Речевое развитие детей
материал по развитию речи

Колоденко Юлия

Судить о развитии личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитиии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Проблема развития речи является одной из актуальных, потому что в современном мире все чаще живое общение детям заменяют компьютер и телевизор. И эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего увеличивается количество детей с  несформированной речью.

В детском саду развитие речи и речевое развитие осуществляется во время всех видов деятельности. В ходе работы педагог использует разные методы - наглядные, словесные, практические. И решает следующие задачи:

1.Овладение речью, как средством общения.

2.Обогащение активного словарного запаса.

3.Развитие звуковой, интонационной культуры речи

4.Формирование грамматического строя речи.

5.Развитие связной речи

6.Развитие речевого творчества

7.Знакомство с книжной культурой, художественной литературой.

8.Обучение грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Игры и упражнения

Игра «Жадина» (детям 4—6лет)
К названию каждого овоща добавляем слово «мой», «моя», «мое» (моя морковь, мой огурец)

Игра «Один – много» (детям 4—6 лет). До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много).
Помидор — помидоры — много помидоров
картофель — картофель — много картофеля (картошки)
баклажан — баклажаны — много баклажанов
перец — перцы — много перцев
кабачок — кабачки — много кабачков
тыква — тыквы — много тыкв
морковь — моркови — много моркови
свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук»)
лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц)
репа — репы — много реп
редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»)
чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока)
петрушка — петрушка — много петрушки
огурец — огурцы — много огурцов
перец — перцы — много перцев (в значении «много штук»)
кочан — кочаны — много кочанов
горошина — горошины — много горошин
стручок — стручки — много стручков

Упражнение «Назови ласково» (детям от 4 лет)
Огурец — огурчик — огурчики
помидор — помидорчик — помидорчики
картофель — картошечка — картошечки
баклажан — баклажанчик — баклажанчики
перец — перчик — перчики
тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки
редис — редисочка — редисочки
морковь — морковка (морковочка) — морковки
свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки
лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички
репа — репка (репочка) — репки
чеснок — чесночок — чесночки
петрушка — петрушечка — петрушечки
укроп — укропчик — укропчики
капуста — капусточка — капусточки
фасоль — фасолинка — фасолинки

Игра «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)
Кабачок большой, а огурец — маленький
картофель крупный, а редис — . (мелкий)
перец внутри пустой, а морковь — . (полная)
помидор мягкий, а огурец — . (твердый)

Игра «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)
Хорошая грядка — ……. плохая грядка
Старый картофель — …….. молодой картофель
Тяжелый мешок — …… легкий мешок
Большой урожай — ………. маленький урожай
Чистая морковка — ……… грязная морковка
Спелый помидор — …… неспелый помидор

Упражнение «Закончи предложение» (детям от 5 лет)
Помидор круглый, а морковь. (продолговатая).
Помидор красный, а морковь.
Помидор мягкий, а морковь.
Помидор кислый, а морковь.
У помидора внутри семечки, а у моркови.
Помидор растет на земле, а морковь. (в земле).

Игра «Названия соков» (детям от 5 лет)
Сок из огурца — огуречный сок
Сок из свёклы — свекольный сок
Сок из лука — луковый сок
Сок из помидоров — томатный сок
Сок из капусты — капустный сок
Сок из тыквы — тыквенный сок
Сок из моркови — морковный сок

Игра «Кто назовет больше качеств».

 Закрепляем умение согласовывать существительные и прилагательные, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.

Цвет — красный, оранжевый, зеленый.
Вкус — кислый, сладкий, горький.
Форма — круглая, овальная, треугольная.
Поверхность — гладкая, шершавая, неровная.
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий.
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.

Развитие слухового внимания. Исправленные предложения надо проговорить целиком.
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока.
Морковный сок приготовим из лука.
Капустный пирог приготовим из кабачка.
Огуречный салат приготовим из помидоров.
Гороховый суп приготовим из редиски.
Тыквенное повидло приготовим из укропа.

Игра «Посчитай» (для детей от 5 лет)
1 помидор — 2 помидора — 5 помидоров
1 огурец — 2 огурца — 5 огурцов
1 кабачок — 2 кабачка — 5 кабачков
1 перец — 2 перца — 5 перцев
1 свёкла — 2 свёклы — 5 свёкол
1 кочан капусты — 2 кочана капусты — 5 кочанов капусты
1 головка чеснока — 2 головки чеснока —- 5 головок чеснока
1 долька чеснока — 2 дольки чеснока — 5 долек чеснока
1 стручок гороха — 2 стручка гороха — 5 стручков гороха
1 горошина – 2 горошины — 5 горошин

В 6-7 лет можно усложнить это упражнение добавляя к существительному подходящее прилагательное.
Один хрустящий огурец, два хрустящих огурца и т.д.

«Убираем урожай» (детям от 6 лет)
Взрослый показывает картинки овощей и просит ребенка ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Ребенок составляет предложения — например: капусту срезают и т.д.
Морковь, свеклу, репу, редис — . (дергают)
Огурцы, помидоры, горох — . (срывают)
Капусту — . (срезают)
Картофель — . (выкапывают)

Классификация понятий «Какие слово лишнее и почему?»
Лук, репа, подорожник, салат (подорожник – это не овощ, а трава);
чеснок, редис, свёкла, смородина
кабачки, клубника, огурцы, картофель
ромашка, перец, баклажан, тыква

Игра «Угадай овощ по его части».
Кочан – Ботва –
Стручок — Корень –
Долька – Стебель –
Початок – Зубчик–
Клубень – Пучок –

Игра «Кто назовет больше качеств».

Цель: согласование существительных и прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.
Цвет — красный, оранжевый, зеленый.
Вкус — кислый, сладкий, горький.
Форма — круглая, овальная, треугольная.
Поверхность — гладкая, шершавая, неровная.
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий.
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

                 Конспект ОД по развитию речи

"Пересказ рассказа В. Бианки "Купание медвежат"

Программное содержание:   

Развивать умение последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно; давать задания на подбор синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам;

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и Ж, дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.

Воспитывать усидчивость.

Оборудование: текст рассказа В. Бианки "Купание медвежат", мяч.

Предварительная работа: чтение художественных текстов: М. Пришвина "Еж", русских народных сказок в обработке Л. Н. Толстого "Маша и медведь", "Три медведя". Игры: "Чей домик?", "У кого кто?"

 

Ход занятия:

1. Организационный момент. Игра "Назови ласково"

Дети становятся в круг на ковре. Воспитатель кидает каждому ребенку мяч и называет одного животного. Дети образовывают слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (Волк – волчок, лиса – лисичка, заяц – зайчишка).

 2.Основная часть.

Сегодня мы с вами отправимся в лес, где произошла удивительная история, которую описал В. Бианки. Но прежде скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться. (Ответы детей)

 Чтение рассказа с последующим обсуждением

- О чем рассказывает автор в этом произведении?

- Что вас заинтересовало в этом рассказе? Какие моменты вам понравились?

- Какими автор показал медвежат?

- Какие выражения и слова вам больше всего запомнились и понравились?

Физминутка "Медвежата в чаще жили"

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали

Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)

И в развалочку ходили

И из речки воду пили

Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)

А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!

Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)

Вот болотце на пути! Как его нам перейти?

Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)

 

Повторное чтение.

- Ребята, а кто хочет пересказать этот рассказ?

По парам, один ребенок рассказывает первую часть, второй вторую. Заслушиваются четыре пары детей.

 

Подбор синонимов, антонимов.

- Вот выкупались медвежата и пошли гулять по лесу. Но какие они были разные! Первый медвежонок подвижный, веселый. Он очень любил играть. Залез на дерево и чует – медом запахло. Обрадовался, слез с дерева – и к маме! Какой был медвежонок? Как можно сказать про него? (веселый)

- Подберите к слову веселый слова, близкие по смыслу (радостный, оживленный)

- А если он был веселый, то он к маме не просто пошел, а….. (побежал, понесся, полетел, помчался сломя голову).

- Другой медвежонок тоже любил играть. Но уж очень он был медлительный. И вечно с ним что - нибудь случалось. Только он подошел к дереву, как его ужалила пчела. Совсем ему плохо стало. И он тоже пошел к маме. Какой был второй медвежонок? Подберите к слову веселый слова, противоположные по смыслу (грустный, скучный, печальный).

- А если он был грустный, то он, наверно, к маме не просто пошел, а…..(побрел, поплелся)

- Сначала опишите грустного медвежонка. Скажите, какой он.

- А теперь опишите веселого медвежонка. Что он делал?

 

Дифференциация звуков.

Воспитатель выделяет голосом в слове медвежонок звук Ж и спрашивает, чья это песенка (песенка жука).

- Я буду называть слова, а вы ловите жука, если услышите в слове его песенку (журавль, жук, жаба)

- А теперь вы будете ловить комара, если услышите его песенку (заяц, змея, зебра)

 

Скороговорка: Лежит ежик у елки, у ежа иголки.

Воспитатель просит повторить детей скороговорку в разном темпе.

 

3.Итог занятия.

Как назывался рассказ?

Что больше всего вам запомнилось из рассказа?



Предварительный просмотр:

                                    «Путешествие в волшебный город звуков и букв».

Цель: повторить сформированные у детей знания, умения и навыки.

Задачи:

  • Закрепить знания об основных понятиях : буква, звук, слог, слово.
  • Закрепить умение  выделять нужный звук в слове, выполнить звукобуквенный анализ слова;
  • Развивать память, внимание, воображение ;

Материалы и оборудование: сюжетные картинки ;конверты с заданиями; доска с магнитами; дидактические игры; разрезные слоги, буквы.

Ход занятия

1.Психогимнастика:

Встанем дружно мы в кружок

За руки возьмёмся.

А теперь, мои друзья,

Друг другу улыбнёмся.(дети «дарят» улыбки друг другу и пожимают руки).

 2.«Вот теперь мы готовы продолжить наше путешествие в Страну Знаний в волшебный город Звуков и букв».

 

- Что вы знаете о звуках родного языка? (Звуки бывают гласные и согласные.)

- Что вы знаете о гласных звуках? (гласные звуки бывают первого и второго ряда).

- Что вы знаете о согласных звуках? (Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими).

Собрались животные жарких стран написать письмо диким животным, чтобы узнать, как им живется в лесу. Долго они спорили, кому именно написать? Зайцу - он трусливый, лиса – хитрая, волк – злой, медведь и еж зимой спят, белка – хлопотунья, она всегда занята. Решили написать мудрому оленю. Животные знали буквы, но не все.

Взяли они знакомые буквы и написали слово ОЛЕН (логопед выкладывает на магнитной доске). Слон сказал: «Не правильно. В слове олень звук Н – мягкий, а у нас твердый. Задумались звери и решили обратиться за помощью к буквам.

- Я умею обозначать мягкость согласных, - сказала буква И, пристраиваясь в конце слова. Стали звери читать - ОЛЕНИ.

- Опять не правильно,- возмутилась мартышка,- это же когда много оленей!

- Лучше стану я, - сказала буква Я. Стали читать - ОЛЕНЯ. Пробовала помочь буква Е, получилось ОЛЕНЕ.

Расстроились звери, и тут к ним вышла незнакомая буква, которая ничего не умела говорить, а только смягчала согласные. Звали букву мягкий знак.

Позвали звери букву Ь к себе. Мягкий знак с радостью согласился помочь и быстро стал в конце слова. ОЛЕНЬ - громко прочел слон. – Получилось!- запрыгала от радости мартышка. И все звери пошли сочинять письмо мудрому оленю.

Мягкий знак, мягкий знак,

Не звучит  совсем никак.

Но есть правило простое,

Мы легко его усвоим –

Если знак к согласной встанет,

Буква сразу мягкой станет.

Физкульминутка:         

А — начало алфавита

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала,(Приседания.)

Превратилась в букву Ш...

Школьник был, конечно, рад:

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)

Буквой Л расставим ноги,

 Словно в пляске — руки в боки.

Наклонились влево, вправо, Влево, вправо...

Получается на славу. Молодцы!

Загадка:

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.( мел)

В: Предлагаю разобрать это слово.

-Назови первый звук. Какой он?

-Назови второй звук. Какой он?

- Назови третий звук. Какой он?

- Сколько всего звуков в этом слове?

- Сколько согласных?

- Сколько гласных?

- Какой по счету гласный звук?

- Какой по счету согласный мягкий?

- Какой по счету согласный твердый?

В: Посмотрите, последний твердый звук [л] я превращу в мягкий.

 Как теперь прозвучит это слово?

Д: Мель.

В: Получилось новое слово. Что такое “мель”?

Д: Мелкое место. Где не глубоко, где мало воды…

В: Да, мель – это неглубокое место в водоеме.

Д: В слове “мел” последний звук – твердый согласный, а в слове “мель” - мягкий.

В: А чем эти слова похожи?

Д: Всего по три звука, первые два одинаковые.

(Один ребенок работает у доски.)

-Вот оказывается, какой секрет у буквы Ь.

 Мягкий знак - волшебник, он ставится после согласной буквы, чтобы показать, что ее следует читать мягко и помогает поменять  смысл слова.

Буква “ь” не обозначает звука сама по себе, а только подсказывает, как читать согласный звук. (Объяснение дается в том случае, если дети затрудняются сами сформулировать этот вывод).

На что похожа буква Ь?

Буква Р перевернулась-

Мягким знаком обернулась.

Мягкий знак – хитрый знак:

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь,

Без пожара, просто так?

Это буква Ь.

Давайте напишем эту букву:

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой вот так

Букву капелька смягчит,

Слово мягко прозвучит.

( Дети пишут букву вместе с воспитателем в воздухе, пальчиком на парте, на листочках)

Игра « Измени слово».

СОЛ,ДЕН,РОЛ,КОН,ЛЕН,НОЛ

В: Чтобы слово отгадать, нужно смягчить последний звук.

3.Заключительная.

- Что сегодня узнали нового?

- С какой буквой познакомились?

- Для чего она нужна?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...