованы мнемотаблицы, они будут особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается образ, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

В целом мнемотехника способна создавать условия для развития связной речи ребенка при помощи:

‒ развития ассоциативного мышления;

‒ при помощи развития зрительной и слуховой памяти;

‒ при помощи развития зрительного и слухового внимания;

‒ при помощи развития воображения.

Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Детям с ТНР трудно сразу уловить обучающую информацию в силу многих причин через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать через мнемодорожки.

Дальнейшая работа была с  мнемодорожеками. Мнемодорожка также несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.

Работать с мнемодорожкой можно, используя приёмы наложения и приложения, исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.

Поставив перед собой цель — ознакомить детей с характерными особенностями времён года, мы учим детей рассказывать о временах года с использованием мнемодорожки и мнемотаблицы через составление сюжетной сказки (с помощью педагога).

Следующий этап – работа с мнемотаблицами. Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Главное – нужно было передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Они способствуют обогащению словарного запаса, обучению составления рассказов, пересказу художественной литературы, загадыванию и отгадыванию загадок, заучиванию стихов.

Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мы их используем для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов,
  • при знакомстве с цифрами, буквами.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трёх этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Этап 4. Для лучшего запоминания  последовательности сказки, детям даётся задание графически зарисовать эту сказку, т. е. интерес к пересказыванию сказки не пропадает.

Мы использовали мнемотаблицы для составления описательных рассказов о временах года, игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце.

Изображая графически сказку «Теремок», дети в процессе рисования вновь озвучивают сказку, давая словесное описание того, что рисовали.

Можно использовать такой приём для более прочного запоминания  и пересказа:  это когда дети по цепочке делают графическое изображение сказки, а затем на занятии также по цепочке пересказывают её. Такой приём очень эффективен в процессе обучения детей разным видам рассказывания, заучивания стихов.

https://pandia.ru/text/80/624/images/img1_48.jpg

      В мнемотаблице схематически возможно изображение  персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий. Но изображение должно быть таким, чтобы нарисованные схемы, символы и модели были понятны детям.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. 
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.  Хотелось бы отметить, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ОНР

Развитие связной речи - одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста.Так как  применение традиционных методик обучения не всегда приносит желаемый результат, то следует ...

«Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ОНР»

К системе  методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, относится мнемотехника. Используя  мнемотехнику  мы развиваем у детей cвяз...

"Мнемотехника - как средство развития связной речи у детей"

Пояснительная записка        Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возрастаявляется развитие речи, речевого общения....

«Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей»

laquo;Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей»Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Суть мнемотехники заключается...

Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуник...

Мнемотехника- как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.

В статье рассматривается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста. Раскрывается мнемотехника, как метод запоминания, сохранения и воспроизведения информации, знаний об особенностях об...

Использование мнемотехники как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не...