Тематическое занятие: "Знакомство с творчеством К.Д.Ушинского"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Формирование бережного отношения к живой природе, через ознакомление с произведениями К. Д. Ушинского «Четыре желания», «Умей обождать», «Ласточка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ushinskiy_.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Улыбка»

Тематическое занятие:

«Знакомство с творчеством К.Д.Ушинского»

Казанова Е.Е., воспитатель

2023год

Цель: Формирование бережного отношения к живой природе, через ознакомление с произведениями К. Д. Ушинского «Четыре желания», «Умей обождать», «Ласточка».

Задачи:

• Познакомить с произведениями К. Д. Ушинского.

• Учить детей внимательному прослушиванию художественной литературы.

• Развивать умение, высказывать своё мнение

• Развивать кругозор

• Способствовать обогащению словарного запаса

• Развивать устную речь

• Воспитывать бережное отношение к птицам, доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

Материалы и оборудование: портрет К. Д. Ушинского; иллюстрации с изображением ласточки, ее полета и гнезда; музыкальное воспроизведение щебета ласточки, изображения перелетных птиц, карта мира.

Ход занятия:

Воспитатель: В 2023 году много знаменательных дат, одна из них 200-летие со Дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, который был одним из основателей российской педагогики.

К. Д. Ушинский говорил: «Каждая школа, каждый педагог неизбежно выполняют одну из двух функций: или они готовят счастье своей стране, или несчастье»

И сегодня я предлагаю вам познакомиться с жизнью и творчеством Константина Дмитриевича Ушинского.

Костя родился 19 февраля 1823 года (3 марта по новому стилю) в г.Тула, в дворянской семье. Отец, отставной офицер и мать были любящей парой. После рождения Константина семья из Тулы переезжает в небольшой уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, куда отца назначают судьей. Все детство и отрочество проходят недалеко от города на берегу реки Десны, где глава семейства приобрел небольшое поместье.

Мама, Любовь Степановна, сама руководила его занятиями на начальном этапе и сумела пробудить в нем любознательность, пытливость и любовь к наукам и чтению. Собранной семейством Ушинских библиотеке, завидовал весь уезд. Понимание того, что обучение должно быть воспитывающим, мальчик знал с детства. Эта заслуга матери, которая, к сожалению, рано умерла. Косте было неполных 12 лет. Константин Дмитриевич часто вспоминал маму во взрослые годы, и как говорил Ушинский:

«Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду, оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни"

-Дети! Отгадайте загадку.

В светлице живут четыре сестрицы:
Одна от горя седая,
Другая зеленая, молодая,
Третья жаркая, пряная,
Четвертая желтая, румяная.
( времена года)

- А давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:

- Зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)

- Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)

- Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)

- Осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)

- Вы знаете ребята, что был один мальчик, которого звали Митя, и ему нравились все четыре времени года? (реплики детей)

- Об этом мальчике писатель Константин Дмитриевич Ушинский написал очень интересный рассказ, который называется «Четыре желания». Хотите послушать? Я попрошу Вас быть очень внимательными.

(воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»)

— О чём говорится в этом рассказе? - (о разных временах года)

— О каком времени года в рассказе говорится первым? ( о зиме)

— Почему Митя прибежал домой румяный и весёлый?- (Ответы детей)

— Чем Мите понравилась зима? - (Ответы детей)

— О каком своём желании он сказал отцу? (Ответы детей)

— Куда предложил отец записать желание Мити? (Ответы детей)

— Почему Митя назвал весну прелестью? (Ответы детей)

— Какое желание мальчик назвал отцу в этот раз? (Ответы детей)

— Что опять посоветовал отец сделать Мите? (Ответы детей)

— Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве)

— Какими словами мальчик сказал об осени? (Ответы детей)

- Скажите, может так быть, чтобы человеку нравились все времена года, как Мите? (Ответы детей)

- Почему рассказ называется «Четыре желания»? (Ответы детей)

- Ребята, какой же можно сделать вывод — какое же время года лучшее?  (правильно, каждое время года прекрасно по-своему)

Игра – шутка «Для чего?»

-Для чего нужны нам уши?

-Чтобы ими сказки слушать.

-А глаза?

-Смотреть картинки.

-Руки?

-Надевать ботинки.

-Ноги?

-Чтоб в футбол играть.

-А язык?

-Чтоб не болтать.

Воспитатель задает вопрос, дети на него отвечают готовым литературным текстом.

– Для чего же нам нужны уши?

– Ребята, а вы любите сказки?

Верить в сказку – это счастье

И тому, кто верит

Сказка обязательно

Отворит все двери!

Днем волшебнику не спится

Он наденет маску.

Тихо скрипнет половица

И вновь к нам входит сказка.

А, что за сказка к нам пришла, вы узнаете, отгадав загадки.

Голосистый наш герой

Носит шпоры за собой.

Раньше зореньки встаёт,

Громко песенки поёт.

(Петух)

Кто кудахчет целый день?

Ей в гнезде сидеть не лень.

Её жёлтые ребятки

Называются «цыплятки».

(Курица)

– Сегодня я познакомлю вас со сказкой Константина Дмитриевича Ушинского «Умей обождать».

– Садитесь поудобнее, приготовьтесь слушать.

 Чтение сказки воспитателем.

«Умей обождать»

Жили-были себе брат да сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал, и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох! — кричит петушок, — беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник — и прошло.

Выздоровел петушок и пошел в поле: бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит:

– Не пей, Петя, обожди, пока простынешь.

Не послушался петушок, напился холодной воды — и тут его стала бить лихорадка: насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.

Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед проломился, и петушок — бултых в воду! Только петушка и видели.

 Работа над языком и содержанием сказки.

– Ребята, вам понравилась сказка?

– Как называется сказка?

– Кто автор?

– Назовите героев сказки?

– Вспомните, как начинается сказка?

– Что говорила курочка петушку, когда он стал клевать зеленехонькую смородину?

– Каким другим словом можно заменить слово зеленехонькую?

– Почему петушок заболел?

– Когда во второй раз курочка советовала петушку обождать?

– Что сделал Петя?

– Когда в третий раз курочка давала совет обождать?

– Как курочка объясняла петушку, почему надо обождать?

 Физкультурная минутка «Петушок»

Петушок стоит на ножке

И клюет в саду горошки (стоят на одной ноге, руками изображают, как петушок клюет)

– Ой, устала ножка,

Похожу немножко (ходьба на месте)

(Повторить еще раз с другой ногой)

– Бывает ли такое, что вы не слушаете добрых советов своих родных, близких, знакомых?

– Назовите примеры вашего непослушания.

– Что из этого получилось?

– Какой вывод вы сделали?

Включается музыкальное сопровождение. Воспитатель призывает: Ребята, ребята? Вы слышите? Кто это? Кто это к нам заглянул? Вы все узнали?

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины

- ответы детей

- Молодцы, правильно это ласточка. Все лето она нас радует своим щебетанием и полетом. А потом улетает в далекие страны. А почему она должна улетать от нас?

(Правильно, наступила осень…)

- А вы бы хотели узнать больше о жизни этой маленькой, но очень быстрой птички?

- ответы

- Тогда приготовьтесь…

 Константин Дмитриевич написал много поучительных рассказов для детей. И сегодня мы познакомимся с рассказом о маленькой и очень трудолюбивой птичке ласточке.

Но перед тем как отправиться в увлекательный мир художественного слова, давайте вспомним, как летают птички.

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка»

- Вот мы и узнали с вами о жизни маленькой птички.

Обсуждение рассказа:

1. С жизнью какой птички мы сегодня познакомились?

2. А перелетная ли это птица?

3. Как далеко она улетает зимовать?

4. А весной, куда она возвращается?

5. Можно ли разорять гнезда птиц?

7. А из каких материалов ласточки строят свои гнезда?

8. Нужно ли заботиться о сохранение птичьих жилищ?

9. Как вы думаете: мальчик, узнав, как живет ласточка, захочет сломать ее гнездо?

10. Как нужно относиться к природе?

Молодцы, Вы все внимательно слушали. А чему нас учит этот рассказ?

-Ответы

Правильно, он учит нас бережному отношению к миру природы. Самое главное: он учит нас доброте и бережному отношению ко всему животному миру. Каждое животное или птичка выполняют свою важную роль и для того чтобы в мире была гармония нужно уважать и заботиться о природе и животных.

Рефлексия.

– Как вам было сегодня на занятии?

– Что вам больше всего понравилось?

– С какими сказками мы сегодня познакомились?

– Кто автор сказки?

(ответы детей)

Учат сказки нас с тобою жить,

Раскрывают нам волшебные секреты.

Злых и жадных учат не любить

И дают нам в жизни мудрые советы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ЗНАКОМСТВО С ОБРЯДОВЫМИ ПЕСНЯМИ МАСЛЕНИЦЫ».

Конспект тематического занятия "Знакомство с обрядовыми песнями Масленицы" Материал интересен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ....

Конспект музыкального тематического занятия «Знакомство с русской деревянной ложкой» для подготовительной группы c презентацией.

Цель: Развитие речи и двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках;Задачи: Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах. Развивать ре...

Тематическое занятие "Знакомство с театром"..

Данный материал будет интересен воспитателям. музыкальным руководителям, педагогоам дополнительного образования  с целью знакомства детей с миром театра. Его целесообразно проводить на Неделе теа...

Тематическое занятие: "Знакомство с музыкальными инструментами Адыгов"

Тематическое занятие: «Музыкальные инструменты адыгов»Цель:- продолжить знакомить детей с адыгейским этикетом, с адыгейскими инструментами- воспитывать любовь к своему народу, традициямХод...

План - конспект музыкального занятия "Знакомство дошкольников с творчеством знаменитого земляка, оперным певцом Дмитрием Хворостовским ".

Дети подготовительной группы знакомятся со знаменитым земляком , оперным певцом,  Дмитрием Хворостовским, слушают в его исполнении р.н. песню "Калинка", играют на музыкальных инструмент...