Конспект НОД по теме "Цветик-семицветик" (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

План-конспект по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_tsvetik-semitsvetik.docx34.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Тема занятия: «Цветик-семицветик»

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Цель занятия: объяснение смысла пословицы «Жизнь дана на добрые дела» через анализ сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», беседы по содержанию и дидактической игры с использованием ИКТ - оборудования.

Задачи занятия: 

Образовательные: 

- объяснить характер главного персонажа сказки;

Развивающие: 

- пояснить мотивы поступков главного персонажа сказки;

Воспитательные: 

- выразить свое отношение к главному персонажу сказки;

- не перебивать и внимательно слушать товарищей.

Дополнительные задачи:

Игровая: собрать как можно больше звездочек.

Словарная работа: 

Планируемый результат занятия:

- объяснили смысл пословицы «Жизнь дана на добрые дела»;

- объяснили характер главного персонажа сказки;

- пояснили мотивы поступков главного персонажа сказки;

- выразили свое отношение к главному персонажу сказки;

- не перебивали и внимательно слушали товарищей.

- сыграли в дидактическую игру и собрали звездочки.

Подготовительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

Оборудование: ИКТ - оборудования; документ-камера; SMART доска; кубы; книга, лепестки цветка.

Наглядно-демонстрационный материал: иллюстрации к сказке В. Катаева «Цветик-семицветик».

Ход занятия

 

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

1. Проверка готовности детей к занятию.

2.  Создание мотивации, интереса к занятию.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

- Ребята, как вы думаете, что это? (Лепестки)

- Давайте проверим, получится у нас цветок или нет.

- Как вы думаете, из какой сказки цветок?

- Что вы можете сказать об этой сказке? Чему учить она?

- Мне эта сказка очень понравилась потому что, она научила меня не проходить мимо чужих проблем, помогать.

- Давайте вспомним сказку  В. Катаева «Цветик-семицветик».

«Как-то раз девочка Женя отправилась в магазин за баранками. Но дворовая собака по дороге съела все баранки.  Женя очень рассердилась и бросилась вслед за собакой. Она её так и не догнала, и при этом заблудилась. Женя очень расстроилась, и её стала утешать добрая старушка. Она отвела девочку в сад и сказала, что у неё есть волшебный цветок – цветик-семицветик, способный выполнять любые желания. Достаточно лишь сорвать один из семи лепестков и произнести вслух волшебные слова. Девочка очень обрадовалась подарку. Она загадала оказаться дома с баранками, и всё исполнилось в тот же миг. Второй лепесток Женя сорвала и починила мамину вазу, которую случайно разбила.  Третий лепесток Женя сорвала и оказалась на Северном полюсе, но там было очень холодно и страшно, поэтому она сорвала четвертый лепесток и вернулась домой. На пятый лепесток девочка загадала чтобы все игрушки были ее, но когда игрушки побежали на нее она испугалась и тут же сорвала шестой лепесток и все игрушки убежали обратно в магазины.»

Словесные: худ. слово, беседа, обсуждение

Наглядные:

иллюстрации

Интерес детей к занятию.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формирование проблемы в доступной для детей форме.

Как вы думаете, седьмой лепесток девочка Женя так же потратила?

(Опрос с помощью кубов)

Словесные: опрос

Понимать содержание и идею произведения.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, систематизация) определенного объема знаний и представлений.

Давайте прочитаем на что Женя потратила седьмой лепесточек.

Чтение фрагмента сказки  В. Катаева «Цветик-семицветик».

«Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила - и никакого удовольствия. «…»  И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась»

Беседа  по произведению:

- Кто ее написал?

- Кто главный герой сказки?

- Какой вам показалась Женя? Что вы о ней можете сказать? Объясните, как вы это поняли.

- Какие из желаний, которые загадала Женя, вам показались пустяковыми, ненужными?

- Почему вы так решили?

- Какие желания показались важными?

- Объясните, почему вы так думаете.

- Что из сказки понравилось больше всего?

- Как Женя поступила, когда остался всего один лепесток?

- Правильно, давайте я прочитаю этот момент еще раз.

- А теперь давайте вспомним, сколько лепестков Женя потратила зря? Почему?

- Объясните характер Жени? Изменился ли он в конце сказки?

- От чего зависели поступки Жени? Какие у нее были мотивы?

Физкультминутка

(Спинку держим ровно)

Девочки и мальчики прыгают, как мячики

Ручками хлопают    

Ножками топают

Глазками моргают                       

После чтения отдыхают.

- Пока мы отдыхали волшебные слова в конце предложения перепутались, давайте поможем автору восстановить их.

Игровой момент «Закончи предложение».

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

...

Лишь коснешься ты земли —

Словесные: беседа, обсуждение

Наглядные:

иллюстрации

Ознакомить с содержанием рассказа, закрепить словарные (новые) слова.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы.

Женя подготовила для вас интересное задание, оно очень необычное. Вы будете играть с волшебной доской. Но прежде чем начать игру давайте вспомним технику безопасности.

Напоминание о технике безопасности при работе с интерактивной доской.

Дидактическая игра на SMART доске.

1 задание: восстановить последовательность событий, заполнив ячейки верхнего ряда. Проверь себя, открыв ячейки нижнего ряда.

2 задание: выбери персонажа и посоревнуйся со своим товарищем: выстрой картинки три в ряд (вертикально, горизонтально и диагонально).

3 задание: нарисуй волшебный цветик-семицветик.

4 задание: перемести в коробку сюжет, который не имеет отношения к сказке «Цветик-семицветик».

5 задание: пропусти ход.

6 задание: опиши фотокарточку, которую прислала Женя (с помощью документ-камеры).

7 задание: найди каждой картинке пару и соедини их.

Зрительная гимнастика

«Глазкам нужно отдохнуть.»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Словесные: беседа, обсуждение

Наглядные: иллюстрации

Практические: дидактическая игра  на SMART доске

Закрепить словарные (новые) слова, расширить знания об одуванчике.  

3.

Заключительный этап

1. Подведение итого деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки.

Давайте повторим, что мы с вами сегодня делали на занятии:

- О какой сказке сегодня мы говорили? 

- Кто ее написал?

- Кто главный герой сказки?

- Вам понравилась сказка?

- О чем она?

- Как вам кажется, какое желание было самым лучшим, самым правильным?

- Обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?

- Добрые дела можно делать и без волшебства,  достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в трудную минуту, не ждать, когда вас попросят об этом. Об этом, как раз и говорит пословица « Жизнь дана на добрые дела».

Словесные: беседа

Подведение итогов занятия.

— Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила — и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее. Пошла она на улицу, идет и думает:

«Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю- ка я себе, пожалуй, два кило «мишек». Нет, лучше два кило «прозрачных». Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило «мишек», полкило «прозрачных», сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться».

Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный — сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

— Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

— Витя. А тебя как?

— Женя. Давай играть в салки?

— Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

— Как жалко! — сказала Женя. — Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

— Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

— Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! — воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. — Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли —

Быть по-моему вели.

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект сценария дня рождения для подготовительной группы «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» Конспект сценария дня рождения для детей подготовительной к школе группы.

Конспект сценария "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве" рассчитан на детей 6-7 лет. Более подходит для проведения дня рождения у девочки. Будет полезен для музыкальных руководителей, педаго...