«Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»/
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Фрумузаки Валентина Валериевна

план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_rasskaza_yabloko.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

город Покачи

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад

Конспект НОД по развитию речи

в подготовительной группе

«Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» 

Подготовила  воспитатель:

Фрумузаки В.В

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

 «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» 

Педагогическая цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Развивающие:

  • Совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
  • Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Воспитательные:

  • Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества.

Виды деятельности: коммуникационная, игровая, исследовательская.

Средства реализации: фрукт (яблоки разных сортов), опорные картинки, мультимедийная презентация.

Словарная работа: не мог отвести глаз, но не мог одолеть лень, собрался с силами, дух захватило.

 Методы и приемы:

Словесные (беседа, чтение рассказа, поощрение).

Наглядные (просмотр мультимедийной презентации).

Здоровьезберегающая технология:

- физкультминутка «Яблоко».  

Содержание образовательной деятельности

I. Мотивационно – побудительный этап.

1.Организационный момент:

Воспитатель:

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!»

Каждый день  - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

На занятии наши глаза внимательно

Смотрят и все…(видят)

Уши внимательно слушают

И все …(слышат)

Голова хорошо…(думает)

Загадывание загадки:

Воспитатель загадывает загадку

Круглое, румяное

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки.   (Яблоко).

(воспитатель достает  тарелку с яблоками)

2.Исследовательская деятельность

(дети рассматривают яблоки, называя их признаки).

Воспитатель: Правильно ребята, это яблоко. Давайте рассмотрим яблоки: Какие они по внешнему виду? (Ответ детей - красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые)

Воспитатель: Какие они по размеру? (Ответ детей - большие, маленькие, огромные).

Воспитатель: А какие они по запаху? ( Ответ  детей - ароматные, душистые).

Воспитатель: А как вы думаете, какие они на вкус? (Ответ детей - вкусные, сладкие, сочные, нежные).

II. Организационно – поисковый этап.

Слайд 3.

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с рассказом, в котором тоже говорится о яблоках. А называется он  «Яблоко и рассвет» Написал  рассказ  Василий  Александрович Сухомлинский.

3.Рассказ о Сухомлинском.

Родился в обычной украинской деревне, после окончания школы пошел учиться на учителя. Работал учителем в селе. Как началась Великая Отечественная Война, отправился на фронт. Во время битвы за Москву был ранен, осколок снаряда задел его сердце. Врачи не давали никакой гарантии, что молодой человек выживет. Однако Сухомлинский, вопреки всем прогнозам, пошел на поправку и в дальнейшем всю жизнь носил в сердце кусочек снаряда, который хирурги так не смогли извлечь. Этот человек был не только прекрасным учителем, но и известным писателем. Он всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании детей, 1500 увлекательных сказок для детей, в которых учил их добру, ответственности, справедливости.

(воспитатель показывает произведения  на экране и др.)

Слайд 4.

Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам этот  рассказ. Вы слушайте внимательно. После прочтения  ответьте мне на вопросы:  «О чем этот рассказ? Кто главные герои?».

Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.

Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

– Ну что ж, теперь яблоко твое. Срывай, – сказал дедушка.

– Нет, дедушка… Лучше завтра.

– Почему?

– Хочу еще раз увидеть рассвет.

Слайд 5.

4.Словарная работа: (разбор фразеологических оборотов)

не мог отвести глаз – долго смотрел, любовался, когда так говорят? (когда видят что-то красивое или удивительное)

не мог одолеть – не мог победить, побороть, когда так говорят? (когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень)

собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что – то сделать когда так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)

дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления).

Воспитатель: Думаю, вы немного устали и пора отдохнуть.

5.Физкультминутка «Яблоко».

Вот так яблоко! (встали)

Оно – (руки в стороны)

Соку сладкого полно, (руки на поясе)

Руки протяните, (протянули руки вперед)

Яблоко сорвите. (руки вверх)

Стал ветер веточку качать,(качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать(подтянулась)

Быстро яблоко сорву (хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко! (встали)

Оно – (руки в стороны)

Соку сладкого полно, (руки на поясе)

6.Повторное чтение рассказа.

Слайд 6.

Беседа по тексту:

Воспитатель: Как звали дедушку? (Ответ детей -  дедушка Корней).

- Как звали внука?(Ответ детей  - Миша).

- Куда приходил Миша?(Ответ детей  - в сад к дедушке).

- Чем угощал дед внука?(Ответ детей - яблоками, грушами, медом)

- Что такое рассвет?(Ответ детей -это время перед восходом солнца, начало утра).

- Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете?( Ответ детей - потому что он ленился)

- Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад?

- Каким яблоко было?(Ответ детей - как небо на рассвете – розовым)

- Почему мальчик не стал рвать яблоко?( Ответ детей - еще раз захотел увидеть рассвет).

7. Составление плана рассказа.

Воспитатель: Если мы сможем составить план рассказа, то и пересказывать нам будет легче. Помните, с чего начинается рассказ? Как можно кратко назвать эту часть рассказа?» Я вам помогу.

Слайд 7.

Вот смотрите, как я подобрала картинки к 1 части рассказа. Правильно, молодцы «В саду у дедушки Корнея».
- А что же увидел Миша в саду? Как развивалось дальше действие?
Воспитатель: Как назвать вторую часть рассказа? Посмотрите.

 Слайд 8.

Воспитатель: Следующая картинка вам подскажет - «О чем мечтал Миша»»
Слайд 9.

Воспитатель: Почему Миша не мог прийти в сад? Что ему мешало? Третья картинка.
«Миша победил лень».
Воспитатель: Получил мальчик заветное яблоко?

Слайд 10.

Воспитатель: Как это яблоко описал Василий Сухомлинский?

Воспитатель: А когда это яблоко стало не белым, а розовым? (Ответ детей - когда взошла утренняя звезда).

Слайд 11.

8.Пересказывать литературного текста.

 Воспитатель: План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили и пересказали его.(пересказывают  2-3 ребенка)

Слайд 12.

9.Обыгрывание по ролям диалога.

Воспитатель. Давайте представим, как Миша и дедушка разговаривали (диалог). О чем попросил Миша? А что ответил дедушка? Давайте разыграем эту сценку.

III. Рефлексивно – корригирующий этап.

Воспитатель.

  • С произведением, какого автора мы сегодня познакомились?(Ответ детей –В.А.Сухомлинский)
  •  Как называется рассказ ? (Ответ детей – «Яблоко и рассвет»)
  • Что понадобилось Мише, чтобы сорвать яблоко?( Ответ детей - потрудиться-налить пчелам воды, срезать сухие веточки). 
  •  Чему научил нас этот рассказ ?(Ответ детей – победив лень, можешь  добиться желаемого(мечты).

Воспитатель. Ребята, пока вы работали, я  вспомнила очень хорошие  пословицы о труде.

    Слайд 13.

  • Умелые руки работы не боятся.
  • Веселись, играй, да дело знай.
  • Кто на все руки, у того нет скуки.
  • Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
  • Тот труда не боится, кто умеет трудиться.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Была бы охота, заладится всякая работа.
  • Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

      Угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Пересказ рассказа В. Сухомлинского "Яблоко и рассвет" - подготовительная группа.

Презентация "Пересказ рассказа В. Сухомлинского "Яблоко и рассвет" - подготовительная группа....

Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет" в подготовительной группе

Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет" в подготовительной группе...

НОД «Путешествие в страну Красивой речи» Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Непосредственно - образовательная деятельность по развитию речи.Направление: познавательно – речевое.Основная образовательная область: коммуникация.Интеграция образовательных областей: познание,...

Презентация к занятию по речевому развитию на тему: "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет"

ТЕМА: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»ЦЕЛЬ: совершенствование  умения  пересказывать и составлять план пересказа.ЗАДАЧИ:Совершенствовать умени...

Конспект ООД «Развитие речи» Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

ТЕМА: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»ЦЕЛЬ: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.ЗАДАЧИ:1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:Продолжать учить содержательно,...

Конспект занятия на тему: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» в подготовительной группе.

Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их....