План-конспект занятия по развитию речи «Морские обитатели»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ильящук Татьяна Викторовна

План-конспект занятия по развитию речи «Морские обитатели»

 Цель: расширять лексический словарь по теме «Морские обитатели»

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

·         расширять и углублять знания детей о морских обитателях;

·         совершенствовать словарный запас;

·         совершенствовать навык звуко – слогового анализа слов;

·         совершенствовать навык звукового анализа и синтеза;

·         формировать умение делить слова на слоги;

·         формировать умение согласовывать имя числительное и имя прилагательного с существительным.

Коррекционно – развивающие:

·         развивать артикуляционную моторику;

·         развивать координацию речи с движениями;

·         развивать общую и мелкую моторику;

·         развивать зрительное восприятие, внимание;

·         развивать навык деления слова на слоги;

·         совершенствовать умение собирать целое из частей.

Коррекционно – воспитательные:

·         воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны;

·         формировать умение работать и играть в коллективе;

·         воспитывать умение работать по инструкции.

Методы и приёмы:

·         практические: дидактическая игра

·         наглядные: разрезные картинки, презентация, схемы.

·         словесные: беседа, объяснение

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Оснащение НОД:  конверт с письмом, зеркала – по количеству детей, картинки с изображением морских обитателей, жемчужины, цветные фишки на каждого ребёнка, схемы для определения позиции звука в слове.
Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед приглашает детей в группу, слышны звуки морского прибоя, крики чаек.

Логопед: Мы с вами оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: Мы слышим шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек, шум ветра.

Логопед: Ребята, давайте закроем глаза и насладимся морским воздухом.

Дыхательная гимнастика

Логопед: Ребята, посмотрите, морские волны прибили к берегу какой-то конверт. Давайте посмотрим, что там. Это письмо от Русалочки. Прочитаем его:

«Здравствуйте, ребята! Морской царь пригласил меня на бал. Но ожерелье, в котором я хотела идти на бал случайно порвалось, и все бусинки расплылись в разные стороны. Помогите мне, пожалуйста, их найти и собрать ожерелье, чтобы идти на бал к морскому царю»

Ребята, поможем Русалочке найти бусинки и собрать ожерелье?

Дети: Да!

Логопед: Жемчужинки, из которых состояло ожерелье, оказались у разных морских жителей. Но они не хотят отдавать их, они приготовили нам задания. А чтобы справиться с заданиями нужно отвечать полным ответом, внимательно слушать, не отвлекаться. Чтобы узнать какие морские обитатели нам приготовили задания, нужно собрать разрезные картинки. И назвать, кто изображён на них, начиная предложение со слов: «у меня на картинке….» или «я собрал картинку с изображением…..»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morskie_obitateli.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по развитию речи «Морские обитатели»

 Цель: расширять лексический словарь по теме «Морские обитатели»

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

         расширять и углублять знания детей о морских обитателях;

         совершенствовать словарный запас;

         совершенствовать навык звуко – слогового анализа слов;

         совершенствовать навык звукового анализа и синтеза;

         формировать умение делить слова на слоги;

         формировать умение согласовывать имя числительное и имя прилагательного с существительным.

Коррекционно – развивающие:

         развивать артикуляционную моторику;

         развивать координацию речи с движениями;

         развивать общую и мелкую моторику;

         развивать зрительное восприятие, внимание;

         развивать навык деления слова на слоги;

         совершенствовать умение собирать целое из частей.

Коррекционно – воспитательные:

         воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны;

         формировать умение работать и играть в коллективе;

         воспитывать умение работать по инструкции.

Методы и приёмы:

         практические: дидактическая игра

         наглядные: разрезные картинки, презентация, схемы.

         словесные: беседа, объяснение

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Оснащение НОД:  конверт с письмом, зеркала – по количеству детей, картинки с изображением морских обитателей, жемчужины, цветные фишки на каждого ребёнка, схемы для определения позиции звука в слове.
Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед приглашает детей в группу, слышны звуки морского прибоя, крики чаек.

Логопед: Мы с вами оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: Мы слышим шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек, шум ветра.

Логопед: Ребята, давайте закроем глаза и насладимся морским воздухом.

Дыхательная гимнастика

Логопед: Ребята, посмотрите, морские волны прибили к берегу какой-то конверт. Давайте посмотрим, что там. Это письмо от Русалочки. Прочитаем его:

«Здравствуйте, ребята! Морской царь пригласил меня на бал. Но ожерелье, в котором я хотела идти на бал случайно порвалось, и все бусинки расплылись в разные стороны. Помогите мне, пожалуйста, их найти и собрать ожерелье, чтобы идти на бал к морскому царю»

Ребята, поможем Русалочке найти бусинки и собрать ожерелье?

Дети: Да!

Логопед: Жемчужинки, из которых состояло ожерелье, оказались у разных морских жителей. Но они не хотят отдавать их, они приготовили нам задания. А чтобы справиться с заданиями нужно отвечать полным ответом, внимательно слушать, не отвлекаться. Чтобы узнать какие морские обитатели нам приготовили задания, нужно собрать разрезные картинки. И назвать, кто изображён на них, начиная предложение со слов: «у меня на картинке….» или «я собрал картинку с изображением…..»

2. Д\и «Собери картинку. Составь предложение»

(Дети собирают разрезные картинки и составляют предложения. (разрезные картинки: морская черепаха, акула, осьминог, кит, дельфин)

Дети: У меня получилась морская черепаха…

Логопед: Сейчас я расскажу вам интересные факты о каждом из этих морских обитателях. Слушайте внимательно.

Морские черепахи - не могут втягивать голову под панцирь, в отличие от сухопутных. В поисках пищи морские черепахи совершают дальние путешествия. А для того чтобы отложить яйца, они возвращаются всегда на одни и те же пляжи.

У акул очень много острых зубов. Они растут в несколько рядов, имеют треугольную форму. По остроте они могут сравниться с ножом.

Осьминог - у осьминогов нет твёрдого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны.

Кит – крупнейшее животное на нашей планете. Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы, а млекопитающие, и внутреннее строение у них почти такое же, как у человека. И своих детёнышей киты, как и другие млекопитающие, кормят молоком. Ноздри китов расположены на макушке головы. Они открываются только на короткий момент вдоха выдоха, когда кит всплывает к поверхности воды.

Дельфины – самые разумные обитатели океана.. Дельфины хорошо имитируют звуки, издаваемые человеком, например, смех или плач. Они даже могут повторять отдельные слова и целые предложения. У дельфинов есть собственный язык общения. Друг с другом они «разговаривают», посвистывают и пощелкивают.

Медузы – их тело состоит из воды, поэтому попадая на сушу они быстро погибают.

- Ну что ребята, вы готовы к выполнению заданий?

Дети: Да!

Логопед: Давайте отгадаем загадку и узнаем, у кого первого искать  жемчужину:

Очень медленны движенья,

И “походка” – как скольжение,

В дом свой прячется от страха,

Хвост поджавши, …

Дети: Черепаха.

«Артикуляционная гимнастика»

- Первое задание от морской черепахи. Морская черепаха хочет, чтобы мы выполнили артикуляционную гимнастику

«Морская черепаха»

Сверху блюдо, снизу блюдо  «обезьянка» - ( язык прячем то под верхнюю, то под нижнюю губу)

Неожиданно откуда (рот закрыт)

Появилась голова – («лопатка»)

Закивала всем она – (подъем языка вверх, вниз «Качели»)

На животик повернулась – (широкий язык на нижнюю губу «лопатка»)

Сладко, сладко потянулась - («Часики»)

Поднялась на вверх с размаху -   («Грибок»)

Я – морская черепаха! - («Иголочка»)

 - Молодцы, вы справились с первым заданием. Вот вам жемчужина.

- Послушайте следующую загадку:

Он, как дом, огромный,

Но спокойный, скромный.

В море ест и в море спит –

Так живёт на свете … (кит).

Логопед: Следующее задания от кита. Кит нам предлагает выполнить звуковой анализ слова «Кит» и выложить звуковую схему цветными фишками. Ребята, кто желает составить схему на доске? Остальные выкладывают звуковую схему самостоятельно.

Кит

Логопед: Сколько слогов в слове Кит? 

Дети: В слове кит 1 слог.

Логопед: Почему в слове «кит» один слог? Какое есть правило?

Дети: В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Логопед: Сколько звуков в слове Кит? Назовите.

Дети: Три звука.

Выкладывают схему

- Какой звук первый? ([К]- согласный, мягкий, глухой)

- Каким цветом обозначим? (зелёным)

- Какой второй звук? ([И] – гласный, обозначим красным цветом.

Какой третий звук? ([Т] – согласный, твёрдый, глухой, обозначим синим цветом)

Все справились? Молодцы! Вот вам ещё одна жемчужина

- Послушайте следующую загадку:

Всё без рук могу хватать!

Ног моих не сосчитать!

Но а тот, кто всё же смог,

Говорит я …

Дети: Осьминог

Физкультминутка

Осьминоги, осьминожки

Тренируют ручки, ножки.

Кисти рук ладонями вниз лежат на столе: правая рука с сомкнутыми пальцами, левая – с разомкнутыми. Одновременно менять положение пальцев (одни смыкать, другие размыкать).

Могут плавать вверх и вниз

Ладонь правой руки медленно движется вниз, а ладонь левой – вверх.

Сальто сделают на бис.

Ладони переворачиваются в воздухе.

Вправо проплывут и влево,

тренируются умело.

Ладонь правой руки медленно движется направо, ладонь левой – влево, затем наоборот.

Логопед: Молодцы! Следующая загадка:

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знает и француз и финн:

Любит поиграть … (дельфин).

«Деление слов на слоги»

Задание у нас от «дельфина». Он просит разделить слова на слоги, пропрыгав каждое слово.

Дети: Море, акула, ракушка, дельфин, плавник, медуза, кит.

Логопед: Молодцы, ребята! Выполнив это задание, нам вернули  жемчужину!

Логопед:

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно… (акула).

«Определи место звука [А]»

Следующее задание от акулы. Нужно определить место звука [А] в словах (начало, середина, конец) на схеме. (Акула, скат, кораллы, краб, морская звезда, медуза) 

Очень хорошо вы справились и с этим заданием. Держите  жемчужину.

Логопед:

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Ручки у неё и пузо.

А зовут её … (медуза).

«Посчитай «1 -2 – 5»

 Медуза предлагает нам поиграть в игру “1,2,5» и посчитать морских обитателей.

Умный дельфин – (один умный дельфин, два умных дельфина, пять умных дельфинов).

Зубастая акула – (одна зубастая акула, две зубастые акулы, пять зубастых акул).

Прозрачная медуза– (одна прозрачная медуза, две прозрачные медузы, пять прозрачных медуз).

Большой  кит – (один большой кит, два больших кита, пять больших китов).

Ленивый краб – (один ленивый краб, два ленивых краба, пять ленивых крабов).

Итог занятия:

- Ребята, ну что, мы помогли русалочке собрать жемчужины?

Теперь она сможет пойти на бал к Морскому царю.

- Я предлагаю отправить жемчужины «Русалочке» посылкой.

- Что вы сегодня нового узнали о морских обитателях?

(морская черепаха не может втягивать голову под панцирь;

у акулы зубы по остроте могут сравниться с ножом;

у осьминога нет твёрдого скелета, его тело может изгибаться в разные стороны;

кит самое крупнейшее животное на нашей планете, своих детёнышей киты кормят молоком;

дельфины самые разумные обитатели, они могут имитировать смех или плач человека)

- Какое задание было самым интересным?

- Какое задание было самым лёгким?

- Какое задание было самым трудным?

Ребята мне очень понравилось, как вы сегодня работали, спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект комплексного занятия по развитию речи в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет.

Тема: « Мы потешки распеваем и немного поиграем». Программное содержание:Закрепить с детьми знание потешек. Учить проговаривать их не торопясь, выразительно. Продолжать учить детей составля...

План- конспект интегрированного занятия( аппликация, развитие речи) младшая группа "Ночь за окном".

Открытое интегрированное занятие (развитие речи и аппликация) для младшей группы                ...

План-конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ(1) и РТВ(2) для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»

(1)   ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.                (2)   РТВ – развитие творческого воображения.        ...

План-конспект комплексного занятия по развитию речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (образовательная область «Коммуникация») и сенсорному развитию (образовательная область «Познание») с учётом интеграции образова...

План-конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста группа “Особый ребенок”.

Занятие для детей дошкольного возраста ,группы ''Особый ребенок", по развитию речи, на тему: "Фрукты"....

План-конспект открытого занятия по развитию речи

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая...

План-конспект проведения занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гости к мышонку»

Задачи:Образовательные:1.  Приобщать детей к рассматриванию картинок, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя;2. Совершенствовать умение внятно произносить в...