Тематическое занятие: "Знакомство с музыкальными инструментами Адыгов"
план-конспект занятия (старшая группа)

Бибова Сусана Азаматовна

Тематическое занятие: «Музыкальные инструменты адыгов»

Цель:

- продолжить знакомить детей с адыгейским этикетом, с адыгейскими инструментами

- воспитывать любовь к своему народу, традициям

Ход занятия:

Традиционные музыкальные инструменты адыгов представляют собой богатейший пласт духовной культуры народа. За свою многовековую историю именно инструментальная культура составляет огромный вклад в традиции этноса. Об этом свидетельствует значительный пласт инструментальных текстов в обрядах и чрезвычайная развитость в этой традиции танцевальной музыки. Народами выработаны характерные интонационные особенности, ритмические организации музыкального языка, дифференциация инструментальных тембров.

У адыгов бытовало и ныне имеется множество музыкальных инструментов древнейших и современных, простейших, и более сложных по конструкции. Среди них представлены все группы принятой ныне классификации музыкальных инструментов.

Древний адыгский народ выработал самобытные му­зыкальные инструменты. Манера и техника игры на них совершенствовались веками. Инструменты, о которых помнят в народе, или те, что бытуют по сей день, немногочисленны. Среди них шычепщын, камыль, пхачич и пщынэ.

ШЫЧЭПЩЫН

 

ЩыкIэпщын-один из наиболее распространенных и популярных в свое время в народе старинных смычковых струнных инструментов, из которого звуки извлекались путем трения ос струну из конского волоса, смычка. Название этого инструмента происходит от двух слов: «шы»-конь, «кIэ»-конский хвост, в котором волосы конского хвоста использовались для изготовления струн. ЩыкIэпщын имеет продолговатую форму в виде лодочки с шейкой и головкой. Изготавливается он из цельного куска крепкого звонкого дерева (груша, липа, ольха). ЩыкIэпщын является обязательной принадлежностью хьакIэщ.

 

Къамыль

 

Къамыл – открытая продольная флейта (къамыль – буквально «камыш»). Видимо, в своё время къамыль изготавливали только из камыша.

У адыгов существует очень известная легенда о происхождении къамыля. Нарт Ащамез проводил всю свою жизнь в седле. Как-то устав, он решил отдохнуть, прилечь под старым развесистым деревом и заснул крепким богатырским сном. Ашамез не услышал и не почувствовал, как подул сильный ветер, полил дождь, с треском обломилась и упала ветка, прикрыв его листьями. Но Ашамез услышал другие звуки – нежные, певучие. Он долго лежал, прислушиваясь, пока не понял, что это поёт сломанная ветка. Теперь он не только вслушивался, но и внимательно осматривал дерево, и увидел, что древесные черви выели сердцевину ветки, а в коре просверлили множество дырочек, в которые залетел ветер, и звучала музыка. Ащамез отрезал часть ветки, дунул в отверстие, и по лесу разлилась удивительной красоты мелодия. Так по преданию появился къамыль.

Пхъэчыч.

 


Пхъэчыч – ударный инструмент типа трещотки. Пхъэк1ыч происходит от слов: «пхъэ» - «дерево» и «к1ыч» - звукоподрожательное слово, близкое звукам при ударе по дереву.

Пхъэк1ыч представляет собой от 3-х до 9 деревянных пластин, прикрепленных кожаным ремешком к рукоятке. Среди славянского населения Северо –Западного Кавказа пхъэчыч более известен под названием «адыгские трещетки».

Сохранилась легенда о происхождении пхачича. По преданию этот инструмент придумал нарт Ащамез. Он обточил несколько маленьких дощечек из чинары, сложил их вместе и связал их края с одной стороны. Нартский герой считал, что играть на къамылэ значительно легче и красивее под звуки пхъэчыча.

 

Пщынэ

 


 

Пщынэ- современный, наиболее популярный и распространенный в народе клавишный пневматический язычковый инструмент, из которого звуки извлекаются за счет вибрации язычка под напором воздушной струи, создаваемой при растяжении или сжатии мехов. Пщынэ в основном используется для исполнения танцевальной музыки.

 

 

 

 

Адыгейская арфа(пщынэтIаркъо)

 

Адыгейская арфа – пщынэтIаркъо, произошло от слова тIаркъо ( рогатина, что указывает на угловатую форму инструмента.По данным Хан-Гирея, внешним видом и устройством пшынэтарко была похожа на обыкновенную арфу и имела 24 струны из тонко перевитого конского волоса. Как и апэпшин пшынэтакъо являлась инструментом аристократии. Сведения о пшынэтаркъо имеются также у С.И.Танеева.

 Сырын и бжамий.

Сырын – продольная флейта типа свирели. Сырын представлял собой полую трубку – дудочку из дерева, имеющего мягкую сердцевину. Первоначально репертуар сырын состоял из подражаний звукам природы. Потом инструмент стал использоваться для сопровождения хорового сольного пения, иногда танцев. Применялся он главным образом в напевах жизнерадостного, светлого характера.

 Бжамий - пастуший рог

изготовлялся из рога буйвола. Использовался как сигнальный инструмент. Употреблялся также при исполнении старинных «гъыбзэ» - воплей, плачей, слагавшихся в память погибших героев.

Музыкальные инструменты можно разделить на группы.

Первая группа -это духовые инструменты.

къамыл – флейта;

сырын -вид продольной флейты;

 накъырэ -духовой инструмент с одинарной или двойной тростью;

 пщынэ бжъэмый- мундштучный духовой инструмент из рога.

Вторая группа - струнные музыкальные инструменты:

Iапэпщин-щипковый инструмент типа балалайки;

пщинэтIаркъо-щипковый инструмент типа духовой арфы;

щыкIэпщын-смычковый инструмент типа скрипки;

пщынэкъэб-смычковый инструмент типа виолончели.

 

 

Третья группа- мембранные инструменты:

шъотIырпI-ударный инструмент типа барабана. Название этого инструмента произошло от слова «шъо»-кожа и «тIырпI»-звукоподражательное слово имитирующее звук удара о кожу.

 Четвертая группа- самозвучащие ударные инструменты:

пхъэчыч-трещетки.

Часть перечисленных инструментов, таких как сырын, бжъэмый, Iапэпщин, пщинэтIаркъо и шъотIырпI, не сохранились до наших дней. Отрывочные сведения о них встречаются лишь в историко-этнографической литературе и фольклоре. Такие инструменты, как накъырэ и гармоника заимствованы у других народов, но они приняты и признаны адыгами и превращены в национальные. В дальнейшем они получили адыгейские названия.

А теперь будем отгадывать загадки.

А трехрядка неплоха, есть и кнопки и меха,

То толстеет, то худеет, на весь двор голосит.(пщынэ)

Назовите без ошибки, инструмент похож на скрипку,

Есть и струны и смычок, в адыгейской музыке не новичок! (ШыкIэпщын)

 Очень древний и простой, инструмент внутри пустой,

Пластиночки упруго бьют, ритм ансамблю задают.(пхъэчыч)

 Ростом мал и пузат, а заговорит —

Сто крикливых ребят, сразу заглушит.

 Расскажу тебе дружок, в древние века,

Дунул тихий ветерок в трубку камыша,

И Адыг услышал вдруг, нежный мелодичный звук,

И родился в тот момент, музыкальный инструмент.  (къамыль)

Адыгейские музыкальные инструменты их звучание жизненно необходимо каждому адыгу в нашем современном мире.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_adygeyskimi_instrumentami.docx533.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тематическое занятие: «Музыкальные инструменты адыгов»

Цель:

- продолжить знакомить детей с адыгейским этикетом, с адыгейскими инструментами

- воспитывать любовь к своему народу, традициям

Ход занятия:

Традиционные музыкальные инструменты адыгов представляют собой богатейший пласт духовной культуры народа. За свою многовековую историю именно инструментальная культура составляет огромный вклад в традиции этноса. Об этом свидетельствует значительный пласт инструментальных текстов в обрядах и чрезвычайная развитость в этой традиции танцевальной музыки. Народами выработаны характерные интонационные особенности, ритмические организации музыкального языка, дифференциация инструментальных тембров.

У адыгов бытовало и ныне имеется множество музыкальных инструментов древнейших и современных, простейших, и более сложных по конструкции. Среди них представлены все группы принятой ныне классификации музыкальных инструментов.

Древний адыгский народ выработал самобытные музыкальные инструменты. Манера и техника игры на них совершенствовались веками. Инструменты, о которых помнят в народе, или те, что бытуют по сей день, немногочисленны. Среди них шычепщын, камыль, пхачич и пщынэ.

ШЫЧЭПЩЫН

https://fhd.multiurok.ru/f/c/5/fc50da4f14c582579755c681f3cd9f6d865c22e9/mietodichieskoie-posobiie-dlia-uchitielia-po-tiemie-muzyka-moiegho-naroda-muzyka-adyghskogho-naroda_4.png

ЩыкIэпщын-один из наиболее распространенных и популярных в свое время в народе старинных смычковых струнных инструментов, из которого звуки извлекались путем трения ос струну из конского волоса, смычка. Название этого инструмента происходит от двух слов: «шы»-конь, «кIэ»-конский хвост, в котором волосы конского хвоста использовались для изготовления струн. ЩыкIэпщын имеет продолговатую форму в виде лодочки с шейкой и головкой. Изготавливается он из цельного куска крепкого звонкого дерева (груша, липа, ольха). ЩыкIэпщын является обязательной принадлежностью хьакIэщ.

Къамыль

https://fhd.multiurok.ru/f/c/5/fc50da4f14c582579755c681f3cd9f6d865c22e9/mietodichieskoie-posobiie-dlia-uchitielia-po-tiemie-muzyka-moiegho-naroda-muzyka-adyghskogho-naroda_5.png

Къамыл – открытая продольная флейта (къамыль – буквально «камыш»). Видимо, в своё время къамыль изготавливали только из камыша.

У адыгов существует очень известная легенда о происхождении къамыля. Нарт Ащамез проводил всю свою жизнь в седле. Как-то устав, он решил отдохнуть, прилечь под старым развесистым деревом и заснул крепким богатырским сном. Ашамез не услышал и не почувствовал, как подул сильный ветер, полил дождь, с треском обломилась и упала ветка, прикрыв его листьями. Но Ашамез услышал другие звуки – нежные, певучие. Он долго лежал, прислушиваясь, пока не понял, что это поёт сломанная ветка. Теперь он не только вслушивался, но и внимательно осматривал дерево, и увидел, что древесные черви выели сердцевину ветки, а в коре просверлили множество дырочек, в которые залетел ветер, и звучала музыка. Ащамез отрезал часть ветки, дунул в отверстие, и по лесу разлилась удивительной красоты мелодия. Так по преданию появился къамыль.

Пхъэчыч.

https://fhd.multiurok.ru/f/c/5/fc50da4f14c582579755c681f3cd9f6d865c22e9/mietodichieskoie-posobiie-dlia-uchitielia-po-tiemie-muzyka-moiegho-naroda-muzyka-adyghskogho-naroda_6.png


Пхъэчыч – ударный инструмент типа трещотки. Пхъэк1ыч происходит от слов: «пхъэ» - «дерево» и «к1ыч» - звукоподрожательное слово, близкое звукам при ударе по дереву.

Пхъэк1ыч представляет собой от 3-х до 9 деревянных пластин, прикрепленных кожаным ремешком к рукоятке. Среди славянского населения Северо –Западного Кавказа пхъэчыч более известен под названием «адыгские трещетки».

Сохранилась легенда о происхождении пхачича. По преданию этот инструмент придумал нарт Ащамез. Он обточил несколько маленьких дощечек из чинары, сложил их вместе и связал их края с одной стороны. Нартский герой считал, что играть на къамылэ значительно легче и красивее под звуки пхъэчыча.

Пщынэ

https://fhd.multiurok.ru/f/c/5/fc50da4f14c582579755c681f3cd9f6d865c22e9/mietodichieskoie-posobiie-dlia-uchitielia-po-tiemie-muzyka-moiegho-naroda-muzyka-adyghskogho-naroda_7.png

Пщынэ- современный, наиболее популярный и распространенный в народе клавишный пневматический язычковый инструмент, из которого звуки извлекаются за счет вибрации язычка под напором воздушной струи, создаваемой при растяжении или сжатии мехов. Пщынэ в основном используется для исполнения танцевальной музыки.

Адыгейская арфа(пщынэтIаркъо)

hello_html_m4bb35c47.gif

Адыгейская арфа – пщынэтIаркъо, произошло от слова тIаркъо ( рогатина, что указывает на угловатую форму инструмента.По данным Хан-Гирея, внешним видом и устройством пшынэтарко была похожа на обыкновенную арфу и имела 24 струны из тонко перевитого конского волоса. Как и апэпшин пшынэтакъо являлась инструментом аристократии. Сведения о пшынэтаркъо имеются также у С.И.Танеева.

 Сырын и бжамий.

Сырын – продольная флейта типа свирели. Сырын представлял собой полую трубку – дудочку из дерева, имеющего мягкую сердцевину. Первоначально репертуар сырын состоял из подражаний звукам природы. Потом инструмент стал использоваться для сопровождения хорового сольного пения, иногда танцев. Применялся он главным образом в напевах жизнерадостного, светлого характера.

 Бжамий - пастуший рог

изготовлялся из рога буйвола. Использовался как сигнальный инструмент. Употреблялся также при исполнении старинных «гъыбзэ» - воплей, плачей, слагавшихся в память погибших героев.

Музыкальные инструменты можно разделить на группы.

Первая группа -это духовые инструменты.

къамыл – флейта;

сырын -вид продольной флейты;

 накъырэ -духовой инструмент с одинарной или двойной тростью;

 пщынэ бжъэмый- мундштучный духовой инструмент из рога.

Вторая группа - струнные музыкальные инструменты:

Iапэпщин-щипковый инструмент типа балалайки;

пщинэтIаркъо-щипковый инструмент типа духовой арфы;

щыкIэпщын-смычковый инструмент типа скрипки;

пщынэкъэб-смычковый инструмент типа виолончели.

Третья группа- мембранные инструменты:

шъотIырпI-ударный инструмент типа барабана. Название этого инструмента произошло от слова «шъо»-кожа и «тIырпI»-звукоподражательное слово имитирующее звук удара о кожу.

 Четвертая группа- самозвучащие ударные инструменты:

пхъэчыч-трещетки.

Часть перечисленных инструментов, таких как сырын, бжъэмый, Iапэпщин, пщинэтIаркъо и шъотIырпI, не сохранились до наших дней. Отрывочные сведения о них встречаются лишь в историко-этнографической литературе и фольклоре. Такие инструменты, как накъырэ и гармоника заимствованы у других народов, но они приняты и признаны адыгами и превращены в национальные. В дальнейшем они получили адыгейские названия.

А теперь будем отгадывать загадки.

А трехрядка неплоха, есть и кнопки и меха,

То толстеет, то худеет, на весь двор голосит.(пщынэ)

Назовите без ошибки, инструмент похож на скрипку,

Есть и струны и смычок, в адыгейской музыке не новичок! (ШыкIэпщын)

 Очень древний и простой, инструмент внутри пустой,

Пластиночки упруго бьют, ритм ансамблю задают.(пхъэчыч)

 Ростом мал и пузат, а заговорит —

Сто крикливых ребят, сразу заглушит.

 Расскажу тебе дружок, в древние века,

Дунул тихий ветерок в трубку камыша,

И Адыг услышал вдруг, нежный мелодичный звук,

И родился в тот момент, музыкальный инструмент.  (къамыль)

Адыгейские музыкальные инструменты их звучание жизненно необходимо каждому адыгу в нашем современном мире.

hello_html_34c49042.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально – тематического занятия «В мире музыкальных инструментов» (гармонь, баян, аккордеон) (старший дошкольный возраст)

Цель: обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов,учить различать их тембровую окраску;формировать способность находить общее и различное у похожих внешне инструментов...

Музыкально-тематическое занятие "Эти удивительные музыкальные инструменты" в подготовительной группе

Слушание с ребятами  произведений классической музыки. Закрепление знаний о музыкальных инструментах симфонического оркестра, о тембрах, о звукоизвлечении. Знакомство с  понятиями  соло...

Конспект музыкального тематического занятия «Знакомство с русской деревянной ложкой» для подготовительной группы c презентацией.

Цель: Развитие речи и двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках;Задачи: Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах. Развивать ре...

Музыкально-тематическое занятие "Знакомство с русской ложкой"

В рамках тематического занятия развивать двигательную и речевую сферу детей старшего дошкольного возраста посредством игры на детском музыкальном инструменте (деревянная ложка). Обогощать духовную кул...

Конспекты музыкальных занятий «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием»

Конспекты музыкальных занятий «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием»...

Музыкальное занятие «Знакомство с Башкирским музыкальным инструментом КУБЫЗ»

Музыкальное занятие во второй группе раннего возраста «Знакомство с Башкирским музыкальным инструментом КУБЫЗ»...