План-конспект открытого занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Прыткова Жанна Артуровна

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitie_rechi_professii.docx528.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14» комбинированного вида

Усть–Катавского городского округа

 

Педагогическое мероприятие по развитию речи

 в подготовительной группе с НОДА на тему:

«профессии»

Подготовили:

Воспитатель первой квалификационной категории

                                                              Прыткова Жанна Артуровна

                       

г. Усть-Катав

2020 год

«Мир профессий».

Цель: систематизировать знания о профессиях.

Образовательные задачи:

-Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях;

-учить образовывать сущ. во мн. ч.;

-Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами;

-Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

-учить составлять сложноподчиненные  предложения со словами потому что;

-формировать навыки словообразования и словоизменения;

-закреплять умение соотносить свое описание с рассматриваемым объектом.

-Закреплять навык составления рассказа по опорной схеме;

-Расширение и активизация словаря по теме «Профессии» (интервью, репортёр, респондент);

Развивающие задачи:

-развивать связную речь;

-развивать речевой слух;

-развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы, диалога)

-зрительного восприятия и внимания;

-тонкой, общей моторики;

-координации речи с движением.

Воспитательные задачи:

-воспитывать уважение к труду взрослых;

-воспитывать самоконтроль за речью;

-воспитывать навыки совместной деятельности в коллективе, доброжелательное отношение друг к другу;

-развивать внимание, память, мышление.

Предварительная работа:

-составление сложноподчиненных предложений на индивидуальных занятиях;

Чтение и беседа: В. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас?»;

- беседа о профессиях машиниста, врача, строителя, инженера, швеи и других профессиях, рассматривание иллюстраций и фотографий людей разных профессий.

Оборудование: конверт с письмом от учителя, сундучок с иллюстрациями профессий, карточки для игры «сундучок», демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; лото «Профессии», микрофон, разрезные картинки по теме, схема для составления описательного рассказа.

Ход занятия:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро!

- Доброе утро! – солнцу и птицам.

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

-Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад?

-А почему у вас сегодня хорошее настроение?

-А я сегодня пришла в детский сад с хорошим настроением, потому что я очень всех вас люблю, люблю наш детский сад, нашу группу, свою работу.

-Вы знаете, как называется моя профессия?

-Кто знает, почему она так называется?

-Правильно дети, воспитатель должен много уметь и знать, чтобы каждый день для детей был интересным. Чтобы дети узнавали что-то новое. Чтобы вы росли веселыми, умными, добрыми.

-Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей и все они тоже по профессии педагоги. А как вы думаете у них сегодня хорошее настроение?

- А давайте им подарим на весь день свои улыбки и хорошее настроение.

2. Сюрпризный момент.

- Ребята, а на адрес нашего детского сада №14 «Лукоморье» группа «Кораблик» пришло письмо от знакомой учительницы Ирины Александровны, и я хочу прочитать его вам. Вот послушайте:

«Я дала своим первоклашкам такое задание — рассказать о своей будущей профессии. И вот что получилось……»

Лера: Я мечтаю работать врачом в столовой. Врач готовит очень вкусные щи и печет торты. У меня будет очень важная работа и поэтому я должна научиться делать красивые причёски.

Саша: Я буду работать строителем. Строитель работает в школе, он учит детей грамотно писать. Для работы мне обязательно будут нужны: белый халат, шприц и кастрюля. Я очень хочу научиться красить стены, чтобы управлять самолётом.»

Воспитатель: Ребята, вы всё поняли, что рассказали Лера и Саша о том кем бы они хотели стать?

Ответы детей: Да, ребята всё напутали.

Воспитатель: А что неправильно написали дети?

Ответы детей: Врач не работает в столовой, он лечит людей, а в ресторане работает повар….. и. т. д.

Воспитатель: Молодцы вы верно заметили ошибки, которые допустили Лера и Саша.

Воспитатель: Вы тоже скоро пойдёте в первый класс, и мне бы не хотелось, чтобы с вами такое произошло. А чтобы всё знать о профессиях и правильно рассказывать о своей будущей профессии я предлагаю вам отправиться в мир профессий.

Прошу вас пройти и сесть на ковёр (в круг).

Воспитатель: Ребята, а как выдумаете, что такое профессия?

Ответы детей: Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь.
Воспитатель: Давайте подумаем: для чего работают люди?

Ответы детей: Люди работают, чтобы зарабатывать деньги….и т.д.

Воспитатель: А я думаю, люди работают, чтобы приносить пользу.

Игровое упражнение: «Сундучок профессий» ( см. приложение №1)

Воспитатель: Ребята у меня есть «Сундучок профессий». 

( Воспитатель проносит перед ребятами сундучок, ребенок не видя карточек достает любую и объясняет на словах и жестами остальным детям. Участники должны отгадать профессию, загаданную ведущим  ребенком.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень интересно мимикой и жестами показали профессии.

Игровое упражнение: «Загадочный предмет»

Воспитатель: Людям любой профессии для работы необходимы определённые предметы, орудия труда, инструменты или оборудование. Без них они не смогут выполнять свою работу. И я предлагаю поиграть в игру

«лото профессий».

Воспитатель: Молодцы ребята.

Воспитатель: Ребята прошу пройти и сесть за столы. И мы продолжим наш разговор о профессиях.

Воспитатель: Ребята, мы поговорили о пользе профессий, а теперь у меня есть для вас игра «Закончи предложение» Я буду начинать предложение, а вы заканчивайте.

Строит здание… строитель

Поезд водит …машинист

Самолетом правит …летчик

Пишет красками…художник

В машине возит груз…шофер

Доит коров…доярка

В шахте трудится…шахтер

От болезней лечит…врач

Красит стены нам…маляр

В школе учит нас …учитель

Песни нам поет…певец

Кто всех знает… молодец!

В: Молодцы, ребята, справились с заданием!

Пальчиковая гимнастика

«Такие разные дела»

Много дел на белом свете:

Раз, два, три, четыре!

Вот военные идут –

они границу берегут.

А швея иглу берет

И одежду людям шьет.

Дворник улицу метет,

Звонко песенку поет.

Птичница во двор пришла,

Курам зерна принесла.

Дети сжимают пальчики по одному в кулачки.

Разжимают пальчики по одному из кулачков.

Пальчики «шагают».

Имитируют движения руки с иглой при шитье.

Подражают движения дворника.

Выполняют упражнение «Кормление птиц».

Игровое упражнение: «четвертый лишний»

Воспитатель: ребята, вы хорошо потрудились, предлагаю передохнуть и выйти на музыкальную физическую минутку.

Физминутка «Профессии»

Много профессий на свете у нас!
(Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)
О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)
Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой)
Повар варит нам компот, (Мешаем» поварешкой)
Самолет ведет пилот - (Руки – в стороны)
На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх)
Доктор ставит нам уколы (Скрестить пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак)
И охранник есть у школы. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест)
Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)
А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)
Балерина и певец.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Один – много» и в этой игре нам поможет веселый мяч. Я буду кидать мяч и называть профессию в единственном числе, а вы кидаете мяч мне и называете во множественном.

Водитель – водители

Летчик  – летчики

Машинист – машинисты

Капитан – капитаны

Врач – врачи

Учитель – учителя

Строитель – строители

Почтальон – почтальоны

Швея – швеи

Пекарь – пекари

Продавец – продавцы

Художник – художники

Воспитатель: Молодцы, давайте присядем на стулья и продолжим. Ребята, мы с вами столько книг прочитали, познакомились с разными героями, а теперь я хочу вас проверить, как вы запомнили, какие профессии есть у сказочных героев.

-Какой профессии научились три поросенка, когда строили свои домики? (строитель)

-Назовите профессию дяди Степы из стихотворения С. Михалкова (милиционер)

-Кем стали животные из Бремена – осел, собака, кот и петух? (музыкантами)

-назовите профессию двух сестер из «Сказки о царе Салтане» (ткачиха, повариха)

-Кем был Печкин – персонаж произведения Э. Успенского «Трое из Простоквашино» (почтальон)

-Назовите профессию героя сказки К. Чуковского, который пришел на помощь заболевшим жителям Африки(доктор)

Воспитатель:Ну, вот мы можем продолжить. И прошу вас сесть на стулья в один ряд.

Игровое упражнение: «Интервью».

Воспитатель:Ребята, сегодня мы с вами многое вспомнили о профессиях, и теперь я предлагаю вам составить рассказ о своей будущей профессии. И не просто рассказать, а предлагаю поиграть в игру «Интервью».

Воспитатель: Давайте поговорим, что же такое «Интервью». Интервью это беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или для написания статьи в газете.

Воспитатель: А кто такой «Репортер»?

Ответы детей: Репортер задает вопросы.

Воспитатель: Прошу вас разделиться на пары и распределить между собой роли. Определиться, кто будет в роли репортера, а кто в роли респондента.

( Дети делятся на пары)

Воспитатель: А тема для интервью звучит так: «Расскажи о своей будущей профессии!»

Воспитатель: Ребята, что бы вы могли составить полный и интересный рассказ о своей будущей профессии, вам поможет схема (см. приложение №2 алгоритм) по составлению рассказа (на мольберте).

(3- 4 варианта интервью разных пар).

Воспитатель: И так мы начинаем. Репортер берет микрофон и начинает интервью.

Воспитатель: Здравствуйте, меня зовут Жанна Артуровна. А как вас зовут, представьтесь, пожалуйста.

Давид: Здравствуйте. Меня зовут Давид

Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, о своей будущей профессии. Кем вы мечтаете стать?

Давид: Я мечтаю стать …….

Воспитатель: А где вы будите работать?

Давид: Я буду работать в ………….

Воспитатель: А что вы будете делать в ………….?

Давид: Я буду …………………

Воспитатель: А какие инструменты вам будут помогать в вашей работе?

Давид: Для работы мне нужны …………….

Воспитатель: А в какой одежде вы будете ходить на работу?

Давид: На работу я буду ходить в ………...

Воспитатель: А каким должен быть человек вашей профессии?

Давид: …………

Воспитатель: Спасибо за ваше интервью. Мне было очень интересно слушать вас.

 (3- 4 варианта интервью разных пар детей).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы серьёзно отнеслись к заданию. Рассказы ваши получились интересными и очень содержательными.

И я могу быть уверенна, что в школе вы всё правильно и интересно расскажите о своей будущей профессии. И ваш учитель будет доволен.

Для того, чтобы повторить и закрепить профессии, я предлагаю вам составить картинки.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какая профессия самая важная, главная без которой мы не смогли бы ни за что обойтись?

- Мы с вами так и не смогли определиться какая же профессия самая важная, потому что они все нужны.

Что больше всего запомнилось из занятия? А что было сложным на занятии?

(Ответы детей)

Приложение №1

Дидактическая игра «Сундучок профессий»

Данная тема очень важна и интересна детям в любом возрасте. Начиная с раннего возраста ребенок выбирает для себя желаемые профессии, кем быть когда вырастет. Для закрепления лексической темы, мы создали сундучок, в который мы положили все виды профессий или инструменты, необходимые для данных профессий.

Ход игры.

1. Воспитатель или самостоятельно ребенок достает карточку профессий и должен назвать правильно профессию, которую он достал.

2. Воспитатель или ребенок достают инструменты, для профессии и ребенок должен назвать к какой профессии относится данный инструмент

3. Ребенок, как лото соединяет профессию и инструмент, относящийся к ней.

4. Воспитатель загадывает загадку, ребенок дает устный ответ и ищет карточку профессии или инструмента.

5.Для старшего возраста: ребенок, не видя карточек, достает любую и объясняет на словах и жестами остальным детям. Участники должны отгадать профессию, загаданную ведущим ребенком.

Данная игра служит отличным инструментом для закрепления данной лексической темы. Дети смогут расширить свой кругозор, узнать много нового и интересного, развить свою речь.

Приложение №2

Алгоритм по теме «Профессии»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0d54/00063b5b-1bec3d74/img9.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи .Открытое занятие по развитию речи "В гости к мишке" младшая группа

Дети входят в группу  обращают  внимание на  паравозик. Дети рассматривают  паравозик, воспитатель читает стихотворение про  паравозик. Воспитатель предлагает поехать   в...

Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»

Открытое  занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...